Файл: 1. Междисциплинарный характер психологопедагогических исследований.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла. Это связано с рядом причин:
1. В современной науке заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу явлений объективной реальности. Причем в настоящее время интеграция всех гуманитарных наук имеет ясно выраженный объект — человека. Поэтому важную роль в объединении усилий различных наук при его изучении играют психология и педагогика. Психология и педагогика все больше опираются на достижения различных отраслей знания, усиливаются качественно и количественно, поэтому необходимо сделать так, чтобы этот рост был осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического осмысления данного явления. Методология, таким образом, играет определяющую роль в психолого- педагогических исследованиях, придает им научную целостность, системность, повышает эффективность, профессиональную направленность.
2.Усложнились сами науки психология и педагогика: методы исследования стали более разнообразными, в предмете исследования открываются новые аспекты. В этой ситуации важно, с одной стороны, не потерять предмет исследования — собственно психолого-педагогические проблемы, а с другой — не утонуть в море эмпирических фактов, направить конкретные исследования на решение фундаментальных проблем психологии и педагогики.
3. В настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований. Психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования, т. е. методологическими, еще не решенными современной философией. В силу этого и требуется заполнить создавшийся вакуум методологическими концепциями, положениями в целях дальнейшего совершенствования непосредственной методологии психолого- педагогических исследований.
4. В настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики. В этом объективном процессе совершенствования методической системы данных наук неизбежны элементы абсолютизации количественных методов исследования в ущерб качественному анализу. И чтобы этого не произошло, количественный анализ необходимо дополнять качественным — методологическим. В этом случае методология не дает запутаться в бесчисленных корреляциях, позволяет выбрать для качественного анализа наиболее существенные статистические зависимости и сделать правильные выводы из их анализа.
В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология — это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Методология в узком смысле слова — это учение о методах научного исследования.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи. Методологические принципы психолого-педагогического исследования. Общенаучные принципы:
-
принцип объективности; -
генетический принцип; -
принцип концептуального единства исследования; -
принцип единства теории и практики; -
принцип творческого подхода; -
принцип конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; -
принцип всесторонности.
Подходы, связанные со спецификой психолого-педагогического исследования:
-
Деятельностный подход. -
Системный подход. -
Личностный подход. -
Полисубъектный подход. -
Культурологический подход. -
Этнопедагогический подход. -
Антропологический подход.
Деятельностный подход. Сущность деятельностного подхода в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач.
Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между элементами.
Личностный подход признает личность как продукт общественно исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность рассматривается как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Полисубъектный (диалогический) подход. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. важен не только предметный результат деятельности, но и отношенческий. Задача воспитателя: контролировать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.
Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности. Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
Антропологический подход. Обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют: 1) определить ее действительные проблемы и способы их разрешения; 2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости; 3) реализовать гуманистическую парадигму образования.
6. Особенности проведения историко-педагогических исследований и их значение для развития современной профессиональной педагогической деятельности.
История педагогики - это наука, появление которой было закономерным результатом развития всемирной педагогической мысли, образовательной практики и процесса конструирования социальной реальности. Главный смысл историко-педагогических исследований сегодня и на ближайшую перспективу заключается в востребованности классического российского научно-педагогического наследия для решения проблем современной школы в новых социальных условиях. Традиционный спектр историко-педагогических исследований, на первый взгляд, достаточно очевиден - это история педагогических идей и воспитательно-образовательных институтов. В современных историко-педагогических и научно-поисковых исследованиях заметен определенный дефицит ранее созданного наукой знания о процессах воспитания и образования, вследствие чего нечто новое нередко оказывается хорошо забытым старым, слегка закамуфлированным под современный квазинаучный язык. Ведущее место среди историко-педагогических источников занимают письменные материалы. Существенное расширение источниковой базы предполагает включение в объект изучения те пограничные области и «вспомогательные» или «обслуживающие» дисциплины, где педагогика соприкасается и взаимодействует с другими отраслями научного знания. В последние десятилетия активно разрабатываются новые методологические основания историко-педагогического знания, наметились определенные тенденции к осмыслению историко-педагогического процесса в контексте поликультурного многообразия. Процесс развития историко-педагогических исследований закономерно имеет свою вполне определенную логику, оказывающую влияние на содержание и качество работ по конкретным темам и общей историко-педагогической проблематике. Важнейшее «методологическое условие историко-педагогического исследования - социальный, конкретно-исторический подход»
Необходимо отметить, что историко-педагогическое знание формирует ценностные ориентиры в научном поле теоретических общепедагогических подходов. Они создают педагогу условия для возможности полноценного историко-педагогического видения в рамках своей профессиональной деятельности. Только лишь формирование исторического сознания позволит современному учителю искать вдохновение в уроках прошлого для того, чтобы конструировать будущее.
Обращение к историческому опыту прошлого, ценностям мирового цивилизационного процесса предполагает выявление их преемственных связей с современностью, соотнесение культурного развития каждой страны с развитием всей человеческой цивилизации. В течение всего советского периода обществоведческая полидисциплинарная сфера служила орудием идеологического обеспечения административно-командной системы.
7. Терминологический аппарат исследования. Принципы использования научной терминологии в исследовании. Научные понятия, представленные в тексте как термины, составляют основу любого исследования. Они определяют его логику, обеспечивают развитие мысли. Любой тематический реферат, курсовая и дипломная работы имеют внутреннюю систему понятий, в которой есть свои категории, соподчинительные связи. Очень важно выстроить понятийно- терминологическую систему собственной работы и убрать противоречия и излишества, мешающие чётко и просто представить тему.При использовании научной терминологии следует соблюдать некоторые правила:
1) используйте научную терминологию в объеме, не превышающем необходимость ее для раскрытия темы, не перегружайте ею текст;
2) пользуйтесь лишь понятными вам терминами;
3) сохраняйте устоявшийся в науке смысл и значение используемого термина;
4) если вводятся новые научные термины, давайте их определения.
Делая свой текст «прозрачным» (понятным), вы демонстрируете ясность мысли, творческий подход к понятийно-терминологическому аппарату и уважение к читающему.
В исследовательской деятельности всегда надо помнить о полифункциональности научной терминологии как способности термина обозначать в разных ситуациях различные явления и состояния. Всегда надо уточнять, в каком смысле мы используем термин и какова его функция. Следует избегать частого повтора одного и того же термина; повторяющийся термин может быть заменен местоимением или синонимичным существительным.
Базовые методологические принципы:
• системности, предполагающий построение исторического исследования педагогической терминологии на логико-гносеологическом, лексическом и собственно педагогическом уровнях. Понятия и термины приобретают научный смысл, если они функционируют в системе, т.е. между ними устанавливаются устойчивые, взаимообусловленные связи. Данный аспект учитывается при составлении «смысловых гнезд», выстраивании их родо-видовых зависимостей, в ходе типизации выбранной совокупности слов-обозначений;