Файл: РостовнаДонуФеникс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предчувствия
и самоопределение
О ЧЕМ CВИДETEЛЬСТВУЕТ
МОЙ НЕОБЫЧНЫЙ ОПЫТ
После вопроса о том, какую роль предчувствия играют в вашей жизни, неизбежно следует второй вопрос: «О чем они свидетельствуют?»
Ранее я перечислила несколько самых распространенных трактовок предчувствий: инструмент, наказание, способ­
ность, аномалия и др. Просмотрев список тех значений, которые мы придаем предчувствиям, можно многое понять о нашем самосознании. Так, талантливый человек склонен рассматривать предчувствие как способность; объективный наблюдатель — как аномалию; человек с сильной верой — как часть духовного поиска, и т. д. Все эти значения помогают
187
нам принять предчувствия как свой непосредственный опыт, и вместе с тем они способны рассказать много важ­
ного о нас самих.
Моя коллега Андреа описала свои предчувствия как цве­
ток. Этот яркий образ говорит о том, что Андреа держит под контролем свои предчувствия: подобно садовнику, она может заботиться о цветах или игнорировать их. Этот образ позволяет Андреа думать о себе как о смотрителе и опекуне.
То, что Чарли рассматривает свои предчувствия как практический инструмент, говорит о нем как о владельце и даже в каком-то смысле создателе этого инструмента. Он оценивает предупредительные сигналы с точки зрения их полезности в своей повседневной жизни. Такое видение предчувствий очень отличается от взгляда на них как на проклятие или наказание. Вот и Чарли не думает о себе как о жертве, которой этот необычный опыт послан в ка­
честве наказания. Чарли — практичный человек, который знает, как наилучшим образом воспользоваться своими предчувствиями.
Каждая трактовка, которую мы даем предчувствиям, отражает наше самосознание. До тех пор, пока значения, которые мы придаем предчувствиям, и наше самосозна­
ние успешно взаимодействуют друг с другом, у нас все в порядке. Проблемы начинаются тогда, когда наш непо­
средственный опыт противоречит нашему мировоззрению или самоопределению.
Если я заранее уверена, что предчувствий не существует, и считаю себя слишком благоразумным человеком, не спо­
собным поверить в них, тогда при встрече с подобным опытом у меня будут проблемы. Вспомним Эвелин, кото­
188
рая была активисткой в мормонской церкви. Ее учили, что предчувствия — это зло, несущее угрозу нашей духовной жизни, это наказание от Бога или искушение со стороны дьявола. Смотрите, как быстро ее самосознание «разобра­
лось» с этим необычным опытом: «Я считала, что в моем доме орудует дьявол, а я сама одержима злом. Я все время думала: в чем же я провинилась? Чтобы дойти до такого состояния, надо быть действительно плохой... Я считала, что это может быть связано с тем, что я мало хожу в церковь, и поэтому начала фанатично посещать службу и спала с Библией под подушкой».
Значения, которые Эвелин придавала своим предчувстви­
ям, непосредственно влияли на ее представление о самой себе. Вот как она рассуждала: если этот необычный опыт от дьявола, тогда она, должно быть, одержима злом. Если предчувствия — это Божье наказание, следовательно, она сделала что-то плохое, чем и заслужила его. Оглядываясь назад, Эвелин понимает, что у Бога не было причин гне­
ваться на нее, но в шестнадцать лет она была уверена, что предчувствия посланы ей как наказание за какие-то грехи.
Больше всего переживаний предчувствия доставляют тем, кто отрицает существование подобного опыта: он противоречит их мироощущению, и люди видят в нем определенную угрозу для себя и своего сознания. Они не пытаются изменить свое самосознание и представления о мире, а вместо этого хотят разобраться, что же с ними не так.
Чтобы принять те моменты жизни, которые противо­
речат нашему предыдущему опыту и представлениям, требуется определенное мужество. Так, Эвелин учили
189

