ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
смещается, и многие опасаются, что она может вообще ис
чезнуть. Люди нередко рассуждают так: «Либо реальность существует отдельно от нашего мировосприятия, либо вообще не существует такого понятия, как объективная реальность, и все наши представления о мире искажен
ные или вообще неверные...». Неудивительно, что многие полностью отрицают идею предчувствий: ведь одно только допущение их существования ставит под сомнение прежний опыт и все знания о мире.
Доктор Карл Саган, выдающийся ученый и один из зна
менитейших астрономов страны, в своей последней книге выразил беспокойство по поводу того, что иррациональная вера в паранормальное может препятствовать научному подходу. Ученый опасался, что нерациональные суеверия могут каким-то образом вытеснить логику, и тогда наука потеряет свою значимость и предназначение в нашей жизни. Но вместе с тем Саган хотел следовать всем новым научным тенденциям. Он признавал, что изучение телепатии и силы разума представляется вполне многообещающим и перспективным.
Даже сами парапсихологи начинают волноваться, когда эксперименты в их области пользуются слишком большой популярностью. Они опасаются, что общество может утратить способность к критическому мышлению. Джон
Белофф в своей публикации 1996 года предположил, что если предчувствия получат научное подтверждение, то людям будет сложно отличать факты от фантазии, наука придет в упадок, в мире воцарится иррациональное начало.
Несмотря на эти опасения, Белофф поддерживал ис
следования экстрасенсорного восприятия событий, твердо
89
чезнуть. Люди нередко рассуждают так: «Либо реальность существует отдельно от нашего мировосприятия, либо вообще не существует такого понятия, как объективная реальность, и все наши представления о мире искажен
ные или вообще неверные...». Неудивительно, что многие полностью отрицают идею предчувствий: ведь одно только допущение их существования ставит под сомнение прежний опыт и все знания о мире.
Доктор Карл Саган, выдающийся ученый и один из зна
менитейших астрономов страны, в своей последней книге выразил беспокойство по поводу того, что иррациональная вера в паранормальное может препятствовать научному подходу. Ученый опасался, что нерациональные суеверия могут каким-то образом вытеснить логику, и тогда наука потеряет свою значимость и предназначение в нашей жизни. Но вместе с тем Саган хотел следовать всем новым научным тенденциям. Он признавал, что изучение телепатии и силы разума представляется вполне многообещающим и перспективным.
Даже сами парапсихологи начинают волноваться, когда эксперименты в их области пользуются слишком большой популярностью. Они опасаются, что общество может утратить способность к критическому мышлению. Джон
Белофф в своей публикации 1996 года предположил, что если предчувствия получат научное подтверждение, то людям будет сложно отличать факты от фантазии, наука придет в упадок, в мире воцарится иррациональное начало.
Несмотря на эти опасения, Белофф поддерживал ис
следования экстрасенсорного восприятия событий, твердо
89
веря в то, что риск в данном случае будет оправдан, если нам удастся постичь границы человеческого разума. Белофф был убежден: наилучшим образом мы сможем анализировать события будущего только через их изучение в рамках по
вседневной жизни.
Я не думаю, что допущение возможности возникновения предчувствий может каким-то образом вступить в противо
борство с нашим рациональным мышлением. Принятие странных для нас возможностей человеческого разума через объективную реальность возможно, если при этом не упускать из виду преимущества научных исследований и не терять здравый смысл и способность к критическому мышлению. В этом случае мы сумеем заново определить границы между общепринятыми и паранормальными явлениями жизни.
Чтобы рационально объяснить характер предчувствий, люди прибегают к самым разнообразным доводам. Они считают, что те, у кого был опыт подобных ощущений, должно быть, что-то перепутали, например, придумали себе несуществующую связь между двумя самостоятельными событиями: оглянулись на уже произошедшее событие и «установили» связь, которой на самом деле и в помине не было.
Подобные объяснения вполне разумны. Я осознаю, что не всегда могу довериться своей памяти, так как иногда забываю детали, имена, а иногда и целые события из соб
ственной жизни. Точно так же я не могу полагаться на свое воображение... Однако слишком часто такие рациональные объяснения отвлекают наше внимание от истинных за
гадок жизни.
90
вседневной жизни.
Я не думаю, что допущение возможности возникновения предчувствий может каким-то образом вступить в противо
борство с нашим рациональным мышлением. Принятие странных для нас возможностей человеческого разума через объективную реальность возможно, если при этом не упускать из виду преимущества научных исследований и не терять здравый смысл и способность к критическому мышлению. В этом случае мы сумеем заново определить границы между общепринятыми и паранормальными явлениями жизни.
Чтобы рационально объяснить характер предчувствий, люди прибегают к самым разнообразным доводам. Они считают, что те, у кого был опыт подобных ощущений, должно быть, что-то перепутали, например, придумали себе несуществующую связь между двумя самостоятельными событиями: оглянулись на уже произошедшее событие и «установили» связь, которой на самом деле и в помине не было.
Подобные объяснения вполне разумны. Я осознаю, что не всегда могу довериться своей памяти, так как иногда забываю детали, имена, а иногда и целые события из соб
ственной жизни. Точно так же я не могу полагаться на свое воображение... Однако слишком часто такие рациональные объяснения отвлекают наше внимание от истинных за
гадок жизни.
90
Наука утверждает, что любые события, которые явля
ются плодом нашего воображения или памяти, менее объ
ективны, менее реальны и надежны, чем те, которые мы воспринимаем нашими пятью органами чувств. Но если мы проигнорируем те формы восприятия окружающего мира, которые не поддаются научному объяснению, то рас
теряем такие важные аспекты нашей жизни, как интуиция, творческое мышление, эмоции и сны.
Предчувствия зарождаются в наших воспоминаниях, какими бы ложными они ни были. Мы храним в памяти момент зарождения предчувствия — и проносим его сквозь время, пока в будущем не происходит какое-то событие, подтверждающее подлинность наших внутренних ощу
щений. Ну да, в каком-то смысле предчувствия являются плодом нашего воображения: ведь на самом деле любой образ чего-то, что мы не видим в данный момент, будь то предмет или событие, мысль или чувство, появляется благодаря нашей способности мысленно представить его.
Любое действие, которое я предпринимаю навстречу неиз
вестному будущему, осуществимо благодаря воображению, независимо от того, о чем идет речь: сопровождаю ли я ро
дителей в поисках жилья, веду ли переговоры с братом для получения лучшей спальни или же «узнаю» дом, который я до этого никогда не видела.
В суматохе повседневной жизни память и воображение — это те инструменты, с помощью которых мы распознаем и понимаем свои предчувствия. Эксперименты, направленные на изучение предчувствий в целом, в большинстве случаев к обычным людям никакого отношения не имеют. Чтобы распознать и отличить свои предчувствия от остальных форм
91
восприятия окружающего мира, нам нужно полагаться на собственные суждения и здравый смысл.
П
амять
Почти тридцать лет прошло с того момента, как я стояла в гостиной старого дома в Сиэтле. И я уверена, что с тех пор мои воспоминания изменились: это уже не сами воспоми
нания, а, точнее сказать, воспоминания о воспоминаниях.
Можно сказать, что память — это мыслительный про
цесс ввода, хранения и поиска информации. Когда нам нужна какая-то информация, типа «А как звали того парня из моего любимого фильма?», мы открываем «картотеку» и ищем необходимые нам данные.
Но существует одна проблема. Дело в том, что ученые еще не обнаружили, где хранится вся эта информация. Ис
следователи не знают, как осуществляются функции ввода и поиска информации в памяти. Им также не до конца по
нятно, как формируются воспоминания, как они хранятся и можно ли вообще их хранить в памяти.
Еще одна проблема возникла после того, как исследо
ватели обнаружили, что та информация, которую наш мозг отбирает для хранения и дальнейшего извлечения из памяти, не всегда соответствует объективной реальности.
Пять человек могут быть свидетелями крушения одного и того же поезда, но в результате мы будем иметь пять разных описаний этого несчастного случая: подробности
92
П
амять
Почти тридцать лет прошло с того момента, как я стояла в гостиной старого дома в Сиэтле. И я уверена, что с тех пор мои воспоминания изменились: это уже не сами воспоми
нания, а, точнее сказать, воспоминания о воспоминаниях.
Можно сказать, что память — это мыслительный про
цесс ввода, хранения и поиска информации. Когда нам нужна какая-то информация, типа «А как звали того парня из моего любимого фильма?», мы открываем «картотеку» и ищем необходимые нам данные.
Но существует одна проблема. Дело в том, что ученые еще не обнаружили, где хранится вся эта информация. Ис
следователи не знают, как осуществляются функции ввода и поиска информации в памяти. Им также не до конца по
нятно, как формируются воспоминания, как они хранятся и можно ли вообще их хранить в памяти.
Еще одна проблема возникла после того, как исследо
ватели обнаружили, что та информация, которую наш мозг отбирает для хранения и дальнейшего извлечения из памяти, не всегда соответствует объективной реальности.
Пять человек могут быть свидетелями крушения одного и того же поезда, но в результате мы будем иметь пять разных описаний этого несчастного случая: подробности
92
будут варьироваться в зависимости от того, где каждый из очевидцев стоял, на чем было сконцентрировано его внимание и, самое главное, — что было наиболее важным для данной личности.
Некоторые эксперты утверждают, что из-за гибкости памяти невозможно полагаться на какое-либо конкретное воспоминание. Доктор Элизабет Лофтус, психолог Вашинг
тонского университета, считала, что можно с легкостью побудить людей вспомнить то, чего они на самом деле не видели. Лофтус показала нескольким добровольцам виде
озапись автокатастрофы, а затем попросила их описать увиденное. Когда исследователь помогала волонтерам,
«подсказывая» им те подробности, которых не было в от
снятом материале, добровольцы «вспоминали» эти детали и включали их в свое описание автокатастрофы. Чем больше времени прошло после просмотра видео, тем легче было
Элизабет влиять на «воспоминания» добровольцев.
В другой раз Лофтус попросила участников эксперимента описать в подробностях четыре события из их собственной жизни, предложенные их родственниками. Одно из этих событий на самом деле было придумано исследователями и в действительности не происходило. В результате экспе
римента было выявлено, что более четверти опрошенных в своих рассказах описали вымышленное событие как реально существовавшее. Они вспоминали специфические детали и подробности и не могли поверить в то, что имели дело с ложными воспоминаниями. Элизабет пришла к сле
дующему заключению: «Людей можно побудить вспомнить не только их прошлое, но и те события, которые на самом деле никогда с ними не происходили».
93
Некоторые эксперты утверждают, что из-за гибкости памяти невозможно полагаться на какое-либо конкретное воспоминание. Доктор Элизабет Лофтус, психолог Вашинг
тонского университета, считала, что можно с легкостью побудить людей вспомнить то, чего они на самом деле не видели. Лофтус показала нескольким добровольцам виде
озапись автокатастрофы, а затем попросила их описать увиденное. Когда исследователь помогала волонтерам,
«подсказывая» им те подробности, которых не было в от
снятом материале, добровольцы «вспоминали» эти детали и включали их в свое описание автокатастрофы. Чем больше времени прошло после просмотра видео, тем легче было
Элизабет влиять на «воспоминания» добровольцев.
В другой раз Лофтус попросила участников эксперимента описать в подробностях четыре события из их собственной жизни, предложенные их родственниками. Одно из этих событий на самом деле было придумано исследователями и в действительности не происходило. В результате экспе
римента было выявлено, что более четверти опрошенных в своих рассказах описали вымышленное событие как реально существовавшее. Они вспоминали специфические детали и подробности и не могли поверить в то, что имели дело с ложными воспоминаниями. Элизабет пришла к сле
дующему заключению: «Людей можно побудить вспомнить не только их прошлое, но и те события, которые на самом деле никогда с ними не происходили».
