Файл: РостовнаДонуФеникс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личности, что с ними плохо обращались в детстве и могло привести к душевной травме, что большинство из них люди бедные, необразованные и суеверные? Действительно ли они ощущают, что не могут контролировать события своей жизни, и боятся смерти больше, чем скептики?
На большую часть этих вопросов можно твердо ответить
«нет». Исследователи не смогли найти между скептиками и сторонниками экстрасенсорного восприятия значи­
тельной разницы, которая объясняла бы различие между убеждениями этих двух категорий людей. Исследования в области психологии показали, что не существует последо­
вательной связи между верой в экстрасенсорное восприятие и умственными и психическими дефектами. Те, кто верит в существование экстрасенсорных способностей, наделены таким же критическим мышлением, что и скептики, у них такая же степень образованности и такое лее понимание научных принципов. И сторонники, и противники экс­
трасенсорного восприятия реальности встречаются во всех расах, религиозных, этнических, социально-экономических и возрастных группах.
Единственная существенная разница между этими дву­
мя категориями людей состоит в том, что среди верящих в экстрасенсорное восприятие больше тех, кто сам имел подобный опыт.
Это должно обрадовать имеющих предчувствия по по­
воду будущих событий — ведь эти выводы способны раз и навсегда положить конец высмеиванию сторонников экстрасенсорного восприятия реальности. К сожалению, этого не произошло. Наоборот, люди еще больше запута­
лись в своих сомнениях и подозрениях. Итак, проведено
148
исследование, целью которого был поиск психических отклонений; оно привело к отрицательным результатам, но... Во-первых, нельзя было исключить, что по истечении какого-то времени какое-нибудь отклонение всё же про­
явится. Во-вторых, большая часть людей намного лучше помнят вопросы, поставленные перед учеными, чем ответы, полученные в конце исследования.
Результаты всех этих исследований просочились в широ­
кие массы, больше подпитывая убеждения скептиков, не­
жели подтверждая позицию сторонников экстрасенсорного восприятия реальности. Вспомните, как вы среагировали на рассказ друга о том, что у него был опыт предсказания будущего события? Дайте угадаю. Скорее всего, вы подумали, что ваш товарищ — более неблагоразумный и легковерный человек и больше склонен фантазировать, чем вы.
Уверенность в том, что со сторонниками экстрасен­
сорного восприятия что-то не так, проникла в главное направление культуры. Люди, у которых никогда не было опыта предсказания будущего события, долго не задумы­
ваясь, принимают эту точку зрения. А если им все-таки приходится столкнуться лицом к лицу с событием, для которого нет логического объяснения, они приходят в за­
мешательство и даже начинают паниковать. Доктор Артур
Хастингс, бывший декан факультета в институте Транспер­
сональной психологии, работал с людьми, имевшими опыт предвосхищения будущего события. До появления пред­
чувствия такие люди, как правило, скептически относились к возможности экстрасенсорного восприятия реальности, а потому были очень озадачены, когда непосредственный опыт стал противоречить их представлению об объек­
149

тивной действительности. Многие боялись, что начинают сходить с ума, так как считали, что только сумасшедшие верят в существование предчувствий. Они чувствовали себя неполноценными, глупыми, уязвимыми и неспособными контролировать свою жизнь. Они опасались, что их опыт может быть связан с такой серьезной душевной болезнью, как психоз.
На первый взгляд может показаться, что предчувствия способны стереть невидимую грань между нормальной психикой и безумием. На самом же деле страх потерять рассудок основан, во-первых, на отсутствии достаточного опыта возникновения предчувствий, во-вторых — на не­
достатке информации по поводу психического здоровья и нездоровья. У таких людей никогда не было психических сдвигов, и поэтому они не в полной мере понимают разницу между предвосхищением будущего события и психическими припадками. Людям, у которых никогда не было ни того ни другого опыта, предупредительные сигналы предчувствий могут казаться галлюцинацией.
К счастью, разница между предвосхищением будущего события и проявлением психоза более чем очевидна. Я ра­
ботала и с теми, кто страдал серьезными психическими заболеваниями, и с теми, у кого был опыт предсказания будущего события. Поверьте мне: перепутать два этих случая никак невозможно.
Психиатр и невролог Вернон Неппе посвятил свою карьеру изучению взаимосвязи между экстрасенсорным восприятием реальности, психозом и неврологическими расстройствами. После долгих лет исследований и клини­
ческой работы он пришел к выводу, что разница между
150
предвосхищением будущего события и психозом заклю­
чается в способности людей нормально функционировать в жизни. Каким бы странным ни был опыт пациента, никто не припишет ему психические расстройства, пока его опыт не помешает нормальной жизнедеятельности и приспосо­
блению к стрессовым нагрузкам.
Способность к нормальной жизнедеятельности и пре­
одолению трудностей помогает людям гармонично справ­
ляться с течением жизни. Базовые навыки помогают нам найти место работы и задержаться на нем, делать покупки, убираться в доме, готовить еду. Навыки по преодолению трудностей призваны помочь оправиться после неудач и разо­
чарований, ценить моменты радости и счастья и справляться с мелкими неурядицами повседневной жизни. Когда нам что-то не удается с первого раза, мы благодаря этим навы­
кам находим в себе силы повторить попытку.
Однако некоторые обстоятельства, не имеющие ни­
какого отношения к психическим расстройствам, могут препятствовать нормальному применению этих навыков.
Например, человек не может найти работу из-за эконо­
мического кризиса или же по причине инвалидности не способен вести независимый образ жизни
Бывают и такие трагедии, которые бросают вызов всем навыкам по при­
способлению к стрессовым ситуациям — после них люди приходят в себя годами.
Люди, живущие ложными представлениями и идеями, могут иметь установки, способные полностью охватить все аспекты их жизни. Следующий отрывок из труда Ричарда
Боултона под названием «Спорная наука» посвящен опи­
санию жизни человека, которого преследовали бредовые
151

идеи. Он лечился в институте парапсихологии. Вот что он говорил медперсоналу: «Я знаю, что вы замышляете. Вы транслируете мысли в мой мозг, чтобы свести меня с ума.
И не говорите, что это не так. Я читал про вашу лабора­
торию. Признайтесь, вам моя бывшая жена заплатила за это. Ничего, скоро я положу этому конец. Посмотрите, на что я способен. Я обращусь в ЦРУ, и вас лишат лицензии».
Проблема в том, что у этого человека не было необыч­
ного опыта, которому он ищет объяснение. Он просто страдает от ложного представления о том, что сотрудники
Института парапсихологии транслируют мысли в его мозг.
Этот человек убежден, что его бывшая жена платит деньги, чтобы его уничтожали морально. Он верит, что сможет убе­
дить сотрудников ЦРУ запретить деятельность Института парапсихологии. Бредовые идеи этого человека оказывают влияние на все аспекты его жизни и сказываются на его взаимоотношениях с окружающими.
Симптомы психических расстройств могут проявляться на протяжении долгих месяцев, а иногда и нескольких лет.
Они подрывают способность человека вести нормальный образ жизни. Иногда видения и галлюцинации препят­
ствуют осуществлению хороших намерений человека.
Люди с недолеченным психозом неспособны справляться с повседневными жизненными ситуациями. Они не могут отличить внутренний поток мыслей от происходящего в окружающей реальности. Такие люди лишаются друзей, теряют работу и не в состоянии концентрироваться на те­
кущих задачах. Если они не будут лечиться, то их неизбежно ожидают разочарования и мучения во всех сферах жизни.
152

