Файл: РостовнаДонуФеникс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
восприятию реальности не публикуются в национальных журналах, а исследователей в этой области не приглашают представить свои работы на научных конференциях. Я ду­
маю, мы все ждем, когда культурное сообщество одобрит нашу веру в существование предчувствий. Более тридцати лет научные исследования сосредоточены на поисках до­
казательств существования экстрасенсорного восприятия реальности, но не следует забывать и о таких моментах, как интеграция предчувствий в нашу современную жизнь.
Не хватает научных исследований в этой сфере, до сих пор не до конца понятно, каково предназначение предчувствий и как мы их можем успешно использовать в реальности. Все доказательства мира не способны помочь нам до конца по­
стичь суть предчувствий. Только личный опыт предчувствий, пропущенный через себя, — он всегда остается ярким и не­
отразимым, хотя порой и обессиливающим. Когда люди не могут найти готовых ответов с помощью науки и религии, они неосознанно обращаются к нетрадиционным формам восприятия реальности.

ГЛАВА 6 129
Предчувствия в массовой культуре елен одна из моих лучших подруг, недавно рассказала мне о бывшем у нее предчув­
ствии. Однажды ночью ей приснилось, что умер брат ее друга, с которым вместе учи­
лись в аспирантуре. Хелен не была знакома с этим братом, а своего друга она не видела больше десяти лет. И как же она была ошарашена, когда шесть месяцев спустя в газетах прочитала некролог: молодой человек действительно скоропостижно скончался.
Даже спустя 25 лет Хелен пересказывала мне свой сон шепотом, как будто это была история о привидениях.
Подруга призналась мне, что постоянно живет в плену страха. Когда я спросила Хелен, что именно ее так сильно пугает, та удивленно посмотрела на меня, словно спраши­
вая: «Ты что, не слышала, что я сказала? Мне во сне было предвидение, что человек умрет, и он действительно умер
6 месяцев спустя!» Меня смутила такая реакция Хелен: ведь
К
она десять лет работала добровольцем в хосписе, а значит, давно должна была смириться с неизбежностью смерти.
Я попросила ее вспомнить другие детали того сновидения, чтобы вместе выяснить, что же на самом деле повергло ее в состояние ужаса.
Дальнейший рассказ Хелен на многое раскрыл мне глаза.
Она прекрасно осознавала, что ее предчувствие никак не могло навлечь смерть на брата ее друга и что увиденный сон не мог ей помочь защитить молодого человека от болезни.
Хелен сразу же рассказал об этом сновидении своему парню, доказав тем самым, что она не придумала все это «задним числом». Парень Хелен поверил ей, поэтому она не боялась, что ее примут за сумасшедшую или же высмеют. У Хелен не было сильной эмоциональной связи с умершим, более того, она уже не общалась и с самим другом, поэтому не беспокоилась о том, что он откажется от дружбы с ней из-за этого зловещего сновидения.
Однако Хелен пугало предчувствие. Она продолжала рассказывать эту историю с широко раскрытыми от страха глазами, как обычно бывает, когда люди делятся рассказами о сверхъестественных силах. Это предчувствие определенно расстраивало ее, хотя и не наносило ей вреда, не подвергало ее опасности и не толкало ее совершить действия, о которых она могла потом сожалеть. Что-то во всем этом обессили­
вало ее, поэтому она старалась в дальнейшем остерегаться каких-либо опытов с экстрасенсорным восприятием реаль­
ности. Доходило до того, что Хелен крепко закрывала глаза, прикрывала уши руками и молилась, чтобы ей больше не пришлось снова испытать весь этот ужас.
130


