ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 934
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Грибовская А.А.
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ, ЛЕПКЕ, АППЛИКАЦИИ
Конспекты занятий
Москва 2008
Грибовская А.А.
Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.- 152 с.
В книге представлен опыт работы по ознакомлению с русским народным декоративно-прикладным искусством и обучению декоративному рисованию, лепке, аппликации детей 4—7 лет. Представлены перспективное планирование работы на год, циклы занятий по рисованию и ознакомлению с одним из видов декоративно-прикладного искусства, а также конспекты занятий по возрастным группам и циклам.
Книга предназначена для воспитателей, преподавателей дополнительного образования, старших воспитателей, заведующих дошкольными образовательными учреждениями, может оказать помощь в работе учителям начальных классов и гувернерам.
В создании книги принимал участие Московский городской актив по изобразительной деятельности — воспитатели, преподаватели изостудий, старшие воспитатели, заведующие дошкольными образовательными учреждениями: В.Д. Дмитриева, Т.Б. Королева, Г.В. Кушнир, Н.И. Лашкина, О.И. Прокопович, Л.И. Романова, М.Н.Трунова, В.Ф. Ха-фисова, О.П. Бурлакова, Т.Н. Демина, Н.В. Савченко, В.А. Трегубенко, О.А. Хренова.
© Грибовская, 2008
© ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008
Все права защищены
Памяти Нины Павловны Сакулиной
ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств художественного воспитания дошкольников.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.
Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Птица — это символ радости, счастья, это души предков. Часто встречается образ птицы-сирин или изображение двух птиц на «древе жизни» — «совет они держали, как мир сотворить». Птицу мы встречаем на полотенце, досках, ковши в форме птиц.
Конь —главный символ солнца и оберег. Медведь — символ могущества, пробуждения природы. Баран, корова — могущество, плодородие. Козел — добрая сила; олень — символ изобилия, удачного брака.
Украшения в одежде тоже имеют определенный смысл: тесьма на вороте, рукавах, подоле — защита от злых духов.
Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие и т.д.
Хотя в настоящее время мы не воспринимаем символику так, как это было в прошлом, но знакомые образы узора входят в нашу жизнь с детства.
Пути использования предметов народного декоративно-прикладного искусства в качестве образцов.
Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы определенного вида народного искусства, их изображения (фотографии, слайды, иллюстрации из художественных календарей, пособий).
Для занятий отбираются предметы, узоры, доступные для восприятия дошкольниками определенного возраста, из тех видов, которые имеются в детском саду.
Сначала выбираются знакомые образы, изделия, украшенные геометрическим узором (линии разного характера — широкие, тонкие, прямые, волнистые, круги, кольца, точки, овалы).
Эти виды народного декоративно-прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
В каждой возрастной группе воспитатель в начале года возвращается к уже знакомому виду, привлекает новые в сравнении с изученными.
В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Вся работа проводится в трех направлениях.
Основные направления работы с детьми
Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.
Задачи обучения
Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов
, материалах, характерных признаках.
Учить детей выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композицию, расположение узора на предмете, связь формы предмета и его назначения.
Младший дошкольный возраст
Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка и др.), видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности (элементы, их цвет).
Средний дошкольный возраст
Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме).
Различать 2-3 вида народных игрушек по некоторым признакам (дымковские, филимоновские, тверские глиняные игрушки, матрешки, богородские игрушки).
Старший дошкольный возраст
Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.
Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.
Знакомить с новыми видами (каргопольская, абашевская игрушки и др.), а также с предметами разных промыслов с растительным узором (городец, хохлома, жостово, гжель и др.).
Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.).
Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
Знакомить с русским народным костюмом, значением узора в его украшении, его особенностями, принципами оформления женского, мужского костюма, головных уборов, тканей, типичными сочетаниями элементов и их цвета.
Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи, лепки, вырезывания народных мастеров.
Задачи обучения
Младший дошкольный возраст
Составлять узоры в рисовании, лепке, аппликации, используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету).
В аппликации составлять узоры на бумаге в форме полосы, квадрата, круга, выделяя кайму, середину, углы одинаковыми элементами из готовых форм (на круге, квадрате) или чередуя их по форме, цвету, величине. Развивать чувство ритма, симметрии.
Средний дошкольный возраст
Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов).
Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину.
Старший дошкольный возраст
Составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства (народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Жостова, Гжели, кружев, декоративных тканей, платков, полотенец, ковров и др.).
Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, коней.
Передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию: симметричную, асимметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из папье-маше, готовые бумажные одноразовые стаканы, тарелки, деревянные заготовки («белье») посуды, досок, матрешек и др.).
Создавать узоры для русского костюма: тесьма, украшающая одежду, пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье, кружево и пр.
Третье направление: формирование детского декоративного творчества.
Учить видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций.
Учить видеть, как мастер, не выходя за пределы определенного вида искусства, традиций росписи, создает новый неповторимый узор, и на основе этого формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета, его назначения, материала.
Задачи обучения
Младший дошкольный возраст
Выбор цвета, затем элементов.
Средний дошкольный возраст
Выбор элементов, их цвета, затем выбор формы бумаги, композиции.
Старший дошкольный возраст
Выбор вида искусства, его элементов, сочетания цветов, композиции. Создание творческих композиций, определив только название предмета, изделия, а все задачи дети решают по-своему.
Формы организации работы с детьми
1. Выставки являются основной формой работы. На них могут быть представлены:
-
один подлинный предмет (например, дымковский конь); -
предметы одного вида (дымковские игрушки); -
предметы одного образа (животные в дымковской игрушке); -
сравнение двух-трех видов.
Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.
2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Задача
занятий - научить детей рассматривать подлинные предметы народного
декоративно-прикладного искусства, выделять средства выразительности,
а затем переносить свои знания на любой следующий новый вид. Поэтому
первый вид искусства берет на себя основу обучения рассматриванию. Следующий вид как бы накладывается на первый: проводится сравнение, нахождение сходства и различия, что повышает уровень восприятия. В процессе обучения воспитатель не только знакомит с конкретным видом, но подводит к общим закономерностям декоративного искусства, средствам выразительности, традициям каждого вида.
В детском саду организуются «музеи», где могут быть представлены все виды изобразительного искусства или только декоративное искусство. В некоторых детских садах оформлены «избы» или «горницы», где представлены только предметы народного быта, народная игрушка, русский костюм и пр. К поиску предметов декоративного искусства привлекаются родители, которые периодически приносят на выставку (на 2—3 дня) те изделия, с которыми по перспективному плану воспитатель познакомит детей.
На занятия приглашаются народные мастера, кружевницы, умельцы-родители, художники, чтобы показать процесс лепки, плетения, росписи и т.п., если имеется такая возможность.
3. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития ребенка. Посещение выставочных залов, музеев народного искусства, краеведческих музеев, мастерских художников приобщает ребенка к прекрасному, показывает назначение коллекций. В музее ребенок совсем по-новому увидит знакомые произведения искусства. Это формирует эмоциональный отклик, радость от их восприятия, гордость за свой народ.