Файл: РостовнаДонуФеникс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Предчувствия как всепоглощающая
,
сверхъесте­
ственная сила
. После недельного просмотра телевизора можно прийти к нерадостному выводу, что предчувствия касаются самых жестоких аспектов нашей жизни. В теле­
визионных программах они обычно связаны с образом смерти и разрушений. Вымышленных персонажей (пре­
имущественно женщин) во сне преследуют образы же­
стоких преступлений. Они видят призраков умерших или помогают полиции расследовать ужасные преступления, увиденные во сне. Иногда для полноты острых ощущений одного образа смерти недостаточно, поэтому наши геро­
ини начинают усиленно бороться со злом и злорадными привидениями. Нередко при этом они опасаются за свою безопасность и/или за психическое здоровье. Почти все они осознают: то, что они ощущают, чревато опасностями.
А еще понимают, что им мало кто поверит.
Персонажи из фильмов (опять-таки в основном жен­
щины) находятся не в лучшем положении. Их повсеместно изображают напуганными и растерянными из-за видений,
138
над которыми у них нет контроля. Им никто не верит... кроме убийц: те как раз очень даже верят в сверхъестественные способности героини, а потому пытаются прикончить ее до того, как она их разоблачит. Все это действительно делает сюжет фильма динамичным и захватывающим.
В одном известном фильме ужасов герой следует пре­
дупредительным знакам предчувствия, благодаря чему ему еле-еле удается избежать смерти в первые пятнадцать минут фильма. Но затем он попадает в лапы Смерти, так как ему суждено было умереть в результате взрыва. Мораль предельно понятна: с помощью предчувствия нашему герою удалось на время обмануть смерть, но потом ему приходится рас­
платиться за это своей кровью. Друзей, которые по глупости доверились ему и спаслись от взрыва, на протяжении всего дальнейшего сюжета преследует Смерть. В конечном итоге все они умирают в ужасных муках.
Целью подобных фильмов является предупреждение людей об опасности, которая может преследовать их, если они осмелятся предсказать будущее. Намного лучше вступить в неизвестное и гипотетически опасное будущее, чем получить предупредительный знак и после этого знать наверняка, что надвигается серьезная угроза. В фильмах ужасов предчувствие всего лишь продлевает мучения героев, постоянно преследуемых смертью. Ну, кому нужны такие предупредительные сигналы?
В основе сюжета фильмов ужасов часто лежит наш страх узнать слишком много или раньше времени. Его возникновению способствуют христианские доктрины, согласно которым любое действие, которое не одобряется в Священном Писании, исходит от злых сил. Неудивительно,
139

что во многих фильмах, в которых речь идет об изгнании злых духов, борьбе с демонами и ведьмами, присутствует образ католической церкви.
Некоторые ученые даже предполагают, что предчув­
ствия в основном предвосхищают именно трагические события. Исследователи нашли несколько правдоподобных объяснений этому нерадостному явлению: поскольку наш внутренний «радар» направлен на распознание будущих тревог, то более трагические события вызывают у нас более эмоциональную реакцию, а это, в свою очередь, помогает нам легче предугадать их.
Несомненно, большинство историй, рассмотренных исследователями, касаются именно трагических событий, но нужно не забывать, что в центре изучения находятся не случайные, а тщательно отобранные рассказы о пред­
чувствиях. Огромное влияние на нашу жизнь трагических событий побуждает людей тщательнее искать подсказки и внимательнее относиться к предчувствиям до того, как произойдет несчастный случай. Вот почему исследователям чаще отправляют именно такие истории. Представьте, сколько людей имели опыт предчувствий незначительных событий, но не осмелились поделиться им!
Еще одна из причин концентрации внимания на траги­
ческих предчувствиях состоит в том, что несчастные случаи и катастрофы происходят совершенно неожиданно, а значит, тут нет риска спутать предчувствия с другими вещами — со способностью просчитать ситуацию заранее и т. п.
Некоторые исследователи сначала описывали саму трагедию, а потом уже старались отследить предчувствия, предшествовавшие этому злополучному событию. Так, Джон
140

Кокс изучал крушения поездов спустя год после аварий.
Дж. С. Баркер наряду со всеми был поражен трагедией в деревне Аберфан, но только по прошествии какого-то времени попросил людей прислать ему рассказы о своих возможных предчувствиях касательно этой катастрофы.
Исследовательница Мэри Стауэл изучала значение вещих снов, проводя интервью с теми людьми, у кого было хотя бы одно такое сновидение про смерть. Эти исследователи пришли к выводу, что предчувствия полезны для предот­
вращения несчастных случаев, но чаще всего мы обнару­
живаем их только после случившейся трагедии — ведь нам нужны безупречные истории, которые выдержат проверку со стороны скептиков.
Мысль о том, что высшие силы могут положительным образом повлиять на наши судьбы, произвела настоящую революцию в последние десятилетия. Религиозные сообще­
ства подчеркивают роль прямой молитвы, обращенной к Богу, и призывают искать знаки от Всевышнего, когда у нас появляется подозрение на какое-то трагическое со­
бытие. Да, предчувствия предупреждают о предстоящих катастрофах, однако считается, что молитвы защищают, оберегают нас и обеспечивают нам более светлое будущее.
Несмотря на все опубликованные истории, большинство предчувствий касаются незначительных, самых обыденных событий нашей повседневной жизни. У меня, например, было предчувствие, что я куплю себе новый красный свитер, что я потеряю кошелек. Я разговаривала с людьми, которые предсказали, что лифт выйдет из строя, что они увидят охапку увядших лилий, или забудут про ужин с друзьями, или от­
правятся в неожиданную командировку. Все эти события
141

касаются нашей каждодневной реальности. Предчувствия важны самим фактом своего существования, а не потому, что предвосхищают значимые события.
Идея неодолимой и злорадной сверхъестественной силы не выдерживает никакой критики, когда речь идет об обыденных предчувствиях по поводу рядовых событий нашей повседневной жизни. Если бы мы в полном объеме представляли, как часто предчувствия проявляются в на­
шей каждодневной реальности, то больше не боялись бы историй о трагических предчувствиях, точно так же, как мы не боимся вампиров, которые якобы появляются на улицах после захода солнца.
2.
Предчувствия как трюк мошенников. Массовая культура предлагает еще одну чрезмерно упрощенную, приукрашенную версию предчувствий. Вместо определе­
ния предчувствий как мощной сверхъестественной силы, во многих фильмах предчувствия представляются как трю­
ки, к которым прибегают для одурачивания легковерной и суеверной публики.
В этих историях герои, которые не попались на уловки шарлатанов, важным тоном говорят: «Как можно было быть таким глупым, чтобы поверить в эту ерунду?» И мы, зрители, не хотим оказаться в таком же глупом положении, поэтому в следующий раз, когда возникает спор о предчувствиях, мы сразу же занимаем позицию скептика.
На сегодняшний день этой теме посвящены два телешоу.
Первое описывает приключения мужчины с исключительны­
ми навыками наблюдателя, который притворяется яснови­
дящим, чтобы преступники считали его глупым и недалеким
142
до тех пор, пока он не раскроет преступление. Второе шоу рассказывает о мужчине, который раньше «читал мысли» и «был магом», а сейчас работает в полиции. Он является экспертом в объяснении причин человеческого поведения и манипулировании другими и настаивает на том, что про­
исхождение всех предсказанных событий должно иметь логическое объяснение.
Я выросла на мультипликационном фильме «Скуби Ду», и мне очень нравилось наблюдать за тем, как умные под­
ростки раскрывают тайны, касающиеся сверхъестественных явлений. Один герой верил во всю эту ерунду и ходил на­
пуганный, а другой относился ко всему скептически и рас­
суждал разумно, чтобы понять, на чем был построен трюк.
С помощью привидений, мумий, пророчеств и древних проклятий преступники или обеспечивали себе идеальное алиби, или отпугивали легковерных бедняков от кладов и отгоняли их от мест преступлений.
Очень часто в различных телешоу таинственные события на поверку оказываются делом рук мошенников или недо­
разумением. Даже в программу «Закон и порядок», которая в основном рассказывает о собранных из газетных статей событиях, однажды попала история мужчины, заявившего, что у него было видение о предстоящем убийстве. В конце концов полиция выяснила, что этот человек был свидетелем преступления (а может, он и сам его совершил) и на этой почве у него случилось нервное расстройство.
На протяжении многих веков маги вызывали восхи­
щение своими удивительными способностями. Благодаря проверенным временем навыкам, магам удается создать почти идеальную иллюзию телепатии. Они рассказывают
143

зрителям, что их дар — это признак связи с другим изме­
рением. И нужно сказать, что публике это нравится. Маги часто призывают зрителей либо разгадать тайну их трюка, либо признать их настоящими телепатами. И публика с удо­
вольствием соглашается на это. Если разгадать иллюзию не удается, они признают наличие дара.
Эти ловкие трюки подпитывают убеждение скептиков в том, что в реальном мире не существует предчувствий и предсказание событий невозможно.
Скептики утверждают: если магу удается заставить публику поверить в то, что его волшебный фокус — это проявление экстрасенсорного восприятия, то любое по­
добное проявление сверхъестественных способностей — это искусный трюк. Они не советуют верить рассказам друзей и коллег об их необычном опыте, ведь люди способны за­
ставить себя поверить в невозможное. Иными словами: если маги способны создать иллюзию экстрасенсорного восприятия реальности, это означает, что такого восприятия и вовсе не существует.
Этот довод скептиков требует тщательного анализа.
В то время как некоторые зрители могут искренне верить в дар мага, большая часть публики не то чтобы не верит волшебнику, а, скорее, решает на время отложить свой скептицизм и насладиться искусно проделанным фокусом.
Они не стремятся разгадать тайну трюка мага — им просто нужно, чтобы их развлекали. Этим людям нравится верить в возможность существования волшебства в реальном мире хотя бы несколько часов.
Вряд ли веселое представление мага может расшатать восприимчивость этих людей к событиям реального мира.
144

Они из собственного опыта знают, что люди и машины могут подняться в воздух только на сцене. Только во время представления слоны и молодые женщины в блестящих платьях в мгновение ока могут исчезнуть в никуда. Все остальное в повседневной жизни не может никуда ис­
париться. Если, к примеру, вы не найдете ключи от своей машины, вам просто нужно будет хорошенько вспомнить, где и когда вы держали их в руках. Никто не мог заставить эти ключи исчезнуть.
Так мы отличаем фантазию от реальности. Мы опира­
емся на свой личный опыт, чтобы представить, как функ­
ционирует мир. Мы можем постичь новые истины благо­
даря яркой игре актеров, но мы не путаем иллюзию кино с нашей собственной эмоциональной жизнью. Никоим образом актерская игра не ставит под сомнение ценность нашего повседневного опыта. Если я признаю аргумент скептиков в пользу того, что экстрасенсорное восприятие реальности — это всего лишь чей-то ловко проделанный трюк, это будет означать, что я сомневаюсь в подлинности собственного опыта. Но я знаю, что это не является ра­
зумным аргументом. Я не могу перестать доверять своим чувствам и чувствам своих друзей только из-за того, что кто-то может их подделать на сцене.
А теперь вернемся к предчувствиям. Способность мага читать мысли и предсказывать события не имеет ничего общего с предчувствиями, которые возникают у меня в по­
вседневной жизни. Возможно, они не такие примечательные, как трюки мага, и своей яркостью уступают потрясающим откровениям из фильмов о катастрофах, но эти внутренние
145

предупредительные сигналы имеют свою особенную силу.
Ведь это мой личный опыт. А что может быть ценнее этого?
3. Предчувствия как проявление душевной болезни
.
Во многих развлекательных шоу героев, верящих в возмож­
ность экстрасенсорного восприятия мира, описывают как легковерных и нерешительных мечтателей, не способных отличить собственные фантазии от объективной реаль­
ности. В развлекательной индустрии всегда считалось, что с такими людьми что-то не так.
На протяжении многих десятилетий герои фильмов, которые получали предупредительные знаки из будущего, сходили с ума от своих видений, или же их считали сумас­
шедшими за то, что они доверяли этим предупредительным сигналам. Сегодня такие киногерои, словно современные
Кассандры, борются ради того, чтобы их предупреждения были услышаны, и умоляют полицейских поверить им...
Но всё бесполезно. Неизбежно происходят катастрофы, за которые главные герои чувствуют себя ответственными.
Все это приводит к нервным расстройствам.
В последние несколько десятилетий актеры нередко изображали сумасшедших ради увеселения зрителей. Когда какой-то персонаж (обычно женский) восклицает, что она слегка сумасшедшая, публика знает, что в этом месте надо смеяться. А когда герои искренне верят в то, что получили знаки из будущего, то они оказываются эмоционально и психически нездоровыми людьми или чокнутыми с до­
брым сердцем, и никто им не верит. В конце шоу мы по­
нимаем, что герои вовсе не сумасшедшие, несмотря на все их усилия убедить нас в этом.
146

Главный персонаж одного из комедийных телешоу пере­
ворачивает этот стереотип с ног на голову. Он всем вокруг рассказывает, что является психически ненормальным, чтобы потерять доверие в их глазах, а потом воспользоваться этим. Поведение «сумасшедшего» открывает перед героем многие двери. Однако публика доверяет ему как главному персонажу, так как понимает, что на самом деле он не су­
масшедший. Зрители совместно участвуют в этом обмане и являются участниками волшебного трюка. Мы умнее, чем экранные преступники и полицейские, которые не могут разгадать секрет этого фокуса и верят глупым объяснениям главного героя.
Откуда возникает страх психической неуравновешен­
ности? Я думаю, что корни большинства из этих опасений находятся в восточной культуре, в частности, в мифах, по­
добных истории Кассандры. Где-то в середине двадцатого века исследователи в области психологии начали задаваться вопросом, почему некоторые люди верили в возможность экстрасенсорного восприятия реальности, в то время как все остальные понимали, что такого явления не существует.
Они начали поиск вероятных психических и умственных отклонений, предполагая, что, возможно, именно ими объясняется одержимость этой категории людей своими иррациональными убеждениями. Исследователи задались следующими вопросами: можно ли утверждать, что люди, которые верят в паранормальные явления, больше склонны к психическим расстройствам, что они менее благоразумны, чем скептики, что у них отсутствует способность к критиче­
скому мышлению, что эти люди больше поглощены собой и более самовлюбленные, чем скептически настроенные
147