Хелен глубоко убеждена, что люди не должны знать о таких событиях заранее. Для нее предвосхищение буду­
щего означало нарушение естественного порядка вещей.
Глубоко в душе моя подруга была уверена, что 25 лет на­
зад ей не было суждено знать о будущем. Хелен не знала, откуда у нее это убеждение, но все же доверилась ему, так как считала его общепринятым. Она говорила от лица всех представителей нашей культуры.
Основное направление культуры Северной Америки описывалось как западное, научное, демократическое, капи­
талистическое и христианское. Здесь жили представители тысяч других культур со всего мира, которые принесли с собой свою историю, традиции, ценности и религиоз­
ные убеждения. После того как Восточная Европа вошла в эпоху Просвещения, можно было наблюдать, как новое направление науки изменило представление людей о ре­
альности. Если раньше мир воспринимался как духовное царство, то сейчас внимание людей переместилось на свое естественное физическое окружение. Ученые подвергли сомнению, а затем и вовсе отказались от религиозного миропонимания. Происходило обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
Многие ученые и сегодня воспринимают экстрасенсорное восприятие будущих событий как нечто абсурдное...
Согласно традициям христианства и иудаизма, пред­
чувствия — это нечто сверхъестественное, но исходящее не от Бога, а значит, оно может нести в себе опасность и потенциальное зло.
Я воспитывалась как католик и с раннего возраста зна­
ла, что язычество — это поклонение дьяволу, что любые
131
необъяснимые явления, будь то предчувствия, телепатия или даже вещие сны, не являются делом рук Бога, а ис­
ходят от лукавого.
Предчувствия продолжают считаться «подозрительными» явлениями, и часто во многих религиозных организациях опыт предчувствий противопоставляется истинной духов­
ной жизни.
Так откуда же люди могут узнать о предчувствиях?
В школах о них не рассказывают, церковь такой необычный опыт не принимает, в семье чаще всего не с кем обсудить эту тему... Выход один — обратиться к массовой культуре.
В фильмах, в Интернете, в книгах существует множество историй о предчувствиях. Экстрасенсы, разоблачающие тайны магии, тоже во всеуслышанье говорят об этом не­
обычном внутреннем опыте.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ
Массовая культура дает нам возможность испытать такой опыт, о котором мы раньше и мечтать не могли. Лучшие образцы массовой культуры раскрывают нам еще одну сторону проявления человеческой сущности, дают возмож­
ность по-другому понять и пережить нашу повседневную реальность.
132


Я видела образы вершины горы Эверест. Они воис­
тину зрелищны. Эти образы настолько ясные и четкие, что создают ощущение, будто я на самом деле побывала там. Я знаю: те, кто на самом деле взбирался на Эверест, скажут, что картинки не могут передать всю красоту этого мирового чуда. Просмотр передачи об Эвересте по теле­
визору ни в какое сравнение не идет с тем наслаждением этим божественным зрелищем, которое испытывают те, кто побывал в этих местах. Я точно знаю, что никогда не поднимусь на вершину горы Эверест, не стану хирургом и не буду гениальным детективом, никогда и ни за что не пройду по пустыне и не пролечу над африканской саван­
ной на биплане. Но книги, в которых описываются такие приключения, помогают мне ярко и образно представить их в моем воображении, а кино и телевидение позволяют мысленно переместиться в мир моих фантазий.
Массовая культура дает нам представление о повседневной реальности других людей. В историях их жизни мы видим отражение собственных тревог и надежд и благодаря этому чувствуем, что являемся частью этой культуры. Массовая культура учит нас, как поступать и в самых обыденных, и в необычных жизненных ситуациях. Она является зеркалом, которое отражает нашу жизнь на данном этапе, а также позволяет нам представить, как мы могли бы жить, если бы мир был немножко другим. Массовая культура научит, как поздороваться с человеком, который говорит на другом языке, как рекламировать свой дом перед продажей, как удачнее всего одеться, как извлечь максимальную пользу из сада, если он у меня будет.
133

Конечно, там можно встретить массу бесполезных ве­
щей. Насмотревшись телевизионных шоу о полицейских участках и больницах, я столько всего узнала о законе и медицине — себе же во вред... С другой стороны, именно благодаря фильмам, как это ни странно, я теперь знаю, что делать, если, к примеру, моя машина когда-нибудь взорвется.
Отличить стоящие идеи от бесполезных нам помогает стабилизирующая сила нашей повседневной реальности.
Каждодневная жизнь наделяет нас необходимым здравым смыслом. Мы все — живые существа: спим, просыпаемся, одеваемся. У нас у всех есть опыт в любви, отношений в семье и на работе. Мы все испытываем горе, смущение, неудачу, физическую и душевную боль, надеемся на что-то.
Мы все уже знатоки в этих аспектах жизни. Мы, конечно же, знаем разницу между настоящей болью и тем, как она показывается в кино. Мы учимся мудрости в повседневной жизни, перебирая методы, которые работали в каждодневных сложных ситуациях, и отсеивая неэффективные, а потом строим планы, как будем справляться с затруднительными ситуациями в дальнейшем.
ОПАСНОСТЬ СО СТОРОНЫ
МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Когда демонстрируемый нам опыт не совсем понятен, становится трудно найти грань между реальностью и фикци­
134

