Файл: Конспект лекций по дисциплине введение в специальность 032001. 65 документоведение и документационное обеспечение управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Устанавливаемые стандартом перечень и структура дисциплин позволяют обеспечить выпуск образованных специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но и способных к анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды.

Прежде всего, следует указать, что государственный общеобразовательный стандарт по любой специальности делит дисциплины, которые должен изучить каждый студент, на четыре цикла:

• общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• общие математические и естественнонаучные дисциплины;

• обще профессиональные дисциплины;

• дисциплины специализации, в которых выделяются дисциплины специальности и дисциплины специализации.

Как и всем студентам, получающим гуманитарное образование, документоведам в первом цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин стандарт предлагает изучить:

• иностранный язык;

• физическую культуру;

• отечественную историю;

• культурологию;

• политологию;

• психологию и педагогику;

• русский язык и культуру речи;

• социологию;

• философию;

• экономику.

Второй цикл - общематематические и естественнонаучные дисцип­лины. Он включает:

• математику и информатику;

• концепцию современного естествознания.

Третий цикл - цикл обще профессиональных дисциплин. В их число входят:

• введение в специальность;

• конституционное право;

• административное право;

• трудовое право;

• гражданское право;

• информационные системы;

• вычислительная техника и программирование;

• компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления;

• менеджмент;

• социология управления;

• современная организация государственных учреждений России;

• документоведение;

• организация и технология документационного обеспечения управ­ления.

К четвертому циклу отнесены дисциплины специализации:

• информационное обеспечение управления;

• организационное проектирование;

• технические средства управления;

• архивоведение;

• информационная безопасность и защита информации;

• психология делового общения;

• организация секретарского обслуживания;

• документная лингвистика.

Таким образом, в стандарте перечислен обязательный набор дисциплин по специальности, который входит в пятилетний учебный план, составляемый каждым вузом, осуществляющим подготовку по специальности 350800 "Документоведение и документационное обеспечение управления".


Помимо обязательных дисциплин в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" каждый вуз добавляет в учебный план дисциплины национально-регионального компонента и обязательно включает в каждый цикл дисциплины по выбору студента (спецкурсы и спец семинары) и факультативные дисциплины. Следовательно, учебные планы различных вузов, готовящих специалистов-документоведов, имеют лишь единую основу, но различаются по набору дисциплин за счет вводимого внутривузовского компонента, курсов по выбору студента и факультативных курсов. И действительно, одни вузы делают больший упор на компьютерные технологии, вводя соответствующие дисциплины, другие добавляют больше курсов, связанных с особенностями текстов служебных документов и их унификации, третьи делают акцент на изучении закономерностей документообразования и истории складывания и развития формуляра документа. Выбор дополнительных дисциплин чаще всего связан с тем, на базе какого факультета открывается специальность, например филологического, исторического, автоматизации, и каковы возможности вуза.

Перечень дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин по выбору студента устанавливается ученым советом вуза.

Стандарт не только называет обязательный набор изучаемых дисциплин, но и излагает требования к обязательному минимуму их содержания. Требования представляют собой данное в самом сжатом виде содер­жание дисциплины.
2.Требованияк профессиональной подготовке специалиста

Установив минимум содержания дисциплин, стандарт определяет, что в результате изучения этих дисциплин студент должен знать по каждому циклу, что уметь делать, какими методами своей деятельности владеть. Этот раздел в стандарте называется "Требования к уровню подготовки выпускника по специальности". В нем есть подраздел - требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник, окончив вуз, в пределах профессиональной подготовки должен знать:

• тенденции развития информационно-документационного обеспече­ния с применением новых технологий;

• закономерности документообразования;

• системы хранения текущей и ретроспективной документации;

• законодательные и нормативно-методические материалы по документированию и организации работы с документами;



• критерии и принципы оценки ценности документов и порядок определения сроков их хранения;

• новейшие информационные технологии;

• современные технические средства управления;

• основы развития и проектирования рациональных систем документационного обеспечения управления, методы и оценки эффективности про­ектирования ДОУ;

уметь:

• разрабатывать организационные и нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления;

• составлять и оформлять любые виды документов:

• проектировать унифицированные формы документов;

• проектировать унифицированные системы документации, осуществлять их внедрение и ведение в условиях автоматизированных технологии:

• выявлять закономерности изменения объема документооборота и проектировать его рациональную организацию;

• анализировать состояние ДОУ конкретной организации;

