Файл: Социальное обслуживание населения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 2843
Скачиваний: 32
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1. Принципы социального обслуживания граждан в России
1.2. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания и их характеристика
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
2.1. Формы и виды социального обслуживания населения в России
2.2. Деятельность органов социальной защиты на примере Республики Хакасия
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. В соответствии с Конституцией РФ – наша страна государство социальное, обязанность которого состоит в защите и поддержке социальных прав граждан и реализации этих прав. Система социального обслуживания населения – это важнейшая отрасль социальной сферы общества, которая поддерживает и оказывает помощь миллионам людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, особенно значима в период социально – экономических и политических потрясений в стране. Государство берет на себя правовое сопровождение и реализацию конституционных прав граждан в данной области, законодательно устанавливая правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также полномочия государственных органов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.
Целью курсовой работы является исследование сферы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- дать правовую характеристику социального обслуживания;
- дать характеристику форм, видов социального обслуживания;
- проанализировать нормативно-правовое обеспечение социального обслуживания граждан на федеральном и региональном уровнях;
- проанализировать социальное обслуживание на примере одного региона – Республики Хакасия;
- выяснить основные проблемы в сфере социального обслуживания и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере социального обслуживания в Российской Федерации.
Предметом исследования дипломной работы являются нормативные акты, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания.
Нормативной основой работы являются общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и другие законодательные и нормативные акты. В работе использована научные работы Мочульской Е.Е., Галаганова В.П.,Буяновой М.О., Грачева С.М., Гусова К.Н. и т.д,, интернет источники.
При написании курсовой работы использован метод анализа, метод классификации, синтеза, дедукции, индукции, аналогии, обобщения, наблюдения.
Структура курсовой работы представлена: введением, двумя главами, заключением, приложением, и списком используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1. Принципы социального обслуживания граждан в России
В ст. 7 Конституции РФ прописано, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]. Также в ст. 7 сказано, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Это значит, что любой граждан РФ имеет право на социальную защиту. В связи с этим условием социальная сфера постоянно развивается и определяет новые аспекты своей деятельности. С каждым годом элементов социальной защиты становится всё больше.
Право социального обеспечения, как правовая отрасль даёт общую характеристику всех элементов социальной защиты, в том числе и социальное обслуживание граждан, которое выполняется с помощью социальных услуг. Отсюда следует, что социальная услуга – это отдельный элемент социальный защиты.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[2] регламентирует основные понятия социального обслуживания. Социальной услугой признаются действия в области социального обслуживания по оказанию различных видов помощи гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности, а также расширения возможностей для самостоятельного обеспечения основных жизненных потребностей.
Социальным обслуживанием является осуществление деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам. Система социального обслуживания в нашей стране начала свое становление в период кризисов, как экономических, так и социокультурных, что потребовало изменения концептуальной основы социальной работы и формированию кадровой основы, а также изменения нормативно-правовой базы в области социального обслуживания[3].Как можно понять из законодательства социальное обслуживание касается различных категорий населения России:
- лиц пожилого возраста;
- детей и семей, нуждающиеся в поддержке государства. Что касается данной категории, то в настоящее время учреждения социального обслуживания предоставляют широкий спектр социальных услуг в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- инвалидов независимо от возраста;
- лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию независимо от возраста.
Особенностью социального обслуживания является то обстоятельство, что оно предоставляется исключительно на основании заявления:
- самого заинтересованного лица;
- его законного представителя;
- иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, действующих в интересах получателя услуг.
Перечень принципов в сфере социального обслуживания приведен в ст. 4 названного Федерального закона и является ограниченным. Рассмотрим их.
Добровольность получения услуг и приближенность их к месту жительства. Принцип добровольности социального обслуживания означает, что указанное обслуживание осуществляется на основе добровольного обращения гражданина и его согласия на осуществлении в отношении него социального обслуживания, и прекращается при отказе от обслуживания, за исключением случаев, прямо установленных законодательством.
Принцип доступности также означает, что каждый гражданин имеет право на получение социальной помощи, на доступ к информации об учреждении, то есть обеспечение возможности бесплатного и частично платного получения социальных услуг, включенных в федеральные и территориальные перечни гарантированных социальных услуг, определяемые с учетом субъектов, которым они предназначены. Доступность связана с тем, что услуги предоставляются бесплатно, либо с частичной оплатой их стоимости, что позволяет воспользоваться данными правами широкому кругу граждан. Немаловажным условием здесь является и гарантия качества услуг, которые должны соответствовать государственным стандартам. Соблюдение равенства и свободного доступа к социальному обслуживанию всех участников, независимо от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждения и принадлежности к общественным организациям.
Принцип адресного предоставления услуг означает, что сами услуги предназначены конкретному лицу, в связи с его волей и потребностями. Органы социальной поддержки населения оперируют базами данных таких лиц, с разделением их по категориям: инвалиды, многодетные и неполные семьи, дети-сироты и так далее. Адресность - важнейший принцип социальной защиты. Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципу адресности удается достигать главного — помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы. Здесь следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и т.д.
Конфиденциальность услуг предполагает отсутствие гласности в данном процессе, сохранение в тайне самого факта обращения по поводу предоставления услуг, поскольку указанные обстоятельства относятся к охраняемым сведениям их частной жизни. В соответствии с ч.1 ст. 24 Конституции РФ[4], использование и распространение информации о частной жизни лица, без его согласия, не допускается. Для работников органов социального обслуживания данная информация составляет служебную тайну.
В науке рассматриваются и другие руководящие начала предоставления услуг: гуманность, приоритетность, профилактическая направленность.
Принцип гуманности означает, что лица, пребывающие в стационарных социальных учреждениях, вправе рассчитывать на достойные условия их содержания и человеческое отношение. В частности, запрещается использование лекарственных препаратов, средств физического воздействия, а также методов изоляции в качестве наказаний для потребителя социальных услуг. Данный принцип требует от социального работника уважения к человеку, признания достоинства его личности, доброжелательного к нему отношения.
Принцип приоритетности прослеживается в государственной политике в интересах детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. В силу своих возрастных особенностей, как правило, нуждаются в защите от факторов негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, поэтому они нуждаются в предоставлении социальных услуг в первую очередь. В данном случае социальные службы в государственной системе предоставляют услуги в объемах, установленных стандартами только бесплатно.
Профилактическая направленность социального обслуживания населения реализуется путем раннего выявления причин возникновения трудной жизненной ситуации, а также граждан (семей), находящихся в данной ситуации, и разработка мероприятий, направленных на предотвращение ее причин и последствий.
Таким образом, социальная услуга – это важный элемент социальной защиты, который имеет взаимосвязь с социальным обслуживанием, а это значит, что социальная услуга имеет влияние на всю систему социального обеспечения, как любой другой элемент социальной защиты. Под понятием социальных услуг подразумевается нематериальная помощь определённой категории граждан в целях улучшения условий жизнедеятельности граждан, а также решение проблем повседневной жизни и помощь в трудной жизненной ситуации, удовлетворение определённых потребностей, которые прописаны в нормативно-правовых актах.
1.2. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания и их характеристика
Социальное обслуживание населения в Российской Федерации организуется, прежде всего, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Так, ст. 22 Всеобщей декларации прав человека[5] устанавливает, что каждый гражданин, в качестве члена общества, имеет право на социальное обеспечение и реализацию прав, необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития личности в экономической, социальной и культурной сферах. Социальное обеспечение – это система осуществления социальной политики государства, действующая в рамках законов и других нормативных актов, которая решает вопросы материального обеспечения граждан, входящих в состав определенных законодательством категорий. Так же, у социального обеспечения есть несколько целей, которые служат определенным инструментом, используемым обществом или государством для решения одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей. Некоторые цели социального обеспечения:
- сглаживания проблем неравенства доходов людей;
- оказания социально-обеспечительной помощи;
- оказание социально-обеспечительного содержания.
Статья 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[6] признает право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.Признание права за каждым на достойный жизненный уровень дополняется перечнем направлений деятельности, с помощью которых государства должны обеспечить это право. Пакт ориентирует государства на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья каждого человека. Он ставит задачу защиты детей и подростков, а так же инвалидов и пенсионеров от экономической и социальной эксплуатации.
В Европейской социальной хартии [7], ратифицированной Россией в 1996 году, сказано, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение Стороны обязуются: