Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим основные данные и показатели, характеризующие персонал МУВКП «Водоканал». Представим количественный и качественный состав персонала за 2019-2020 годы в табл. 3. Данные возьмем из карточек персонального учета.
Таблица 3
Состав персонала МУВКП «Водоканал» за 2019-2020гг., чел.
№ | Показатели | 2019 | 2020 | Изменения (+,-) |
1 | Среднегодовая численность | 49 | 40 | -9 |
2 | Руководители | 1 | 1 | - |
3 | Специалисты | 7 | 4 | -3 |
4 | Служащие | 6 | 6 | - |
5 | Рабочие | 35 | 29 | -6 |
Рассмотрение данных таблицы показывает, что общая численность персонала за последний год сократилась на 9 человек, из них руководителей и специалистов на 3 чел., рабочих на 6 чел. Сокращение персонала наблюдается практически во всех подразделениях предприятия
Анализ уровня образования предприятия представлен в табл. 4.
Таблица 4
Уровень образования в МУВКП «Водоканал» в 2019 -2020годы, чел.
Наименование категорий работающих | Уровень образования | |||||||
Высшее | Средне -специальное | Среднее (практики) | Итого | |||||
2019 | 2020 | 2019 | 2020 | 2019 | 2020 | 2019 | 2020 | |
1. Руководители 2. Специалисты 3. Служащие 4. Рабочие | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | |
2. Специалисты | 1 | 1 | 2 | 2 | 10 | 7 | 13 | 10 |
3. Рабочие | 4 | 4 | 31 | 25 | 35 | 29 | | |
Состав работников по образованию характеризуется следующими данными: только один специалист на предприятии имеет высшее образование, среднее специальное - имеют 4 человека, среднее образование - имеют 20 человек. Средний возраст руководителей и специалистов 35 лет. На руководящих должностях работают специалисты с большим практическим опытом работы по данному профилю, обладающие необходимыми организационными, деловыми, профессиональными и личностными качествами, умеющие принимать правильные решения.
При ведении кадровой политики МУВКП «Водоканал» приоритеты отдаются интересам производства. Интересы работника почти не учитываются. Индивидуальный подход к работникам предприятия не является приоритетом кадровой политики.
Таблица 5
Однако это имеет как отрицательные, так и положительные черты
Отрицательные черты | Положительные черты |
1.Не благоприятная морально-психологическая атмосфера в коллективе. | 1. Продуманность в распределении функций. |
2. Бюрократизм. | 2. Дисциплина. |
3.Механическое, бездушное управление. | 3. Оперативность и своевременность принимаемых решений. |
4.Отсутствие творчества и энтузиазма в работе. | 4. Повышение производительности труда. |
Выбор в пользу ведения управления, направленного на производство, был сделан в силу авторитарного характера руководителя предприятия.
Оплата труда работников МУВКП «Водоканал» производилась за анализируемый период на основании Единой тарифной сетки и «Положения по оплате труда» подразделений МУВКП «Водоканал».
Рассмотрим динамику средней заработной платы работников предприятия за последние два года.
Таблица 6
Показатели по труду МП «Водоканал» за 2019-2020гг, тыс. руб.
Показатели | 2019 год | 2020 год | Темп роста в % |
Объем реализации услуг (тыс. руб.) | 8166,6 | 8765,0 | 107,3 |
Фонд заработной платы, тыс. руб. | 3363,4 | 3122,5 | 92,8 |
Производительность труда (тыс. руб.) | 166,66 | 219,12 | 131,5 |
Средняя численность работающих, чел. | 49 | 40 | 81,6 |
Средняя заработная плата, руб. | 5720,0 | 6505,3 | 113,7 |
Таким образом, из данной таблицы видно, что в 2020 году средняя заработная плата увеличилась на 13,7%. Увеличение объясняется повышением должностных окладов и тарифных ставок работников и сокращением численности персонала при росте объема работ, особенно по гражданским заказам. Хотя средняя численность по предприятию в 2020 году уменьшилась на 9 человек, производительность труда увеличилась на 31,5 %.
Рассмотрим показатели, характеризующие движение персонала в организации:
1) Оборот кадров по выбытию (отношение выбывших к среднесписочной численности работающих) в 2020г. составил 22,5%, а в 2019г. - 0%; оборот кадров по приему (отношение прибывших к среднесписочной численности работающих) 2020. составил 0%, и в 2019г. - 0%. Таким образом, при сравнении оборотов кадров по выбытию и приему, необходимо отметить, что на предприятии наблюдается только отток рабочих и служащих.
Оборот по выбытию 2019г. = 1/49*100=2,0%
Оборот по выбытию 2020г. = 10/40*100=25,0%
Оборот по приему 2019г. = 1/49*100= 2,00%
Оборот по приему 2020г. = 1/40*100= 2,5%
2) Сменяемость кадров (отношение меньшей величины из числа принятых или уволенных к среднесписочной численности в процентах) в 2019г. составила 2,0%, а в 2020г. - 2,5%., так как ни одного человека не было принято, как в 2019г., так и в 2020г.
3) Текучесть кадров (отношение выбывших по собственному желанию и административным правонарушениям к среднесписочной численности работающих) в 2019г. составила 2,0%, а в 2020г. - 25,0%. Анализ текучести показывает, что движение кадров остается относительно стабильным, но намного выше он в 2020 году.
Анализируя данные показатели можно отметить, что в 2020 г. наблюдается тенденция к снижению численности работающих. За два года е было принято всего лишь по одному человеку, а в 2020г. уволено 8 человек по собственному желанию, 2 человека за невыход на работу (прогулы). Полученные данные сведем в табл.7.
Таблица 7
Движение кадров в МУВКП «Водоканал» за 2019-2020гг., чел.
№ | Показатели | 2019 | 2020 |
1 | Среднегодовая численность (чел.) | 49 | 40 |
2 | Принято в течение года (чел.) | 1 | 1 |
3 | Уволено в течение года (чел.) | 1 | 10 |
4 | Оборот кадров по выбытию (%). | 2,0 | 25,0 |
5 | Оборот кадров по приему (%). | 2,0 | 2,5 |
6 | Сменяемость кадров (%). | 2,0 | 2,5 |
7 | Текучесть кадров (%). | 2,0 | 25,0 |
Напряжение в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть снято за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой более производительной техники. В дальнейшем, рассмотрим возрастную структуру персонала Водоканала за последние два года.
Таблица 8
Возрастная структура персонала МУВКП «Водоканал» за 2019-2020гг (в % к численности)
Возраст | 2019 год | 2020 год |
Моложе 18 лет | 4% | 5% |
До 25 лет | 16% | 17% |
До 30 лет | 21% | 19% |
До 40 лет | 12% | 11% |
До 50 лет | 34% | 36% |
До 60 лет и старше | 13% | 13% |
Увеличение численности персонала старше 50 лет обосновано тем, что они имеют большой стаж работы в системе жилищно-коммунального управления. Сегодня на рынке труда спрос превышает предложение на такие необходимые для ЖКУ профессии, как квалифицированные газосварщики, электросварщики, электрики, слесаря, машинисты насосных станций, поэтому предлагается работа специалистам-пенсионерам, имеющим опыт и высокую квалификацию. Важным показателем стабильности предприятия квалификации специалистов является показатель общего стажа у сотрудников, показатель продолжительности работы на данном предприятии и показатель продолжительно.
Пути решения проблем организации управления предприятием
Рациональная система управления предприятием, направленная на удовлетворение потребностей потребителей - залог качественного обслуживания. Суть же рационального менеджмента заключается в том, чтобы вывести предприятия на более высокий уровень экономической эффективности производства. В уважении к личности проявляется суть гуманизма менеджмента.
Проведение анализа исследования управления предприятием МУВКП «Водоканал» позволяет сформировать следующие выводы:
1.Меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному строить свои отношения с клиентами, персоналом предприятия, управлять ими, просчитывая все будущие шаги.
2.Если руководитель рассчитывает на процветание и успех своего дела, то должен уметь использовать в управлении те методы, формы и стиль, которые будут способствовать развитию предприятия.
Целесообразно рассмотреть предложения по совершенствованию системы управления предприятием как на поле макроэкономики государства, так и непосредственно на уровне предприятия.
Что касается макроэкономических рычагов, способных помочь предприятиям выйти из затянувшегося кризиса, то в первую очередь это наличие государственной поддержки отечественного производственного комплекса. Причем это должна быть программа, во-первых, контролируемой непосредственно Президентом РФ, во-вторых, глобальной, т.е. пронизывающей как органы федеральной власти, так и муниципальные Администрации районов и городов.
Естественно необходимым условием осуществления любой государственной программы является стабильная политическая ситуация в стране и сильная президентская власть.
Программа экономической поддержки на деле, а не только на словах должна задекларировать шаги государства для восстановления производства.
На мой взгляд, в программу должны войти следующие меры:
- предоставление льготных кредитов на пополнение оборотных средств предприятий на длительный срок. Ввести дифференцированные льготы по налогу на прибыль для банковских учреждений, осуществляющих льготное кредитование предприятий (меньше ставка по кредиту - меньше налог на прибыль)
- расширение системы госзаказов. Своевременное и неукоснительное бюджетное финансирование отдельных проектов, имеющих народно-хозяйственное значение на уровне государства, области, субъектов местного самоуправления (района, города и т.п.)
- ввести льготы по налоговым платежам на 3-5 лет, либо до достижения предприятием нормативных финансовых показателей.
- ввести льготы по платежам в местные бюджеты и внебюджетные фонды для муниципальных предприятий.
- создание инвестиционного климата в России – создание условий для того, чтобы начали снова работать сбережения населения