• составлять техническое задание на проектирование систем ннформационно-документационного обеспечения деятельности конкретной орга­низации;

• разрабатывать проемные решения по совершенствованию ДОУ в целом (или ее отдельных составных частей);

• разрабатывать и внедрять новейшие информационные технологии в организации;

• организовать контроль за исполнением;

• провести экспертизу ценности документов, подготовить их к архивному хранению пли уничтожению;

• руководить службой документационного обеспечения управления и совершенствовать организацию ее работы;

• осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы социального развития;

владеть:

• методами сбора, анализа, проектирования систем документацион­ного обеспечения управления;

• методикой унификации и стандартизации управленческих документов;

• методами проектирования автоматизированных систем учета, регистрации, контроля и информационно-справочной работы по документам организации;

• методикой составления классификационных справочников;

• методами проведения экспертизы ценности документов и определе­ния сроков их хранения;

• навыками технической обработки документов, в том числе и для сдачи их в архив;

• методами расчета экономической эффективности проектируемых систем.

В соответствии с требованиями стандарта в процессе обучения студент последовательно проходит три вида практики: "учебную по документоведению, производственную по технологии документационного обеспе­чения управления и преддипломную.


Практики должны проводиться на базе конкретных организаций в соответствии с программами, разрабатываемыми высшим учебным заведением. <...>

Учебная практика проводится после изучения курса документоведения желательно в крупных организациях. Основная цель учебной практики -получение информации и приобретение первых практических навыков, связанных с выбранной специальностью: ознакомление с видами документов, создаваемых в организации, изучение систем документации, функционирующих в организации, приобретение практических навыков по составлению и оформлению различных видов документов.

Производственная практика по технологии документационного обеспечения управления также проводится в организациях и предполагает изучение организации всех этапов работы с документами от получения до архивного хранения в конкретном уч­реждении.

Преддипломная практика является завершающим этапом закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста. Цель этой практики - сбор необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы специалиста. Преддипломную практику студенты могут проходить в любой организации, выбранной ими как объект оргпроектировання".
3. 4. Квалификационная характеристика документоведа

Срок освоения основной образовательной программы по специальности на дневной форме обучения установлен в стандарте 5 лет.

Специальный раздел стандарта определяет требования к итоговой государственной аттестации. Оканчивая вуз, выпускник должен не только сдать государственный экзамен, но и подготовить и защитить дипломную (выпускную квалификационную) работу.

"Выпускная квалификационная работа документоведа представляет собой законченную общую или локальную оргпроектную разработку ннформационно-документационного обеспечения управления на базе конкретной организации или теоретическую работу по проблемам документообразования, развития документа, систем документации или истории делопроизводства".

Государственный экзамен по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления" позволяет выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач и должен включать вопросы по дисциплинам, формирующим знания специалиста: документоведение, организация и технология документационного обеспечения управления, информационное обеспечение управления, организационное проектирование, компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления. Форма приема экзамена определяется каждым вузом индивидуально".


Завершив обучение, специалист-документовед должен соответствовать установленной ГОС ВПО квалификационной характеристике специалиста. Документовед разрабатывает, внедряет и обеспечивает функционирование единого в организации технологического процесса документиро­вания и работы с документами и документационной информацией на основе ис­пользования современных автоматизированных технологий (составление, оформление документов, учет, регистрация, контроль исполнения, справочно-информационная работа, хранение). Планирует, организует и совершен­ствует деятельность службы документационного обеспечения управления, осуществляет контроль за состоянием делопроизводства в организации. Разрабатывает унифицированные формы документов, системы документации, табели документов различного назначения и уровня управления, классификаторы документационной информации. Принимает меры по упорядочению состава документов и информационных показателей, сокращению их количества и оптимизации документопотоков организации. Участвует в отборе документов, передаваемых на государственное храпение, организации текущего хранения и экспертизе ценности документов. Принимает участие в постановке задач проектирования, эксплуатации и совершенствовании (в части информационного обеспечения) автоматизированных информационных систем и систем управления, а также в разработке новейших информа­ционных технологий, базирующихся на применении компьютерной техники, проектировании и актуализации баз и банков данных. Изучает и обобщает передовой отечественный и зарубежный опыт в области документационного обеспечения управления, разрабатывает нормативно-методические документы по вопросам документационного обеспечения. Подготавли­вает предложения по обеспечению эргономических условий труда, рационализации рабочих мест работников службы документационного обеспечения управления. Принимает участие в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров службы документационного обеспечения управления".
Раздел 4.