Файл: РостовнаДонуФеникс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если предчувствия становятся для нас преобразующим опытом, это значит, что они самим фактом своего возник­
новения меняют наши взаимоотношения с окружающим миром независимо от того, каким будет предвосхищенное ими событие. Даже самое незначительное предчувствие может полностью изменить мировоззрение человека.
3.
Предчувствие — это взгляд в будущее. Филипп рассматривает предчувствия как взгляд, брошенный в бу­
дущее. Предчувствия дают ему возможность морально подготовиться к тому, что неизбежно произойдет.
Если предчувствие — это взгляд в предопределенное будущее, это значит, что благодаря ему у нас появляется возможность быстро заглянуть в наше будущее. То, как мы бросаем этот взгляд и что мы будем делать с имеющи­
мися знаниями, становится уже не так важно. Некоторых людей успокаивает уже сама мысль, что будущее событие неминуемо и все, что они могут сделать — подготовиться к неизбежности грядущей реальности. Это придавало им ощущение того, что они в состоянии достойно пережить трудные времена.
4. Предчувствие как птичка. Высказывания Чарли носят нерелигиозный и в то же время ненаучный характер, они поражают воображение своей необычностью. В своей трактовке предчувствий Чарли использует образ птички, вызывающей теплые, дружелюбные чувства — не орла, зловеще парящего над головой с пронзительным криком!
Во время предчувствия у Чарли появляется ощущение, что что-то идет не так, как обычно, но это чувство не сопрово­
168
ждается пугающим видением будущей катастрофы. Чарли говорит: «Что-то подсказывает мне...» И эта формулировка не выглядит так значительно и пугающе, как какой-то явный предупредительный сигнал или призыв из будущего. Эти слова не содержат мистики, не обязывают и не принуждают к каким-то действиям, а наоборот, подчеркивают умение
Чарли держать ситуацию под контролем. Он слышит щебет птички и принимает решение, как действовать согласно своим внутренним ощущениям.
5.
Предчувствиеэто цветок. Одна из моих бывших коллег рассматривает предчувствия как цветок, о котором нужно нежно заботиться, а садовниками, соответственно, являются те, у кого появляются эти внутренние предупре­
дительные сигналы. Такое толкование подчеркивает хруп­
кость и редкость проявления предчувствий и напоминает, что нужно их оберегать и поощрять их появление.
Если предчувствие — это цветок, то, возможно, у него есть только одно предназначение: нести красоту и добро в мир. В этом смысле предчувствие важно уже самим фак­
том своего существования, и его значимость не следует измерять той пользой, которую оно приносит.
6.
Предчувствие — это умение. Филипп рассматри­
вает предчувствие как умение бросить быстрый взгляд в будущее, а умение, как известно, можно воспитывать и развивать, постоянно применяя его на деле, а может рас­
терять полностью, игнорируя и не используя на практике.
Предчувствие рассматривается как способность, как одно из проявлений человеческого потенциала, не менее
169

и не более важное, чем любое другое. Одним людям это умение свойственно в большей степени, другим же нужно постоянно поощрять и развивать его. Как и в случае прочих способностей и навыков, мы легко потеряем это умение, если не будем уделять его развитию достаточно времени и сил.
7.
Предчувствиеэто аномалия. Роджер рассматри­
вает предчувствие как научную аномалию и не стремится найти этому необычному опыту более подходящее толко­
вание. Он понимает, что не до конца может объяснить суть этих предупредительных сигналов, но это не мешает ему стараться использовать предчувствия в своей повседневной жизни. Роджер помнит трагическое событие, которое про­
изошло в его жизни тридцать лет назад, еще во время учебы в аспирантуре, однако не намерен дальше разбираться в подробностях того несчастного случая.
Аномалия — это отклонение от общепринятых норм.
В научных кругах аномалией считается то, что не соответ­
ствует ожидаемым результатам. Единичный случай аномалии не имеет большой значимости и потому неинтересен для ученых в качестве объекта для изучения. А вот аномалия, которая проявляется в нескольких экспериментах подряд, заслуживает внимания. Парапсихологам нравится термин
«аномалия», так как он дает им возможность признать яр­
кость человеческого опыта, не ограничиваясь конкретными толкованиями и объяснениями.
8.
Предчувствиеэто семейная традиция. Оливия выросла в семье, где предчувствиям придавалось огромное значение, несмотря на предостережения церкви касательно этих необычных предупредительных сигналов из будущего.
170