ей. Многие люди долгие годы благополучно живут, не имея серьезного повода обратиться к врачам. Все, что они знают о напряженной атмосфере в больницах, извлечено из теле­
визионных шоу. Болезни, с которыми борются участники этих шоу, обычно излечимые. Если у вас никогда не было опасной для жизни болезни или вы никогда не ухаживали за близким человеком, который болеет, ваш взгляд о боль­
ницах будет слегка искаженным. Умом вы можете понять, что медицина не всесильна, но это заключение вы тоже, скорее всего, сделаете из просмотра телевизионных шоу.
Если вам когда-нибудь понадобится реальная медицинская помощь, вы сразу почувствуете разницу между реальностью и вымышленными историями, показанными в этих теле­
визионных шоу.
Опыт в качестве социального работника в больницах научил меня тому, что в медицине все намного слож­
нее. Она больше сопряжена с надеждой, страхом, болью утраты, злостью, чем это показывают по телевизору. Как и в случае с альпинистами, которые поднялись на вершину
Эвереста, я уверена, что медицина намного мощнее, чем это изображается в телевизионных шоу, так как знаю это не понаслышке.
Предчувствия попадают под категорию тех вещей, с которыми мы сталкиваемся не каждый день. Для нас это пока что настолько непривычный опыт, что мы до сих пор не научились распознавать пути возникновения в нашей жизни этих внутренних предупредительных сигналов.
В нашей культуре нет еще единого мнения о том, являют­
ся ли предчувствия реальностью или фикцией. Если у нас никогда не было опыта предчувствий, то мы и не зададимся
135
вопросом, точно ли изображается в телевизионном фильме процесс зарождения этих внутренних ощущений. Вместо этого мы обратимся к массовой культуре, где нас может подстерегать опасность.
Если у меня никогда не было предчувствий, то после просмотра телевизионных программ и фильмов я сделаю вывод, что эти внутренние предупредительные сигналы несут исключительно отрицательный посыл, предвосхищая только катастрофы и смерть. Я могу предположить, что любой нормальный, здравомыслящий человек сойдет с ума после того, как у него будут предчувствия в форме видений.
Можно подумать, что единственные люди, которые считают, что у них был опыт предчувствий, — это эксцентричные хиппи, от которых исходит запах пачули... Если бы я надеялась только на массовую культуру в вопросе понимания сути предчувствий, не думаю, что я была бы способна отличить настоящее предчувствие от нервного приступа. Из всего этого можно делать вывод, что предчувствия в массовой культуре представлены как явления пугающие.
Если мы никогда не будем разговаривать о событиях, предвосхищенных путем экстрасенсорного восприятия мира, не будем делиться мыслями о том, какое значение они могут иметь в нашей повседневной жизни, то все, что нам тогда остается — это полагаться на развлекательные программы, которые расскажут о действии предчувствий в нашей каждодневной реальности. Если истории о пред­
чувствиях не базируются на личном опыте, то они выглядят примерно так же, как рассказы о привидениях.
Когда какой-то фильм представляет предчувствия в ис­
каженном виде, не соответствующем действительности,
136

никто не требует от сценаристов объяснений по этому поводу, не протестует и не жалуется на то, что в реальной жизни предчувствия действуют совсем по-другому. И, к со­
жалению, некоторые зрители, у которых был личный опыт предчувствий, не понимают, действительно ли этот фильм отображает действие предчувствий в жизни других людей...
ПОИСК СВОЕГО ПУТИ
Я хочу рассмотреть три самых распространенных под­
хода к предчувствиям и понять, что же так напугало мою подругу Хелен и тревожит многих других людей, имевших опыт внутренних предупредительных сигналов. Для этого нужно вернуться к началу всех историй и показать, что в реальности предчувствия привносят в нашу жизнь покой и стабильность, хотя искаженные представления о них внушают нам совершенно противоположное.
В массовой культуре существует три основных способа представления предчувствий. Во-первых, их изображают как всепоглощающую, сверхъестественную силу, которая поражает своей реалистичностью, представляет опас­
ность и несет в себе потенциальное зло. Во-вторых, руко­
водствуясь мнением скептически настроенных ученых, предвосхищение будущих событий нередко преподносят как трюк, используемый мошенниками и лжецами, кото­
рые зарабатывают деньги на легковерных и слабоумных людях или прикрывают какое-то другое преступление.
137

И наконец, предчувствия используют в сюжетных линиях фильмов как один из признаков душевной болезни. Людей, верящих в возможность предвосхищения событий через экстрасенсорное восприятие реальности, в лучшем случае показывают суеверными и лишенными здравого рассудка, а в худшем — описывают как эмоционально и умственно нездоровых из-за того, что они верят в такие абсурдные вещи. Корни всех этих стереотипов находятся в нашей общей истории. Рассмотрим каждый из вариантов более подробно.
1
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16