Файл: Информационные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для привязки к информационным потокам в модели тех параметров документов, с которыми они связаны, в BPwin существует специальный механизм, предназначенный для описания информационных потоков – так называемый "словарь данных" (Arrow data).

Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения контекста, т. е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

Глава 2

  1. Работа информационной системы библиотеки МФПУ «Университет»

Библиотека вуза имеет такие основные функции как организация и комплектование книжного фонда, а также своевременное обеспечение читателей литературой

В информационной системе электронной библиотеки МФПУ «Университет», которая называется «Библиотека.ВУЗ» реализована функция добавления электронных материалов преподавателями.

ИС «Библиотека.ВУЗ» реализует следующие задачи:

  • формирование баз данных фонда библиотеки, читателей, авторов (преподавателей, добавляющих свою литературу);
  • формирование карточек, формуляров и списков литературы для печати;
  • обеспечение удаленного доступа к информационным ресурсам библиотеки;
  • хранение конфиденциальной информации;
  • формирование списков литературы для выдачи;
  • обеспечение возможности преподавателям добавлять свои материалы.

Информационная система «Библиотека.ВУЗ» имеет трехуровневую архитектура, которая построена по технологии «клиент-сервер». Достоинство такой архитектуры: значительное снижение нагрузки на информационную сеть, т.к. по сети передаются обычно только запросы и ответы на эти запросы. Первый уровень архитектуры системы – это клиентское приложение, второй уровень – сервер приложений, а третьим уровнем является сервер баз данных.

Доступ к «Библиотке.ВУЗ» будет осуществляться удаленно с помощью любого интернет-браузера (Internet Explorer, Mozila Firefox, Opers, Google Chrome и др.), поэтому для пользования системой не нужно устанавливать специальную программу на персональный компьютер.

Для работы с базами данных используется СУБД Microsoft Access, т. к. она имеется на большинстве серверов.

В информационной системе реализованы следующие модули:

  • модуль аутентификации;
  • модуль редактирования электронного каталога;
  • модуль добавления электронных учебных материалов;
  • модуль формирования списка требуемой литературы для выдачи;
  • модуль поиск.

Модуль аутентификации обеспечивает выполнение следующих функций: аутентификация читателей, авторов и администратора, доступ к системе по локальной сети, реализация механизма авторизации.

Модуль редактирования электронного каталога выполняет вывод формы заполнения библиографического описания литературы электронного каталога, создание и редактирование библиографического описания литературы электронного каталога, сохранение записи в базе данных, формирование стандартных библиотечных форм из библиографического описания литературы, вывод стандартных библиотечных форм на печать.

Модуль добавления электронных учебных материалов обеспечивает вывод формы заполнения описания учебного материала, создание и редактирование описания учебного материала, загрузка учебных материалов на сервер, добавление ссылки на загруженный файл в описание учебного материала, сохранение записи учебного материала в базе данных.

Модуль формирования списка требуемой литературы обеспечивает выполнение следующих функций: формирование списка литературы для выдачи, добавление литературы, отмеченной пользователем, в список, просмотр списка литературы, вывод списка требуемой литературы на печать.

Модуль поиск предназначен для поиска литературы по электронному каталогу и файлам учебных материалов, сортировке результатов поиска по автору или заглавию, просмотра библиографического описания литературы, вывода результатов поиска на печать.

Для реализации функций системы должна использоваться реляционная база данных. Данные хранятся в отдельных таблицах.

Таблица «Книги» содержит следующие поля: идентификатор книги, авторы книги, заглавие книги, продолжение заглавия книги, ответственность, издательство, дата издания, том, ISBN, библиография, ББК, УДК, авторский знак, абонемент, читальный зал, автор ВФ МЭИ, страницы, дата ввода, ключевые слова, аннотация, персоналии, серия, цена, гриф, организации, географическая рубрика, хронологическая рубрика, номер в КСУ, кафедра, оператор.

Таблица «Заказ книг» содержит следующие поля: идентификатор заказа, дата заказа книги, дата возврата книги, идентификатор из таблицы «Книги», идентификатор из таблицы «Студент», идентификатор из таблицы «Преподаватель», идентификатор из таблицы «Сотрудник».

Таблица «Учебные материалы» содержит следующие поля: идентификатор учебных материалов, автор учебных материалов, название учебных материалов, идентификатор из таблицы «Преподаватель».


Таблица «Кафедра» содержит следующие поля: идентификатор кафедры, название кафедры, аббревиатура кафедры.

Таблица «Группа» содержит следующие поля: идентификатор группы, аббревиатура группы, номер курса.

Таблица «Дисциплина» содержит следующие поля: идентификатор дисциплины, название дисциплины, аббревиатура дисциплины.

Таблица «Отдел» содержит следующие поля: идентификатор отдела, название отдела, аббревиатура отдела. Связь таблиц базы данных представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Связь таблиц базы данных

Таблица «Студент» содержит следующие поля: идентификатор студента, фамилия студента, отчество студента, номер телефона студента, адрес студента, номер студенческого билета, идентификатор из таблицы «Группы», идентификатор из таблицы «Пользователь».

Таблица «Преподаватель» содержит следующие поля: идентификатор преподавателя, фамилия преподавателя, имя преподавателя, отчество преподавателя, идентификатор из таблицы «Кафедры», идентификатор из таблицы «Дисциплины» идентификатор из таблицы «Пользователь».

Таблица «Сотрудник» содержит следующие поля: идентификатор сотрудника, фамилия сотрудника, имя сотрудника, отчество сотрудника, идентификатор из таблицы «Отдел», идентификатор из таблицы «Пользователь».

Таблица «Администратор» содержит следующие поля: идентификатор администратора, идентификатор из таблицы «Пользователь».

Таблица «Пользователь» содержит следующие поля: идентификатор пользователя, логин пользователя, пароль пользователя, роль пользователя.

Для каждого модуля системы были разработаны соответствующие алгоритмы: алгоритм работы модуля аутентификации, алгоритм работы модуля добавления библиографического описания книги, алгоритм работы модуля поиска литературы, алгоритм работы модуля добавления учебных материалов.

С помощью информационной системы «Библиотека.ВУЗ» в МФПУ «Университет» студенты и преподаватели могут быстрее находить научно-техническую литературу, так как данная система способствует ускорению этого процесса поиска. Это позволяет вузу перейти на современный и более качественный уровень организации учебного процесса.

  1. Построение модели ИС «Библиотека.ВУЗ» в BPwin.

Рассмотрим функционирование информационной системы «Библиотека.ВУЗ».


Входными данными для ИС являются запросы читателей и данные пользователей (слева направо в блок «ИС «Библиотека.ВУЗ» построены стрелки «Данные пользователя» и «Запрос читателя», что обозначает их как входные данные проекта).

Работа данной системы производится в соответствии с техническим заданием на него (сверху вниз в основной блок построена стрелка «Техническое задание на ИС «Библиотека.ВУЗ», что обозначает данный элемент как контрольный).

Система работает с помощью СУБД Microsoft Access, системного администратора и библиотекаря (соответствующие стрелки построены в основной блок снизу вверх, что обозначает эти элементы как «механизм» работы системы).

Результатом работы системы является сформированный книжный фонд и обеспечение читателей литературой (соответствующие стрелки построены из основного блока слева направо, что означает результат процесса).

Полученная модель работы ИС «Библиотека.ВУЗ» представлена на рисунке 2.

Рис.2- диаграмма IDEF0, A-0.

Далее рассмотрим данный процесс более подробно. Для этого декомпозируем основной блок на 5 блоков:

  1. Модуль аутентификации
  2. Модуль редактирования электронного каталога
  3. Модуль добавления электронных учебных материалов
  4. Модуль поиска
  5. Модуль формирования списка требуемой литературы для выдачи

Работа каждого из этих модулей производится в соответствии с техническим заданием на данную ИС (сверху вниз к каждому функциональному блоку построена стрелка «Техническое задание на ИС «Библиотека.ВУЗ», как контрольный элемент).

«Механизмом» работы каждого из представленных модулей является СУБД Microsoft Access (соответствующая стрелка построена снизу вверх к каждому блоку). В то время как библиотекарь способствует работе первых трех модулей (снизу вверх построена стрелка «Библиотекарь» к блокам «Модуль аутентификации», «Модуль редактирования электронного каталога», «Модуль добавления электронных учебных материалов», обозначая его как механизм работы системы). А системный администратор участвует в работе модуля редактирования электронного каталога, добавления электронных учебных материалов и формирования списка требуемой литературы для выдачи (стрелка «Системный администратор» построена снизу вверх к указанным блокам).

Входными данными для модуля аутентификации являются данные пользователя (слева направо построена соответствующая стрелка к данному блоку). Итогом работы модуля аутентификации являются авторизованный сотрудник (такие как библиотекарь и системный администратор) и авторизованный читатель.


Авторизованный сотрудник – входная информация для следующего функционального блока – «Модуль редактирования электронного каталога». Результат работы данного модуля – электронный каталог (стрелка «Авторизованный сотрудник» входит в данный блок, далее из блока выходит стрелка «Электронный каталог»).

Для следующего блока – «Модуль добавления электронных учебных материалов» - необходим электронный каталог, сформированный на предыдущем этапе (стрелка «Электронный каталог» входит в соответствующий блок). Результатами работы данного модуля является сформированный книжный фонд (соответствующая стрелка построена на «выход» из блока) и отредактированный каталог (стрелка «Отредактированный каталог» построена на выход из данного блока и далее на вход в следующий блок).

Входными данными для модуля поиска являются запросы читателей и авторизованные читатели (соответствующие стрелки построены слева направо в блок «Модуль поиска»). Итог работы – поисковый запрос пользователя (соответствующая стрелка построенная слева направо из блока «Модуль поиска»).

Следующий модуль – «Модуль формирования списка требуемой литературы для выдачи». Входными данными для него являются отредактированный каталог и поисковый запрос пользователя (соответствующие стрелки построены на вход данного блока). Результат работы данного модуля – обеспечение читателей литературой (стрелка «Обеспечение читателей литературой» построена слева направо из данного функционального блока).

Полученная декомпозиция основного блока «ИС «Библиотека.ВУЗ» представлена на рисунке 3.

Рис.3 - диаграмма IDEF0, A0.

Рассмотрим работу модуля аутентификации более подробно.

Процесс аутентификации в данной ИС начинается с ввода данных пользователя. Далее система проверяет верность логина и пароля. В результате проверки может быть 2 ситуации: логин и пароль верны, логин и пароль не верны. Следовательно после блока «Проверка логина и пароля» построен перекресток XOR (Exclusive OR), который означает, что только один следующий процесс запускается, а из него строим стрелки в блоки «Логин и пароль верны» и «Логин и пароль не верны». В случае если логин и пароль не верны – пользователь снова вводит данные и система вновь проверяет правильность введенных данных (из блока «Логин и пароль не верны» построена стрелка в «Повторный ввод данных», а далее в блок «Проверка логина и пароля»).

В случае если логин и пароль верные – система определяет статус пользователя (администратор, библиотекарь, читатель) и в соответствии с этим дает определенные права каждой группе пользователей. Например, для администратора разрешен доступ ко всем функциям ИС «Библиотека.ВУЗ», для библиотекаря разрешен доступ к модулям редактирования каталога, поиска литературы и формирования списка требуемой литературы, а для читателя – доступ к модулю поиска. В диаграмме это представлено следующим образом: из блока «Логин и пароль верны» построена стрелка в перекресток XOR (Exclusive OR), далее стрелки идут в 3 блока (авторизация администратора, библиотекаря и читателя) и из каждого блока выходят стрелки в соответствующие блоки с определенными правами для каждой группы пользователей.