Файл: Социальное обслуживание населения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2844

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
  2. содействие приведению в Республике Хакасия организаций социального обслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидацию очередей в них;
  3. приобретение автотранспорта в целях осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации;
  4. увеличение периода активного долголетия и продолжительности активной жизни;
  5. организацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста.

Предложения в области социального обслуживания в Республике Хакасия.

  1. Министерству социальной защиты Республики Хакасия следует провести сравнение количества оказываемых социальных услуг при социальном обслуживании с другими субъектами РФ. И в результате может оказаться, что в большинстве регионов основной перечень услуг значительно шире. Так, например, в Красноярском крае, который граничит с Республикой Хакасия, количество основных услуг составляет 70 (в Хакасии 38), а в Липецкой области их более 150. Республике Хакасия следует перенять такие услуги, которые оказывают в Красноярском крае, но нет в Хакасии, но они жизненно необходимы, как лицам пожилого возраста, так и инвалидам независимо от возраста, так и родителям с малолетними детьми:
  • предоставление транспортной услуги «социальное такси» в пределах городского округа, городского или сельского поселения; в муниципальном районе - при поездке до административного центра). Это особенно необходимо и актуально для инвалидов - колясочников;
  • прокат технических средств реабилитации;
  • следует обратить внимание и на вопросы содействия в прохождении медико-социальной экспертизы (сопровождение в медицинские организации и бюро медико-социальной экспертизы в пределах населенного пункта, помощь в оформлении документов для установления инвалидности);
  • психодиагностика и обследование личности получателей социальных услуг в целях выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности, влияющих на отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений;
  • выполнение дополнительных медицинских процедур по назначению врача (в том числе помощь в опорожнении кишечника, обработка ран и наложение повязок, осуществление накладывания горчичников, компрессов, закапывание капель);
  • содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность получателей социальных услуг.

Конечно же, это потребует дополнительных финансовых вложений для категории лиц, получающих услуги бесплатно, и привлечение дополнительных профессиональных работников. Но при наличии оплаты, скорее всего, это уж и не так трудоемко. Достаточно заключить договора с коммерческими поставщиками услуг.

  1. Следует обратить внимание и на патронаж лиц старше 75 лет, как это делают в Липецкой области, где обследование данных лиц составило 100 процентов.
  2. В связи со значительностью роли негосударственного сектора, стоит отметить, что следует оказать содействие в формировании системы как государственной, так и негосударственной помощи, поскольку именно государственные уполномоченные органы имеют множество возможностей для формирования взаимодополняющей системы оказания социальных услуг.

2.3. Основные проблемы в сфере социального обслуживания населения на современном этапе и пути их решения

В настоящее время уровень эффективности социального обслуживания и предоставления социальных услуг недостаточно высок. В России, в том числе и в Республике Хакасия, проживает достаточно большое количество человек, которые по разным причинам не могут сами себя обслуживать, и ограничены в жизнедеятельности. Статистика сообщает о том, что здоровье граждан ухудшается, появляется много стареющих и нетрудоспособных людей, существует безработица и малообеспеченность населения.

В Проекте Программы на 2018-2022 годы «Содействие приведению в субъектах Российской Федерации организаций социального обслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидации очередей в них» названы следующие сведения: Очередность в стационарные организации социального обслуживания на 1 января 2017 г. составляла 9 166 человек, в том числе в психоневрологические интернаты 8 083 человека. При этом в трех регионах очередность сохраняется свыше 400 человек. Это Самарская область (563), Ростовская область (580), Московская область (966). Проблемы с очередностью в дома-интернаты общего типа и психоневрологические интернаты полностью решены только в 27 регионах[37].

Качество оказываемых услуг, особенно в некоторых стационарных учреждениях для пожилых людей пи инвалидов низко. Совершенно очевидно, что только силами государства решить данные вопросы невозможно. Необходимо активнее привлекать негосударственный сектор.


Нерешенной остается проблема исключенных из сферы социального обслуживания населения муниципальных образований. Очевидно, что эффективная система социального обслуживания отдельных категорий граждан не может функционировать без муниципальных образований, которые обеспечивают индивидуализацию мер социальной защиты.

К числу проблем социального обслуживания относится также существующее в настоящее время региональное различие в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, доступности, качестве и безопасности предоставления социальных услуг, которое не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества и ставит их уровень (основания, объем и качество) в зависимость от категории льготников (федеральные и региональные) и места жительства. Необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны.

В первую очередь это касается социального обслуживания пенсионеров:

  • с одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;
  • острой остается проблема очередности на получение мест в таких учреждениях как: дома – интернаты, дома престарелых и инвалидов;
  • недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;
  • актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания;
  • работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;
  • требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, нужно планировать строительство и реконструкцию указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбирать дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, а также стационарные учреждения.

В первую очередь все перечисленные проблемы носят экономический характер. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания. Экономическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что растет количество нуждающихся в социальном обслуживании. Между тем, количество ресурсов по-прежнему ограничено. Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является возможное создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.


Необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

  • увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;
  • увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;
  • оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений. Следует обратить внимание компьютерную грамотность пожилых граждан и инвалидов в рамках социальной защиты.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 7 сказано, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

С каждым годом элементов социальной защиты становится всё больше.

Принципы социального обслуживания декларируются рядом законодательных и нормативных актов. Их перечень приведен в ст. 4 Федерального закона и является ограниченным: добровольность, доступность, адресность, конфиденциальность, гуманность, приоритетность. Особенностью социального обслуживания является то обстоятельство, что оно предоставляется исключительно на основании заявления.

В России существует двухуровневая система законодательной базы социальной защиты. На первом федеральном уровне вопросы социального обслуживания регулируются Федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Существуют особенности оказания социальных услуг различным категориям граждан, поэтому для них есть свои Федеральные законы: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», подзаконные и прочие нормативные акты. Действует также 26 Национальных стандартов социального обслуживания населения.


В качестве примера законодательства второго уровня можно привести закон Республики Хакасия «О социальном обслуживании граждан в Республике Хакасия», Приказ Министерства социальной защиты Республики Хакасия 2017 года «Тарифы на социальные услуги в форме социального обслуживания на дому» и прочее.

Для муниципальных образований права издавать нормативно- правовые акты не предоставлено, но в то же время субъекты Федерации делегируют им ряд своих полномочий.

Различают три формы предоставление социальных услуг:

  • стационарная - постоянный уход и наблюдение в домах-интернатах;
  • полустационарная для лиц пожилого возраста и инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, но сохранивших активность и не требующих постоянного ухода;
  • социальное обслуживание на дому лиц пожилого возраста и инвалидов.

Выделяют 8 видов социальных услуг. Перечень предоставляемых услуг при конкретным формам и видам социального обслуживания устанавливается субъектом РФ в своем законе.

  • Предложения для улучшения социального обслуживания населения:
  1. В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.
  2. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов.
  3. В ближайшие годы должен быть сформирован ряд новых направлений на стыке здравоохранения и социального обслуживания.
  4. Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является возможное создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания.
  5. Продолжать реализацию Регионального проекта «Старшее поколение», в том числе:
  • приобретение автотранспорта в целях осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.
  • обратить внимание и на патронаж лиц старше 75 лет;
  • развивать сеть хосписов, в том числе хосписов на дому.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)