бояться предчувствий и игнорировать их — в конечном итоге в шестнадцать лет она начала бояться своей наду­
манной греховности.
Что делать, если предчувствия приводят к внутреннему конфликту, нарушают нашу душевную гармонию? Давайте признаем: предчувствия — это не единственное явление, которое наша культура никак не может полностью понять и принять. Существует много необычного, бросающего вызов нашему самосознанию, и многие из нас научились успешно интегрировать свой новый опыт в повседневную жизнь.
Я приведу три способа, которые помогут примирить ваш необычный опыт и самоопределение. Каждая из пред­
ложенных стратегий вам, скорее всего, знакома, даже если вы раньше об этом и не задумывались. Эти приемы станут для вас привычкой, которая поможет жить в гармонии со своими предчувствиями и мировоззрением.
Итак, первое, что мы можем сделать, — это подобрать такое толкование своего опыта, которое уже существует в нашей системе ценностей и соответствует нашему миро­
ощущению. Второе: необходимо четко разграничить воз­
никающие у нас предчувствия и наше самоопределение.
И, наконец, третье: признавая свой опыт, мы должны держать его под контролем, чтобы свести к минимуму возможное пагубное влияние предчувствий на нашу жизнь.
190

HAЙДИTE ДPУГОЙ ПОСЫЛ
ПРЕДЧУВСТВИЙ
Первое, что вам нужно сделать — это подобрать такую трактовку предчувствий, которая бы соответствовала ва­
шему мировоззрению. Любая система взглядов, будь то религиозная или семейная, позволяет найти различные толкования предчувствий. А если вы живете в соответствии с общепринятым научным мировоззрением, у вас есть выбор, каким из научных теорий доверять. К примеру, астроном
Карл Саган опирается исключительно на научные факты.
Научное мировоззрение предлагает большой простор для фантазии. Наука предлагает нам принять определенные факты, даже если они не соответствуют уже сложившемуся у нас мнению. Она советует нам рассматривать альтерна­
тивные гипотезы и останавливаться на той из них, которая в большей степени соответствует имеющимся фактам. Наука предлагает нам искать разумный баланс между безгранич­
ной восприимчивостью к новым идеям и самой строгой проверкой, которой необходимо подвергать абсолютно все: и новые понятия, и давно укоренившиеся установки.
Слова Сагана основаны на научном исследовании, во­
ображении и восприимчивости к новым идеям. Другие ученые описывают суть научного мировоззрения менее высокопарными терминами: они называют науку средством объяснения, предсказания и контроля различных явлений, будь то прогноз погоды или болезнь. Независимые исследо­
ватели все время выдвигают новые идеи и пересматривают
191

старые, спорят о том, какие гипотезы являются много­
обещающими, а какие не стоят серьезного рассмотрения.
Откройте научные журналы любой тематики, и вы найдете множество исследований, которые противоречат друг другу до тех пор, пока ученые не достигают общего консенсуса.
Итак, как предчувствия сказываются на самосознании личности с научным складом ума? До сих пор одни ученые настаивают на том, что существование предчувствий не до­
казано, и уделяют внимание иным феноменам, а другие считают существующие доказательства подлинности пред­
чувствий вполне убедительными и заслуживающими доверия.
Два респондента Мэри Стауэл, которые придерживались строго научных взглядов, обнаружили, что предчувствия не только разрушили их представления о мире, но еще и повлияли на их самоопределение. Они привыкли очень скептически относиться к людям, которые утверждают, что видели вещие сны, — в результате, столкнувшись с соб­
ственным опытом предчувствий, они начали сомневаться в своей разумности.
Однако вполне возможно придерживаться научных взглядов и при этом принять свой необычный опыт. Так,
Роджер определяет свой опыт больше как научно необъ­
яснимый, чем невозможный — в этом вся разница. Он гордится своим рациональным научным мировоззрением и при этом полностью принимает свой опыт предчувствий, хотя и не может объяснить все происходящее с ним. Он так же, как и Саган, в своих доводах основывается на на­
учных фактах.
Духовная парадигма не менее разнообразна, чем научная.
Она включает различные установки, и в священных писаниях
192
можно найти подтверждение почти любой теологической и общественной теории, которую вы хотите выдвинуть.
Религиозное мировоззрение не всегда предполагает осуждение предчувствий. В то время как одни религиозные общины твердо убеждены в том, что этот необычный опыт исходит от сил зла, другие духовные организации вполне приемлют существование предчувствий. Священные писа­
ния иудаизма, христианства и ислама упоминают истории о предчувствиях, в которых говорится о духовном пути при­
верженцев этих религий. В детстве я услышала библейскую историю об Иосифе, у которого был дар толковать вещие сны. Однажды он объяснил сон фараона о семи тучных коровах, которые были съедены семью тощими коровами.
Сновидение означало, что в Египте ожидалось семь лет богатого урожая, за которыми последуют семь лет голода.
Благодаря этому предсказанию фараону удалось спасти народ Египта от голодной смерти.
Однажды я встретила женщину, которая посещала еван­
гельские собрания. Она воспринимала предчувствия как
Божий ответ на ее молитвы. Эта женщина просила Иисуса о помощи и получала от Него предупредительные сигналы, которые помогали ей предугадать свое ближайшее будущее.
Воспринимая эти сигналы как ответы Бога на ее молитвы и как средство общения с Иисусом, эта женщина чувство­
вала себя благословенной. Она не беспокоилась о том, что другие религиозные течения могут отрицать подлинность ее опыта. Каждый случай предсказания будущего события усиливал ее религиозное самосознание.
Если рассмотреть предчувствия как дар свыше, они мо­
гут послужить средством общения с Всевышним. Оливия
193

называет свои предчувствия моментами духовной транс­
цендентности. Их появление, минутные вспышки внезап­
ного озарения дают ей ощущение Божьего присутствия в ее жизни. Такое понимание своего необычного опыта усиливает ее самосознание как религиозного человека.
Даже если никто из ваших близких не имел опыта предсказании будущих событий, трудно переоценить роль семьи в распознании своих предчувствий и их применении в повседневной жизни. Наши родители — это наши первые учителя, глазами которых мы смотрим на мир в детстве. По­
том мы вырастаем, уезжаем от них, находим собственные ценности, приобретаем опыт других культур, но первые преподанные нам уроки остаются с нами на всю жизнь.
Сталкиваясь с чем-то новым и необычным, мы в первую очередь опираемся на них. Именно в семье я впервые узнала, как устроен мир. Я рассматривала предчувствия не только через призму научных фактов, но и через те представления об этом необычном опыте, которые имелись у моих роди­
телей. Я постигла суть предчувствий не в церкви, а от своих родителей, которые толковали мне религиозные установки по поводу экстрасенсорного восприятия реальности.
История Эвелин подчеркивает силу и значимость первых уроков, которые мы получаем от родителей. С шестнадца­
ти лет у нее появлялись предчувствия, предсказывающие различные события — и незначительные, и судьбоносные.
Девушка несколько раз пыталась объяснить матери, что с ней происходит, но та и слышать не хотела о существовании предчувствий. Хотя мать Эвелин и не обвиняла девушку в искажении фактов напрямую, однако считала, что Эве­
лин глубоко заблуждается в данном вопросе. Отказ матери
194
поверить ей пугал девушку. В итоге Эвелин отдалилась от друзей и церкви.
Однажды девушка рассказала матери, что ей приснился сон о том, что ее парень неожиданно появляется в их доме с букетом увядших лилий, который он прячет за спиной.
До этого друг Эвелин никогда не приносил цветы, поэтому такая перспектива казалась маловероятной. Однако в тот же день он действительно пришел с букетом увядших лилий, который держал за спиной. Это убедило мать Эвелин в том, что девушка действительно может предвидеть будущие события. Начиная с этого момента она поддерживала дочь в этом вопросе и даже помогла ей в трудный период, когда
Эвелин решила, что сходит с ума. Мать помогла девушке по- новому взглянуть на ее предчувствия: «Ты не сумасшедшая.
Ты самый благоразумный человек из всех, кого я знаю. Ты не сошла с ума, просто у тебя дар предсказывать события».
Она называла это способностью, которая дана свыше.
Одно дело — рассматривать предчувствия как уникальную способность, и совсем другое — думать, что Бог посылает вам наказание в виде постоянных предчувствий, которые медленно сводят вас с ума. Способность предполагает творчество и силу. Если предчувствие — это способность, тогда подучается, что люди могут ее развивать, как разви­
вают способность играть на музыкальном инструменте или умение попадать мячом в баскетбольную корзину.
Чтобы помочь Эвелин, ее матери не пришлось обращаться к научным исследованиям или религиозным доктринам.
Вместо этого она убедила дочь в том, что она остается совершенно благоразумной и рассудительной девушкой.
Мать разглядела в опыте Эвелин способность — и та, вдох­
195

новившись, сама поверила в свое умение предвосхищать будущие события с помощью предчувствий. Теперь она считала себя избранной, так как ей доверили необычную способность, которая могла помочь ей улучшить свою жизнь.
Мать Эвелин способствовала восстановлению уверенности девушки в себе.
Эвелин приняла подобный взгляд на предчувствия, так как он исходил от ее матери, мировоззрению которой она доверяла. Интерпретация, которую мать девушки дала предчувствиям, была достаточно убедительной, чтобы кон­
курировать с церковными взглядами. У девушки появилось прочное основание положительно относиться к своему необычному опыту и к самой себе.
Мы можем сохранить здравый смысл, способность мыслить и действовать рационально, придерживаться собственных духовных или религиозных ценностей и при этом воспринимать предчувствия как важную часть нашей сущности.
196

НАЙДИТЕ РАЗУМНЫЙ БАЛАНС
МЕЖДУ ВАШИМИ ПРЕДЧУВСТВИЯМИ
И САМОСОЗНАНИЕМ
Одни люди признают, что наличие предчувствий по­
влияло на их самоопределение, а другие вполне осознанно отрицают связь между этим необычным опытом и своим самосознанием. Не каждый готов изменить свое мировоз­
зрение из-за того, что встретился с новым опытом. Важно уметь найти разумный баланс между своими предчувствиями и устоявшимися представлениями о жизни.
Можно, так сказать, держать предчувствия на расстоя­
нии вытянутой руки: не игнорировать этот опыт, но и не признавать его формирующим наше самосознание: ведь некоторые предчувствия могут не нести никакой важной информации о нашей личности и самосознании.
Мы всегда должны сохранять такой разумный баланс.
Невозможно полностью идентифицировать себя с каждым новым опытом, который встречается на нашем пути. Само­
сознание зависит и от многих других факторов, таких как этническая и половая принадлежность, религия, финансо­
вый статус, сексуальная ориентация. В каждом отдельном случае мы сами решаем, какой аспект нашей жизни будет оказывать влияние на наше самоопределение. К примеру, в одной ситуации я позиционирую себя как американку, а в другой — как писательницу, подчеркивая, что мой соци­
альный статус намного важнее, чем место моего рождения.
197

Работа человека и его мировоззрение переплетены друг с другом, но не на всех этапах нашей жизни. Повторно еще раз: я была студенткой, психиатром, социальным работником, певицей и писательницей, однако я не идентифицировала себя полностью со всеми этими родами деятельности.
Во время учебы в колледже я работала официанткой в пиццерии, однако позиционировала себя как студентку, рассматривая это временное занятие только лишь как спо­
соб подработки. Я всегда разделяла работу и самосознание.
У меня было определенное занятие, но я никогда не по­
зволяла ему определять мою сущность. Мне это удавалось благодаря тому, что обучение в колледже оплачивали мои родители, и эта временная работа не затрагивала все грани моей личности. Да и никто из персонала пиццерии не иден­
тифицировал себя со своим видом деятельности. Даже наш менеджер был художником по призванию. Мы все были танцорами, музыкантами, художниками, писателями — и все работали там только ради денег. Это была работа как работа, которая приносила заработок, но никоим образом не определяла наше самосознание.
Даже такую пугающую перспективу, как, к примеру, диагноз онкологического заболевания, можно рассмотреть и как судьбоносный опыт, и как временную неудачу в жизни человека, которая полна других целей и задач. Я встречала людей, чью жизнь коренным образом изменила хроническая болезнь. Они позволили своему печальному опыту сделать себя лучше, мудрее и сильнее. Обычно это люди, которые либо сами создают группы поддержки, либо присоединя­
ются к ним и занимаются защитой слабых и нуждающихся в помощи.
198