Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· диспозиционные мотивации, это внутренние мотивации личности, которые формируются в зависимости от трудовой деятельности человека, его материальных, духовных и физиологических потребностей.
Но, независимо от вида мотивации, целью является, опять же, удовлетворение потребностей.
Однако, мотивационная сфера личности только лишь с одной стороны характеризует индивида. Помимо данной сферы существует и эмоциональные, волевые и интеллектуальные моменты, которые взаимосвязаны между собой, не могут существовать отдельно.
35. Раскройте суть аудивизуальной психодиагностики личности.
Аудиовизуальная диагностика - это определение стабильных черт личности, особенностей психических процессов и текущего психического состояния через зрительное и слуховое наблюдение.
Важным дополнением к визуальной диагностики психического состояния является изучение особенностей речевой продукции объекта изучения. Доказано, что от личностных особенностей человека и под влиянием изменений психического состояния динамически изменяются сонорические, просодические и семантические характеристики мышления. Такая совокупная аудиовизуальная диагностика позволяет на расстоянии и без вмешательства в деятельность человека точно определить его психическое состояние на момент наблюдения и даже некоторые устойчивые особенности психики и личности.
Для работников правоохранительных органов, менеджеров по кадрам, руководителей разных уровней, психологов службы психологического обеспечения и обычных граждан приобретение навыков аудиовизуальной диагностики устойчивых личностных особенностей, актуальных психических состояний и пригодности к определенному виду деятельности чрезвычайно актуален. Потребность обусловлена, прежде всего, спецификой выполнения служебных обязанностей, которая, хотя и отличается у работников различных организаций и служб, однако в любом случае предполагает тесное взаимодействие с различными категориями граждан.
Возможности использования результатов аудиовизуальной диагностики достаточно широки. Прежде всего, это определение истинного (а именно он отображается на невербальном уровне), а не показного (который обычно демонстрируют на вербальном уровне) психического состояния лица. Знание основ аудиовизуальной диагностики дает возможность точно отслеживать действия воров, неискренних свидетелей, профессиональных манипуляторов сознанием, мошенников; определять достойных, трудолюбивых людей и верных товарищей. Однако только этим не ограничивается сфера применения знаний о значении поведенческих проявлений (паттернов). Зная, какое внутреннее
значение имеет определенный внешний паттерн, можно моделировать собственную невербальное поведение (мимика, пантомимика), а следовательно, влиять на собеседника более эффективно.
36. Расскажите о психологии групп: понятие и основные функции. Охарактеризуйте групповые эмоциональные состояния.
Группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
Функции групп.
-
Социализация – в группе индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. -
Инструментальная – осуществление в группе совместной деятельности, которая не возможна в одиночку. -
Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, получение удовлетворения от общения с психологически близкими людьми. -
Поддерживающая – в трудных ситуациях люди стремятся к объединению для получения психологической поддержки.
Групповые настроения - это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.
37. Сформулируйте общее понятие о психологических явлениях.
Психические явления – общепсихологическая категория, включающая в себя формы психического отражения: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы – одна из составляющих структуры сознания. К ним относятся и кратковременные процессы (ощущение, восприятие), и достаточно стойкие психические явления (возникновение мотивов, чувств).
38. Расскажите о структуре психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:
-психические процессы;
-психические состояния;
-психические свойства.
Психи́ческиепроце́ссы — одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.
Виды психических процессов:
Познавательные
-
Ощущение -
Восприятие -
Представление -
Воображение -
Память -
Мышление -
Внимание -
Речь -
Рефлексия
Эмоциональные
-
Эмоции -
Чувства -
Аффекты -
Настроения
Волевые
-
Борьба мотивов -
Принятие решения -
Постановка цели
Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности.
Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой.
39 вопрос
Психология- это наука о закономерностях и механизмах развития психической деятельности, а также практическом применении приобретенных знаний. Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознанных самим человеком.
Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.
Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира.
Категория мотива. Мотив – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий.
Категория отражения. Отражение в широком смысле слова есть всеобщее свойство материальных объектов, состоящее в их способности реагировать, изменяться и сохранять след, отпечаток воздействия на них других материальных объектов. Отражение носит характер взаимодействия.
Категория психики. системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Категория сознания. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.
Категория деятельности.
Деятельность - процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.
Категория общения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.
Категория переживания.испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Категория отношения. Отношение - момент взаимосвязи всех явлений; категория в различных общественных науках - философии, социологии, этике, экономике, психологии.
Категория действия. одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Категория личности. Возникновение личности как системного качества определяется тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А.Н. Леонтьев).
Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).
Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), исполнительные функции, психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния.
Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, психология развития, психология личности, дифференциальная психология,сравнительная психология, социальная психология (включая психологию толпы, психологию мира), политическая психология, клиническая (медицинская) психология, юридическая психология, экономическая психология, военная психология, психология искусства, психология творчества, психология науки, психология спорта,
психология религии и многие другие
40 вопрос:
Познавательные процессы – это психические явления, обеспечивающие,
непосредственно в своей совокупности, познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование. К их числу относятся: ощущения, восприятия, представления, внимание и память, воображение и мышление.
Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств
предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Восприятие - непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Представление - воспроизведенный образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта; а также психический процесс формирования этого образа.
Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека
Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Воображение - способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств.
Мышление - Способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
41 вопрос:
По А.Н. Леонтьеву развитие мотивационной сферы состоит в возникновении новых мотивов и установлении иерархических отношений между ними.Развитие новых мотивов происходит внутри ведущей деятельности.На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей.Ведущая деятельность характеризуется следующими особенностями для развития мотивов деятельности: 1. Это деятельность, в которой формируются главные новообразования; 2. В ней формируются и закладываются основы будущей личности; 3. В ней закладываются основы следующей ведущей деятельности.