ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 935
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Знакомство детей с русским народным костюмом и декоративное рисование (ГОУ д/с № 1191).
(Вариант 1)
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Русский народный костюм | Познакомить детей с русским народным костюмом, его основными частями: рубаха, сарафан или понева, фартук, душегрея, головной убор; декоративными украшениями: кайма, вышивка, кружева. Выделить различия женского народного костюма в зависимости от места жительства (южные, северные области, Центральная Россия), семейного положения. Дать представление о том, что народный костюм является частью русской культуры. Воспитывать интерес и уважение к русской истории, традициям народа. Оборудование. Иллюстрации из альбома «Русское народное искусство XVIII—XX вв.» |
2. | Роспись ткани | Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, с тем, как создавалась ткань, как окрашивалась; познакомить со способом создания набивной ткани, характерными особенностями - основные цвета: красный, синий и их сочетания; элементы узора: геометрический, растительный, зооморфный. Учить создавать рисунок на ткани способом набивки, правильно располагая элементы узора. Оборудование. Альбом «Русское народное искусство XVIII—XX вв.», образцы тканей, тонированные листы бумаги, печатки, гуашь, тушь |
3. | Рисование. Роспись ткани | Продолжать знакомство детей с тканью для народного костюма, учить расписывать ткань вручную, используя геометрические |
| | и растительные элементы. Оборудование. Образцы тканей, альбом «Русское народное искусство XVIII—XX вв.», тонированные детьми листы бумаги, гуашь, акварель |
4. | Рисование. Лоскутные коврики в холодных и теплых тонах. Коллективная работа | Познакомить детей с «лоскутной» техникой, учить составлять узор, симметрично располагая лоскутки одной ткани; закрепить представление о теплых и холодных, близких и контрастных тонах; воспитывать умение работать коллективно. Оборудование. Лоскутные коврики, ширма для кукольного театра, сшитая в «лоскутной» технике, бумага 50X75 см, гуашь, акварель, тушь, восковые мелки, ножницы, клей |
5. | Рисование. Роспись одежды | Познакомить детей с элементами орнамента; дать представление о том, что в нем отражается связь человека с окружающим миром, что элементы узора изображают предметы и явления природы (солнце, земля, колосья, ячменное поле и т.п.). Учить рисовать по мотивам народного орнамента, использовать характерное сочетание цветов. Оборудование. Силуэтные изображения из бумаги -фартук, рубаха, сарафан, гуашь |
6. | Знакомство с головными уборами. Рисование. «Портрет русской красавицы» | Познакомить детей с женским головным убором, его видами: кокошник, повязка, кичка с сорокой; его конструктивными элементами (налобник, позатыльник), украшениями (золотая вышивка, бисер, жемчуг, кружевная оборка), предназначением (замужние женщины прятали волосы под головной убор). Учить детей рисовать портрет русской красавицы в головном уборе, передавая его характерные особенности, закреплять умение использовать различные материалы: пастель, восковые мелки, акварель. Оборудование. Альбом «Русское народное искусство XVIII—XX вв.», репродукции картин А. Венецианова, В. Васнецова; для анализа детских работ подготовить рамки в виде окон со ставнями, куда дети поставят свои рисунки; бумага А2, гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, пастель. |
7. | Конструирование народного костюма | Учить создавать костюм по мотивам русского народного костюма, передавая его конструктивные особенности, элементы декора так, чтобы по костюму можно было многое узнать о его владелице. Воспитывать умение работать коллективно. Оборудование. Силуэтные куклы. Силуэты одежды -рубаха, сарафан, понева, фартук, головной убор; гуашь |
8. | Итоговое занятие «Бабушкин сундук» | Закрепить и обобщить представление детей о русском народном костюме, продолжать учить рисовать русский костюм, развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов и конструировании костюма. Воспитывать интерес и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции. Оборудование. Иллюстрация из альбома «Русское народное искусство XVIII—XX вв.», репродукции картин А. Венецианова, В. Васнецова, народный костюм, сделанный воспитателем, кружево, вышивка, костюмы, созданные в ателье «Детская мода и театр», бумага белая 35x24 см, 30x42 см, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки. |
Знакомство с русским народным костюмом и декоративное рисование
(О.П. Бурлакова - преподаватель изостудии ГОУ д/с № 1262).
(Вариант 2)
№ | Название занятия | Программное содержание | |
1. | Выставка народного костюма | Познакомить детей с русским женским и мужским костюмами. Учить видеть красоту костюма, разнообразие тканей и отделки платьев, сарафанов, | |
| | кафтанов. | |
| | Учить различать костюм повседневный и праздничный. | |
| | Оборудование. Русский костюм, представленный в «музее» детского сада | |
2. | Роспись каймы на одежде | Пополнить представления о русском костюме: кайма на русском костюме - это оберег. Кайма украшает рукава, подол и пр. Учить составлять узор на кайме для одежды, использовать знакомые элементы,сочетания цветов, чередование элементов по цвету. | |
| | Оборудование. Выставка русских народных костюмов, иллюстрации с изображением старинной одежды, украшенной каймой, бумага 7X30 см, гуашь, силуэты одежды для украшения детскими работами | |
3. | Роспись платка | Учить рассматривать кружевные платки, видеть их ажурность, легкость. | |
| | Учить составлять узор на квадрате, выделять углы, кайму, украшать середину. | |
| | Учить рисовать всей кистью и ее концом. | |
| | Оборудование. Ажурные платки, фотографии, иллюстрации, разноцветная бумага 25x25 см, гуашь | |
4. | Роспись кокошника | Учить рассматривать головные уборы, выделять особенности построения узора на кокошнике. | |
| | Учить составлять узор для кокошника, выделять его середину крупным элементом и располагать по краям одинаковые элементы поменьше, выбирать элементы и цвет. Оборудование. Выставка головных уборов, репродукции картин, иллюстрации с изображением кокошников, бумага в форме разных кокошников, гуашь | |
5. | Роспись ткани | Знакомить с работой художника по ткани, учить рассматривать ткани, выделять элементы узора, сочетания цветов. Учить составлять узор для ткани, чередуя одинаковые элементы по форме и цвету, выбирать цвета. Оборудование. Ткани с разнообразным рисунком, иллюстрации с изображением костюмов, разноцветная бумага, гуашь | |
6. | Роспись костюма к празднику | Учить составлять узор для одной из частей костюма (кушак, головной убор, кайма, воротник, кокошник и пр.) из растительного или геометрического узора. Развивать чувство цвета. Побуждать видеть красоту русского народного костюма. | |
| | Оборудование. Выставка костюмов, бумага в виде полосы, прямоугольника, воротника, кокошника и т.п., гуашь. |
Знакомство с гжельской росписью и декоративное рисование,
лепка (ГОУ д/с № 1191)
№ | Название занятия | Программное содержание | |
1. | Экскурсия в музей народного искусства. Выставка предметов гжельской росписи | Познакомить детей с гжельским фарфором, особенностями формы, узорного оформления (колорит, композиция). Расширять знания детей о художественном | |
| | промысле. Воспитывать уважение к народным традициям в искусстве, его мастерам. Оборудование. Выставка гжельской посуды: самовары с чайниками, чашки,сахарница, масленка, ваза, молочник-лев, скульптура малой формы - кошки, иллюстрации, открытки, значки с изображением цветка гжели | |
2. | Рисование каймы по мотивам гжельской росписи | Учить детей рассматривать узоры на предметах, выделять кайму, чередование элементов: мазков, точек, линий разного характера - широкие, тонкие, петельки и пр. Составлять узор на полосе из мазков, точек, линий, передавать чередование двух элементов, рисовать всей кистью и ее концом. Оборудование. Выставка посуды, самовар, чайник, бумага белая 5x20 см, гуашь | |
3. | Рисование гжельской розы | Продолжать знакомить детей с элементами гжельской росписи - гжельским цветком; поддерживать интерес детей к гжельской росписи. Учить составлять узор на квадрате, выделять середину. Учить приемам рисования гжельской розы. Закреплять умение составлять оттенки синего цвета, рисовать всей кистью (лепестки) и ее концом (мелкие детали - веточки, усики). Оборудование. Выставка посуды, чашки, чайник, иллюстрации с изображением гжельской розы, бумага белая 15X15 см, синяя акварель (кобальт) | |
4. | Рисование. «Букет для Снегурочки» (по мотивам гжельской росписи). Коллективная работа | Продолжать знакомить с элементами гжельской росписи. Учить составлять композицию из элементов гжельской росписи, располагать на листе бумаги. Развивать творчество, художественный вкус при составлении букета. Продолжать учить рисовать всей кистью и ее концом, составлять оттенки синего цвета. Учить работать коллективно, договариваться друг с другом и решать общую задачу. Оборудование. Выставка гжельской посуды с изображением разных цветов, бумага белая ватман А2, акварель (или тушь) | |
5. | Роспись скатерти гжельскими цветами | Закреплять умение рисовать элементы гжельской росписи каймы: цветы, листья, завитки и т.д. Учить составлять симметричный узор, создавать единую композицию на ткани. Учить работать коллективно, выполняя общую задачу - рисование скатерти для оформления зала к празднику «Выпуск детей в школу». | |
| | Развивать творчество, воображение, художественный вкус. Оборудование. Выставка гжельской посуды с изображением разных цветов, бумага белая ватман А2, акварель | |
6. | Роспись посуды из папье-маше (или лепки) | Учить расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи: посуду из папье-маше или лепку из глины. | |
| | Учить выделять кайму и середину предмета. Совершенствовать навык расположения узора в соответствии с формой предмета. Развивать творчество, фантазию. Оборудование. Выставка гжельской посуды, чашки и блюдца из папье-маше (или детская лепка из глины), акварель (гуашь) |
«В гостях у гжельских мастеров»
(Н.В. Савченко - преподаватель изостудии ГОУ д/с № 1387)
№ | Название занятия |
| |
1. | Бокалы для Деда Мороза и Снегурочки |
2. | Гжельские цветы на тарелках |
3. | Гжельские узоры |
4. | Головные уборы для девочек и мальчиков (сдвоенное занятие) |
5. | Гжельская скатерть. Батик (коллективная работа). |
6. | Украсим терем Деда Мороза (коллективная работа) |
7. | Старинные куклы. Конструирование из бумаги |
8. | Снегурочка (сдвоенное занятие) |
Ознакомление с орнаментом по мотивам русской народной
вышивки
(Л.И. Романова - преподаватель изостудии ГОУ д/с № 563)
№ | Название занятия | Программное содержание |
1. | Экскурсия на выставку вещей, украшенных орнаментом | Познакомить детей с понятиями «орнамент», «узор». Побуждать видеть разнообразие орнаментов, многогранность его использования |
2. | Знакомство с русским | Познакомить детей с элементами русского |
| народным костюмом | народного костюма, его украшением. Учить выделять места расположения декора, орнаментальных мотивов |
3. | Украшение передника | Учить создавать орнамент из прямых и ломаных линий, передавая ритм, повтор (чередование) элементов |
4. | Рисование клетчатой ткани | Учить создавать клетчатую ткань из пересечения прямых линий на основе узоров народного творчества |
5. | Украшение женской и мужской рубах | Учить создавать орнамент из волнистых линий, дуг, кругов для украшения рубахи, |
| линейно-геометрическим узором | вписывать орнамент в прямоугольные формы (плечевые вставки, низ подола) по косой, по кругу (воротушка, круглая вставка) |
6. | Роспись ткани на сарафан | Учить передавать характерные рисунки ткани для сарафанов способом набивки |
7. | Роспись головного убора типа кокошник | Учить составлять растительный узор, вписывая его в прямоугольник, полукруг, треугольник, трапецию |
8. | Роспись платков | Учить создавать узор методом набивки |
| набивным орнаментом | по всему пространству квадрата и углы |
9. | Роспись русской народной верхней одежды (навершник, | Учить декорировать одежду в местах традиционного расположения орнамента: горловину, низ рукава и подол |
| шушпан) | |
10. | Роспись сапог | Учить украшать сапоги полосками орнамента по голенищу |