Файл: Отчет производственной практики (пп 02) Специальность Правоохранительная деятельность Практика пройдена в срок с 28 ноября 2022г по 11 декабря 2022г. Умвд россии по зато г. Северск место прохождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работы по подготовке и принятию решения, начиная с обеспечения формы документа, его реквизитов и соблюдения необходимого числа подписей при визировании, опубликовании и регистрации акта. Определенную особенность представляет подготовка и принятие управленческих решений, так называемых «во исполнение», когда вышестоящая структура управления обязывает разработать и реализовать сформировавшийся «вверху» ряд мер разового, периодического или постоянного характера. Такого рода предписания, как правило, нарушают установленный ритм работы и вносят своего рода дезорганизацию в исполнительские структуры, так как, во-первых, решаемая проблема может не быть таковой для определенной части низовых звеньев (борьба с наркоманией в северных регионах, борьба с хищениями драгметаллов в районах добычи и т. п.), во-вторых, подготовленное «вверху» решение несет обычно общий характер и не рассчитано на имеющиеся силы и средства исполнителей, в-третьих, выполнение решения вышестоящей инстанции, как показывает опыт в системе МВД России, на нижестоящих уровнях реализовывается в форме дополнительных планов работы или иных организационно-распорядительных актов, что делает их необозримыми и неконтролируемыми. В этой связи необходимо затронуть и еще один аспект в проблеме подготовки и принятия управленческих решений. Как известно, решения, рассчитанные даже на длительные сроки действия, в силу динамичного характера развития самой системы и окружающей среды, меняющие целевые установки и задачи системы, а следовательно, и системы управления ею, нуждаются в периодической корректировке или в их полном обновлении. Частичная корректировка действующих решений неизбежно ведет к их суммарному увеличению, затрудняет пользование ими или ведет к неизбежному их забвению. В практике МВД России известны многочисленные примеры, когда в управленческих решениях появляются коррективы типа «пункт (такой-то) документа (такого-то) изложить в следующей редакции», «пункт…решения… считать утратившим силу» и т. п. И случается это отнюдь не только в силу изменившихся объективных обстоятельств, что в современных условиях входит в правило. Но и по причине скоропалительности в подготовке решений, их непродуманности, волюнтаризма при принятии, отказа от заключения экспертов-специалистов и практиков системы. Но и такого рода ошибки и упущения, на наш взгляд, целесообразнее направлять путем подготовки нового решения или в новой редакции. Это сократит количество действующих в системе решений и облегчит пользование ими. Содержание основных операций, выполняемых на стадии процесса выработки управленческих решений целесообразнее хотя бы в выборочном порядке проследить на примере управленческой деятельности органов и подразделений внутренних дел. Практика определения проблем и постановки задач обычно связана с изменением и оценкой оперативной обстановки. Выше уже отмечалось, что одной из объективных предпосылок принятия инициативных решений является изменение обстановки, в которой действуют подразделения системы МВД. На основе анализа оперативной обстановки обнаруживаются, осознаются и оцениваются возникающие проблемные и текущие управленческие ситуации в процессе организации борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, разрабатываются различные альтернативные курсы действий, происходит выбор основных направлений деятельности ОВД, оценивается эффективность их функционирования. Изучение оперативной обстановки, являясь основой для текущего планирования, оперативного руководства и обеспечивая возможность своевременного реагирования, позволяет рационально использовать силы и средства, осуществлять конкретные мероприятия по улучшению деятельности ОВД и повышению действенности ее влияния на состояние преступности и других правонарушений. Обнаружение и осознание тех или иных проблем, определение правильных целей и подготовка соответствующих задач в управленческой деятельности ОВД связаны с изучением и оценкой оперативной обстановки, иначе говоря, с изучением и оценкой той части информации, оперируемой ОВД, которая характеризует состояние оперативной обстановки. На основе анализа этой информации обнаруживаются
отстающие и неблагоприятные участки работы, устанавливаются определенные диспропорции и несоответствия, выясняются новые обстоятельства и т. д. Например, на основе анализа такой информации о состоянии преступности может быть установлена потребность в оказании помощи тем или иным ОВД, необходимость изменения расстановки сил и средств, изменения времени несения службы нарядами полиции и т. д. При анализе состояния преступности и результатов организации борьбы с ней за квартал (полугодие, год) может быть выявлена проблема усиления борьбы с отдельными видами преступлений, 38 а в современных условиях – потребность в переориентации деятельности ОВД в связи с новыми составами преступных деяний, появлением преступных группировок и т. п. Осознание подобных и иных задач предполагает оценку возникших ситуаций, положений и определение в их связи конкретных целей, на достижение которых будет направлена организующая деятельность субъекта управления. Следует отметить, что цели, формируемые субъектом управления, в каждом конкретном случае могут быть более ограниченными и узкими, нежели те объективные условия и обстоятельства, в связи с которыми эти цели ставятся. При выработке решений, в частности, определении целей, субъект управления должен исходить из оценки реальных возможностей и существующих ограничений. При выборе нечеткой или тем более неправильно поставленной цели возникает опасность направить усилия не на ту задачу, которая ждет разрешения. Содержание управленческой деятельности характеризуется, прежде всего, целью, ради достижения которой она осуществляется. И это целеполагающее начало всего процесса управления закладывается, главным образом, проявляется и обеспечивается при выработке решений на основе оценки обстановки. Вместе с выбором цели принятия решение включает определение путей, сил и средств решения выдвинутых задач. Причем из того, насколько правильно выбрана и четко сформулирована цель, зависит выбор конкретных действий, направленных на ее достижение. Управленческому решению присуще осознание взаимосвязи цели и средств ее достижения. При принятии решения на основе предписания вышестоящих органов управления цель может рассматриваться как величина, заданная сверху. Информация, на основе которой были выявлены возникшие задачи (например, по статистическим данным), как правило, недостаточна для решения этих задач. Программа действий, направленных на разрешение задач управления, должна основываться на их глубоком и всестороннем изучении, что обуславливает потребность в анализе дополнительной информации. На этом этапе очень важно правильно определить круг необходимой информации. Для этого на основе логического анализа структуры решаемого вопроса устанавливаются его основные стороны, характеристики и слагаемые, определяются наиболее существенные связи с другими вопросами, очерчиваются границы и пределы того интереса, который должен быть удов- 39 летворен субъектом управления путем сбора и анализа необходимой информации. После того, как собранная информация обработана и проанализирована, сформулированы определенные задачи, выводы, выдвинуты и проверены отдельные управленческие гипотезы, субъект управления переходит к непосредственному конструированию решения – построению набора альтернативных вариантов решения, всесторонней оценке каждого из них и выбору наилучшего в данных конкретных условиях. Опыт управления в ОВД подсказывает, что в таких ситуациях следует отвлекаться от малозначимых факторов и рассматривать только наиболее существенные из них. Таким образом, в творческом процессе выработки и принятия решения задействовано, как правило, значительное количество людей, это – руководитель, его подчиненные, консультанты, руководители смежных структурных подразделений и т. д. Используется современная компьютерная техника, существенно облегчающая процесс принятия решения. Однако исключительной прерогативой руководителя являются: –

управление процессом выработки решения; – определение цели и постановка задач; – определение критериев, приоритетов; – принятие окончательного решения. После утверждения решения в установленном порядке наступает вторая стадия процесса управления – организация исполнения управленческого решения. Таким образом, общую схему принятия управленческих решений можно представить следующим образом:

1. Выявление, анализ, диагностика проблемы.
2. Формулирование целей и задач решения проблемы с учетом существующих ограничений.
3.Анализ способов решения проблемы и адекватных им управленческих решений.
4. Моделирование вариантов сценариев, оценка результатов и последствий реализации разных вариантов.
5.Выбор наиболее оптимального варианта с его обоснованием.
6. Принятие управленческого решения.

Организация исполнения управленческих решений разной сложности и назначения является наиболее сложным видом управленческой деятельности. Руководители органов внутренних дел и их подразделений, а также инспекторский (оперативный) состав аппаратов отраслевых, функциональных служб и штабных подразделений ежедневно занимаются организаторской работой по исполнению множества самых разнообразных решений. При этом они организуют исполнение как собственных решений, так и решений вышестоящих субъектов управления. Такая работа может занимать весьма длительный промежуток времени либо протекать весьма скоротечно. Но вне зависимости от вида и характера решения, продолжительности времени, требуемого для его реализации, организаторская работа по каждому из них предполагает совершение ряда однотипных действий, которые образуют элементы (этапы) процесса организации исполнения решений. Эти элементы, в принципе, и составляют своеобразный механизм исполнения решения.

Организация исполнения любого управленческого решения как функция управления включает в себя следующие стадии:

1) доведение решения до исполнителей (при организации исполнения собственных решений) или уяснение и детализация решения (при организации исполнения решения, поступившего от вышестоящего субъекта управления);
2) подбор и расстановка исполнителей;
3) обеспечение деятельности исполнителей;
4) контроль за исполнением, коррегирование и регулирование;
5) подведение итогов исполнения решения.


Рассмотрим перечисленные элементы более подробно.

Итак, доведение решений до исполнителей.

Именно с этого элемента начинается организация исполнения субъектом управления собственного решения. Поэтому его качественное осуществление создает необходимые предпосылки для последующей успешной реализации решения.

В зависимости от характера решения, числа исполнителей и других обстоятельств (уровня субъекта управления, его организационных и материально-технических возможностей, места расположения исполнителей и т.д.) доведение решений до непосредственных исполнителей может осуществляться различными способами:

- непосредственным (устным) доведением до них решения на совещании, во время инструктажа, в индивидуальной беседе и т.п.;

- направлением им письменных решений;

- передачей их по средствам связи и т.п.

При этом наблюдается следующая закономерность - чем выше уровень субъекта управления, принявшего решение, и больше число исполнителей, тем сложнее осуществить доведение до них решения, тем больше внимания требуется для выполнения этой работы.


Уяснение и детализация решения. Данный этап является первым элементом организации исполнения решения, поступившего от вышестоящего субъекта. Его необходимость обуславливается тем, что даже вполне обоснованное и целесообразное решение может быть не выполнено или выполнено не полностью, если оно не будет понято или понято неправильно.

В этой связи, организатор исполнения решения вышестоящего субъекта должен сам, в первую очередь, принять меры к его уяснению. Для этого ему необходимо выяснить общий смысл, главную идею решения. При этом необходимо иметь в виду, что чем выше уровень субъекта принявшего решение, тем, как правило, менее конкретной бывает формулировка последнего, так как субъект управления высокого уровня далеко не всегда может формулировать конкретные, детализированные предписания, а, зачастую, сознательно избегает их. Поэтому исполнитель должен приложить значительно больше усилий для выявления главной идеи и цели подобного решения.

Среди управленческих решений, принимаемых в органах внутренних дел, значительную долю составляют нормативные акты (инструкции, положения, правила и т.п.). Для уяснения таких, как и многих других, решений, применяются правила толкования правовых норм, а также иные виды и способы толкования: логическое, грамматическое, историческое, по объему и др.

Качественное уяснение решения создает необходимые предпосылки для его детализации. Детализация проводится путем выделения составных частей общего (первоначального, глобального решения), расчленения его основной цели на ряд частных целей и задач.

Детализация позволяет: а) спланировать последующую деятельность по реализации решения; б) сформулировать конкретные задачи исполнителям; в) выявить вопросы, не нашедшие отражения в формулировке общего решения; г) обнаружить потребность во взаимодействии исполнителей и определить его формы; д) устранить дублирование в процессе исполнения решения; е) обеспечить контроль за деятельностью исполнителей и учет результатов их работы.

Как правило, в обязательном порядке подлежат детализации управленческие решения: а) содержащие предписания общего характера (например, приказ, требующий активизации борьбы с незаконным оборотом наркотиков); б) сложные и комплексные решения (например, план обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия).