Файл: Удк 159. 9 792 ббк 88. 8 К424.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н. Козлов, психолог
Межличностный конфликт - это результат ситуации, в которой потребности, цели,
представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и
представлениями другого. По замечанию Б.Ф. Ломова*, "потребности людей диктуют их
поведение с такой же властностью, как сила тяготения - движения физических тел".
Некоторые считают, что конфликт - это зло. Признак ума и лидерских качеств - умение
избегать конфликта. На самом же деле тишь, гладь да божья благодать - характеристика
кладбища, а не реально текущей жизни, наполненной разнообразными конфликтами.
Конфликтные ситуации не только вызывают в нас отрицательные эмоции и напряжение, но и
приводят к реальной пользе, так как помогают разрешить противоречия и выяснить исходные
позиции сторон. Так что конфликт может не только разрушать взаимоотношения, но, на-
против, улучшать их динамику, служить мощным стимулом к эмпатии, прояснению скрытых
целей и взглядов, рычагом к сотрудничеству..
В литературе обычно обозначают пять стратегий решения конфликта:
— избегание, или уход;
-
приспособление - принуждение, или силовое разрешение конфликта;
-
компромисс;
— сотрудничество.
Рассматривая каждую из стратегий, необходимо обратить внимание на то, что последствия
выбора той или иной из них влияют:
а) на ощущение личного удовлетворения (насколько эффективно было мое поведение в ходе
конфликта. В какой степени мои цели, задачи, потребности соблюдены. Насколько мне удалось
в ходе конфликта "сохранить лицо", доказать свою компетентность);
б) стиль отношений с партнером по конфликту (отношения укрепились, остались не-
изменными или превратились в неприязнь, вражду).
* Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т 2. № 5. С. 12.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - 11-е международное изд. СПб.: М., 2003.
"
Уход
Характеристика - нежелание сотрудничать, застенчивость.
Цель - воздержаться от конфликта.
Точка зрения - я не хочу говорить об этом.
Индивидуальное чувство удовлетворенности - проигрыш/проигрыш: ни одна из сторон не
получает удовлетворения.
Удовлетворенность отношениями отсутствует, конфликт не разрешен.
Какое влияние оказывает на отношения - препятствует гармоничным отношениям: приводит
к нагнетанию ситуации и обвинениям.
Когда нужно применять - возможен только временный выход из ситуации или когда вопрос не
имеет большого значения.
Приспособление
Характеристика - сотрудничество, застенчивость.
Цель - не расстраивать человека.
Точка зрения - не так важно, чтобы все было по-моему. Важнее сохранить мир.
Индивидуальное чувство удовлетворенности - проигрыш/выигрыш: противоположная сторона
получает удовлетворение.
Удовлетворенность отношениями отсутствует: ни одна из сторон не довольна процессом.
Какое влияние оказывает на отношения — причиняет вред отношениям, потому что один
человек получает преимущество.
Когда нужно применять - для получения социального уважения или когда вопрос не имеет
большого значения.
Принуждение
Характеристика — нежелание сотрудничать, самоуверенность.
Цель - настоять на своем.
Точка зрения - я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать.
Индивидуальное чувство удовлетворенности - выигрыш/проигрыш: одна из сторон
(принуждающий) получает удовлетворение.
Удовлетворенность отношениями отсутствует: физическое и психологическое страдание
проигравшего.
Какое влияние оказывает на отношения - причиняет вред отношениям, потому что один
человек оказывается запуган.


Когда нужно применять — в неотложных ситуациях; когда это главный вопрос благополучия
одного или многих людей: если кто-то вас использует в своих интересах.
Компромисс
Характеристика - частичное желание сотрудничать.
Цель - получить частичное удовлетворение.
Точка зрения - мои требования будут частично удовлетворены, и я в определенной мере учту
интересы другого человека.
Индивидуальное чувство удовлетворенности — проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш: ни
одна из сторон не получает полного удовлетворения.
Удовлетворенность отношениями — нейтральная или положительная: обе стороны получили
по крайней мере частичное удовлетворение.
Какое влияние оказывает на отношения - может помочь или причинить боль, так как
удовлетворение достигнуто в результате компромисса.
Когда нужно применять - вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие
способы решения не эффективны.
Сотрудничество
Характеристика - взаимодействие, настойчивость.
Цель - совместно разрешить проблему.
Точка зрения - давай обсудим и найдем общее решение для обоих.
Индивидуальное
чувство
удовлетворенности
-
выигрыш/выигрыш:
обе
стороны
удовлетворены процессом.
Удовлетворенность отношениями — позитивная: отношения укрепляются, потому что
партнеры приобретают взаимные выгоды.
Какое влияние оказывает на отношения - укрепляет отношения, потому что выслушаны обе
стороны.
Когда нужно применять - всегда" (с. 140-141).
Паспорт проблемы
Цели:
- отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации;
- провести упражнение на анализ конфликта;
- проработать стратегию решения конфликта, разобраться в преимуществах и недостатках различных стратегий, проверить, какая из стратегий поведения в конфликте характерна для каждого из участников, оценить ее эффективность;
- потренироваться в определении четких целей деятельности, в выработке индивидуальной и совместной стратегии и тактики успеха.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: бланки на всех участников, ручки.
Время: около часа.
Ход игры
Эта игра активно закрепляет тот теоретический материал, который предложен выше в "Заметках на полях" и касается различных способов восприятия конфликта и поведения в кризисной ситуации.
Данное задание - иное по типу работы: оно индивидуальное, а не групповое.
Тренеру стоит позаботиться о создании рабочей атмосферы, достаточного места для комфортной и сосредоточенной работы каждого участника тренинга.
Мы просим членов группы сосредоточиться каждому на той актуальной конфликтной ситуации, которую сами они представляют на нынешний момент как проблему, требующую решения. Чтобы разобраться в межличностном конфликте
(именно этот тип конфликта будет материалом для работы) необходимо четко представить себе, с чем мы имеем дело. Составив паспорт проблемы, мы сможем разработать пути ее решения. Кроме того, ответы на поставленные вопросы помогут определить, какой вид направленности преобладает в нас. Психологи ут- верждают, что их три: направленность на себя, на других людей и на задачу (на процесс или на результат).
Итак, каждый из участников получает бланк, на заполнение его дается 20-30

минут. В конце упражнения группа может собраться вместе и озвучить проблемы эмоционального, интеллектуального или иного свойства, которые проявились в ходе работы над заданием.
Бланк упражнения "Паспорт проблемы"
1.
Сформулируйте и запишите, в чем, на ваш взгляд, состоит суть конфликта.
______________
2.
Разложите конфликт на составляющие:
- что происходит (процесс, действие, поведение сторон) _____________________
- к чему это приводит (чьи и какие потребности нарушены) ___________________
- чувства по этому поводу (ваша эмоциональная реакция на угрозу потребностям и на развитие конфликта)_______________________________
3.
Определите, что для вас более важно: а) защита собственных потребностей, принципов, ощущение личного комфорта или б) сохранение хороших отношений со второй стороной.
4.
Какой стиль поведения в конфликтной ситуации вы предпочитаете?
- уход
- приспособление
- принуждение
- компромисс
- сотрудничество
5.
Если, используя выбранный мною стиль поведения, проблема будет разрешена, конфликт снят, то:
Я __________________________________
Другая сторона________________________
(Сформулируйте, какие конкретные результаты ожидаются, какова будет эмоциональная доминанта в ощущениях обеих сторон по завершению конфликта, как прогнозируются отношения между сторонами.)
6. Я смогу сказать, что проблема, конфликт разрешены, когда (если)
____________________
Говорят, что названный противник теряет половину своей силы. "Маска, я тебя знаю!" - и
заканчивается волшебство. "Паспорт проблемы" решает поэтому не только интеллек-
туальную часть вопроса, как разрешить проблему, но и помогает уменьшить эмоциональную
напряженность, дать проблеме имя, определить ее составляющие.
При решении проблемы полезно воспользоваться техникой рефрейминга - т. е. переназвать
ситуацию. Если вместо усилий по преодолению проблемы мы сосредоточимся на достижении
цели, то лишим конфликт части его эмоционального напряжения или, по меткому выражению
психолога И. Вагина, "выдернем эмоциональное жало". Это поможет нам уделить гораздо
больше сил и внимания решению практической задачи [4. С. 118].
Однажды был объявлен конкурс на лучшую этикетку для химических продуктов, включающих
яды, а значит, особенно опасных для детей.
Ряд полученных предложений заключался в использовании ярких пугающих цветов. Другие
делали упор на пиктограммы с символами смерти, удушья и т.п. Третьи просто указывали:
"Опасно для жизни!"
Проблема заключалась в том, что маленькие дети как раз и являлись той группой, для которой
эти тривиальные решения не могли являться предупреждением об опасности: они либо не
могли читать, либо не воспринимали череп и кости как пиктограмму предупреждающего и
запрещающего характера, либо иначе, чем авторы идеи, воспринимали эмоционально оттенки
цвета.
Победил автор, предложивший сделать бутылку с ядохимикатами ... колючей! Он на все 100%
соотнесся не с проблемой (создание ярлыка для ядохимикатов), а с задачей (избежать
попадания яда в детские руки).
Никогда не говори "Никогда"
Цели:


- развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи;
- помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;
- потренироваться в преодолении внутренних барьеров, страхов перед неизвестностью, зажатости.
Размер группы: не важен
Ресурсы: картофель, трубочка для коктейля; куски шнура, бумага и ручки для каждого участника. Время: до часа.
Ход игры
Сказав себе: "Я никогда не справлюсь с ...", мы заранее настраиваем себя на неуспех, на проигрыш. Подобное самореализующееся пророчество заведомо ог- раничивает наш творческий потенциал, уменьшает возможности. Умение концентрироваться, заряд оптимизма ("Мне это удастся!"), готовность расширить рамки поиска решения проблемы за пределы обычных, банальных выводов - вот что тренирует данное упражнение. Не забудем, что Томас Эдисон провел 10000 неудачных опытов, пока создал электрическую лампочку! Терпение + Вера в успех
+ Развитое творческое мышление = Победа.
Тренировка этих составляющих и лежит в основе следующих заданий.
Картошка
Показываем команде большую сырую картофелину и трубочку для коктейля.
Вопрос: "Можно ли проткнуть картофелину трубочкой за одну секунду?"
Выслушав ответы, предлагаем проверить это опытным путем. Трубочка должна пройти через картофелину насквозь!
Решение: как правило, игроки не могут преуспеть в решении задачи и начинают заявлять о невозможности выполнения задания. Однако реально это возможно.
Тренер демонстрирует это, взяв трубочку в руки, зажав пальцем отверстие с одной стороны и резким сильным ударом пробив картофелину насквозь! Тонкость заключается не только в резкости и силе удара, но и в том, что, зажав трубочку с одной стороны, мы используем столб воздуха, заполнивший ее и придавший ей определенную жесткость.
Узел
Каждый из участников получает кусок тонкого шнура длиной один метр. Задание таково: взяться за края шнура и, не выпуская из рук концов его, завязать простой узел.
Решение: как правило, решение задачи не дается участникам тренинга с легкостью. Иногда в течение долгого времени они могут биться над поиском ответа и не найти его без вашей подсказки.
Чтобы решить задачу, нужно выйти за рамки привычного хода мысли. Успех - в правильной подготовке до начала игры:
1.
Положите перед собой на стол или на другую ровную поверхность шнур.
2.
Сложите руки крест-накрест, сядьте в позу образцового ученика.
3.
Возьмите из этого положения концы шнура в руки и без труда завяжите простой узел!
9
точек
Участники получают лист, на котором изображены 9 точек (каждая величиной приблизительно в 1,5-2 мм).
Задание: а) соединить все точки четырьмя линиями, не отрывая карандаша от бумаги; б) соединить эти же точки тремя линиями.


Библиография
1.
Алдер X. ИЛИ: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.
2.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.:
Университетская книга, 1996.
3.
Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.
4.
Вагин И. Психология зла. Практика решения конфликтов. СПб.: Питер, 2001.
5.
Вердербер Р.,Вердербер К. Общение//11-е международное изд. СПб.: "Прайм-ЕВРОЗНАК",
Издательский дом "Нева"; М.: Олма-пресс, 2003.
6.
Гарратт Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001.
7.
Дерябо С,Левин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996.
8.
Квинн Н. В. Прикладная психология/4-е изд. СПб.: Питер, 2000.
9.
Кипнис М. Драмотерапия. М.: Ось-89, 2002.
10.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. Сер. "Действенный тренинг". М.: Ось-89, 2004.
11.
Кипнис М. Тренинг творческого мышления. Сер. "Действенный тренинг". М.: Ось-89, 2004.
12.
Козлов II. И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999.
13.
Кристофер Л., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001.
14.
Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии// Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5.
15.
Леей В. Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. Луганск: Глобус, 2000.
16.
Леей В. Л. Нестандартный ребенок. Луганск: Глобус, 2001.
17.
Морено Я. Психодрама. М.: Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2001.
18.
Фаст Дж. Язык тела. М.: Вече, 1995.
19.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2001.
20.
Хофф Р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском провести ее. М.:
Класс, 1996.
21.
Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И. Тренинг креативности. СПб.: Ювента, 1999.
22.
Хухлаева О., Кирилина Т., Федорова О. Счастливый подросток. М.: Апрель-Пресс.
ЭКСМО-Пресс, 2000.
23.
Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс.
ЭКСМО-Пресс, 2000.
Содержание
Тренинг лидерства ...3
Глава 1. Я и мы. Кто Я?
Визитная карточка ...8
Матрешка ...12
Реклама ...14
Рефрейминг...18
Ты и твое имя ...22
Если ..., то ...23
С чужого голоса ...26
Глава 2. Лидер. Кто он, каков он?
Круг и я ...28
Без командира ...31
Лидер - это...34
Харизматическая личность ...37
Стили лидерства ...41
Глава 3. Лидер как эффективный коммуникатор
Два на два, или Новый Юлий Цезарь ...46
Ведущий дискуссии ...49
Гений маркетинга ...54
Глава 4. Лидер переговоров