У мамы Оливии часто появлялись предчувствия, и именно она научила дочь ценить этот необычный опыт.
Некоторые молодые люди учатся у старшего поколения, как правильно реагировать на возникновение предчувствий.
Если рассматривать предчувствия как часть семейной тра­
диции, следовательно, каждое новое поколение учится, чему надо верить, как действовать и какую позицию занять по отношению к предчувствиям.
9. Предчувствиеэто унаследованная особен­
ность. У Эвелин часто появлялись предчувствия. Однажды ей стало интересно, унаследовала ли она эту особенность у своего отца, у которого тоже был такой необычный опыт. Унаследованное предчувствие не связано с нашими убеждениями и установками, а больше имеет отношение к особенностям человеческой физиологии. Это означает, что мы специально не выслеживаем момент зарождения у себя предчувствий и не несем ответственность за наши предсказания. Некоторым людям унаследование склон­
ности к появлению предчувствий дает ощущение тесной и глубокой связи с семьей.
10. Предчувствие — это экстрасенсорное воспри­
ятие. Доктор Джозеф Райн первым разработал метод для изучения экстрасенсорного восприятия в лабораторных условиях. По сути, он же первым использовал сам термин
«экстрасенсорное восприятие». Конечной его целью было развеять представление о предчувствиях как исключительно о сверхъестественном явлении. Доктор Райн рассматри­
вал эти предупредительные сигналы как естественное
171

восприятие реальности, поставив их в один ряд с нашими пятью органами чувств — слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом.
Если рассматривать предчувствия как самую обычную форму восприятия, то получается, что они не представляют никакой угрозы для тех, у кого появляются, и могут изучать­
ся наряду с другими формами восприятия объективной действительности, а не как необычный опыт.
Предчувствиям легко можно придать множество зна­
чений и истолкований. Каждая из возможных трактовок уникальна для носителей этого опыта, и каждая из них раскрывает предчувствия с новой стороны, причем порой существующие точки зрения касательно этого необычного опыта могут противоречить друг другу. Эти разные значения предчувствий дополняют друг друга и дают нам возможность выбрать подходящий для нас вариант. Каждая из трактовок подчеркивает определенное свойство этого человеческого опыта и выявляет новую истину о предчувствиях.
ПРЕДЧУВСТВИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Так как предчувствия могут разрушить наши представ­
ления о свободе воли и течении времени, мы применяем их в зависимости от наших убеждений и установок, а также от характера самих предчувствий и тех событий, которые они предвосхищают. Значения, которые мы придаем пред­
172
чувствиям, могут не иметь ничего общего с их характером, а больше быть связанными с нашим мировоззрением.
Наше мировоззрение складывается из глубоких убежде­
ний и индивидуальных представлений о мире и нашей роли в нем. Именно от мировоззрения зависят наши ответы на главные вопросы, к примеру, откуда вообще появилась жизнь, как мы открываем для себя истину, и что такое истина? Как мы можно улучшить свою жизнь? В чем ее смысл? Ответы на эти вопросы зависят от наших религиозных убеждений, научных установок, менталитета, семейных традиций, об­
разования, профессиональных навыков, здравого смысла и жизненного опыта. Наше мировоззрение помогает нам каждый раз понять и внедрить в свою жизнь новый опыт.
И каждый новый опыт автоматически включается в нашу внутреннюю систему правил, убеждений и представлений о мире. Когда какое-то событие легко вписывается в эту систему установок, мы знаем, чего можем ожидать от него, так как понимаем законы, которые им управляют. А если новый опыт не соответствует нашим внутренним правилам или бросает вызов нашему мировоззрению, мы чувствуем, что теряем контроль над происходящим, пугаемся и при­
ходим в замешательство.
Именно нашим мировоззрением обусловлено такое разнообразие реакций, которые возникают по отноше­
нию к предчувствиям. Мы реагируем не на характер этих предупредительных сигналов, а на то, какое значение мы им придаем согласно нашим убеждениям. Некоторых людей пугают даже самые незначительные предчувствия, касающиеся вполне обыденных жизненных ситуаций.
Один мужчина, с которым я однажды летела в самолете,
173

рассказал мне, как в детстве у него как-то возникло пред­
чувствие, будто лифт, прибытия которого они с матерью ждали с минуты на минуту, на самом деле был не тем лифтом, который им нужен. Он, тогда еще маленький ребенок, сказал матери, что им не нужно садиться в лифт.
Двери открылись, и рабочие, находившиеся внутри, сказали ожидающим, что лифт не работает. Предвосхищая мой во­
прос, мужчина уточнил, что никак не мог знать о поломке лифта, но почему-то был уверен в этом. Его мировоззрение твердило ему, что предчувствий не существует, и от этого он воспринял новый опыт как вызов, брошенный неизвестно кем и неизвестно откуда.
Есть люди, которые говорят о своих предчувствиях с бла­
гоговением и благодарностью за то, что те предупреждают их о предстоящих ужасных событиях. Однажды вечером, возвращаясь на машине домой после вечеринки, Джулия неожиданно почувствовала желание повторить защитную песню, которую она выучила десять лет назад во время медитации. Вот что она рассказывает: «У меня было ощу­
щение, что кто-то говорит мне в ухо: „Выключи радио и пой”. Разум мне подсказывал, что это глупо, а внутренний голос настаивал на своем. Я решила не игнорировать свою интуицию: выключила радио и начала петь...» Меньше чем через минуту машина Джулии въехала в лужу нефтяной пленки на мосту, девушка потеряла контроль над управле­
нием — и машина выехала на встречную полосу. От этого
Джулия должна была прийти в ужас, однако ее охватило необъяснимое чувство спокойствия, так в голове у нее все еще звучала та защитная песенка. Она знала, что осталась
174
цела и невредима благодаря своему внутреннему голосу, который защитил ее тем, что помог сохранить спокойствие в сложной и пугающей ситуации. У Джулии не было со­
мнения, что она осталась жива именно благодаря тому, что послушалась своего внутреннего голоса.
Какой-нибудь скептик, выслушав историю Джулии, может спросить, а почему же предчувствия полностью не предотвратили несчастный случай, в который попала молодая женщина? Может быть, они не до конца выпол­
нили свою функцию? Однако у Джулии есть ответ и на это. Она полагает, что предчувствия помогают ей пройти через жизненные трудности, сохраняя спокойствие духа и оставаясь невредимой, но они не призваны отвести от нее все беды на свете.
НАУКА, РЕЛИГИЯ
И ПОВСЕДНЕВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В 1997 году Мэри С. Стауэл провела интервью с пятью женщинами. Они рассказали ей о тех значениях, которые придавали своим вещим снам. Как и Луиза Райн, Стауэл обнаружила, что у каждой из них сложилось свое уникаль­
ное представление о предчувствиях. Значения, которые женщины придавали своему необычному опыту, напря­
мую зависели от их мировоззрения. Одна из опрошенных
175

в своей оценке основывалась на принципах духовности, вторая опиралась на научные факты, а третья — на реалии повседневной жизни.
Наука и религия дают разные ответы на жизненно важные вопросы, так как изначально ставят перед собой разные задачи и используют разные методы для их решения.
Предметом изучения науки является материальный мир.
Наука задается вопросами о строении Вселенной, пытается найти ответ, как давно та существует. Те, чье мировоззре­
ние основывается на подобном подходе, уверены: ответы на главные вопросы жизни можно найти в нашей мудрой
Вселенной. Личности с таким мировоззрением склонны думать о смысле жизни, оперируя такими понятиями, как случайность, теория эволюции и прочее. Свое пред­
назначение они видят в продолжении человеческого рода.
Наука по-разному трактует предчувствия; согласно одному из распространенных научных толкований такого явления вообще не существует. Люди, разделяющие эту точку зрения, признают, что предчувствия напрямую бро­
сают вызов всему, что они привыкли принимать за истину.
В рамках своего исследования Мэри Стауэл опросила двух людей с подобным мировоззрением, у которых случались вещие сны. Ученая выяснила, что оба респондента быль подавлены и находились в явном замешательстве от своих сновидений — ведь те противоречили их представлению о законах, по которым функционирует материальный мир.
Стауэл отметила: «У нас у всех настолько шаблонное пред­
ставление обо всем материальном и рациональном, что опыт предчувствий не мог не показаться пугающе странным».
176

В широком смысле мировоззрение, основанное на на­
учных фактах, поощряет активную заинтересованность в процессах и событиях, происходящих во Вселенной. Ис­
следователи изучают сознание и случаи экстрасенсорного восприятия реальности, и с помощью полученной инфор­
мации расширяют свой кругозор, а не игнорируют факты, противоречащие их прежним знаниям об этой сфере. Люди с таким мировоззрением могут скептически относиться к предчувствиям, однако они склонны доверять своему непосредственному опыту, даже если пока не умеют его объяснить.
Мировоззрение Роджера основано на давно укоренив­
шемся научном представлении о Вселенной. Однажды у него было предчувствие, что самолет, в котором он будет лететь вместе с другом, разобьется. Это предчувствие не столько разрушило его мировоззрение, сколько раскололо картину мира на две части: те правила и законы, по которым, по мнению Роджера, должна функционировать Вселенная, теперь не совпадали с его личным опытом. Роджер был шокирован своим предчувствием. Его поразила предска­
занная им авиакатастрофа и ее последствия, но благодаря рациональному мышлению ему удалось отнести это со­
бытие к категории трудно решаемых проблем, к одной из необъяснимых аномалий. Роджер не стал игнорировать свой опыт только из-за того, что появившаяся у него инфор­
мация противоречила распространенной научной теории.
Его научное мировоззрение способствовало тому, что он привык доверять своему опыту и рассматривать его как способ получения новых знаний.
177