Файл: Протокол 4 От 13 февраля 2023 г. Утверждаю директор маоу до ддт Искорка г. Томска О. В. Кириченко.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).»Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ е1 – а5»).
«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы обучающихся.
-
ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Теория: ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Практика: дидактические игры и задания
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
-
ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Теория: две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практика: дидактические игры и задания
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
-
ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Практика: дидактические игры и задания
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
-
ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Практика: дидактические игры и задания
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и задания«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. «Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
-
Повторение программного иатериала.
Практика: проводятся упражнение на закрепление пройденного материала.
-
Тренировочные и турнирные партии.
Практика: проведение соревнований различного уровней, турниры, блиц – турниры и т.д.
-
Итоговое занятие. Проводится итоговая контрольная работа.
1.4. Планируемые результаты программы
В результате освоения данной программой обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Должны знать: все ходы фигур; шахматную нотацию; сравнительную ценность фигур; что такое шах, мат, пат; общие принципы игры в начале партии; правила поведения во время игры; тактические удары, правила поведения в помещении и на улице; правила техники безопасности; правила поведения во время игры, как проводить атаку на короля, простейшие технические приёмы, борьбу ферзя против пешки; темы шахматной стратегии.
Должны уметь: ставить мат тяжёлыми фигурами; играть шахматную партию с записью; правильно вести себя в помещении и на улице; правильно вести себя во время игры. решать комбинации на различные темы, играть шахматную партию с записью и часами; уважительно относиться к сопернику по игре, тренировать технику расчёта; решать комбинации на разные темы; самостоятельно работать с шахматной литературой; играть с записью и часами; играть турнирные партии; уметь владеть собой; достойно принять поражение или победу, самостоятельно анализировать позицию; решать комбинационные позиции с основными тактическими приемами; быть эмоционально выдержанным.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 уч.г.
Учебный период | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель |
1 четверть | 01.09.2022 | 23.10.2022 | 8 |
Осенние каникулы (Занятия по расписанию) | 24.10.2022 | 30.10.2022 | 1 |
2 четверть | 31.10.2022 | 25.12.2022 | 8 |
Зимние каникулы | 26.12.2022 | 08.01.2023 | - |
3 четверть | 09.01.2023 | 26.03.2022 | 11 |
Весенние каникулы (Занятия по расписанию) | 27.03.2023 | 02.04.2023 | 1 |
4 четверть | 03.04.2023 | 25.05.2023 | 7 |
Продолжительность учебного года с 01.09. по 31.05.-36 учебных недель.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1 Общие требования к обстановке в кабинете: для проведения занятий имеется просторный и светлый кабинет, столы, стулья, шкафы.
2.2.2. Организационное обеспечение программы: проведение мероприятий, соревнований различного уровней, турниров, показательных мероприятий и т.д.
2.2.3. Кадровое обеспечение программы: Программа «Шахматы» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
2.2.4. Методическое обеспечение программы:
Методы обучения:
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:
Объяснительно-иллюстративные - обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие обучающихся в шахматных турнирах, соревнованиях.
Исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
По логичности подхода:
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:
Частично-поисковый – обучающиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
Учебно-методический комплекс
-
Справочники.
- Энциклопедия шахматных дебютов.
Том I - Белград, 1974 – 348с.
Том II - Белград, 1975 – 398с.
Том III - Белград, 1976 – 402с.
Том IV - Белград, 1978 – 464с.
- Малая дебютная энциклопедия – Я.Б. Эстрин, М. Калинченко – М.: Фис. 1985-672с.
- Шахматные дебюты. Полный курс - М.: Фаир-Пресс, 2006-707с.
-
Учебные пособия.
- 2000 шахматных задач 1-2 разряд.
- В.Костров, Б. Белявский – Шахматный решебник.
Часть I. Связка. Двойной удар.- СПб 2004г.- 91с.
Часть II. Отвлечение. Завлечение.- СПб 2004г.- 91с.
Часть III. Шахматные комбинации.- СПб 2004г.- 91с.
Часть IV. Шахматные окончания.- СПб 2004г.- 91с.
- В.Костров, П. Рожков - Шахматныйрешебник.Книга В.- СПб, 2004-96с.
- В.Костров, Б. Белявский – Как играть шахматные окончания.
Тест партии: 1 год – СПб, 2003-95с.
2 год – СПб, 2003 -95с.
Тест партии. В какую силу я играю?
Часть 2. Полуоткрытые дебюты - СПб – 2000-95с.
Часть 3. Закрытые дебюты - СПб – 2000-95с.
-
Методические рекомендации:
«Методические рекомендации по проведению учебных занятий 1, 2, 3 годов обучения».
2.1.5. Материально - техническое обеспечение программы:
Наглядные средства обучения: Демонстрационная доска, фигуры. Презентация «Шахматы в картинках» .Портреты шахматистов.
Компьютерные обучающие программы:
– «Шахматы в сказках»;
- «Динозавры учат шахматам»;
- «Шахматная школа для начинающих»;
- «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов»;
- «Шахматная тактика»;
- «Шахматные дебюты»;
- «Шахматная стратегия»;
- «Шахматные комбинации»;
- «ShredderClassic 3»;
- «Практикум по эндшпилю»;
- «Шахматные задачи»;
- «Энциклопедия дебютных ошибок»