Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По Д.Б. Эльконину все ведущие деятельности делятся на две группы.
1. Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу
2. Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы.
1. Младенчество. Ведущая деятельность- общение в непосредственно-эмоциональной форме. Внутри нее формируются ориентировочная и сенсорно-манипулятивные действия.
2. Раннее детство Предметно-орудийная деятельность. Освоение физического мира, освоение общественно выработанными способами - основной мотив деятельности.
3. Дошкольное детство. Ведущая деятельность- сюжетно-ролевая игра. В ней происходит ориентация в фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности - что и толкает на дальнейшее взаимодействие
4. Учебная деятельность. Деятельность направлена на усвоение новых знаний. Происходит формирование интеллектуальных и познавательных сил.
5. Подростковый возраст. Интимно-личностное общение. Формирование самосознания, нравственное развитие, планы будущего, самоопределение. Отношения строятся на основе определенных морально-этических норм. Мотив направляет деятельность на основе взглядов на жизнь, отношений между людьми, осознанию своего будущего.
6. Старший возраст. Учебно-профессиональная деятельность. На основе сформировавшихся жизненных смыслов, человек выбирает себе ведущую деятельность. Но разнообразие этих деятельностей обусловлено социальной средой и накопившимися данными, которые влияют на выбор мотива.
42 вопрос:
В экстремальной ситуации у человека возникает особое состояние эмоциональной напряженности, именуемое стрессом. Такая напряжённость изменяет обычные психические процессы человека, ослабляет восприятие, ощущения, внимание, притупляет воображение, представление, память, затормаживает мышление и речь.По мере возрастания эмоциональной напряжённости вначале работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максимальной величины, а затем начинают падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие и мышление, причём тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к более простым действиям. Иногда при этом оживают старые, но уже непригодные в данной ситуации навыки — человек действует машинально, не сознавая своих действий. При ещё более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишние, импульсивные движения и действия либо наоборот — резкая скованность, заторможенность.
Постстрессовый синдром - это целостный комплекс симптомов нарушения психической деятельности, возникший в результате единоразового или повторяющегося внешнего сверхсильного травмирующего воздействия на психику человека, характерно состояние повышенной тревожности, на фоне которого время от времени возникают приступы необычайно ярких воспоминаний травмирующего события.
43 вопрос:
Особенности метода наблюдения для психодиагностики:
-
непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения; -
данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем; -
целостное восприятие наблюдаемой ситуации; -
зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
-
влияние наблюдателя на объект наблюдения; -
влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
С его помощью можно получить ту информацию, которую не получишь другими способами в этой сфере. Дает возможность увидеть поведение человека во всей широте проявлений, с разных сторон (можно сделать в естественной обстановке). Это главное преимущество. В самом процессе наблюдения, в поведении человека можно выделить существенные и второстепенные аспекты поведения, и наблюдать за существенными. Для проведения наблюдения не требуется получение согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта (в отличие от всех оставшихся методов).
44 вопрос:
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Различают основные виды ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.
Кроме того, ощущения подразделяются на: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движение-человека, играя решающую роль в их регуляции. Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.
Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.
Восприятие обладает несколькими определенными свойствами: предметностью, целостностью, константностью, осмысленностью и апперцепцией. Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых от объектов воздействия к внешнему миру.
Свойства следующие:
целостность. В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой.
Константностью восприятия называется относительное постоянство восприятия предметов при изменении условий, в которых это восприятие протекает.
Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимать предмет – значит тем или иным образом (мысленно, действенно, эмоционально) отнести его к какой-либо категории: назвать, отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове.
45 вопрос:
Эрик Берн предлагает рассматривать личность человека в виде схемы, состоящей из трёх окружностей, каждая из которых представляет собой сущность Дитя, Взрослого и Родителя. Три окружности находятся в равновесии, никаких перекрытий нет.В случае, если одно из эго-состояний стремится к доминированию, происходит личностный дисбаланс. Например, когда Родитель перекрывает Взрослого, мы наблюдаем закрытого в себе человека, склонного к постоянному самоконтролю, жёстким принципам и строгости. Если же активным является Дитя, такого человека назовут бессовестным и гиперактивным, ведь для него напрочь отсутствуют правила, которые следует соблюдать каждому члену общества. Кроме того, у такой личности высок риск развития периодических неврозов и психозов.
1. Эго-состояние родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Как и все другие эго-состояния, состояние Я-родитель имеет сильные и слабые стороны.
2. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно их рассчитывая.
3. Эго-состояние ребенка содержит побуждения, которые возникают у него естественным образом. Оно также содержит характер ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Эго-состояние ребенка отвечает также за творческие проявления личности.
анализ, основанный Эриком Берном, раскрывает такие рассмотренные нами три эго-состояния, в которых может находиться каждый человек и которые попеременно, а иногда и вместе определяют характер внешней коммуникации. При этом следует иметь в виду, что все эти эго-состояния являются нормальными психологическими феноменами человеческой личности.
46(3). Расскажите о месте психологии в системе научного знания и ее взаимосвязи с другими науками.
Психология как область научного знания гуманитарного направления тесно связана с множеством наук. Человек, как предмет исследования, рассматривается с различных точек
зрения. Человек может выступать в качестве исследования как биологический объект, социальное существо, как носитель сознания.
Связь психологии и философии: Выделившись в отдельную область научного знания, психология сохранила тесную связь с философией. С древнейших времен по нынешнее время существуют научные проблемы и понятия, которые можно рассматривать как с психологической точки зрения, так и с позиции философского знания. Смысл и цель жизни, мировоззрение, моральные ценности человека, сущность и происхождение человеческого сознания, особенности человеческого мышления - эти и многие другие понятия присутствуют в качестве объектов изучения в обеих науках и дополняют друг друга.
Связь психологии и социологии: В своих исследованиях социология активно использует психологические методы изучения личности и особенностей межличностных взаимоотношений. В свою очередь психология в своих исследованиях активно использует социологические приемы сбора информации - опрос и анкетирование, прослеживается связь как на теоретическом уровне исследований, так и в практической деятельности при применении определенных методов психологии и социологии.
Связь психологии и педагогики. Большинство прославленных педагогов всегда обращало внимание на то, что без знаний о психологических особенностях развития личности ребенка невозможно грамотно выстроить педагогический процесс. Понимание человеческой природы, сущности процессов, протекающих в процессе развития человека
, его потребностей и возможностей необходимо для обучения и воспитания. И в педагогической, и в психологический науках присутствуют общие базовые понятия: Личность; Развитие; Взаимодействие; Активность; Знания; Умения; Навыки и т.д.
47. Расскажите о методах изучения личности
1. Метод наблюдения
Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.
Требования к наблюдению:
• сохранение естественности;
• целенаправленность;
• фиксация результатов.
1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.
Положительные стороны:
• поведение в естественных ситуациях,
• проведение в повседневном окружении.
Недостатки:
• непредсказуемость событий,
• наложение проблем наблюдателя (личный фактор),
• малая выборка,
• непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).
2. Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.
2. Метод опроса (интервью)
Один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.
Оценка метода интервью:
• Может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.
• Интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.
• Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.
3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)
Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «не знаю»). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно.