Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сильные стороны:
• тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента;
• получаемая информация объективна;
• с тестами может легко работать человек, имеющий относительно небольшую формальную подготовку;
• тесты обычно обладают большей надежностью по сравнению с другими методами.
Недостатки:
• не защищены от преднамеренного обмана;
• не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения.
4. Метод эксперимента
В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.
Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):
• принцип осведомленного согласия,
• принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых,
• конфиденциальности.
Оценка метода эксперимента:
Преимущества:
• Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.
• Устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.
• Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.
Недостатки:
• Круг феноменов, которые можно изучать, ограничен по этическим соображениям.
Эксперимент: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.
5. Метод изучения клинических случаев
Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности. Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами.
6. Проективные методы
Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (L. K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов.
7. Корреляционный метод
Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы.
48. Охарактеризуйте социально-психологические особенности профессионального общения.
Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных областях связана с умением психологически грамотно общаться.
Деловое общение- это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач.
Деловое общение в данном случае является родовым понятием по отношению к служебному. Оно может проявляться как в служебной, так и во внеслужебной обстановке, например «встреча без галстуков». Что касается профессионального общения, то оно означает, на наш взгляд, прежде всего степень квалификации владения им.
Профессиональному общению присущ ряд признаков, в частности, оно:
- строго целенаправленно;
- регламентировано нормативными документами.
- носит функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета церемоний, процедур, что выражается в определенных правилах «игры»
- позиционно оформлено, иерархично, что отражается в эффекте «над» и «под», т. е. в отношениях между начальником и подчиненным;
- проявляется в определенных формах общения, стиле;
- атрибутивно,что создает оптимальную с точки зрения психологии обстановку.
В основе профессионального, как и всякого другого, вида общения лежит процесс передачи и приема сообщений. В качестве единицы общения выступает психологический контакт - акт коммуникации с обратной связью.
Общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли о важных событиях, чувства, раскрывая те или иные интимные стороны своего внутреннего мира, называется доверительным. Оно определяется значимостью материала, раскрываемого собеседником о себе; отношением степени доверия к партнеру.
Признаками доверительного общения являются: прочность (устойчивость) психологического контакта; отсутствие формального психологического воздействия партнеров по общению и жесткости контроля в его процессе;
Служебное общение - это процесс взаимодействия, направленный на развитие и поддержание контактов и доверительных отношений в целях решения оперативно-служебных задач. В его содержание входят: изучение партнера,обмен информацией личностного и делового порядка.
49. Охарактеризуйте психологию памяти человека: процессы памяти, основные виды и типы.
Память - это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Кратковременная память представляет собой не полное отображение событий, а непосредственную интерпретацию этих событий.
Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Если ёмкость первой очень ограничена, второй - несколько (5-6) единиц хранения, то ёмкость долговременной безгранична. Главная трудность в долговременной памяти - это проблема поиска информации.
Рассмотрим различные виды памяти:
-
по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образнуюи словесно-логическую; -
по характеру целей деятельности - на непроизвольнуюи произвольную; -
по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - накратковременную, долговременную и оперативную.
Двигательная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти имеет огромное значение для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональная память - память на чувства. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти.
Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.(профессиональные виды памяти!!)
Словесно-логическая память - память на мысли. Но мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется словесно-логической, а не просто логической
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью; в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти.
-
Процессы памяти
Рассмотрев виды памяти, которые выступают не порознь, а в органическом единстве, остановимся на характеристиках процессов памяти -запоминание, мнемическая деятельность, механическое и осмысленное запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.
Первоначальная форма запоминания- это непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов.
Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, но лучше всего запоминается то, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Произвольное (преднамеренное) запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия для лучшего запоминания.
О том, что информация сохранена в памяти, судят по двум процессам памяти – узнавание ивоспроизведение. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия. Увидев движущуюся точку в небе, человек считает, что "это птица или самолёт", т.е. относит восприятие к одной из категорий (птица - летающие машины).
Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминанию помогают вопросы.
Одна из основных задач психологии - измерить доступный человеку объём памяти, быстроту,с которой он может запомнить материал, ивремя,в течение которого он может удерживать этот материал.
50. Расскажите о психологической характеристике речи как инструмента мышления и средства общения людей.
Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи.
Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь — индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Речь выполняет ряд функций:
1. выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;
2. выступает носителем информации, памяти и сознания;
3. является средством мышления;
4. выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;
5. является средством управления поведением других людей.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей.
Речь как средство общения характеризуется такими качествами как:
1. конструктивность;
2. рефлексивность;
3. альтернативность;
4. единство группового суждения, выделение главного звена,
Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимообщением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.
51. Охарактеризуйте волевую сферу личности
Волевая сфера личности это совокупность волевых качеств, характеризующую личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. Основные из этих качеств: сила и стойкость воли, целеустремленность.
Сила воли - это степень необходимого волевого усилия, проявленного индивидом ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в трудностях, которые приходится преодолевать человеку.
Стойкость воли - это уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых человеком при достижении цели на протяжении достаточно заметного времени. «Факиром на час» может быть практически любой человек, поставленный в условия, вынуждающие его выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять таким условиям способен лишь тот, кто отличается стойкостью воли.
Целеустремленность - это степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым человек преодолевает препятствия при ее достижении.
Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям. Различают:
-
интернальный локус контроля - склонность человека принимать ответственность за все события своей жизни на себя; -
экстернальный локус контроля - склонность человека приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам.