Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя ее.
Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку окружающего мира, себя и результатов деятельности.
Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. Так же, как и психические процессы, их можно подразделить на когнитивные (например, сомнение), мотивационно-волевые (уверенность) и эмоциональные (счастье). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности.
Психические свойства - это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности.
Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям.
Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности.
ВОПРОС 6:Охарактеризуйте влияние алкоголизма и наркомании на качество труда сотрудников УИС.
Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов носит экстремальный характер. Успешность действий сотрудников пенитенциарных учреждений в экстремальных ситуациях во многом зависят от того, насколько они знают и учитывают психологические и социально-психологические закономерности этих ситуаций[1].
Проблема наркомании.
К сожалению, проблему распространения наркотиков человек как личность не в состоянии контролировать. Если за лечением алкоголизма большинство пациентов обращается добровольно, то лечение наркомании - это, как правило, желание его родственников, друзей, которые хотят помощь близкому человеку справиться с зависимостью. Именно в этом заключается проблема лечения наркомании, хотя их лечением занимаются те же врачи наркологи, которые также успешно могут лечить алкоголизм.
Проблема наркомании заключается в возникновении острой зависимости после 1-2-3-х кратного применения большинства синтетических внутривенных наркотиков. Как следствие, многие становятся зависимыми от наркотиков даже не по своей воле, но изменение личности под воздействием наркотиков не позволяет им заняться лечением
Проблема алкоголизма - это зачастую проблема личности человека и адекватности восприятия им окружающего мира. Если пациент решил заняться лечением алкоголизма, то никаких проблем с этим не возникает. Вариантов лечения алкоголизма множество - от самых радикальных до обычных групповых мотивационных бесед. План и тип лечения должен подбирать врач-нарколог после беседы с человеком. Алкоголь доступен в магазинах и его могут купить любые лица. Государство постепенно повышает стоимость алкоголя, но это не может сопровождаться без борьбы с нелегальным его производством, которое грозит ростом отравлений и смертей от них среди пьющих слоев населения. Полный отказ от алкоголя для страны приведет не только к росту отравления от фальсификата, но и к резкому росту суицида, по которой Россия итак находится среди лидеров по взрослой и первой в мире по детской.
ВОПРОС 7:Рассмотрите методологические принципы психологии.
ВОПРОС 8: Расскажите о профессиональных психосоматических заболеваниях.
Расскажите о профессиональных психосоматических заболеваниях.
Психосоматические заболевания, или психосоматические расстройства — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов.
Причины психосоматических расстройств
Психосоматические болезни развиваются на базе физиологической пред испозиции – готовности органа или системы к функциональному нарушению. Внешней психогенной причиной становятся деструктивные личностные особенности, отношения с окружающими людьми, психологические травмы – различные факторы, порождающие и поддерживающие негативные эмоции:
• Внутриличностный конфликт. Столкновение желаний и возможностей, обязанностей и потребностей способствует накоплению эмоционального напряжения. Часто конфликт остается неосознаваемым.
• Негативный опыт. Психосоматические проявления возникают как результат травматических детских переживаний. Непроработанные ситуации из прошлого являются источниками тревоги.
• Вторичная выгода. Физиологические расстройства формируются при подсознательной потребности человека находиться в положении «больного». Болезнь обеспечивает повышенное внимание и заботу окружающих, позволяет не ходить в школу или на работу.
• Внушение. Психосоматическое расстройство может развиться после внушения или самовнушения. Процесс разворачивается на подсознательном уровне, информация о заболевании принимается без критической оценки.
• Личностные черты. В ситуации, способствующей возникновению ПСР, часто оказываются люди с инфантилизмом, замкнутостью, неуверенностью, неустойчивой самооценкой, зависимостью от внешней оценки. Основой расстройств становится преобладание негативных переживаний, аффективное напряжение, отсутствие навыка продуктивных межличностных отношений.
• Идентификация. Близкий эмоциональный контакт с болеющим человеком может стать причиной ПСР. В основе развития симптомов – бессознательное копирование.
• Самонаказание. Психосоматические отклонения могут формироваться при чувстве вины, стыда, ненависти к себе. Неосознаваемая аутоагрессия на уровне тела способствует снижению напряжения в эмоциональной сфере.
В современной России практически все разновидности трудовой деятельности сопряжены с психосоциальным стрессом. Особое место в структуре работающего населения занимают профессии, относящиеся к оперативным и опасным, к которым относятся сотрудники правоохранительных органов. Работа в полиции, как правило, рассматривается изначально как стрессовая из-за персонального риска, конфронтации, насилия и ежедневного участия в различных опасных операциях.
Эта специфика трудового процесса отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу сотрудника.
ВОПРОС 9:Охарактеризуйте психологические методы исследования.
Методы научных исследований − это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии.
Сравнительный метод Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений.(например сравнение возраста)Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента.
Лонгитюдный метод В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.
Комплексный метод Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической
Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?
Обсервационные методы Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших.
Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований.Экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые. Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.
Праксиметрическийметод Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.
Биографический метод Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие.
Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.
Интерпретационные методы впсихологии Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту. Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей
ВОПРОС 10:Раскройте этапы становления профессионализма с психологической точки зрения.
«Профессионализм» используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека — нормативный профессионализм, в других — обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств — реальный профессионализм.
Этапы становления профессионализма:
1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов.
2. Профессионализм. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд.
3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете, в ее высоких достижениях.Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в профессионала высокой квалификации. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества.
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность .
Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку окружающего мира, себя и результатов деятельности.
Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. Так же, как и психические процессы, их можно подразделить на когнитивные (например, сомнение), мотивационно-волевые (уверенность) и эмоциональные (счастье). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности.
Психические свойства - это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности.
Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям.
Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности.
ВОПРОС 6:Охарактеризуйте влияние алкоголизма и наркомании на качество труда сотрудников УИС.
Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов носит экстремальный характер. Успешность действий сотрудников пенитенциарных учреждений в экстремальных ситуациях во многом зависят от того, насколько они знают и учитывают психологические и социально-психологические закономерности этих ситуаций[1].
Проблема наркомании.
К сожалению, проблему распространения наркотиков человек как личность не в состоянии контролировать. Если за лечением алкоголизма большинство пациентов обращается добровольно, то лечение наркомании - это, как правило, желание его родственников, друзей, которые хотят помощь близкому человеку справиться с зависимостью. Именно в этом заключается проблема лечения наркомании, хотя их лечением занимаются те же врачи наркологи, которые также успешно могут лечить алкоголизм.
Проблема наркомании заключается в возникновении острой зависимости после 1-2-3-х кратного применения большинства синтетических внутривенных наркотиков. Как следствие, многие становятся зависимыми от наркотиков даже не по своей воле, но изменение личности под воздействием наркотиков не позволяет им заняться лечением
Проблема алкоголизма - это зачастую проблема личности человека и адекватности восприятия им окружающего мира. Если пациент решил заняться лечением алкоголизма, то никаких проблем с этим не возникает. Вариантов лечения алкоголизма множество - от самых радикальных до обычных групповых мотивационных бесед. План и тип лечения должен подбирать врач-нарколог после беседы с человеком. Алкоголь доступен в магазинах и его могут купить любые лица. Государство постепенно повышает стоимость алкоголя, но это не может сопровождаться без борьбы с нелегальным его производством, которое грозит ростом отравлений и смертей от них среди пьющих слоев населения. Полный отказ от алкоголя для страны приведет не только к росту отравления от фальсификата, но и к резкому росту суицида, по которой Россия итак находится среди лидеров по взрослой и первой в мире по детской.
ВОПРОС 7:Рассмотрите методологические принципы психологии.
ВОПРОС 8: Расскажите о профессиональных психосоматических заболеваниях.
Расскажите о профессиональных психосоматических заболеваниях.
Психосоматические заболевания, или психосоматические расстройства — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов.
Причины психосоматических расстройств
Психосоматические болезни развиваются на базе физиологической пред испозиции – готовности органа или системы к функциональному нарушению. Внешней психогенной причиной становятся деструктивные личностные особенности, отношения с окружающими людьми, психологические травмы – различные факторы, порождающие и поддерживающие негативные эмоции:
• Внутриличностный конфликт. Столкновение желаний и возможностей, обязанностей и потребностей способствует накоплению эмоционального напряжения. Часто конфликт остается неосознаваемым.
• Негативный опыт. Психосоматические проявления возникают как результат травматических детских переживаний. Непроработанные ситуации из прошлого являются источниками тревоги.
• Вторичная выгода. Физиологические расстройства формируются при подсознательной потребности человека находиться в положении «больного». Болезнь обеспечивает повышенное внимание и заботу окружающих, позволяет не ходить в школу или на работу.
• Внушение. Психосоматическое расстройство может развиться после внушения или самовнушения. Процесс разворачивается на подсознательном уровне, информация о заболевании принимается без критической оценки.
• Личностные черты. В ситуации, способствующей возникновению ПСР, часто оказываются люди с инфантилизмом, замкнутостью, неуверенностью, неустойчивой самооценкой, зависимостью от внешней оценки. Основой расстройств становится преобладание негативных переживаний, аффективное напряжение, отсутствие навыка продуктивных межличностных отношений.
• Идентификация. Близкий эмоциональный контакт с болеющим человеком может стать причиной ПСР. В основе развития симптомов – бессознательное копирование.
• Самонаказание. Психосоматические отклонения могут формироваться при чувстве вины, стыда, ненависти к себе. Неосознаваемая аутоагрессия на уровне тела способствует снижению напряжения в эмоциональной сфере.
В современной России практически все разновидности трудовой деятельности сопряжены с психосоциальным стрессом. Особое место в структуре работающего населения занимают профессии, относящиеся к оперативным и опасным, к которым относятся сотрудники правоохранительных органов. Работа в полиции, как правило, рассматривается изначально как стрессовая из-за персонального риска, конфронтации, насилия и ежедневного участия в различных опасных операциях.
Эта специфика трудового процесса отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу сотрудника.
ВОПРОС 9:Охарактеризуйте психологические методы исследования.
Методы научных исследований − это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии.
Сравнительный метод Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений.(например сравнение возраста)Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента.
Лонгитюдный метод В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.
Комплексный метод Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической
Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?
Обсервационные методы Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших.
Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований.Экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые. Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.
Праксиметрическийметод Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.
Биографический метод Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие.
Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.
Интерпретационные методы впсихологии Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту. Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей
ВОПРОС 10:Раскройте этапы становления профессионализма с психологической точки зрения.
«Профессионализм» используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека — нормативный профессионализм, в других — обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств — реальный профессионализм.
Этапы становления профессионализма:
1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов.
2. Профессионализм. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд.
3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете, в ее высоких достижениях.Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в профессионала высокой квалификации. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества.
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность .