Файл: Конспект лекций по дисциплине введение в специальность 032001. 65 документоведение и документационное обеспечение управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Развитие специальности в период государственных реформ 1980-90-х гг.
Лекция 7.
1. Развитие специальности в период государственных реформ 1980-90-х гг.
Несмотря на то, что первый выпуск документоведов высшей квалификации состоялся в 1965 г. специалисты по документационному обеспечению управления не были включены в квалификационный справочник должностей. Это создавало определенные проблемы при трудоустройстве выпускников. Несмотря на то, что их охотно принимали на работу в организации, понимая важность их профессиональной подготовки, они зачислялись на должности инженеров, экономистов и другие, включенные в квалификационный справочник, в соответствии с которым формируется штатное учреждений, организаций, предприятий.
Уже в 1980 г. зав. Кафедрой д документоведения Московского государственного историко-архивного института проф. Т.В.Кузнецова пытаясь привлечь внимание к этой проблеме, написала статью в газету «Правда», под названием «Кому доверить документ?». В статье был поставлен вопрос о месте выпускников факультета государственного делопроизводства в системе органов государственного управления. Однако ожидаемых результатов статья не принесла.
В 1986 г. Т.В.Кузнецова составила докладную записку на имя Гненрального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева «О проблемах совершенствования документационного обеспечения управления и делопроизводства в стране», в которой вновь поднимался вопрос о месте специалистов-документоведов в государственном аппарате. В результате в 1987 г. вопрос о совершенствовании подготовки кадров по документационному обеспечению управления стал предметом обсуждения на заседаниях Комиссии но совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма Госплана СССР (10 марта 1987 г., протокол № 55 и 10 ноября 1987 г., протокол № 91) и коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Коллегия в своем решении от 9 июля 1987 г. № 23/3 отмечала: «Свыше 17 млн. человек, занятых в сфере управления, связано в своей деятельности с документной информацией. Однако отсутствие рационально организованных служб документационного обеспечения управления, с одной стороны, и специальных навыков и знаний работы с документами у сотрудников аппарата - с другой, приводит к существенному снижению эффективности управления, бюрократическим издержкам и другим негативным явлениям.
Сложившаяся ситуация во многом объясняется недостаточным выпуском квалифицированных специалистов по организации работы с документами, слабой изученностью потребности народного хозяйства в подготовке и повышении квалификации руководителей и специалистов по документационному обеспечению управления.
Подготовку специалистов высшей квалификации по организации работы с документами в органах управления по специальности 2037 -"Документоведение и организация управленческого труда в государственных учреждениях" осуществляют в настоящее время только два вуза — Московский государственный историко-архивный институт и Донецкий государственный университет. Со времени начала обучения (с 1960 г.) было подготовлено и выпущено около 4,0 тыс. специалистов».
Обсудив вопрос, коллегия постановила: «Для улучшения координации деятельности вузов и техникумов, совершенствования учебной, учебно-воспитательной и научной работы, создания современных технологий работы с документами, в том числе безбумажной, организовать на базе Московского государственного историко-архивного института Учебно-методическое объединение по специальности - "Документоведение и документационное обеспечение управления" в составе соответствующих факультетов и кафедр».
Возглавляя с середины 1990-х гг. Учебно-методический совет по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», Т.В.Кузнецова разработала государственные образовательные стандарты первого и второго поколений по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».
В соответствии с поручением комиссии Госкомтруд СССР ввел в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих должность документоведа с квалификационными требованиями, соответствующими высшему специальному образованию. С этого момента в штатном расписании учреждений, организаций, предприятий появилась должность документоведа.
С начала 1990-х гг. в соответствии с решением Минвуза подготовка специалистов по документационному обеспечению управления была открыта в Московском институте управления им. С. Орджоникидзе (сегодня - Государственный университет управления) и Уральском государственном университете.
С середины 1990-х гг. в стране произошла кардинальная переоценка роли специалистов по документационному обеспечению управления. Руководители все чаще стали осознавать, что доверить информационно-документационное и организационное обслуживание своей деятельности или деятельности фирмы в целом можно только профессионально обученному специалисту. Понимание важного значения службы документационного обеспечения управления пришло с развитием новых форм экономических отношений. Когда неправильно оформленный документ не признается действительным, информация не вовремя обработанного и доложенного документа не учитывается в процессе принятия решения, и все это в результате приводит к экономическим потерям, помочь может только квалифицированный специалист-документовед.
Кроме того, повсеместное внедрение компьютерных технологий в сфере управления также потребовало совсем другого уровня подготовки работников служб документационного обеспечения управления.
Сегодня таких специалистов готовят более 120 вузов вместе с филиалами в разных городах страны. Перечислим некоторые из них:
Теперь российские учреждения, организации, предприятия, фирмы имеют возможность пригласить для управления своими информационными ресурсами специалистов высшей квалификации, которые обеспечат их информационно-документационное обслуживание на уровне требований сегодняшнего дня с учетом новейших компьютерных технологий.
2. Ведущие научные и учебно-методические центры в области документационного обеспечения управления
Ведущим научным и учебно-методическим центром по специальности «Документоведение и документационного обеспечение управления» по-прежнему остается кафедра документоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.
Ведущим научно-методическим центром в области документоведения, документационного обеспечения и архивного дела остается Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), образованный в 1966 г.
Долгое время методическое руководство постановкой делопроизводства учреждений, организаций, предприятий осуществляла Архивная служба России (Росархив).
ВНИИДАД, Росархив и кафедра документоведения РГГУ являются разработчиками нормативно-методической базы документационного обеспечения управления и архивного дела. Отраслевой цент повышения квалификации (ОЦПК) ВНИИДАД осуществляет большую работу по профессиональной переподготовке и повышению квалификации документоведов и архивистов. В РГГУ в этих целях открыта Высшая школа документоведения.
Большую роль в развития специальности играют периодические подписные журналы «Секретарское дело», «Делопроизводство», «Справочник секретаря и офис-менеджера», «Делопроизводство и документооборот на предприятии» и др.
У специальности есть свой профессиональный праздник. В последнюю неделю апреля ежегодно отмечается международный день секретаря.
Сформировались и профессиональные общественные организации:
Гильдия управляющих документацией;
Союз секретарей
Международные организации
Раздел 3.
Тема 1. Государственный образовательный стандарт по специальности
Лекция 8.
1.Государственный образовательный стандарт по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Что такое государственные образовательные стандарты ?
Статья 5Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ определяет назначение образовательных стандартов.
" Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:
1) качества высшего и послевузовского профессионального образования;
2) единства образовательного пространства Российской Федерации;
3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Высшие и средние учебные заведения сегодня вправе сообразно своим возможностям и потребностям своих регионов самостоятельно строить учебный процесс. Но общее регулирование, необходимый качественный уровень образования обеспечивают государственные образовательные стандарты. Кроме того, "через государственные стандарты российская высшая школа вписывается и в мировое культурно-образовательное пространство, получает необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания документов об образовании, организации педагогических и научных обменов и связей'.
Специальность "Документоведение и документационное обеспечение управления" отнесена к разделу гуманитарных специальностей и получила код специальности 350800.
Квалификация выпускника - документовед.
Стандарт начинается с того, что в нем дается квалификационная характеристика специалиста, т. е. объясняется, что специалист должен уметь делать.
Далее в стандарте указывается, где может работатьтакой специалист.
Стандарт устанавливает, какие знаниядолжен получить специалист в вузе, чтобы соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Для этого образовательный стандарт определяет обязательный минимум дисциплин и содержания каждой дисциплины.
Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.
Федеральные компоненты обязательны для всех вузов. Но каждый вуз, исходя из своих интересов и возможностей, добавляет в учебный план специальности национально-региональные (вузовские) компоненты.
Лекция 7.
1. Развитие специальности в период государственных реформ 1980-90-х гг.
Несмотря на то, что первый выпуск документоведов высшей квалификации состоялся в 1965 г. специалисты по документационному обеспечению управления не были включены в квалификационный справочник должностей. Это создавало определенные проблемы при трудоустройстве выпускников. Несмотря на то, что их охотно принимали на работу в организации, понимая важность их профессиональной подготовки, они зачислялись на должности инженеров, экономистов и другие, включенные в квалификационный справочник, в соответствии с которым формируется штатное учреждений, организаций, предприятий.
Уже в 1980 г. зав. Кафедрой д документоведения Московского государственного историко-архивного института проф. Т.В.Кузнецова пытаясь привлечь внимание к этой проблеме, написала статью в газету «Правда», под названием «Кому доверить документ?». В статье был поставлен вопрос о месте выпускников факультета государственного делопроизводства в системе органов государственного управления. Однако ожидаемых результатов статья не принесла.
