Файл: Социальное обслуживание населения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2840

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • оказание социальной помощи;
  • консультирование специалистами;
  • социальное корректирование и реабилитация;
  • информирование населения, изучение социальных нужд и их прогнозирование;
  • реализация чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Государственные формы социальной поддержки реализуются при помощи:

  • территориальных центров обслуживания инвалидов;
  • центров помощи семье и детям;
  • центров психолого - педагогической помощи;
  • служб экстренной социальной помощи.

Негосударственная социальная структура предполагает оказание следующих видов помощи:

  • психотерапевтическая;
  • патронажная;
  • конфессиональная;
  • гуманитарная;
  • спонсорская;
  • благотворительная.

Негосударственные виды оказания социальной помощи реализуются в деятельности:

  • общественных организаций;
  • благотворительных фондов,
  • церковных приходов, коммерческих служб по оказанию помощи и так далее.

Уполномоченным органом по вопросам социального обслуживания населения в Республике Хакасия является Министерство социальной защиты. Оно было создано 29 декабря 2016 года Постановлением Правительства Республики Хакасия № 656[33] путем переименования Министерства труда и социального развития Республики Хакасия.

В реестр поставщиков социальных услуг Республики Хакасия включена 31 организация, в том числе 7 СО НКО по предоставлению социальных услуг на дому, или 29,0% (по «дорожной карте» – 8,3%). По состоянию на 01.01.2019 очередность в стационарные учреждения социального обслуживания отсутствует. Динамика численности проживающих в четырех стационарных учреждениях социального обслуживания показана в таблице 2.

Таблица 2.

Численность проживающих граждан на постоянной основе в социальных учреждения Республики Хакасия

Наименование показателей

На 01.01.2018

На 01.01.2019

изменения

Чел.

%

Инвалиды и ветераны

1507

1539

32

102.1

в т.ч. нуждаются в постоянном уходе

821

793

-28

96.6

Направлено на проживание за отчетный период

328

254

-74

77.4


Судя по имеющимся данным, численность проживающих инвалидов и ветеранов в социальных учреждениях на постоянной основе за 2018 год выросла на 2.1%, хотя направлено на проживание в данные учреждения намного меньше (74 человека) по сравнению с предыдущим годом. Связано это с уменьшением смертности, проживающих в пансионатах, и заботой о их здоровье и долголетии.

При проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социальной защиты Минсоцзащиты РХ руководствуется приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации[34]. На основе данных показателей исчислен рейтинг организаций социальной защиты, который показан в таблице 3. Если сравнивать рейтинг качества оказываемых социальных услуг при социальном обслуживании с другими регионами (98-100)%, то в Хакасии эти показатели значительно ниже.

Таблица 3.

Рейтинг организаций социальной защиты Республики Хакасия за 2018 год

Рейтинг

Наименование учреждения

Общий показатель оценки качества, балл

1

ГАУ РХ «Черногорский социально-оздоровительный центр им. А.И. Лебедя»

98,05

2

ГБУ РХ «Бельтырский психоневрологический интернат»

96,35

3

ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»

94,29

4

ГБУ РХ «Туимский психоневрологический интернат»

93,52

Скорее всего, причиной этому служит низкий норматив подушевого дохода, на основании которого предусмотрено финансирование на эти цели из бюджета. Кроме того даже при таких нормативах организации социальной защиты испытывают острое недофинансирование по объективным причинам – отсутствие этих финансовых средств в Республике Хакасия, которая признана банкротом. И если в Хакасии на основании данного рейтинга и предусмотрено строительство жилого корпуса на 200 мест ГБУ РХ «Туимский психоневрологический интернат» в рамках регионального проекта «Старшее поколение», то только за счет федерального бюджета. Из него предусмотрено выделение 150 млн. рублей для Республики Хакасия на 2019 год, в то время как из регионального бюджет только 9,8 млн. рублей.

Согласно приказу Министерства труда и социального развития Республики Хакасия[35] проживающие в стационарных учреждений социального обслуживания обеспечены соответствующим мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в полном объеме. Санитарно-гигиенические условия и обеспеченность жилой площадью соответствует установленным требованиям. В рамках программы долговременного ухода в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилые граждане и инвалиды получают сбалансированное медицинское обслуживание. Ежегодно лица, проживающие в стационарных социальных учреждениях, проходят углубленный медицинский осмотр с привлечением узких специалистов, флюорографическое обследование.


Социальное обслуживание на дому предоставляются бесплатно:

1) несовершеннолетним детям;

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

3) инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий; лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны; супруге (супругу), родителям погибшего (умершего) инвалида войны;

8) Героям Социалистического труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы, Героям Советского Союза;

10) гражданам, доход которых ниже полуторакратной величины прожиточного минимума, установленного в Республике Хакасия.

Таблица 4.

Стационарное обслуживание граждан старшего возраста и инвалидов

Виды услуг

Объем оказанных услуг

изменения

2017

2018

т.руб.

%

т.руб.

%

т.руб.

%

социально-бытовых услуг

3866,2

62,3

4080,6

45,7

214,4

105,5

социально-медицинских услуг

2071,2

33,4

4406,8

49,4

2335,6

212,7

социально-психологических услуг

21,9

0,3

143,5

1,6

121,6

655,2

социально-педагогических

9,9

0,15

25,3

0,3

15,4

255,5

социально-правовых услуг

9,9

0,15

2,3

0,02

-7,6

23,2

социально-трудовых услуг

159,9

2,6

170,8

1,86

10,9

106,8

услуг в целях повышения коммуникативного потенциала

67,9

1,1

100,5

1,1

32,6

148,0

Срочные услуги

-

-

1,4

0,02

1,4

-

Всего

6206,9

100

8931,2

100

2724,3

143,9

Объем оказанных услуг по стационарному обслуживанию пожилого населения показан в таблице 4. Выводы по социальному обслуживанию в стационарных социальных учреждениях Республики Хакасия:


  1. Основная доля социального обслуживания падает на социально- бытовые и социально- медицинские услуги, что вполне объясняется категорией обслуживаемых: граждане старшего возраста и инвалиды.
  2. В 2018 году появилась необходимость в срочных услугах.
  3. Объем услуг по социальному обслуживанию в 2018 году в целом вырос на 43,9% по сравнению с 2017 годом. При этом вырос объем всех услуг кроме социально-правовых, потребность в которых снизилась в 4,3 раза.

Отделениями социального обслуживания на дому в государственном секторе в соответствии со статьей 15 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 94-ЗРХ[36] «О социальном обслуживании граждан в Республике Хакасия» осуществляется предоставление услуг по социальному сопровождению лиц, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Распределение и динамика социальных услуг на дому по видам в 2018 году показана в таблице 5.

Таблица 5.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно

Социальная услуга пожилым гражданам и инвалидам

Объем услуг, т. руб.

изменения

2017

2018

т.руб.

%

т. руб.

%

т. руб.

%

социально-бытовых услуг

402,0

73,0

457,3

75,5

55,3

113,8

социально-медицинских услуг

79,2

14,4

71,4

11,8

-7,8

90,1

социально-психологических услуг

65,7

11,9

71,3

11,8

5,6

108,5

социально-правовых услуг

1,4

0,32

0,8

0,11

-0,6

57,1

социально-педагогических услуг

0,8

0,16

2,1

0,34

1,3

252,5

услуг в целях повышения коммуникативного потенциала

0,5

0,09

0,8

0,11

0,3

160,0

срочных социальных услуг

0,7

0,13

2,1

0,34

1,4

300,0

Всего, в том числе

550,4

100

605,8

100

55,4

110,1

а) услуг в государственном секторе

506,8

92,1

167,5

27,6

-339,3

33,1

б) услуг в некоммерческом секторе

43,6

7,9

438,3

72,4

394,7

1005,3


Объем оказанных услуг по стационарному обслуживанию пожилого населения показан в таблице 4. Выводы по динамике социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых бесплатно за два последних года 2017-2018 годы:

  1. Изменилась структура поставщиков, оказываемых услуг. Если в 2017 году 92.1% услуг оказывали учреждения государственного сектора, то в 2018 году уже услуги некоммерческих организаций составили 72,4%.
  2. Наиболее востребованными являются социально-бытовые услуги (покупка и доставка на дом продуктов питания, предметов первой необходимости; оплата услуг ЖКУ, топка печей, обеспечение водой; уборка жилых помещений). Сумма данных услуг увеличилась в 2018 году по отношению к 2017 году на 14,3% или на 57,7 т. руб.
  3. Что касается социально-медицинских услуг, то их величина уменьшилась 7,8 т. рублей, т.е. 9,9%. Но при этом все-равно занимает по объему оказанных услуг на дому второе место. Наиболее востребования следующие: выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья; получение лекарств по рецептам врачей, запись к врачам, сопровождение в медицинские учреждения; систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья.
  4. В три раза востребованнее стали социально-педагогические услуги и срочные услуги на дому (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения). В первом случае причиной явилось увеличение детей – инвалидов.

Во втором случае причиной явилось празднование 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Социальными работниками отделений социального обслуживания на дому проведена работа по оформлению документов для получения материальной помощи инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, вдовами инвалидов, участников Великой Отечественной войны, тружениками тыла; работа по проверке условий их проживания, в том числе дополнительные обходы граждан, составление паспортов обследования жилищно-бытовых и социальных условий каждого участника и инвалида Великой Отечественной войны, а также организовано сопровождение на праздничные мероприятия.

  1. Очередность для принятия на надомное социальное обслуживание отсутствует.

По состоянию на 01.01.2019 достигнуты следующие показатели:

  • отсутствует очередность в стационарные учреждения социального обслуживания, учреждения социального обслуживания, оказывающие услуги на дому;
  • удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, составил 55,4% при плановом значении по «дорожной карте» – 55,0%;
  • продолжается реализация Регионального проекта «Старшее поколение», который носит межведомственный характер и направлен на создание к 2024 году условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, создание мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни. Проект предусматривает: