Файл: 1. Междисциплинарный характер психологопедагогических исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


От каждого педагогического эксперимента необходимо требовать:

1.  точного установления цели и задач эксперимента,

2.  точного описания условий эксперимента,

3.  определения в связи с целью исследования контингента детей,

4.  точного описания гипотезы исследования.

Требования, предъявляемые к организации научного исследования:

1. Планирование исследования включает: подбор и апробацию методов и методик, составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых. Это план обработки и описания всего исследования.

2. Место проведения исследования: обеспечение изоляции от внешних помех, соблюдение санитарно-гигиенических требований, комфорта и непринужденной рабочей обстановки.

3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа полученных результатов.

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.

5. Составление инструкции на стадии планирования работы, которая должна быть четкой, краткой, однородной.

6. Составление полного и целенаправленного протокола исследования.

Обработка результатов исследования: количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

2. Виды педагогического эксперимента: 

  • естественный, 

  • лабораторный,

  • констатирующий

  • формирующий.

В педагогике различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный экспери­мент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания (в дошкольном учреждении). В случае лабораторного эксперимента в дошкольном учреждении выделяется группа детей, с которыми исследователь проводит особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным пу­тем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями.

Когда же педагог-исследователь приме­няет специальную систему мер, направленных на формиро­вание у детей определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.


Констатирующий эксперимент предшествует формирующему. Практически это не просто констатация состояния данного объекта, а широкий ана­лиз состояния данного вопроса в практике обучения и воспитания, анализ массового материала и показ поло­жения экспериментального коллектива в этой массовой картине.

Педагогический эксперимент является методом комплек­сного характера, так как предполагает совместное ис­пользование методов наблюдений, бесед, интервью, ан­кетных опросов, диагностирующих работ, создания спе­циальных ситуаций и др.

3. Этапы проведения эксперимента: предшествующий эксперимент, подготовка и проведение эксперимента, подведение итогов.

Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ; выявление нерешенных проблем; вы­бор темы данного исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению данной проблемы; изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы; форму­лирование гипотезы исследования.

Проведение эксперимента по проверке эффективности определенной системы мер включает:

-     изучение начально­го состояния системы, в которой проводится анализ начального уровня знаний и умений, воспитанности определенных ка­честв личности или коллектива и др.;

-     изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;

-     формулирование критериев эффективности пред­ложенной системы мер;

-     инструктирование участников эк­сперимента о порядке и условиях эффективного его про­ведения (если эксперимент проводит не один педагог);

-     фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, ха­рактеризующих изменения объектов под влиянием экспе­риментальной системы мер;

-     указание затруднений и воз­можных типичных недостатков в ходе проведения экспе­римента;

-     оценка текущих затрат времени, средств и уси­лий.

Подведение итогов эксперимента:

-     описание конечного состояния системы;

-     характеристика условий, при которых эк­сперимент дал благоприятные результаты;

-     описа­ние особенностей субъектов экспериментального воздей­ствия (воспитателей и др.);

-     данные о затратах времени, усилий и средств;

-     указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер. 



18.Эмпирические  методы в  психолого-педагогических  исследованиях: их характеристика и особенности использования.

Эмпирические методы исследования

Требования к эмпирическим методам.

Как правило, эмпирическими являются методы психолого-педагогической диагностики. Результаты исследования признаются достоверными тогда, когда они основаны на глубоком изучении реального педагогического процесса, проверке предварительных результатов при широком использовании методов диагностики. Диагностический метод направлен на изучение психологической и педагогической реальности, имеет определенную специфику и особенности, главной из которых является измерительно-испытательная направленность, выражаемая сочетанием количественной и качественной обработки полученных результатов. Наблюдение – это метод познания психолого-педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании исследователем явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего. Наблюдение чаще всего применяется в исследовании, направленном на выявление определенных закономерностей с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности.Различают следующие виды наблюдений:

1) включенное/невключенное

2) непосредственное/опосредованное

3) открытое/скрытое

4) монографическое/узкоспециальное

5) непрерывное/дискретное

6) полевое и лабораторное

Изучение опыта. Обобщение педагогического опыта становится научным методом в том случае, если позволяет открыть нечто новое, важное, и этому новому дается точная педагогическая характеристика (выясняются тенденции, затруднения, состояние решения какой-либо проблемы). Эксперимент. Педагогический эксперимент применяется с целью изучения причинно-следственных связей в образовательных явлениях и процессах. Эксперимент – это такой метод исследования, который позволяет активно и целенаправленно воздействовать на педагогические явления путем создания новых условий или введения в него новых (экспериментальных) факторов для выявления причинно-следственных зависимостей. Виды экспериментов по условиям проведения: Естественный эксперимент/лабораторный/мысленный. В зависимости от задач исследования, решаемых на каждом его этапе, выделяют следующие виды экспериментов: 1. Поисковый эксперимент 2. Констатирующий эксперимент 3. Формирующий (преобразующий) эксперимент. 4. Контрольный эксперимент. 5.Сравнительный. Педагогический эксперимент позволяет глубже, чем другие методы, установить характер связей между различными компонентами педагогического процесса, между факторами, условиями и результатами педагогического воздействия; проверить эффективность тех или иных педа гогических нововведений; сравнить эффективность различных факторов или изменений в структуре процесса и выбрать наилучшее для данных условий их сочетание; выявить необходимые условия для реализации определенного комплекса задач известными средствами; обнаружить особенности протекания процесса в новых условиях. Опрос. С помощью опроса добывается информация о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах. Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения исследователя с опрашиваемыми (респондентами). Беседа. Этот метод основан на прямом и относительно свободном общении с испытуемым. Беседа проводится с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения. Интервью. Интервью – разновидность беседы, в ходе которой исследователь строго придерживается заранее заготовленных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы, полученные на такие вопросы,
легче классифицировать, переводить в формализованный вид для математической и статистической обработки. Главный отличительный признак интервью – строгая номенклатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Анкетирование. Анкетирование – форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Ответы на вопросы анкеты служат исходным эмпирическим материалом для обобщений. Общение диагностируемого с исследователем носит опосредованный (через анкету) характер. Материалы анкет пригодны для количественного анализа, удобны в обработке. Анкетирование применяется для массового сбора информации. Социометрические методы исследования. Социометрические методы основаны на опросе какой-либо группы с целью установить социально-психологические взаимоотношения в ней. Для этого с помощью косвенных вопросов выясняют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в группе пользуется наибольшим, кто – наименьшим уважением и авторитетом. Тесты. Тест – это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В отличие от оценки измерение представляет собой процедуру сопоставления изучаемого свойства с неким эталоном, принимаемым за единицу измерения. Цель измерения – получить численные эквиваленты того или иного свойства или качества. За единицу измерения принимаются специально подобранные или составленные контрольные задания.


19. Теоретические методы научного исследования, их характеристика.

Интерпретация давно и плодотворно используется в психолого-педагогических исследованиях как составная часть теоретических и эмпирических методов. Интерпретируются действия воспитанника, фиксируемые во время наблюдения. Интерпретируются ответы, полученные в результате опросов. Интерпретируются выборы ребенка, зафиксированные в результатах социометрии и многое другое. Интерпретация нужна для того, чтобы информация преобразовалась в знание. В современных психолого-педагогических науках интерпретация используется как самостоятельный метод исследования. Интерпретация в психолого-педагогическом исследовании основана на признании ценностно смысловой множественности, стремлении к информационному и ценностно-смысловому обмену между разными науками, теориями, концепциями, парадигмами, а также между участниками педагогического взаимодействия. Анализ и синтез. Анализ – в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций. Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В этом значении синтез противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан. Анализ и синтез – это не изолированные друг от друга самостоятельные этапы научного исследования. На каждой его стадии они осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого. Идеализация и моделирование. Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, который называется моделью. Модели в психолого-педагогическом исследовании являются именно такими идеализированными объектами. Важнейшим средством моделирования в психологопедагогических исследованиях является аналогия. Другим средством конструирования моделей является