В 1986 г. Т.В.Кузнецова составила докладную записку на имя Гненрального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева «О проблемах совершенствования документационного обеспечения управления и делопроизводства в стране», в которой вновь поднимался вопрос о месте специалистов-документоведов в государственном аппарате. В результате в 1987 г. вопрос о совершенствовании подготовки кадров по документационному обеспечению управления стал предметом обсуждения на заседаниях Комиссии но совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма Госплана СССР (10 марта 1987 г., протокол № 55 и 10 ноября 1987 г., протокол № 91) и коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Коллегия в своем решении от 9 июля 1987 г. № 23/3 отмечала: «Свыше 17 млн. человек, занятых в сфере управления, связано в своей деятельности с документной информацией. Однако отсутствие рационально организованных служб документационного обеспечения управления, с одной стороны, и специальных навыков и знаний работы с документами у сотрудников аппарата - с другой, приводит к существенному снижению эффективности управления, бюрократическим издержкам и другим негативным явлениям.
Сложившаяся ситуация во многом объясняется недостаточным выпуском квалифицированных специалистов по организации работы с документами, слабой изученностью потребности народного хозяйства в подготовке и повышении квалификации руководителей и специалистов по документационному обеспечению управления.
Подготовку специалистов высшей квалификации по организации работы с документами в органах управления по специальности 2037 -"Документоведение и организация управленческого труда в государственных учреждениях" осуществляют в настоящее время только два вуза — Московский государственный историко-архивный институт и Донецкий государственный университет. Со времени начала обучения (с 1960 г.) было подготовлено и выпущено около 4,0 тыс. специалистов».
Обсудив вопрос, коллегия постановила: «Для улучшения координации деятельности вузов и техникумов, совершенствования учебной, учебно-воспитательной и научной работы, создания современных технологий работы с документами, в том числе безбумажной, организовать на базе Московского государственного историко-архивного института Учебно-методическое объединение по специальности - "Документоведение и документационное обеспечение управления" в составе соответствующих факультетов и кафедр».
Возглавляя с середины 1990-х гг. Учебно-методический совет по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», Т.В.Кузнецова разработала государственные образовательные стандарты первого и второго поколений по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».
В соответствии с поручением комиссии Госкомтруд СССР ввел в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих должность документоведа с квалификационными требованиями, соответствующими высшему специальному образованию. С этого момента в штатном расписании учреждений, организаций, предприятий появилась должность документоведа.
С начала 1990-х гг. в соответствии с решением Минвуза подготовка специалистов по документационному обеспечению управления была открыта в Московском институте управления им. С. Орджоникидзе (сегодня - Государственный университет управления) и Уральском государственном университете.
С середины 1990-х гг. в стране произошла кардинальная переоценка роли специалистов по документационному обеспечению управления. Руководители все чаще стали осознавать, что доверить информационно-документационное и организационное обслуживание своей деятельности или деятельности фирмы в целом можно только профессионально обученному специалисту. Понимание важного значения службы документационного обеспечения управления пришло с развитием новых форм экономических отношений. Когда неправильно оформленный документ не признается действительным, информация не вовремя обработанного и доложенного документа не учитывается в процессе принятия решения, и все это в результате приводит к экономическим потерям, помочь может только квалифицированный специалист-документовед.
Кроме того, повсеместное внедрение компьютерных технологий в сфере управления также потребовало совсем другого уровня подготовки работников служб документационного обеспечения управления.
Сегодня таких специалистов готовят более 120 вузов вместе с филиалами в разных городах страны. Перечислим некоторые из них:
-
Автономная образовательная некоммерческая организация "Институт менеджмента, маркетинга и финансов" (Воронеж); -
Алтайский государственный университет; -
Астраханский государственный технический университет; -
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан; -
Белгородский университет потребительской кооперации; -
Биробиджанский государственный педагогический институт; -
Волгоградский государственный университет; -
Государственный университет управления (Москва); -
Донской государственный технический университет: -
Институт управления и экономики (Санкт-Петербург); -
» Иркутский государственный лингвистический университет; -
Иркутский государственный университет; -
Казанский государственный энергетический университет; -
Казанская государственная академия культуры и искусств; -
Кубанский государственный технологический университет; -
Марийский государственный университет; -
Московским государственный университет культуры и искусств (МГУКИ); -
Московский государе пенным университет путей сообщения; -
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова: -
Нижегородский государственным техническим университет; -
Нижневартовский государственный педагогический институт; -
Нижнетагильский государственный педагогический институт; -
Оренбургский государственный университет; -
Орловский государственным университет; -
Пензенский государственным университет; -
Пермский государственный институт искусства и культуры; -
Поволжская академия государственной службы (Саратов); -
Российский государственный гуманитарный университет (Москва); -
Российский государственный университет путей сообщения; -
Самарская государственная академия культуры н искусств; -
Самарский государственный университет; -
Саратовский государственный социально-экономический университет; -
Таганрогский государственный радиотехнический университет; -
Тамбовским филиал Московского государственного университета культуры и искусств; -
Тверской государственный университет; -
Тюменский государственный университет; -
Удмуртский государственный университет; -
Ульяновский государственный университет; -
Уральский государственный университет; -
Филиал Томского государственного университета (Прокопьевск); -
Филиалы Поволжской академии государственной службы (Балаково, Тамбов, Тольятти, Ульяновск); -
Филиалы Тюменскою государственного университета (Салехард, Муравленко, Новый Уренгой, Сургут); -
Челябинский государственный институт искусства и культуры; -
Южно-Уральский государственный университет (Челябинск).
Теперь российские учреждения, организации, предприятия, фирмы имеют возможность пригласить для управления своими информационными ресурсами специалистов высшей квалификации, которые обеспечат их информационно-документационное обслуживание на уровне требований сегодняшнего дня с учетом новейших компьютерных технологий.
2. Ведущие научные и учебно-методические центры в области документационного обеспечения управления
Ведущим научным и учебно-методическим центром по специальности «Документоведение и документационного обеспечение управления» по-прежнему остается кафедра документоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.
Ведущим научно-методическим центром в области документоведения, документационного обеспечения и архивного дела остается Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), образованный в 1966 г.
Долгое время методическое руководство постановкой делопроизводства учреждений, организаций, предприятий осуществляла Архивная служба России (Росархив).
ВНИИДАД, Росархив и кафедра документоведения РГГУ являются разработчиками нормативно-методической базы документационного обеспечения управления и архивного дела. Отраслевой цент повышения квалификации (ОЦПК) ВНИИДАД осуществляет большую работу по профессиональной переподготовке и повышению квалификации документоведов и архивистов. В РГГУ в этих целях открыта Высшая школа документоведения.
Большую роль в развития специальности играют периодические подписные журналы «Секретарское дело», «Делопроизводство», «Справочник секретаря и офис-менеджера», «Делопроизводство и документооборот на предприятии» и др.
У специальности есть свой профессиональный праздник. В последнюю неделю апреля ежегодно отмечается международный день секретаря.
Сформировались и профессиональные общественные организации:
Гильдия управляющих документацией;
Союз секретарей
Международные организации
Раздел 3.
Тема 1. Государственный образовательный стандарт по специальности
Лекция 8.
1.Государственный образовательный стандарт по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Что такое государственные образовательные стандарты ?
Статья 5Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ определяет назначение образовательных стандартов.
" Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:
1) качества высшего и послевузовского профессионального образования;
2) единства образовательного пространства Российской Федерации;
3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Высшие и средние учебные заведения сегодня вправе сообразно своим возможностям и потребностям своих регионов самостоятельно строить учебный процесс. Но общее регулирование, необходимый качественный уровень образования обеспечивают государственные образовательные стандарты. Кроме того, "через государственные стандарты российская высшая школа вписывается и в мировое культурно-образовательное пространство, получает необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания документов об образовании, организации педагогических и научных обменов и связей'.
Специальность "Документоведение и документационное обеспечение управления" отнесена к разделу гуманитарных специальностей и получила код специальности 350800.
Квалификация выпускника - документовед.
Стандарт начинается с того, что в нем дается квалификационная характеристика специалиста, т. е. объясняется, что специалист должен уметь делать.
Далее в стандарте указывается, где может работатьтакой специалист.
Стандарт устанавливает, какие знаниядолжен получить специалист в вузе, чтобы соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Для этого образовательный стандарт определяет обязательный минимум дисциплин и содержания каждой дисциплины.
Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.
Федеральные компоненты обязательны для всех вузов. Но каждый вуз, исходя из своих интересов и возможностей, добавляет в учебный план специальности национально-региональные (вузовские) компоненты.