Файл: 1. Междисциплинарный характер психологопедагогических исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Антропологический подход. В этом подходе «очеловечивается» педагогический процесс, то есть воспринимается личность ребенка и ее индивидуальные особенности.

4. Культурологический подход. В этом подходе идет ориентация воспитания культурной личности, в нем раскрывается эстетический и нравственный потенциал.

5. Аксиологический подход. В нем признается ценность жизни и включается жизненный опыт ребенка в образовательно-воспитательный процесс.

6. Деятельностный подход. В данном подходе предусматривается ориентация процесса обучения для решения учебных задач.

7. Компетентностный подход. В нем идет ориентация на насыщение образовательно-воспитательного процесса практическими навыками и умениями.

8. Личностный подход. В этом подходе исследования направлены на оказание всесторонней помощи ребенку в процесс самореализации и развитии личности.

9. Средовой подход. В нем предусматриваются соблюдения права ребенка на участие в проектировании и создании образовательной среды.

10. Ситуационный подход. В данном подходе создаются педагогические ситуации, в процессе решения которых ребенок получает не только теоретические знания, но и практические умения и навыки. Формируются ключевые жизненные компетенции ребенка.

Выбор подходов обусловливается решаемыми исследователем задачами. Методологические подходы организуют мышление исследователей и определяют набор исследовательских методов. Сложившиеся методологические подходы позволяют вкупе с фактологическим раскрывать и субъектный план получаемого педагогического знания.


13.  Научная новизна исследования: ее обоснование и отражение в исследовании.

Научная новизна исследования — это результат исследования, полученный впервые. Работа с научной новизной исследования ценится выше, чем работа с результатами, которые использовались в других исследованиях.

Научная новизна может отражаться в следующих формах в исследовании:

1. Новые знания, которые были выявлены впервые или не были замечены нигде ранее.

2. Новые аспекты известной информации.

3. Новые методы исследования.

4. Новые модели, действия, процессы.

5. Новые средства, улучшающие педагогический процесс.

Одно из главных требований в научно-исследовательских работах – наличие элементов новшеств.

Научная новизна показывает исследовательский характер научно-исследовательской работы, ее актуальность и полезность для научного сообщества.

Чтобы обосновать научную новизну работы нужно:

1. Отмечаются труды, которые были выпущены по данной теме.

2. Отмечаются элементы, которые отсутствуют в прошлых работах, но присутствуют в данной работе.

3. Проводятся практические исследования для выявления и сравнения результатов и сопоставления их.

4. Подтверждение всех поставленных задач документально или расчетами.

5. Доказывание, что новые разработки не имеют аналогов.

Научная новизна считается однозначной, если соблюдены следующие условия:

·         имеется обоснование новых решений задач, что были поставлены ранее;

·         исследованы новые явления, либо разработаны новые принципы и подходы к решению поставленных ранее задач;

·         представлены принципиальным образом новые методики.


14. Обоснование актуальности научного исследования в области педагогики.

Исследование в области педагогики – это процесс и результат научной деятельности, которая направлена на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Обоснование актуальности педагогического исследования предполагает ряд этапов научно-исследовательской деятельности:

1)обоснование актуальности научного направления;

2)обоснование практической актуальности темы исследования;

3)обоснование научной актуальности темы исследования.

Рекомендации при обосновании актуальности педагогического исследования:

1. Показ значимости выделенной проблемы в науке.



2. Указания на недостаточную изученность теоретических сведений по конкретной проблеме

3. Показ недостаточную разработанность проблемы  на методическом и технологическом уровне.

При обосновании актуальности педагогического исследования следует учитывать следующие ошибки:

1. Обоснованность актуальности бывает односторонним.

2. Обоснованность актуальности бывает размытым, слабо выражены такие разделы, как наука и практика.

3. Тема не актуальна в науке, бесперспективна.

4. Тема практически не актуальна.

Выделяются следующие признаки обоснованной актуальности исследования:

1. Тема теоретически значима для педагогики.

2. Тема востребована для педагогической практики.

3. Актуальна, как сама тема, так и все научное направление.

4.     Обоснование актуальности темы последовательно.

15. Выявление и обоснование теоретической и практической значимости проводимого исследования.

Теоретическая значимость призвана доказать пользу работы, применимость ее результатов на практике для решения определенных вопросов или улучшения ситуации в некой сфере. Теоретическая значимость работы - раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.Теоретическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, ради чего эта работа делалась. Теоретическая обоснованность также дает возможность:

  • рассматривать все итоги в практическом аспекте;

  • выдвигать доказательства сделанных в ходе анализа выводов;

  • вести дискуссию о гипотезе проекта, различных мнениях и взглядах.

теоретическая обоснованность может быть:

  • в глубоком изучении проблемы;

  • стимулировании развития базы данных в определенной сфере;

  • выявлении новых аспектов исследуемого вопроса;

  • подтверждении теории с помощью экспериментов;

  • возможности внедрения выводов для оптимизации практического раздела;

  • научном вкладе в конкретную сферу для расширения ее теоретической основы.

В функции теоретической применимости входят:

Освещение научной проблемы, погружение в вопрос с целью раскрытия

  • Решение научной проблемы

  • Методологическая разработка проблемы

  • Подтверждение гипотезы или решение теории и т.д.Практическая значимость - это возможность использования результатов исследования для решения конкретных задач. В работе должны быть конкретные рекомендации, сформулированные на основе данных исследования.


Содержание этой части во многом определяется особенностью проекта:

  • завершение ранее незаконченного труда;

  • работа над новой методологией;

  • наполнение базы данных определенного вопроса совершенно новыми знаниями;

  • обоснование перспектив развития в конкретной отрасли;

  • составление базы для дальнейшего рассмотрения проблем в уже более широких масштабах;

  • решение четко поставленной задачи.

Ошибки при написании теоретической и практической значимости исследования.

Важно при написании теоретической и практической значимости не допускать следующих ошибок. Не забывайте расписывать данные пункты в введении. Обычно идут по порядку после методов исследования.

  • Не путайте теоретическую и практическую значимость между собой.

  • Если вы пишите диссертацию, то не перепутайте научную новизну и теоретическую значимость. Научная новизна – это новое открытие для науки. Теоретическая значимость – это достижения вашего исследования, которые помогут в дальнейшем исследовании объекта.

  • Всегда ориентируйтесь на общий план введения и на тему своей работы. Каждый пункт должен быть согласован с другими.

16. Организация наблюдения как метода научного исследования.

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа и эксперимент и т.д.

Наблюдение - это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Таким образом, наблюдение - это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представлений об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Цель наблюдения - изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.


Виды наблюдения.

По включенности исследователя в процесс наблюдения:

1. Прямое наблюдение / Опосредованное наблюдение (косвенное)

  1. Самонаблюдение

По длительности наблюдения:

  1. Систематические наблюдения - осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода). Систематические наблюдения могут быть: 

    1. длительными, 

    2. непрерывными, 

    3. циклическими. 

  1. Несистематические наблюдения - проводятся при необходимости.

По форме наблюдения:

  1. Осознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый знает о том, что за ним ведется наблюдение, ему известна цель и задачи наблюдения. Однако иногда может быть такая ситуация, при которой испытуемому сообщают другую цель и задачи наблюдения. Такая необходимость может быть обусловлена этическими нормами, либо некоторыми проблемами исследования.

  2. Неосознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый не знает о проводимом исследовании. Наблюдатель находится внутри исследуемой системы, то есть он внедряется в нее с целью получения достоверной информации. Важным является то, что испытуемые не должны ни в коем случае знать о роли наблюдателя. Чаще всего неосознанное наблюдение используется в социальной педагогике для исследования социального поведения малых групп.

Таким образом, наблюдение как метод имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.

Требования к организации наблюдения.

  1. Определение цели наблюдения. 

  2. Обрисовка объектов исследования. 

  3. Разработка схемы (плана) наблюдения.

  4. Выбор способов фиксации результатов - это может быть запись в журнал, запись на ленту, фотографирование или видео. 

  5. Выбор методов анализа полученных результатов. 

17.Организация психолого-педагогического эксперимента/апробации этапы и условия eгo/ee осуществления

Под педагогическим экспериментом современная педагогика высшей школы понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания.

Для педагогического эксперимента характерно: исследователь активно включается в процесс возник­новения и течения исследуемых явлений, объект исследования очень изменчив и обладает сознанием..