Предчувствия же проявляются в повседневной жизни как мимолетный опыт, который мы едва успеваем за­
метить. Вера человека в возможность экстрасенсорного восприятия будущих событий никак не сказывается на его способности к нормальной жизнедеятельности, что является первым признаком отсутствия психического заболевания. Такие люди могут прийти в замешательство от своего необычного опыта, но способны нормально об­
щаться с родственниками и друзьями и продолжить свою обычную трудовую деятельность. Личности, у которых был опыт предсказания будущих событий, рассказывают о нем не так, как это делают люди с искаженными пред­
ставлениями о реальности. В исследовательский центр имени Райна часто звонят люди, которые делятся опытом возникновения у себя предчувствий. Вот пример типич­
ного звонка: «Я не верю в существование предчувствий, но мне приснился сон (я слышал голос, у меня было видение) о будущем событии, и оно действительно произошло через два дня. Мне удалось (или не удалось) предотвратить его последствия. Подскажите мне, пожалуйста, как это все можно истолковать».
В большинстве случаев предсказания будущих событий не приводят к торможению нормальной жизнедеятельности и не влияют на способность человека преодолевать трудно­
сти. Опыт предчувствий бывает настолько незначительным и мимолетным, что просто не может серьезно повлиять на нашу повседневную жизнь. Даже первоначально возни­
кающее замешательство и стремление найти объяснение такому неожиданному опыту являются обычными явле­
153

ниями на пути к интегрированию предчувствий в нашу повседневную жизнь.
В последние годы исследователи пытаются выяснить, какую пользу могут дать предчувствия. Отмечены случаи, когда предвкушение будущих событий улучшает душевное здоровье людей. Предчувствия внушают им надежду на жизнь после смерти, придают уверенность в том, что их жизнями управляет высшая сверхъестественная сила. Все это придает таким людям чувство связи с другими, наделяет ощущением счастья, благополучия, уверенности в завтраш­
нем дне и, самое главное, дает смысл жизни.
Любое событие, которое подрывает вашу способность к нормальной жизнедеятельности (будь то случай психи­
ческого расстройства или же предвосхищение будущего события), не должно оставаться без внимания. Если нормаль­
ное течение вашей жизни прерывает какой-то внутренний предупредительный сигнал, поговорите с кем-нибудь об этом.
Если предвкушение какого-то будущего события лишает вас жизненных сил так, что вы не способны концентрироваться на своей работе, а навязчивые мысли о грядущем лишают вас радости общения с родными и близкими, тогда вам срочно нужна психологическая помощь.
Доктор Артур Хастингс включил в свой научный труд руководство по оказанию такой помощи, которым успешно пользуются многие ведущие специалисты в области пси­
хологии. Это руководство призвано помочь специалистам укрепить базовые способности своих клиентов, особенно умение думать и действовать согласно своим ценностям и здравому смыслу, независимо от того, какой опыт у них был. Доктор Хастингс советует специалистам называть
154
опыт своих клиентов потенциальным экстрасенсорным восприятием реальности и не требовать от них никаких доказательств, уверяя в том, что у других тоже были по­
добные внутренние предупредительные сигналы касательно будущих событий. Иногда простое понимание характера своего опыта придает уверенность. Хастингс хочет, чтобы люди воссоединились с так называемой «надежной реаль­
ностью», то есть с реальностью повседневной жизни. Он уверен, что мы можем сохранить здравый рассудок при любом случае возникновения предчувствий касательно будущего события, не потеряв чувство благоговейного страха и стремление выяснить, был ли у нас настоящий опыт экстрасенсорного восприятия реальности.
Итак, куда нас приведут дальнейшие наблюдения? Мы можем по-новому описать предчувствия и другие формы экстрасенсорного восприятия реальности, принять другую позицию по отношению к ним, что поможет найти разумный баланс между нашими собственными убеждениями и теми установками касательно предвосхищения будущих событий, которые насаждаются развлекательными программами.
Нам не нужно выбирать между двумя крайностями: либо полностью исключить возможность существования пред­
чувствий, либо позволить им разрушить нашу повседневную жизнь страхами и тревогами. Если мы останемся при своем непосредственном опыте предчувствий, то у нас в жизни будет меньше драматизма и больше эмоциональной силы.
Самое главное, чтобы мы понимали, для чего у нас возни­
кают те или иные предчувствия.
155


Ч
асть
3
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16