93
Доктор Лофтус была далеко не первой, кто говорил о гиб
кости человеческой памяти. Фрейд, Юнг и их последователи также упоминали в своих работах, как со временем меняется человеческая память. Работники психиатрических лечебниц использовали эту особенность человеческой памяти, чтобы помочь своим пациентам улучшить свое психическое со
стояние. Для многих специалистов воспоминание — это процесс пересказывания нашего прошлого с точки зрения настоящего момента, и этот процесс может меняться по мере того, как меняемся мы сами. Мы влияем на прошлое путем переосмысления его значения для нас в настоящем.
Не в нашей власти изменить прошлые события, но, пере
оценив их значение для нас, мы можем в дальнейшем кон
тролировать их влияние на нашу жизнь. Это нам вполне под силу, так как человеческая память больше склонна регистрировать не сами события, а их значимость для нас.
Будь человеческая память чуть более объективной, она перестала бы быть нам полезной. Если бы я могла вспомнить все события своей жизни в мельчайших подробностях, то на воспоминания ушло бы ровно столько времени, сколько и на переживание самих событий. Например, когда я вспо
минаю, как выгуливала свою собаку вчера вечером, в своем воображении я вижу, как она бежит, играя с поводком.
Я представляю нашу прогулку за долю секунды. Мне не нужно вспоминать всю траекторию нашего пути: как мы вышли из дома, шли по улице, направлялись в парк. Я легко могу вспомнить людей, которых встретила по дороге, но нет необходимости заново переживать каждую минуту, проведенную в их обществе. Я не вспоминаю все мысли,
94
которые посещали мою голову, и все объекты, которые привлекали мое внимание во время прогулки.
Психолог Роберт Сарделло заметил: «Прошлое влияет на нас, но что мы именно вспомним из произошедшего — это зависит от значимости данного события для нас в настоя
щем. То, как я восстанавливаю в памяти какие-то случаи, тесно связано с моей нынешней оценкой этих событий.
Когда я рассказываю какую-то историю из своего богато
го прошлого опыта, мой рассказ эмоционально окрашен и даже поддается некоторым изменениям под влиянием того, что я сейчас обо всем этом думаю и какие выводы делаю на будущее».
В нашем воображении прошлое преобразуется в зави
симости от того, как мы его переоцениваем в настоящем.
Нам вполне под силу каждую минуту моделировать свое прошлое, формируя нашу нынешнюю жизнь и нашу личность в настоящем. Мы не в состоянии изменить фактические события прошлого, но, переоценив, их мы можем поднять свою самооценку, изменить свое мнение об окружающей нас реальности. Поменяв угол зрения, мы меняем настоящее, которое, в свою очередь, влияет на прошлое — круговорот, который открывает для нас новые возможности в будущем.
Мои воспоминания о родительском доме в Сиэтле сейчас обновлены и отражают мои мысли о том конкретном дне покупки жилья. Я смутно помню события того лета, когда мне было шестнадцать лет. Например, в моей памяти нет четкой картины того, сколько домов мы объездили, что ели на ланч, какая одежда была на нас. Я не помню, что именно сказали мои родители по поводу крохотной кухни, помимо того, она никуда не годилась. В своем воображении
95
Психолог Роберт Сарделло заметил: «Прошлое влияет на нас, но что мы именно вспомним из произошедшего — это зависит от значимости данного события для нас в настоя
щем. То, как я восстанавливаю в памяти какие-то случаи, тесно связано с моей нынешней оценкой этих событий.
Когда я рассказываю какую-то историю из своего богато
го прошлого опыта, мой рассказ эмоционально окрашен и даже поддается некоторым изменениям под влиянием того, что я сейчас обо всем этом думаю и какие выводы делаю на будущее».
В нашем воображении прошлое преобразуется в зави
симости от того, как мы его переоцениваем в настоящем.
Нам вполне под силу каждую минуту моделировать свое прошлое, формируя нашу нынешнюю жизнь и нашу личность в настоящем. Мы не в состоянии изменить фактические события прошлого, но, переоценив, их мы можем поднять свою самооценку, изменить свое мнение об окружающей нас реальности. Поменяв угол зрения, мы меняем настоящее, которое, в свою очередь, влияет на прошлое — круговорот, который открывает для нас новые возможности в будущем.
Мои воспоминания о родительском доме в Сиэтле сейчас обновлены и отражают мои мысли о том конкретном дне покупки жилья. Я смутно помню события того лета, когда мне было шестнадцать лет. Например, в моей памяти нет четкой картины того, сколько домов мы объездили, что ели на ланч, какая одежда была на нас. Я не помню, что именно сказали мои родители по поводу крохотной кухни, помимо того, она никуда не годилась. В своем воображении
95
я представляю, как Том и родители ходят по дому, смотрят на окраску стен, считают шкафы, обсуждают увиденное, но в моей памяти они выглядят и говорят так, как сейчас, и поэтому я знаю, что эти воспоминания слегка размытые.
Фотография, сделанная в том году, позволяет судить, как сильно мы изменились с того времени.
Становится ли от этого моя память ненадежной? Не со
всем. Я все еще полагаюсь на нее и каждый день пользуюсь ее резервами. В широком смысле, память является храни
лищем не только прошлого, но и всех моих предпочтений, связей и способов самовыражения как уникальной лично
сти. Я могу принять тот факт, что память иногда подводит меня (например, затрудняюсь вспомнить какой-то номер телефона), но это никак не отменяет прошлые события моей жизни, так как я научилась жить в рамках моих воспоминаний. Я не поставлена перед жестким выбором: либо принять каждое воспоминание как нечто абсолютное, либо вовсе не доверять своей памяти. Я могу с радостью часами предаваться воспоминаниям о годах, проведенных в колледже, а что касается номеров телефона, так я их про
сто-напросто запишу, так как прекрасно осознаю сильные и слабые стороны своей памяти.
ВООБРАЖЕНИЕ
Мое предчувствие по поводу покупки дома в Сиэтле может также являться плодом богатого воображения. Воз
96
Фотография, сделанная в том году, позволяет судить, как сильно мы изменились с того времени.
Становится ли от этого моя память ненадежной? Не со
всем. Я все еще полагаюсь на нее и каждый день пользуюсь ее резервами. В широком смысле, память является храни
лищем не только прошлого, но и всех моих предпочтений, связей и способов самовыражения как уникальной лично
сти. Я могу принять тот факт, что память иногда подводит меня (например, затрудняюсь вспомнить какой-то номер телефона), но это никак не отменяет прошлые события моей жизни, так как я научилась жить в рамках моих воспоминаний. Я не поставлена перед жестким выбором: либо принять каждое воспоминание как нечто абсолютное, либо вовсе не доверять своей памяти. Я могу с радостью часами предаваться воспоминаниям о годах, проведенных в колледже, а что касается номеров телефона, так я их про
сто-напросто запишу, так как прекрасно осознаю сильные и слабые стороны своей памяти.
ВООБРАЖЕНИЕ
Мое предчувствие по поводу покупки дома в Сиэтле может также являться плодом богатого воображения. Воз
96
можно, дом показался мне знакомым или же я видела сон о нем, а потом забыла об этом сновидении и вспомнила его образы, когда оказалась в том самом доме. А может быть, ни один из этих вариантов не подходит, просто мое вооб
ражение придумало несуществующую связь.
Последние несколько десятилетии люди не очень-то полагаются на свое воображение, часто рассматривая его как нечто несуществующее. Определенно воображаемые и фактические события — абсолютно разные вещи, но слишком часто нематериальное рассматривается как что- то неважное и неэффективное. Мы относим воображение к миру игры и фантазии.
И всё же грань между тем, что мы называем объективной реальностью, и воображением — она очень тонка. Мне все время приходится учитывать это в своей деятельности со
циального работника. В объективной реальности медицин
ские препараты должны иметь определенное воздействие на человеческий организм, независимо от того, верим мы в их эффективность или нет. И все же иногда лекарства помогают пациентам больше, когда те всем сердцем ве
рят в это. Бывает, что улучшение наступает еще до того, как медикаменты начинают действовать. Это называется эффектом плацебо (безвредное вещество, по внешнему виду имитирующее какое-то лекарственное средство; про
писывается для успокоения больного) и описывается как лечение тела с помощью воображения. В результате ученые порой затрудняются ответить на вопрос, эффективно ли конкретное лекарство или нет. Чтобы в рамках научных экспериментов свести эффект плацебо к минимуму, ис
следователи медицинских препаратов исключают данные
97
ражение придумало несуществующую связь.
Последние несколько десятилетии люди не очень-то полагаются на свое воображение, часто рассматривая его как нечто несуществующее. Определенно воображаемые и фактические события — абсолютно разные вещи, но слишком часто нематериальное рассматривается как что- то неважное и неэффективное. Мы относим воображение к миру игры и фантазии.
И всё же грань между тем, что мы называем объективной реальностью, и воображением — она очень тонка. Мне все время приходится учитывать это в своей деятельности со
циального работника. В объективной реальности медицин
ские препараты должны иметь определенное воздействие на человеческий организм, независимо от того, верим мы в их эффективность или нет. И все же иногда лекарства помогают пациентам больше, когда те всем сердцем ве
рят в это. Бывает, что улучшение наступает еще до того, как медикаменты начинают действовать. Это называется эффектом плацебо (безвредное вещество, по внешнему виду имитирующее какое-то лекарственное средство; про
писывается для успокоения больного) и описывается как лечение тела с помощью воображения. В результате ученые порой затрудняются ответить на вопрос, эффективно ли конкретное лекарство или нет. Чтобы в рамках научных экспериментов свести эффект плацебо к минимуму, ис
следователи медицинских препаратов исключают данные
97
о тех участниках эксперимента, которые слишком быстро пошли на поправку. Но это удается не всегда, и эффект плацебо время от времени дает о себе знать. Мы мысленно представляем, как действует лекарство, и боль уходит, наши суставы начинают работать лучше, снижается кровяное давление, раны заживают быстрее, улучшается мозговая деятельность. На самом деле эффект плацебо является сейчас предметом широкого изучения. И пусть воображе
ние является неизбежным препятствием для успешного проведения эксперимента, но зато оно может значительно улучшить наше физическое здоровье и общее самочувствие.
Подобный эффект наблюдается и в экспериментальных исследованиях по изучению экстрасенсорного восприятия реальности. Те, кто верит в экстрасенсорное восприятие мира, достигли больших положительных результатов в этих исследованиях, нежели скептики, отрицающие вероятность такой формы мировосприятия. Мысль о том, что их субъ
ективное отношение может каким-то образом повлиять на результаты проводимых экспериментов и поставить под сомнение их труд, расстраивала многих исследователей.
Большинство из них, однако, не верят в то, что личное от
ношение может повлиять на исход экспериментов. У скеп
тиков, которые все время наталкиваются на отрицатель
ные результаты в своих исследованиях, появляется повод думать, что положительные результаты получаются в ходе экспериментов, не отличающихся особой объективностью.
Двое ученых — сторонник экстрасенсорного восприятия реальности и скептик — были настолько заинтригованы вероятностью того, что субъективное отношение может повлиять на результаты исследований, что решили провести
98
ние является неизбежным препятствием для успешного проведения эксперимента, но зато оно может значительно улучшить наше физическое здоровье и общее самочувствие.
Подобный эффект наблюдается и в экспериментальных исследованиях по изучению экстрасенсорного восприятия реальности. Те, кто верит в экстрасенсорное восприятие мира, достигли больших положительных результатов в этих исследованиях, нежели скептики, отрицающие вероятность такой формы мировосприятия. Мысль о том, что их субъ
ективное отношение может каким-то образом повлиять на результаты проводимых экспериментов и поставить под сомнение их труд, расстраивала многих исследователей.
Большинство из них, однако, не верят в то, что личное от
ношение может повлиять на исход экспериментов. У скеп
тиков, которые все время наталкиваются на отрицатель
ные результаты в своих исследованиях, появляется повод думать, что положительные результаты получаются в ходе экспериментов, не отличающихся особой объективностью.
Двое ученых — сторонник экстрасенсорного восприятия реальности и скептик — были настолько заинтригованы вероятностью того, что субъективное отношение может повлиять на результаты исследований, что решили провести
98