Файл: 1. Междисциплинарный характер психологопедагогических исследований.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дедуктивное моделирование. Исследователь исходит из самых общих положений, составляющих модель. Статистически, с помощью выбранного математического аппарата эта модель проверяется. Применение дедуктивного (математического) моделирования тесно связано со все более глубоким познанием сущности воспитательных явлений и процессов, углублением теоретических основ исследования. Главный результат построения исследовательской модели, которая упорядочивает представления о причинно-следственных взаимозависимостях между компонентами исследуемого объекта, закономерностях процесса его становления, – прогноз развития. Индукция и дедукция. Индукция – это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности, известные и неизвестные в науке. Индукция осуществляется через абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов). Дедукция – такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие. Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала. Конкретизация позволяет лучше понять общее.
Другие методы теоретического исследования.
Сравнение/ Обобщение/ Ранжирование/ Классификация
20. Теоретическая модель научного исследования по психолого-педагогическим наукам, этапы и особенности ее проектирования.
Модель исследования – это определение плана исследования (эмпирическое или экспериментальное) и описание схемы его проведения (что и в какой последовательности делается исследователем).
Построение теоретической модели исследования – это определение структурных составляющих изучаемой реальности
, ее существенных связей и отношений, которые подлежат эмпирическому или экспериментальному исследованию. Определение теоретической педагогической модели – это идеализированный педагогический процесс (деятельность), который(ая), по мнению автора исследования, наилучшим образом будет способствовать достижению поставленной цели, или решению одной из поставленных задач исследования. Основу теоретического уровня научного исследования в образовании составляет моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности. Можно представить такую последовательность этапов построения модели:
- нахождение образной (метафорической) аналогии между изучаемой системой и некоторой другой, более изученной;
- проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой реальности;
- введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогии реальным данным;
- проверка существенности, ценности аналогии, т.е. установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание.
Если учет этапов не приводит к серьезным поправкам в образе, то модель-аналог признается полезной. После этого начинаются этапы детализации модели:
- установление масштабов входящих в логическую модель величин и пределов их изменчивости (области валидности), при которых данная аналогия вполне справедлива;
- исследование возможностей интерпретации в терминах модели второстепенных отношений прототипа, от которых могло быть отвлечение на первых этапах;
- описание предложенной модели возможно более формальным способом. Таким образом, как отмечает В.Б. Шапарь, от моделей ожидают прежде всего следующего:
а) формального упорядочивания, структурирования имеющихся данных;
б) наглядности представления о структуре;
в) возможности перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам.
При построении модели педагог должен четко представлять, для чего ему необходима научная информация об образовательной действительности. Модель нужна для сопоставления выводов различных исследователей и для собственного диагностического эксперимента. Модель исследуемого феномена.
Первой моделью для исследования объектов образования является модель самого феномена. Для психологического исследования построение такой модели может составлять исследовательскую цель. Для педагогического — оформление исходных представлений об объекте и предмете исследования.
Модель педагогических условий. Данная модель используется в первую очередь для диагностики педагогического потенциала среды. Поскольку она раскрывает единство внутренних факторов и внешних условий становления педагогического явления, то позволяет перейти от разовой диагностики к мониторингу педагогического процесса. Если первая модель, как правило, предполагает довольно громоздкие средства диагностики, то вторая — доступные любому педагогу в его повседневном взаимодействии с детьми, их родителями. Модель педагогической деятельности.
Эта модель наиболее близка к задачам совершенствования (и самосовершенствования) педагогической деятельности.
Используя подобную нормативную модель как эталон деятельности, можно проводить наблюдение, анализ опыта, контент-анализ и диагностический эксперимент по изучению эффективности действий педагога.
Как видим, логика разработки и применения трех моделей задает и логику педагогического исследования в целом. Эта логика существенно зависит от общей профессиональной позиции педагога. При этом перед исследователем стоит задача выбора адекватных методов исследования. Выбор критерия классификации зависит от приверженности исследователя определенной теоретической концепции, от его профессионально-педагогической позиции, целевых установок, решаемой задачи, условий деятельности и т.п.
Система трех описанных выше моделей служит основанием для проектирования исследовательской деятельности. Содержательное наполнение этой деятельности обеспечивается разнообразием исследовательских методов, методик и техник.
Другие методы теоретического исследования.
Сравнение/ Обобщение/ Ранжирование/ Классификация
20. Теоретическая модель научного исследования по психолого-педагогическим наукам, этапы и особенности ее проектирования.
Модель исследования – это определение плана исследования (эмпирическое или экспериментальное) и описание схемы его проведения (что и в какой последовательности делается исследователем).
Построение теоретической модели исследования – это определение структурных составляющих изучаемой реальности
, ее существенных связей и отношений, которые подлежат эмпирическому или экспериментальному исследованию. Определение теоретической педагогической модели – это идеализированный педагогический процесс (деятельность), который(ая), по мнению автора исследования, наилучшим образом будет способствовать достижению поставленной цели, или решению одной из поставленных задач исследования. Основу теоретического уровня научного исследования в образовании составляет моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности. Можно представить такую последовательность этапов построения модели:
- нахождение образной (метафорической) аналогии между изучаемой системой и некоторой другой, более изученной;
- проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой реальности;
- введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогии реальным данным;
- проверка существенности, ценности аналогии, т.е. установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание.
Если учет этапов не приводит к серьезным поправкам в образе, то модель-аналог признается полезной. После этого начинаются этапы детализации модели:
- установление масштабов входящих в логическую модель величин и пределов их изменчивости (области валидности), при которых данная аналогия вполне справедлива;
- исследование возможностей интерпретации в терминах модели второстепенных отношений прототипа, от которых могло быть отвлечение на первых этапах;
- описание предложенной модели возможно более формальным способом. Таким образом, как отмечает В.Б. Шапарь, от моделей ожидают прежде всего следующего:
а) формального упорядочивания, структурирования имеющихся данных;
б) наглядности представления о структуре;
в) возможности перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам.
При построении модели педагог должен четко представлять, для чего ему необходима научная информация об образовательной действительности. Модель нужна для сопоставления выводов различных исследователей и для собственного диагностического эксперимента. Модель исследуемого феномена.
Первой моделью для исследования объектов образования является модель самого феномена. Для психологического исследования построение такой модели может составлять исследовательскую цель. Для педагогического — оформление исходных представлений об объекте и предмете исследования.
Модель педагогических условий. Данная модель используется в первую очередь для диагностики педагогического потенциала среды. Поскольку она раскрывает единство внутренних факторов и внешних условий становления педагогического явления, то позволяет перейти от разовой диагностики к мониторингу педагогического процесса. Если первая модель, как правило, предполагает довольно громоздкие средства диагностики, то вторая — доступные любому педагогу в его повседневном взаимодействии с детьми, их родителями. Модель педагогической деятельности.
Эта модель наиболее близка к задачам совершенствования (и самосовершенствования) педагогической деятельности.
Используя подобную нормативную модель как эталон деятельности, можно проводить наблюдение, анализ опыта, контент-анализ и диагностический эксперимент по изучению эффективности действий педагога.
Как видим, логика разработки и применения трех моделей задает и логику педагогического исследования в целом. Эта логика существенно зависит от общей профессиональной позиции педагога. При этом перед исследователем стоит задача выбора адекватных методов исследования. Выбор критерия классификации зависит от приверженности исследователя определенной теоретической концепции, от его профессионально-педагогической позиции, целевых установок, решаемой задачи, условий деятельности и т.п.
Система трех описанных выше моделей служит основанием для проектирования исследовательской деятельности. Содержательное наполнение этой деятельности обеспечивается разнообразием исследовательских методов, методик и техник.