Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 938

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации.

После организации выставки, проведения занятий по ознакомлению с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства вос­питатель продолжает учить рассматривать изделия народных художествен­ных промыслов на занятиях по декоративной деятельности.

На занятии воспитатель выделяет только те средства выразительности, которые найдут отражение в лепке, рисовании или аппликации. Например, если дымковская игрушка рассматривается на занятии по лепке, то обраща­ется внимание на формы частей, способы лепки. На занятии по рисованию выделяются один или несколько элементов, их цвет, варианты украшения (точки, черточки), расположение (кайма для фартука, клетчатая юбка и др.).

Чем старше дети, тем больше внимания уделяется вариантам изображения одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности предме­та, на листе.

Таким образом, воспитатель постепенно знакомит с закономерностями той или иной росписи, особенностями декоративного искусства.

Количество занятий по декоративному рисованию, лепке, аппликации зависит от наличия в детском саду предметов, изделий, их изображений (фотографии, слайды и т.п.), от поставленных задач, которые постепенно усложняются. Так составляется цикл занятий (из 4—5).

Главное, надо помнить, что задача воспитателя не подготовить будущих мастеров хохломской, городецкой или другой росписи, а приобщить ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества.

Составляя узоры по мотивам определенной росписи, необходимо учи­тывать типичное для нее построение узора. Например, дымковская игрушка — композиция типа «ткани» — полосатая, клетчатая, из колец и кругов. Украшение хвоста индюка — узор на розете, круге и др. Если это Городецкая роспись, то чередование цветов на полосе, круге (крышка бочон­ка, декоративное панно), симметричный узор от середины формы (зеркаль­ная симметрия) — узоры на досках, сундучках и свободная асимметричная композиция — цветы расположены как бы на ветке (роспись Городецкого коня-качалки).

После знакомства с одним из видов декоративно-прикладного искус­ства дети могут использовать его мотивы в разных видах деятельности. Например, дымковская игрушка — лепка, составление узоров на бумаге разной формы, роспись лепки. Жостово, городец, кружево - составление композиции в аппликации и рисовании.


На каждом занятии воспитатель четко определяет учебные и творческие задачи, в чем ребенок может проявить выбор, самостоятельность. Например, дымковская игрушка — в средней группе детей учат рассматривать и рисовать один из элементов росписи, располагать его на полосе. На первом же заня­тии ребенку предлагается выбрать цвет элемента из определенной гаммы, характерной для данной росписи. Дети рисуют столько элементов, чтобы заполнить пространство листа — полосы (3—5 и более).

Таким образом, с первого занятия ребенок проявляет самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиций росписи.

Чем старше дети, тем больше задач они решают самостоятельно. После каждого цикла по одному виду искусства (3—5 занятий) проводится итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле росписи, но им предостав­ляется возможность выбрать элементы, их цвет, композицию, форму бумаги или расписать работы из папье-маше, готовые формы («белье») — заготовки из дерева, бумажную одноразовую посуду, лепку и пр. Периодически про­водятся занятия творческого характера, на которых дети самостоятельно придумывают узоры для новых предметов, вещей. Например, для Снежной королевы нарисовать ткань на платье, украсить кокошник, букет или ска­зочные деревья и др. Задания даются с учетом интересов детей, событий, происходивших в детском саду, дома, — это роспись обоев, домов, дворцов, декораций, костюмов для героев сказки, рамки для портретов и пр.

5. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декора­тивного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции. Если в начале года дети повторяют одну из знакомых рос­писей или используют некоторые элементы, а новые решения появляются у двух-трех детей, то к концу года мы видим осознанный подход к исполь­зованию полученных знаний и проявление индивидуальности в этом виде деятельности.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации

  • Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек — использование трафаретов с изоб­ражением игрушек, «мастерские» народных мастеров, «художественные салоны», «выставки народного искусства» и пр.), что повышает интерес детей к занятиям;

  • связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составле­нием узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке, лепке, аппликации;

  • сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

  • использование движения руки — очерчивающего жеста для выделения эле­ментов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

  • упражнения в начале занятия с детьми 5—7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

  • показ способов изображения новых элементов для детей 4—5 лет и наибо­лее сложных для детей 5—7 лет;

  • использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

  • называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисова­нии, аппликации («завиток ведем вверх, потом вниз...»);

  • взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в реше­нии задач по декоративной деятельности.


Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мас­теров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте созда­ния узора, также и обучения способам лепки, вырезывания в аппликации. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Планирование работы

1. Перспективный план работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством.

В нем могут быть представлены ознакомление с теми видами народного искусства, которые имеются в дошкольном учреждении, последователь­ность и формы работы в разных возрастных группах:

  • выставки;

  • занятия по знакомству с искусством;

• рассматривание предметов народного искусства на занятиях по рисова­нию, лепке, аппликации в зависимости от поставленных задач (для созда­ния интереса, выделения средств выразительности, народная игрушка как натура на занятиях по лепке).

  1. Система занятий на год по знакомству с одним видом народного искус­ства и декоративному рисованию, лепке, аппликации (цикл занятий). Таких систем на год может быть 2—4, в зависимости от возрастной группы, коли­чества занятий в месяц по декоративному рисованию, лепке, аппликации.

  1. Конспекты занятий составляются на основе разработанной системы (цик­лов занятий). Это занятия по знакомству с одним из видов, рисованию, лепке или аппликации, а также итоговые занятия по замыслу, проведение досугов типа «Ярмарка» или творческих занятий, когда дети могут быть поставлены в новые условия (украсить костюм гжельскими узорами, расписать избу, дво­рец по мотивам одного или нескольких видов народного искусства).

Многое зависит от наличия в детском саду наглядного материала, воз­можности посещения музеев, выставок, встреч с мастерами народного искусства, совместной работы с родителями, художественной подготовки воспитателя.

В сборнике представлен опыт работы участников Московского актива по изобразительной деятельности (ДОУ №№ 563, 1067, 1191, 1646, 1762, 500, 25, 2516, 690, 1262, 1389, 1387, 1776) — это воспитатели, преподаватели изосту­дий, старшие воспитатели, заведующие.

На материале по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством участники актива показали, как решаются задачи этого раздела программы в дошкольном образовательном учреждении. В сборнике пред­ставлены разные варианты перспективного планирования системы работы по ознакомлению с декоративным искусством и разные подходы к перс­пективному планированию одной темы, что позволит педагогам выбрать наиболее приемлемый для себя вариант в зависимости от возможностей дошкольного учреждения, определить количество занятий.


Первые занятия (3—4 по каждому виду) в предлагаемых перспективных планах показывают последовательность в обучении и решении творчес­ких задач, последующие — варианты проведения творческих заданий. Они помогают определить, насколько дети усвоили материал, как могут исполь­зовать его в новых условиях.

В сборнике представлены занятия по разным видам народного декоратив­но-прикладного искусства. В каждом конспекте указаны цель знакомства с народным искусством, задачи обучения рисованию (лепке, аппликации), творческие задачи. В материале указаны предметы искусства и другой наглядный материал, музыкальные записи, изобразительные материалы: бумага — указаны форма, размер (например, полоса — 7x20 см), или А4 (аль­бомный лист), A3 (два альбомных листа), А2 (половина листа ватмана) и т.п., цвет бумаги (фона) в зависимости от вида росписи (например, в хохломе используется желтый, красный, черный цвета, в гжели - белый).

Представлен также опыт работы по обучению новым видам и техникам: витражи, кружево, вышивка, русский народный костюм, лоскутная народ­ная техника в аппликации и пр.

Цель пособия — помочь воспитателям понять систему в обучении. Определение количества занятий по одному из видов, выбор видов народно­го искусства предоставляются воспитателю.


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. (Вариант 1)

(Н.И. Лашкина — заведующая ГОУ д/с № 1191, Е.С. Дорохова руководитель изостудии)




Формы и содержание работы



Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Выставка дымковской игрушки

Выставка дымковской, филимоновской игрушек: узнавание знакомых видов

Выставка дымковской, тверской игрушек: умение находить сходство и различия образов

2.

Рассматривание дымковской игрушки на занятиях по рисованию, лепке

Рассматривание дымковской игрушки на занятиях по рисованию, лепке

Выделение средств

выразительности

на занятиях

по рисованию, лепке

3.

Выставка богородской игрушки, рассматривание

Выставка тверской игрушки

Выставка

богородской игрушки

4.

Выставка богородской игрушки, рассматривание


Выставка тверской игрушки.

Рассматривание дымковской игрушки на занятиях по рисованию, лепке

Выставка предметов с хохломской росписью. Рассматривание на занятиях по рисованию

5.

Выставка дымковской игрушки.

Рассматривание дымковской игрушки на занятиях по рисованию, лепке

Знакомство с городецкой росписью, выставка.

Рассматривание городецких узоров на занятиях по рисованию, аппликации

Рассматривание хохломских узоров на занятиях по рисованию

6.

Выставка дымковской и каргопольской игрушек: сравнение, узнавание знакомых предметов

Выставка каргопольской игрушки: лиса, заяц, конь, медведь

Знакомство с гжельской росписью. Выставка гжельской посуды.

Рассматривание на занятиях по рисованию и лепке

7.

Выставка филимоновской игрушки

Рассматривание каргопольской игрушки на занятиях по лепке.

Знакомство с предметами хохломской росписи: сравнение узоров, их разнообразия

Рассматривание гжельской посуды на занятиях по лепке и рисованию

8.

Выставка филимоновской и дымковской игрушек (барышни): сравнение росписи, элементов узора

Выставка богородской игрушки.

Рассматривание, сравнение, выделение средств выразительности.


Знакомство с жостовскими подносами.

Занятие по рисованию

и аппликации.

Знакомство с павлово-

посадскими платками.

Рисование по мотивам павлово- посадской росписи

9.

Выставка декоративных тканей:сравнивать по цвету, выделять элементы узора, их расположение.


Выставка богородской, дымковской, каргопольской, тверской игрушек, предметов хохломской и городецкой росписи: сравнение, нахождение сходства образов и отличия

Знакомство с декоративной тканью, разнообразие элементов узора, цвета, композиции.

Итоговая выставка: городец, хохлома, жостово, гжель, павловопосадские платки.

Рисование




ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. (Вариант2)

(О.И. Прокопович - преподаватель изодеятельности ГОУ д/с № 1646)




Формы и содержание работы



Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Выставка филимоновской

игрушки


Выставка дымковской игрушки.

Знакомство с дымковским промыслом, средствами вырази­тельности.

Рассматривание дымковских игрушек на занятиях по лепке, рисованию

Выставка русской народной игрушки.

Знакомство с русской народной игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской. Сравнение разных видов, характерных особенностей каждого вида.

Рассматривание дымковских игрушек на занятиях по рисованию и лепке

2.

Выставка матрешек



Выставка дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек.

Сравнение их, умение находить сходство в лепке и различие, особенности росписи

Выставка дымковской игрушки.

Рассматривание на занятиях по лепке и рисованию.


3.

Выставка богородской

игрушки


Выставка предметов городецкой росписи.

Знакомство с городецким промыслом, выделе­ние элементов росписи.

Рассматрива­ние на занятиях по рисованию

Выставка предметов городецкой росписи.

Знакомство с городецким промыслом.

Умение видеть особенности формы предметов, их назначение.

Рассматривание на занятиях по рисованию, аппликации

4.

Выставка дымковских игрушек.

Выделение элементов узора

Выставка предметов городецкой росписи.

Рассматривание узоров на занятиях по рисованию, аппликации.

Выставка предметов городецкой росписи.

Выделение образов птиц, коней

5.

Выставка дымковских

игрушек.

Рассматривание узора на занятиях по рисованию, лепке



Выставка богородской игрушки.

Инсценировка.

Рассматривание богородских игрушек на занятиях по лепке.

Выставка предметов хохломской росписи.

Знакомство с промыслом Хохломы.

Сравнение Городецкого и хохломского узоров.

Рассматривание хохломских изделий на занятиях по рисованию

6.

Выставка дымковской

игрушки.

Рассматривание узоров

на занятиях

по рисованию, лепке


Выставка платков.

Знакомство с павловопосадскими платками, выделять элементы узора, цвет, композицию. Рассматривание платков на занятиях по рисованию

Выставка предметов хохломской росписи.

Разнообразие элементов узора и композиции.

Рассматривание узоров на занятиях по рисованию

7.

Выставка дымковских, филимоновских и каргопольских барышень.

Сравнение, умение находить сходство, и различия.

Рассматривание дымковских игрушек на занятии по рисованию

Выставка павлово­посадских платков. Выделение компози­ции, элементов узора, сочетания цветов.

Выставка вологодских кружев.

Знакомство с вологодскими кружевами.

Рассматривание на занятиях по рисованию

8.

Выставка народных игрушек


Выставка полхов-майданских изделий. Сравнение их с городцом

Выставка вологодских кружев. Рассматривание элементов узора на занятиях по рисованию

9.

Итоговая выставка народной игрушки, сравнение


Итоговая выставка разных видов декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомились в течение года

Выставка разных видов народного искусства.

Знакомство с жостовскими подносами.

Рассматривание на занятиях по рисованию, аппликации