Файл: Формы возникновения государства у различных народов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Институт права

(институт)

Кафедра «Теория и история государства и права»

40.03.01 Юриспруденция

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Гражданско-правовой

(направленность (профиль)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: «Формы возникновения государства у различных народов»


Студент

Р.Р. Иксанов

(И.О. Фамилия)


(личная подпись)

Научный руководитель

Г.А. Ожегова

(И.О. Фамилия)


(личная подпись)










Группа:

ЮРб-2102а




Оценка:







Дата:







Тольятти 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение

  2. Теоретические и исторические основы происхождения государства

  3. Восточный путь происхождения государства

  4. Западный путь возникновения государства

  5. Древнеримская форма возникновения государства

  6. Древнегерманская форма возникновения государства

  7. Африканская форма возникновения государства

  8. Афинская форма возникновения государства



Введение

На протяжении уже многих веков вопрос о возникновении форм государства у различных народов остаётся открытым. По причине этого возникает огромное количество различных споров, разногласий, необоснованных теорий и т.д. Каждому из нас необходимо углубиться в данный вопрос и расширить свою базу знаний.

На стадии распада первобытного общества у различных народов возникли определённого вида разногласия, которые и породили их разделение и определённую самостоятельность в вопросах государственности и других схожих вопросах. Необходимо также уточнить, а что такое государство? «Государство — это определенный способ организации общества, а также организации публичной власти, которая распространяется на все общество, и выступает его официальным представителем и опирается на средства и меры принуждения.»


Актуальность данной темы в курсовой работе в первую очередь обозначена тем, что в последнее время появляется всё больше и больше информации, связанной с формами возникновения государства различных народов, к сожалению, стало довольно проблематично понять, что из этого правда, а что ложь.

Целью исследования в данной курсовой работе выступает изучения форм возникновения государства у различных народов и их подробный анализ.

Объектом исследования являются различные пути возникновения форм государства.

Предметом исследования являются формы становления государства различных народов.

Опираясь на поставленную тему курсовой работы и в рамках её исследования необходимо поставить определённые задачи:

  1. Проанализировать и понять какие формы государства возникали у тех или иных народностей

  2. Выявить схожести и различия форм государств у различных народов

  3. Понять, на основе каких предпосылок возникало государство.

Теоретическую базу для написания курсовой работы составили такие авторы как: Венгеров А.Б., Абдулаев М.А., Бачило И.Л., Комаров С. А., Курицын В. М., и др.

Методологической основой для написания данной курсовой работы является: сравнительно-правовой метод, диалектический метод, анализ, обобщение, и другие общенаучные методы.

Курсовая работа включает в себя введение, разбор поставленных вопросов и заключение.

2. Теоретические и исторические основы происхождения государства

Первой во всеобщей истории человечества формой организации людей, от эпохи первобытных людей до возникновения хоть какого то права и государства, было первобытное общество. Человек занимался в основном присваиванием, используя для этого орудия труда, изготовленные им самим из природных материалов.

Общественной организацией общества издавна была семейная община, которой управляли самые искусные и авторитетные во всем племени люди. В основе этой общины лежали родственные отношения, то есть, жившие в общине были родичи. Община имела свои «институты», например: совет старейшин, собрание членов общества, собрание жрецов, и др. Главным в общине безусловно являлся вождь, он исполнял ежедневное управление делами общины и наблюдение за соблюдением определённых правил поведения. Уже тогда существовали выборность и сменяемость власти: вождя выбирали обычно на собрании всеми членами рода.



Однако в процессе эволюции человек начал заниматься более совершенными делами: земледелием, скотоводством, рукоделием и созданием более совершенных орудий труда.

В процессе дальнейшего экономического кризиса, человек перешёл от «присваивающей экономике» к «производящей». Появилось множество видов ремесла, торговли, мануфактур и др. Именно в это время первостепенным стал именно труд мужчин и общество из матриархального довольно быстро переросло в патриархальное (об этом процессе даже высказывался Аристотель1, основав патриархальную теорию). Следствием этого стало разделение труда и развитие специализаций, что и породило повышение производительности труда. Начал развиваться товарообмен, и в то же время начала появляться частная собственность, что и являлось одной из предпосылок к возникновению государства. Ещё одной из значимых предпосылок можно назвать расслоение общества на классы.

Но всё же именно первопричиной возникновения государства являлось необходимость воспроизводство здорового и сильного потомства. Так как браки внутри одной общины приводили к смешению крови, потомки были слабы и часто умирали ещё при рождении, а если рождались, то выжить в суровом мире им было очень сложно. Запрет инцеста позволил людям воссоздать здоровое потомство, готовое к ежедневному труду и к дальнейшему производству здоровым потомков. Именно введение табу стало главной причиной возникновения государства.

Первые государства появились приблизительно 5-6 тысяч лет назад. Изначально они появились как города-государства (небольшая территория вместе с управляющим городом и обычно являющаяся независимым государством). Они представляли собой города, которые объединены друг с другом не кровными узами, а общими интересами или общим делом. В этих городах-государствах люди распределялись на категории ремесленников и образовывали целые производственные квартала. Там же начал основываться аппарат управления и принуждения в лице избираемых вождей и жрецов. Также появился такой духовный институт, как храм, который очень уважали и почитали. Он выполнял организационно-хозяйственные, распределительные, и информационные функции. Город начинает выполнять по отношению к близлежащим селениям функции государственного управления. управление общинными земледелием, наблюдение за гражданами, исполнение различных церемониальных обрядов, осуществление межгосударственного продуктообмена. Также город начинает защищать своих граждан от внешних угроз, взыскивать с граждан определённого вида налоги, разрешает всевозможные споры между людьми и т.д. Стоит заметить, высокий уровень организации власти того времени.


Вышестоящие лица нуждались в поддержке горожан своего государства для того, чтобы не возникало никаких недовольств или различных восстаний среди своих же людей, для этого они пытались сделать их жизнь максимально комфортной, а свою власть непоколебимой. Для этого правители требовали соблюдения определённых правил и законов, которые начали записываться в письменной форме, но оставалось конечно и большое количество устно закреплённых.

Стоит заметить, что поняли это все государственные деятели сами, в ходе расширения своих государств и территорий, а не при участии других лиц или под их давлением. Также и обычные горожане поняли необходимость оставаться в государстве, а не жить одному. Они чувствовали себя в безопасности, хоть и соблюдали при этом определённые правила, и делились при этом частью своих доходов с государством.

Подводя итог этой части, можно сказать, что государственность в целом возникла в ходе эволюции, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества.


  1. Восточный путь происхождения государства

Все государства формируется и развиваются индивидуально, впрочем, у них есть общая черта: переход к неолитической революции, которая стала причиной уничтожения родоплеменной системы и стала базой для формирования из правовых обычаев в законные нормы. «В зависимости от того, каким способом исполнялись эти изменения, можно отметить два пути формирования государства: восточный и западный». Начнём с восточного.

Такое направление развития государства также называют азиатским. Основными предпосылками к формированию восточного пути стали:

  1. Переход от кочевого образа к более оседлому, спокойному образу жизни.

  2. Необходимость организации крупных общественных работ (строительство каких-либо внушительных сооружений, земледельческие общие работы и пр.)

  3. Потребность объединять большое количество людей и территорий к общим делам, или для совместного жительства

  4. Необходимость контроля за проведением работ и управления людьми во время и после общественных работ.

Все эти течения происходили на фоне усиления на тот момент деспотий. Нужно было централизовать руководство и всю власть в целом. Так начало выражаться общественное расслоение: возник руководящий слой, рабочий слой. Также интересы руководства стали существенно различаться от интересов обыкновенных граждан. практически это была сила, которая эксплуатировала рабочие средства сообщества. Именно этот руководящий слой стал основоположником государственного аппарата. С ростом численности проблем и вопросов, требующих безотлагательного решения, возникла нужда разделения правящей структуры. Так и начал появляться бюрократический аппарат власти, представляемый разнообразными подразделениями или ведомствами. Нужно отметить, что вышестоящие люди увидели необходимость этих изменений довольно рано, что позволяет отметить их высокий политический разум.


Стоит отметить некоторые общие черты государств, развивающихся восточным путем:

  1. Государственная форма собственности

  2. Сохранение обычной общины, что, в корне исключало факт появления частной собственности

  3. Отсутствие возможности для развития производственной силы или ее модернизации

  4. Расслоение общества, основанное на личном опыте, авторитете и положении людей в обществе.

Почти неограниченная власть государственного аппарата, который возглавлял монарх.

Вместе с этим все восточные государства имели основную особенность. Все они являлись абсолютными монархиями. располагали наисильнейшим государственным аппаратом, в лице монарха, в основе их экономики лежала государственная собственность, а частная имела побочную роль.

Административно-государственные структуры, которые возникли в связи с экономической необходимостью, и возникают прежде, чем возникает частная собственность. На протяжении многих веков самодержавное государство не только обладало классовым господством, но и само работало основой создания всевозможных классов, и происхождения разнообразных групп и слоев населения.

Экономика базируется на государственной форме собственности. Вершина государства имела много богатств: всевозможные дворцы, драгоценные камни, рабов, женщин, хотя частная собственность не оказывала большого воздействия на экономику: кардинальный вклад в общественное производство вносился трудом горожан-общинников. Помимо всего, только частный характер этой собственности был условный, поскольку свою должность чиновник утрачивал совместно со всем своим имуществом.

Не оказывала большого влияния на экономику и частная собственность прочих групп - купцов и всевозможных муниципальных ремесленников. Во-первых, собственность, как и ее владельцы, находились во власти монарха; во-вторых, собственность купцов и ремесленников была соединена со сферой распределения, поэтому ремесленники и купцы вносили вклад скорее в всеобщее производство, нежели в экономику страны.

Восточные государства возникли до появления всевозможных сословий. То есть фигура власти была простой: в самом верху был монарх, далее его советники, ещё ниже всевозможные чиновники, ну и в самом низу сами общины и люди. Основная форм производства — это земля, которая теоретически располагается в принадлежности общин, на которых работают, теоретически свободные люди, но на практике все равно подчиняются государству