ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните последние детали и приступайте к подготовке своей рекламной пятиминутки. Через 20 минут объявляется общее собрание членов клуба для обсуждения кандидатов.
Эти 20 минут ведущий проводит в работе с участниками, переходя от пары к паре, стимулируя работу над рекламой. Иногда придется посоветовать, какая форма будет наиболее актуальна для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стеснение в восхвалении пока что малознакомого человека перед другими малознакомыми людьми. Нередко вмешательство и поддержка режиссера потребуются даже на более раннем этапе, когда участники пары рассказывают друг другу о своих достоинствах. Порой можно услышать от молодого "актера": "А я не знаю, какие у меня положительные черты!" Выясняется, что для многих проще определить, в чем они слабы, несовершенны, чем назвать качества, которыми человек вправе гордиться. Иногда черты характера подменяются названием достижений: "Я - лучший в классе ученик", "У меня - первое место в городе по плаванию!" В таких случаях пробуем перевести достижения на другой язык: что во мне помогло добиться такого яркого результата? Упорство? сила воли? стремление довести дело до конца?
-
Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонию представления новых участников!
Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников!
Завершение
После того как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступления, дружественность атмосферы и важность поддержки.
Рефрейминг
Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть.
Гете
Цели:
- освоить на практике методику рефрейминга;
- помочь участникам тренинга преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;
- продемонстрировать на практике различия, присущие подходу людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению;
- развивать эмпатические способности участников тренинга как лидеров.
Размеры группы: желательно работать в камерной обстановке, с группой в 10-15 человек.
Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты.
Время: 60-90 минут.
Ход упражнения
Можно было бы назвать это задание антирекламой по аналогии со смыслом предыдущего упражнения. Но в том-то и дело, что это задание абсолютно не бу- дет носить критический или обличительный характер. Напротив, оно поможет переосмыслить вещи, кажущиеся нам негативными, увидеть "оборотную сторону
медали".
Для начала выясним, что такое "рефрейминг"— слово, давшее название упражнению!
РЕФРЕЙМИНГ (refraining) - изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного
значения.
Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.
Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в
разном контексте. Рефреиминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Он
перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП. Для того, чтобы понять карты
реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, - без этого невозможно
эффективное общение. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной
сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его
поведения и которые совсем не обязательно должны совпадать с нашими собственными
представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или
событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать
ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый
всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-собачьи, это может стать концом
его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время
игр с детьми.
Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержательном
рефрейминге. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах — и вы из-
мените смысл ситуации. Измените смысл ситуации - и вы измените связанные с ней
ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор" (с. 130-131).
В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.
Разбиваем группу на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20 минут каждому из участников пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество, с тем чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность воспринимается как вдумчивость и умением неспешно, основательно осваивать жизненный материал; недостаток храбрости оборачивается хорошей природной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеядность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость -свойством творческой натуры не замечать быта, а быть творцом идеального.
На следующем этапе методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр: переосмысление качества представляется остальной группе в виде песни, театральной сценки, монолога, рисунка, комикса и т.д. — в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет по отношению к партнеру, тем успешнее результат упражнения.
Завершение: обсуждение упражнения.
Обращение к героям рефрейминговых перевертышей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к приобретенному опыту?
Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях. Чем понравилось задание? В чем оно оказалось сложным? Что я открыл в себе в ходе работы с партнером и над полученным материалом?
Круг как метафора.
Мои взаимоотношения с другими, способы вхождения в круг общения, круг причастности, к тому или иному человеку, событию, процессу. Круг жизненных
Для начала выясним, что такое "рефрейминг"— слово, давшее название упражнению!
РЕФРЕЙМИНГ (refraining) - изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного
значения.
Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.
Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в
разном контексте. Рефреиминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Он
перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП. Для того, чтобы понять карты
реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, - без этого невозможно
эффективное общение. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной
сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его
поведения и которые совсем не обязательно должны совпадать с нашими собственными
представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или
событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать
ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый
всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-собачьи, это может стать концом
его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время
игр с детьми.
Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержательном
рефрейминге. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах — и вы из-
мените смысл ситуации. Измените смысл ситуации - и вы измените связанные с ней
ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор" (с. 130-131).
В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.
Разбиваем группу на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20 минут каждому из участников пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество, с тем чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность воспринимается как вдумчивость и умением неспешно, основательно осваивать жизненный материал; недостаток храбрости оборачивается хорошей природной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеядность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость -свойством творческой натуры не замечать быта, а быть творцом идеального.
На следующем этапе методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр: переосмысление качества представляется остальной группе в виде песни, театральной сценки, монолога, рисунка, комикса и т.д. — в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет по отношению к партнеру, тем успешнее результат упражнения.
Завершение: обсуждение упражнения.
Обращение к героям рефрейминговых перевертышей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к приобретенному опыту?
Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях. Чем понравилось задание? В чем оно оказалось сложным? Что я открыл в себе в ходе работы с партнером и над полученным материалом?
Круг как метафора.
Мои взаимоотношения с другими, способы вхождения в круг общения, круг причастности, к тому или иному человеку, событию, процессу. Круг жизненных
проблем.
Как и в других случаях, игровая и философская метафора - это лишь толчок к самопроверке, размышлению и усвоению эмпирически полученного знания, переводу его в плоскость поведения.
Ты и твое имя
Цели:
- развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;
- потренироваться в самооценке и самопрезентации.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и ручка для каждого игрока. Время:
15-
30 минут.
Ход упражнения
Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя.
Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.
Пример:
М - мечтать (умею)
И - интеллигентность
X - харизма
А - активная позиция в коммуникации
И - интеллект
Л - любовь к жизни
Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.
Если .., то
Если ты надел львиную шкуру, то почувствуй себя львом!
Восточная мудрость
Цели:
-
способствовать мобилизации творческой фантазии участников в ходе решения задачи, связанной с эффективными переговорами;
- закрепить в членах тренинговой группы чувства нацеленности на успех;
- потренировать умение использовать опыт для решения актуальных задач.
Основная идея этого упражнения заключается в развитии умений участников тренинга
использовать "якорь" - один из инструментов в практике нейро-лингвистического
программирования. Смысл ее состоит в том, что люди изначально обладают необходимыми
ресурсами для эффективной деятельности. Задача тренера - актуализировать эти
возможности, вытащить их "из запасника", превратив в практически применяемый
инструмент. "Якорь" - способ установления связи между эмоциональными состояниями и
какими-то объективными или субъективными признаками. "Якорение как методика обучения,
восприятия, психологической адаптации и поддержки основывается на возможностях человека
создавать ассоциативные связи. Например, актеры, представляя себя в предлагаемых
обстоятельствах, умеют создать убедительный драматический образ, ставя себя в си-
туацию (место, событие, время года, цвет мебели, полученное сообщение и т.д.), которая
вызовет то или иное эмоциональное состояние. Закрепление в памяти ощущений,
возникающих, предположим, при посещении кабинета зубного врача, способно вызвать у нас
абсолютно сходную реакцию, когда мы лишь вообразим реальное действие. Спортсмен,
нацеленный на победу в соревнованиях, может представить себе эмоциональный подъем,
который он испытывал, стоя на пьедестале почета после выигранного состязания. Этот
"якорь" даст ему настрой на победу. "Якоря" могут быть визуальными, аудиальными,
связанными с осязательными, обонятельными или вкусовыми ощущениями, когда-то
испытанными и осевшими в памяти. Их применение говорит о развитом умении
устанавливать и закреплять в мозгу определенные ассоциативные связи, формирующие
ответные поведенческие реакции.
Как и в других случаях, игровая и философская метафора - это лишь толчок к самопроверке, размышлению и усвоению эмпирически полученного знания, переводу его в плоскость поведения.
Ты и твое имя
Цели:
- развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;
- потренироваться в самооценке и самопрезентации.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и ручка для каждого игрока. Время:
15-
30 минут.
Ход упражнения
Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя.
Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.
Пример:
М - мечтать (умею)
И - интеллигентность
X - харизма
А - активная позиция в коммуникации
И - интеллект
Л - любовь к жизни
Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.
Если .., то
Если ты надел львиную шкуру, то почувствуй себя львом!
Восточная мудрость
Цели:
-
способствовать мобилизации творческой фантазии участников в ходе решения задачи, связанной с эффективными переговорами;
- закрепить в членах тренинговой группы чувства нацеленности на успех;
- потренировать умение использовать опыт для решения актуальных задач.
Основная идея этого упражнения заключается в развитии умений участников тренинга
использовать "якорь" - один из инструментов в практике нейро-лингвистического
программирования. Смысл ее состоит в том, что люди изначально обладают необходимыми
ресурсами для эффективной деятельности. Задача тренера - актуализировать эти
возможности, вытащить их "из запасника", превратив в практически применяемый
инструмент. "Якорь" - способ установления связи между эмоциональными состояниями и
какими-то объективными или субъективными признаками. "Якорение как методика обучения,
восприятия, психологической адаптации и поддержки основывается на возможностях человека
создавать ассоциативные связи. Например, актеры, представляя себя в предлагаемых
обстоятельствах, умеют создать убедительный драматический образ, ставя себя в си-
туацию (место, событие, время года, цвет мебели, полученное сообщение и т.д.), которая
вызовет то или иное эмоциональное состояние. Закрепление в памяти ощущений,
возникающих, предположим, при посещении кабинета зубного врача, способно вызвать у нас
абсолютно сходную реакцию, когда мы лишь вообразим реальное действие. Спортсмен,
нацеленный на победу в соревнованиях, может представить себе эмоциональный подъем,
который он испытывал, стоя на пьедестале почета после выигранного состязания. Этот
"якорь" даст ему настрой на победу. "Якоря" могут быть визуальными, аудиальными,
связанными с осязательными, обонятельными или вкусовыми ощущениями, когда-то
испытанными и осевшими в памяти. Их применение говорит о развитом умении
устанавливать и закреплять в мозгу определенные ассоциативные связи, формирующие
ответные поведенческие реакции.
Размер группы: желательно не очень большой. В противном случае стоит разбить большую команду на подгруппы по четыре-пять человек в каждой.
Ресурсы: доска/флип-чарт, маркеры, бумага, ручки для каждого игрока.
Время: 15-40 минут.
Ход упражнения
Каждый из участников в течение пяти минут должен вспомнить и записать на листе бумаги логическое продолжение формулы "Если .., то ...". Естественно, можно связать это предложение с абсолютно любым событием или фактом эмоционально-психических реакций человека. В данном случае мы займемся конкретной темой: готовностью к ведению переговоров, наукой убеждать. Поэтому просим участников тренинга сосредоточиться на их опыте и записать наблюдения, которые связаны для них с показателем успешности переговоров, например "Если партнер смотрит мне в глаза, я чувствую, что он сосредоточен на моих аргументах", "Если при первом рукопожатии я ощущаю энергичную доброжелательность собеседника, я верю в то, что встреча закончится удачно",
"Если я вошел в комнату для переговоров с правой ноги, то это примета успеха",
"Если по дороге к клиенту, с которым я должен под писать контракт, мне встречается на улице блондинка, я уверен, что закончу встречу успешной прода- жей".
Таких примет успеха должно быть у каждого не меньше пяти. Обязательно, чтобы каждый пункт основывался не на неких глобальных представлениях, а на собственном, пусть даже очень субъективном, опыте успеха каждого из членов команды.
После окончания индивидуальной работы объединяем игроков в четверки-пятерки и просим обменяться своими "якорями", рассказать о приметах успеха товарищам.
Третьим этапом упражнения становится общегрупповая дискуссия. Предлагаем высказаться в свободной форме и записываем на доске/флип-чарте особенно яркие, неожиданные, экстравагантные признаки победы, которые связаны у членов группы с удачей в переговорах.
С чужого голоса
Цели:
-
потренироваться в умении слышать, слушать, запоминать и воспроизводить информацию;
- закрепить навыки диалогового стиля общения в практике лидера, развить его эмпатические возможности;
- потренироваться в "отзеркаливании" собеседника, пристройке.
Размер группы: роли не играет, но все же лучше камерный состав (12-15 участников).
Ресурсы: не требуются.
Время: зависит от числа участников и их готовности к диалогу.
Ход упражнения
Вся команда разбивается на пары. В течение пяти минут один из участников рассказывает товарищу о себе в свободной форме. Следующие пять минут они меняются ролями. Когда игроки в парах перезнакомились, все участники тренинга собираются вместе. Начинается второй этап упражнения, в котором каждый из партнеров представляет другого. При этом он говорит от первого лица, старается использовать жесты, интонацию, мимику товарища, пытается войти в его образ и вести рассказ как бы от его имени, т. е. должна возникнуть иллюзия самопредставления.
Завершение
Завершая упражнение, интересно обсудить те чувства, которые возникли у
участников в связи с восприятием себя со стороны. Помогло ли "отзеркаливание" и партнерское взаимодействие увидеть в себе самом что-то, на что раньше не обращали внимания? Как слышится со стороны ваш голос? Как воспринимаются в зеркале действий партнера ваши мимика, жесты, тон разговора? Что понравилось игрокам в такой картинке, а что захотелось изменить?