Файл: Общие принципы и правила формирования отчетности (Теоретические аспекты формирования финансовой Отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Все организации, зарегистрированные на территории РФ, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская (финансовая) отчетность является основным источником информации о функционировании предприятия и его взаимодействии с другими организациями, государственными органами и фондами, акционерами и собственниками.

Эффективность рынков капитала зависит от общественного доверия, которое формируется благодаря доступной, полной, уместной и надежной информации. Лучшему раскрытию такой информации способствует бухгалтерская отчетность организаций. Поэтому завершающим этапом всей бухгалтерской работы является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Изучая данные бухгалтерской отчетности, руководитель организации может корректировать, совершенствовать стратегию функционирования предприятия, формировать новые планы и ставить перед собой новые цели. Именно для этого необходимо составление грамотной бухгалтерской отчетности.

Целью курсовой работы является исследование принципов и порядка формирования бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчетности.

В соответствии с поставленной целью основные задачи работы следующие:

  • изучение теоретических аспектов формирования финансовой отчетности;
  • рассмотрение порядка формирования финансовой отчетности в ПАО «Строитель Астрахани»;
  • разработка рекомендаций, направленных на совершенствование формирования финансовой отчетности в организации.

Объектом исследования является ПАО «Строитель Астрахани».

Предмет исследования – финансовая отчетность организации.

Теоретической и методической основой при написании курсовой работы послужили законодательные и нормативно-инструктивные акты, учебная, учебно-методическая и периодическая литература.

Источниками информации по предприятию при написании работы послужили: учетная политика предприятия; регистры аналитического и синтетического учета, оборотно-сальдовая ведомость, Главная книга; формы финансовой отчетности предприятия.

Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой отчетности


1.1. Понятие и состав финансовой отчетности

Согласно п. 3 Закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность – «это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете»» [1].

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности изложены в ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете»: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений» [2].

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения[3]. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета[4].

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 14 Закона «О бухгалтерском учете» [5] годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о финансовых результатах; приложений к ним.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о целевом использовании средств; приложений к ним.

Баланс отражает информацию в динамике трех последовательных лет: на отчетную дату отчетного периода, на конец предыдущего года и на конец года, предшествующего предыдущему. Правилами составления бухгалтерской отчетности диктуются требования об отражении по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности данных как минимум за два года − отчетный и предшествующий отчетному (п. 10 ПБУ 4/99[6]).


Более подробно состав бухгалтерской отчетности определяется следующими нормативными документами: Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99[7]), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации[8] и Приказ Минфина РФ от 02.07.10 №66н «О формах бухгалтерской отчётности организации» [9]. Все три документа применяются в части, не противоречащей закону о бухгалтерском учете.

В соответствии с Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в состав приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности включаются: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании средств; пояснения[10].

Для организаций – субъектов малого предпринимательства установлена упрощенная форма отчетности[11]. Они формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям)[12]. В приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации[13].

Отчет о целевом использовании средств можно рассматривать с двух позиций:

– с одной стороны, он может заменять «Отчет о финансовых результатах» для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг) (п. 4 Приказа 66н, Информация Минфина ПЗ-10/2012);

– с другой стороны, отчет представляется как приложение в случаях, если в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности; при этом показатель полученного некоммерческой организацией дохода существен, и без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности (п. 4 Приказа 66н, Информация Минфина ПЗ-10/2012).

Все, что нужно раскрывать в бухгалтерской отчетности дополнительно, надо указывать в отдельном документе – пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах[14]. В балансе и отчете о финансовых результатах перед показателями статей имеется графа «Пояснения» для ссылок. Текст пояснений должен иметь нумерацию, и на его разделы необходимо дать ссылку рядом с соответствующей статьей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, к которым приводится расшифровка[15].


В рекомендациях Минфина приведена табличная структура пояснений, состоящих из восьми разделов. Каждый раздел пояснений предполагает подробную детализацию. Детализация пояснений условна, фактически расшифровок может быть и больше, и меньше. Для того чтобы определить содержание раздела, необходимо обращаться к требованиям последнего раздела всех существующих положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности»[16].

Чтобы выполнить все требования положений по бухгалтерскому учету, недостаточно заполнить рекомендуемые таблицы пояснений. Необходимо раскрыть информацию в текстовой форме. По результатам анализа последнего раздела всех существующих положений по бухгалтерскому учету «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» и требований законодательства можно предложить следующую структуру пояснений[17]:

–Общие сведения: главное должностное исполнительное лицо, контрольный орган общества, ревизионная комиссия, состав совета директоров, уставный капитал и его разделение на акции, список акционеров, основные виды хозяйственной деятельности общества, лицензии, филиалы и представительства, среднесписочная численность работающих в обществе[18].

–Основа составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

–Изменение вступительных остатков бухгалтерской отчетности.

–Информация об учетной политике.

–Основные средства.

–Нематериальные активы.

–Прочие внеоборотные активы.

–Запасы.

–Расходы будущих периодов.

–Денежные средства.

–Дебиторская и кредиторская задолженность.

–Долгосрочные и краткосрочные займы.

–Активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте.

–Налоговая задолженность.

–Капитал.

–Доходы и расходы.

–Отложенные налоговые активы и обязательства, постоянные налоговые активы и обязательства.

– Выплата дивидендов по участию в обществе.

– События, произошедшие после отчетной даты.

– Условные факты хозяйственной деятельности.

– Операции со связанными сторонами.

– Информация о вознаграждениях основному управленческому персоналу.

– Информация по прекращаемой деятельности.

– Прочая информация: вопросы защиты окружающей среды, страхование.

– Совокупные затраты использованных энергетических ресурсов.

Одним из важных требований при составлении бухгалтерской отчетности является соблюдение принципа существенности данных, которые организация обязана отразить в отчетности обособленно[19]. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 11 ПБУ 4/99[20]).


В действующем порядке составления бухгалтерской отчетности закреплено правило, что считать существенным: сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов[21].

Отметим, что термин «годовой отчет» намного шире, чем термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность», и содержит более широкий набор раскрываемой информации[22]. Годовой отчет организация составляет для акционерного собрания. Вся эта информация в бухгалтерском нормативном регулировании именуется как «Дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской (финансовой) отчетности» [23]. Дополнительная информация может публиковаться вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, однако в состав этой отчетности не включается.

1.2. Подготовка финансовой отчетности

Для того чтобы работа организации была планомерной, количество налоговых проверок и штрафов было как можно меньше необходимо своевременно составлять и сдавать в соответствующие органы бухгалтерскую отчетность.

Последствия, при поверхностном отношении к составлению бухгалтерской отчетности и ее сдаче, это, как правило: арест расчетного счета, привлечение к административной и уголовной ответственности как для индивидуальных предпринимателей, так и для руководителей организаций[24].

Бухгалтерская отчетность необходима не только для того, чтобы избежать лишнего внимания и карательных мер от органов ИФНС, ПФР и ФСС, она так же помогает проанализировать работу организации, эффективность и стабильность выбранной стратегии развития. Следовательно, точность и своевременность представления бухгалтерской отчетности, прежде всего, важна самому юридическому лицу[25].

Достоверное представление финансового положения, финансовых результатов и движения денежных средств требует правдивого отображения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов[26]. В общем случае можно выделить три источника недостоверности отчетности:

1. недостоверность первичных учетных документов, на основании которых внесены записи в регистры бухучета;