Файл: Социальное обслуживание населения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2834

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по первой главе.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 7 сказано, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

С каждым годом элементов социальной защиты становится всё больше. Социальным обслуживанием является осуществление деятельности по предоставлению социальных услуг различным категориям населения России:

  • лицам пожилого возраста;
  • детям и семьям, нуждающимся в поддержке государства;
  • инвалидам независимо от возраста;
  • лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию независимо от возраста.

Принципы социального обслуживания декларируются рядом законодательных и нормативных актов. Их перечень приведен в ст. 4 Федерального закона и является ограниченным: добровольность, доступность, адресность, конфиденциальность, гуманность, приоритетность. Особенностью социального обслуживания является то обстоятельство, что оно предоставляется исключительно на основании заявления.

В России существует двухуровневая система законодательной базы социальной защиты. Так, на первом уровне, федеральном, обеспечивается соответствие нормативных правовых актов субъекта РФ законодательству РФ. На втором уровне, региональном, учитывается специфика, а также экономические и социальные возможности конкретного региона, что предполагает конкретику тех положений федерального законодательства, которые требуют расшифровки. Например, дается полный перечень социальных услуг по социальному обслуживанию населения, ежегодно устанавливаются тарифы на данные услуги и т.д.

Для муниципальных образований права издавать нормативно- правовые акты не предоставлено, но в то же время субъекты Федерации делегируют им ряд своих полномочий. Например, работники Управления социального поддержки населения г. Абакана Республики Хакасия принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании, об оказании срочных социальных услуг, разрабатываю Индивидуальную программу социального обслуживания. Считаю, что муниципальные образования должны быть наделены «собственными полномочиями», в том числе компетенцией в сфере нормотворчества по социальному обслуживанию.


Анализ законодательства в сфере социального обслуживания показал:

  • на современном этапе сформирована законодательная и нормативная база государственной социальной службы социального обеспечения;
  • Гражданский кодекс РФ по сути не касается вопросов социальной защиты и социального обеспечения, а собственного кодифицированный акта в праве социального обеспечения нет;
  • характерное для социального обеспечения в целом непостоянство;
  • большое количество подзаконных актов (в том числе акты министерства труда и социальной защиты, внебюджетных фондов);
  • в начале марта 2019 года вступил в силу закон о паллиативной медицинской помощи в России. Теперь минимальный уровень паллиативной помощи прописан законодательно и приблизился к мировым стандартам.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

2.1. Формы и виды социального обслуживания населения в России

В соответствии с основным законом России о социальном обслуживании граждан социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам[22]. В ст. 19 указано три формы социального обслуживания:

  • стационарная;
  • полустационарная;
  • социальное обслуживание на дому.
  • Стационарное обслуживание предназначено для тех лиц, которые по состоянию своего здоровья нуждаются в постоянном уходе и наблюдении. Только в этих условиях законодательно предусмотрен перечень мероприятий реабилитационного медицинского, социального и лечебно-трудового характера. В стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением осуществляется стационарное социальное обслуживание как граждан пожилого возраста, так и инвалидов, в том числе детей - инвалидов. К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками. Медицинские показания и противопоказания к приему в дома - интернаты определены Приказом Минсоцзащиты РФ[23] а также, действующей в 2019 году Инструкцией Министерством здравоохранения СССР[24]о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты.
  • В стационарные учреждения принимаются граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет. мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья постоянном уходе и наблюдении, причем законодательство не содержит каких-либо ограничений при помещении в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов в зависимости от наличия у них трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
  • Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для лиц пожилого возраста и инвалидов, в том числе и детей – инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальное обслуживание, а также детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется в полустационарных учреждениях социального обслуживания или отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в центрах социального обслуживания населения, которые предназначены для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации к условиям жизни в обществе клиентов социальной службы, утративших социально полезные связи. Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
  • Социальное обслуживание на дому является основной формой социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса. Это положение соответствует духу Стандартных правил обеспечения равных возможностей инвалидов[25], принятых ООН в 1993 году и вступивших в силу с 1994 года. Данный вид обслуживания включает в себя и специализированное обслуживание. Не секрет, что заболевания, сопутствующие преклонному возрасту, часто приводят к потере пожилыми людьми способности к самообслуживанию и тогда в помощь социальному работнику, предоставляющему социально-бытовые услуги, приходят специалисты медико-социальной помощи, которые оказывают доврачебную медицинскую помощь и услуги гигиенического характера. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Социальное обслуживание на дому осуществляется специальными учреждениями либо специализированными отделениями в учреждениях социального обслуживания общего типа.

В общем, если описывать формы социальных услуг и говорить о них коротко, то в условиях стационара и частичного стационара услуги предоставляются в конкретное время в течение суток. Стационарная форма предполагает постоянное, временное, или пятидневное (в течение недели) проживание в организации. Для этой цели заинтересованные лица обеспечиваются жилым фондом, а также помещениями, в которых производится непосредственно социальное обслуживание.

При наличии стационарной или полустационарной формы социального обслуживания, потребителям должны обеспечиваться следующие условия:

  • сопровождение получателя услуг при его передвижении в пределах территории;
  • предоставление возможности самостоятельного передвижения в границах организации, самостоятельного входа в нее и выхода, отдыха в сидячем положении, доступного размещения информации;
  • дублирование текстовых данных в голосовом режиме, оснащение специальными знаками, надписями, световыми сигналами для воспроизведения информации;
  • оказание других видов посторонней помощи.

Для граждан, которые освобождаются из мест лишения свободы или находятся в условиях административного надзора, устанавливаются специальные правила социального стационарного обслуживания, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вопросы приема, размещения, социального обслуживания и выписки в стационарные учреждения лиц, страдающих психическими заболеваниями, производится в соответствии со ст.41 Федерального закона о предоставлении психиатрической помощи[26].

Статья 20 Федерального закона от 28.12. 2012 № 442-ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации[27] предусматривает следующую классификацию социальных услуг по видам:

  • социально - бытовые услуги, целью которых является обеспечение жизнедеятельности получателей в бытовых условиях;
  • социально - медицинские, которые направлены на сохранение и поддержание здоровья при помощи ухода, оздоровительных мероприятий и систематического наблюдения;
  • социально - психологические услуги, которые обеспечивают коррекцию психического состояния, оказание психологической помощи, в том числе, в условиях анонимности и использования телефона доверия;
  • социально- педагогические, которые направлены на профилактику отклонений в поведении, организацию досуга личности, воспитание детей в семье;
  • социально - трудовые, которые создают условия для помощи в трудоустройстве и решении других вопросов трудовой адаптации;
  • социально - правовые, которые заключаются в получении юридических услуг, в том числе на безвозмездной основе, а также в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов получателей социальных услуг;
  • услуги для повышения коммуникативного потенциала получателям, которые имеют ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги.

Последняя разновидность услуг дополнительно регулируется ст. 21 этого же Федерального закона и включает в себя следующие наименования:

  • предоставление бесплатного горячего питания либо набора продуктов;
  • оказание содействия в получения временного жилья;
  • содействие в получении юридической помощи;
  • оказание содействия в предоставлении психологической помощи, с привлечением соответствующих специалистов, а также служителей церкви.
  • другие социальные услуги срочного характера.

Перечень предоставляемых услуг при конкретной форме социального обслуживания до 1 января 2005 года был утвержден Постановлением Правительства РФ[28]. В настоящее время данный документ отменен, т.к. согласно Закона о социальном обслуживании данный перечень услуг устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом потребности того населения, что проживает его территории. В Республике Хакасия полный перечень услуг по всем формам социального обслуживания регламентирован статьей 14 закона Республики Хакасия «О социальном обслуживании граждан в Республике Хакасия»[29]. Сравнительная характеристика перечня социальных услуг при социальном обслуживании в федеральном и республиканском законодательстве приведена в Приложении 1.

Организация жилищно-коммунального обслуживания (отопление, водоснабжение, благоустройство, ремонт жилого фонда и т.д.) является социальной услугой в области ЖКХ.

Социальное обслуживание предоставляются в сроки установленные законодательством и обусловливаются нуждаемостью получателя услуг; при этом заключается договор и составляется индивидуальная программа об оказываемых услугах (Приложение 2).

Услуги предоставляются гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании с установленным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

  • бесплатно,
  • на условиях частичной
  • на условиях полной оплаты.

Тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг на 2018-2019 год в форме социального обслуживания на дому показаны а Приложении 3 на основании приказа Министерства социальной защиты Республики Хакасия[30]. На основании данного приказа учреждения социальной защиты предоставляю 38 видов услуг за счет средств получателя этих услуг. Кроме того, на основании приказа АНО «Оптима» предоставляет дополнительные услуги платные социально - бытовые услуги на дому в количестве 49 штук, в том числе в приготовлении пищи, в уборке жилых помещений сверх норматива, уборке веранды, балкона, мытья окон, ванны, раковины, кафеля, ремонте бытовой техники, обуви и т.д. Сюда включены также услуги по обеспечению ухода с учетом здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуги, по получению парикмахерских услуг, уходу за комнатными растениями, консервированию овощей и ягод, сопровождению, в том числе и в дальние поездки, организацию ритуальных услуг (Приложение 4). Таким образом, в Республике Хакасия существует 87 платных социальных услуг, которые оказываются как бюджетными, так и коммерческими организациями.


Одним из видов деятельности по социальному обслуживанию, который не относится к социальным услугам, является оказание содействия в предоставлении психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, то есть, социальное сопровождение. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12. 2012 № 442-ФЗ, социальное сопровождение организуется, в случае необходимости, родителям, опекунам, попечителям и другим законным представителям лиц несовершеннолетнего возраста. Данное сопровождение производится путем привлечения представителей соответствующих организаций в порядке, установленном законом.

2.2. Деятельность органов социальной защиты на примере Республики Хакасия

Социальное обслуживание в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном уровнях. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28.12. 2012 № 442-ФЗ[31], система социального обслуживания населения состоит из следующих структурных частей:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство социальной защиты Российской Федерации;
  • орган исполнительной власти субъекта Федерации, осуществляющий соответствующие полномочия (например, Министерство социальной защиты Республики Хакасия);
  • организации социального обслуживания, которые находятся в подчинении федеральных органов исполнительной власти;
  • организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
  • негосударственные организации социального обслуживания;
  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

По данным федерального статистического наблюдения на начало 2017 года действовало более 1,2 тыс. стационарных организаций социального обслуживания, в том числе:

  • 702 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживают свыше 85 тыс. человек;
  • 523 психоневрологических интернатов, в которых проживают более 157 тыс. человек;
  • 28 геронтологических центров, в которых проживают более 7 тыс. человек[32].

В системе социального обслуживания выделяют государственную, муниципальную и негосударственную службу. Государственные службы осуществляют социальные функции: