Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом», а может остаться советчиком, наставником, экспертом. Этот уровень может дать возможность оказать помощь и духовное обогащение других людей [5, 7, 9, 15].
ВОПРОС 11: Рассмотрите наблюдение и эксперимент как методы исследования в психологии.
Методы научных исследований – это приемы и средства получения достоверных сведений, впоследствии используемых для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Проблемами методов психологического исследования занимается такая научная дисциплина как экспериментальная психология. Все методы современной науки условно делят на эмпирические и теоретические. В качестве самостоятельных можно выделить метод моделирования, интерпретационные методы (методы представления и обработки данных).
К эмпирическим методам относится наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, анализ результатов деятельности.
Эксперимент– метод исследования, заключающийся в планомерном изменении одной или нескольких переменных (независимые переменные) и регистрации возникающих изменений в поведении изучаемого объекта (зависимая переменная). Позволяет делать выводы о причинно-следственных связях изучаемого явления с другими феноменами, о его закономерностях. Т.е., в отличие от наблюдателя, экспериментатор может влиять на изучаемый процесс и контролировать это влияние (действие независимой переменной на зависимую).
Основные особенности эксперимента, выделенные С.Л. Рубинштейном.
Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию.
Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса.
В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий
. Лабораторный эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. В лабораторном эксперименте могут изучаться психические реакции (простая, сенсомоторная, реакции выбора, реакции на движущийся объект), психофизиологические процессы (определение порогов и динамики чувствительности), такие процессы, как восприятие, память, внимание, мышление и т.д. Недостатком лабораторного эксперимента является искусственность создаваемых условий.
Естественный эксперимент свободен от вышеназванного недостатка. Воздействие на испытуемых осуществляется в привычных условиях их деятельности и поведения. Участники естественного эксперимента не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых. Данные, полученные в естественном эксперименте менее точны, чем результаты лабораторного эксперимента. Естественные эксперименты практикуются в психологии труда, авиационной, космической психологии, в психологии спорта, военной психологии.
Формирующий эксперимент – прослеживание изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Позволяет не ограничиваться регистрацией выявленных фактов, а раскрывать закономерности, механизмы, динамику психического развития. Удается экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру.
12. Раскройте классификацию методов исследования в психологии.
Метод– это способ достижения какой-то цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.
Основные методыполучения фактов в психологии:
· наблюдение
· эксперимент.
Вспомогательные методы:
· беседа,
· анкетирование,
· тесты,
· самонаблюдение,
· анализ продуктов творческой деятельности,
· социометрия и другие.
Наблюдение – исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.
Различают следующие виды наблюдения:
-срез (кратковременное наблюдение),
- лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),
-выборочное (наблюдение за одним психическим процессом, свойством или состоянием),
-внешнее (наблюдение со стороны),
-внутреннее
(самонаблюдение),
-свободное ( не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя ) ,
-стандартизированное (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе)
-стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает).
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Виды экспериментов:
-
Лабораторный Э., он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.
«+»:Эксперимент (лабораторный) может проводиться многократно.
«-» - испытуемый ведет себя недостаточно естественно, некоторая искусственность
2.Естественный Э., Этот вид эксперимента широко применяется в социальной, педагогической психологии, в психологии управления. Естественный Э. проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.
3.Психолого-педагогический Э. –сущность эксперимента состоит в том, что здесь изучение ребенка ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения.
Вспомогательные методы:
Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых видны свойственные ему психологические явления (сбор фактов о психических явлениях).
Виды бесед:
Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке.
Свободная – у экспериментатора имеется только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.
Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов:
- открытые («Ты любишь читать книги?»)
- косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?»)
- проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших 2х часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»)
Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным программам. При использовании этого метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.
«+» в том, что здесь имеется возможность получить большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел».
«-» в том, что обычно бывает, затруднен качественный анализ данных и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.
Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития различных качеств человека.
Тесты:
- всегда стандартизированные испытания (определяет, в какой мере испытуемый соответствует известному стандарту, объективно сравнивает между собой различных испытуемых).
- предоставляет всем испытуемым одинаковые возможности для проявления имеющихся у них психологических особенностей.
Психологический анализ продуктов творческой деятельности - позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.
К продуктам деятельности относятся: сочинения детей, рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д.
13. Расскажите о методе наблюдения и беседы.
Наблюдение- это преднамеренное, систематическое восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. По внешним проявлениям наблюдатель судит о психологических причинах поведения, о протекании эмоциональных и познавательных процессов. Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации – аудио-,фото- и видеоаппаратура. Наблюдение имеет несколько вариантов.
Свободное, несистематическое наблюдение не имеет заранее установленных процедур. Проводится в тех случаях, когда невозможно заранее определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления не известны исследователю. При свободном наблюдении важно не строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения человека или группы в определенных условиях.
Систематическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям: а) должно исходить из четко поставленной цели; б) должно строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени; в) результаты наблюдения должны быть зафиксированы.
Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и применяется там, где наблюдаемые признаки легко могут быть выделены и оценены.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно непосредственно представлено в его сознании. Т.о., психолог либо наблюдает за своими мыслями, чувствами, образами, либо пользуется аналогичными данными, сообщенными ему людьми, ведущими наблюдение за собой по его заданию.
При наблюдении исследователь не может целенаправленно воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. И в то же время, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение, но это влияние оказывается неконтролируемым.
Беседа— это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.
Интервью- это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).