Файл: Практикум предназначен для изучения экологии студентами непрофильных специальностей высших учебных заведений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Подготовиться к вопросам, выносимым для обсуждения на аудиторном занятии.

При ответе на первый вопрос дается понятие мониторинга, раскрываются цели и задачи экологического, санитарно - эпидемиологического мониторинга, мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения и др. виды мониторинга. Целесообразно показать значение мониторинга в реализации прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Готовясь к ответу на второй вопрос необходимо обратить внимание на содержание ст. 42 Конституции РФ, которая предоставляет гражданину право на благоприятную окружающую среду. Уяснив конституционное право граждан, необходимо дать определение «благоприятная окружающая среда», «качество окружающей среды», указать слагаемые и критерии качества окружающей среды. Излагается система экологических нормативов качества окружающей среды и система нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Необходимо разобраться с механизмом реализации права граждан на благоприятную среду, который предусматривает проведение нормирования качества окружающей среды, проведение экологической сертификации и экспертизы.

Необходимо также раскрыть содержание понятий «загрязнение природной среды», «природное» и «антропогенное загрязнение». Виды загрязнения (химическое, физическое, биологическое).

Приответе на третий вопрос характеризовать нормативы качества окружающей среды (ПДК, ПДУ, ОБУВ), а также указать, для каких сред и загрязнителей они устанавливаются и для каких практических целей используются.

Раскрыть содержание понятий, относящихся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду: предельно допустимый уровень (ПДУ), предельно допустимый выброс (ПДВ), сброс (ПДС), индекс загрязненности (ИЗ), предельно допустимая нагрузка (ПДН), технологический норматив, остаточное количество загрязняющих веществ в сельскохозяйственной продукции, санитарной, зеленой зон. Необходимо раскрыть взаимосвязь между ПДК и ПДВ, какие меры ответственности предусмотрены российским законодательством за нарушения экологических нормативов ( ст. 8.1 КоАП гл. 26 УК РФ)

Готовясь к ответу на четвертый вопрос, студенты уясняют понятие экологической сертификации (обязательной, добровольной), как действия по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям
, ее цель, задачи и объекты. В ходе ответа раскрываются понятия «сертификат соответствия», «знак соответствия», «знак обращения на рынке» и время, на которое они выдаются.

Что собой представляет экологическая экспертиза и ее роль в реализации экологических прав граждан – тема для обсуждения пятого вопроса. При подготовке к ответу на пятый вопрос уясняется, что представляет собой экологическая экспертиза (государственная, общественная), ее цель, объекты, кем она проводится, сроки проведения и ответственность за невыполнение требований, содержащихся в законодательстве (уголовный кодекс- гл. 26, кодекс административных правонарушений ст. 8.4). В ходеответа на шестой вопрос студенты раскрывают особенности госуправления (экологический менеджмент) и виды контроля за состоянием окружающей среды (государственный, общественный, производственный), деятельность комитета по природным ресурсам, органов санитарно – эпидемиологического контроля, служб земельного кадастра, мониторинга окружающей среды. Стандарты серии ИСО 14000 как необходимый элемент в механизме нормального функционирования систем экологического управления.
II. Аудиторная работа студентов

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «мониторинг». Цели, задачи экологического, санитарно - эпидемиологического и других видов мониторинга.

  2. Понятие «благоприятная окружающая среда», «качество окружающей среды». Критерии оценки качества окружающей среды.

  3. Характеристика нормативов качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее.

  4. Понятие и виды экологической сертификации, ее цель и задачи. Объекты экологической сертификации.

  5. Экологическая экспертиза, ее виды и место в реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

  6. Контроль состояния окружающей среды, его виды. Государственные органы, осуществляющие контроль в сфере окружающей среды и природопользования и их функции.

ТЕСТ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


теста

Содержание теста

1

Человек в целях поддержания устойчивости экосистемы организует мониторинг:

  1. наблюдения за состоянием, оценку и прогноз изменений абиотической среды под влиянием деятельности человека;

  2. системы наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния экосистемы или ее компонентов под влиянием антропогенных воздействий;

  3. системы наблюдений, оценки и прогноза изменений биотических компонентов под влиянием антропогенных воздействий.

2

Укажите наиболее полное определение понятия «окружающая среда»:

  1. это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

  2. это искусственное окружение людей, состоящее из технических компонентов.

3

Укажите верное определение для понятия «рекреационные ресурсы»:

  1. это особенности рельефа местности;

  2. это природные предпосылки для организации отдыха населения;

  3. это антропогенные условия для организации отдыха людей.

4

О какой форме физического загрязнения идет речь, если его характеристика следующая: «Основные источники загрязнения – технические устройства, транспорт; особенно характерно для городов, промышленных объектов; уровень загрязнения измеряется в децибелах»

1) тепловая; 4) световая;

2) шумовая; 5) радиоактивная;

3) электромагнитная; 6) микробиологическая.

5

Укажите верные утверждения:

  1. состояние здоровья населения зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% от генетических факторов, 25-50% от образа жизни, на 10% - от деятельности служб здравоохранения;

  2. популяционное здоровье – это комплексная характеристика состояния самочувствия одной возрастной группы людей;

  3. антропогенное заболевание – это заболевание, вызванное только природными загрязнителями окружающей среды и представляющее опасность только для людей;

  4. эндемические заболевания – это группа заболеваний, связанная с избыточным или недостаточным содержанием каких – либо элементов в окружающей среде (медь, цинк, кобальт, фтор и др.);

  5. биогеохимическая провинция – это территории с богатыми запасами сырья и хорошо сохранившейся природной средой.

6

Количество вредного вещества в окружающей среде, которое за определенный промежуток времени не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства – это:

  1. ФПК; 3) ПДУ;

  2. ПДК; 4) ПДВ.

7

Укажите название процедуры, о которой идет речь в следующем определении: «Эта процедура обязательна при проектировании любой деятельности, влияющей на окружающую природную среду; результат этой процедуры характеризует проект как экологически приемлемый или неприемлемый, а также дает материал для сравнения альтернативных проектов».

  1. мониторинг окружающей среды;

  2. экологическая экспертиза;

  3. экологический аудит; 4) экологическая сертификация.

8

При одновременном содержании в атмосферном воздухе или воде нескольких веществ однонаправленного действия их суммарная концентрация должна быть:

  1. больше единицы;

  2. не меньше единицы;

  3. равна или меньше единицы.

9

Объектами экологической экспертизы являются:

  1. материалы и документы, реализация которых может оказать влияние на состояние окружающей среды;

  2. почва, вода, атмосферный воздух.

10

Укажите верное определение понятия «биологическая адаптация»:

  1. это вид рекультивации нарушенных земель;

  2. это процесс окультуривания сельскохозяйственных растений;

  3. это изменение физиологических и морфологических характеристик организма человека под влиянием факторов природной среды.

11

Укажите верное определение понятия «токсическое вещество»:

1) это ядовитое вещество, разрушающее экосистему или ее часть;

2) это минеральное удобрение, используемое в сельском хозяйстве;

3) это биологическое вещество растительного происхождения, используемое в фармацевтической промышленности.

12

Что означает приведенный знак?

1) знак соответствия при обязательной сертификации;

2) знак соответствия при добровольной сертификации;

3) знак соответствия системы сертификации системе качества ГОСТ Р;

4) знак соответствия системы сертификации системе качества ИСО.


13

Что означает приведенный знак соответствия?

1) знак соответствия при обязательной сертификации;

2) знак соответствия при обязательной сертификации республики Беларусь;

3) знак соответствия системы обязательной сертификации в области пожарной безопасности.

14

Что означает приведенный знак?

1) знак соответствия при обязательной сертификации;

2) знак соответствия требованиям государственных стандартов.

15

Что означает приведенный знак?

1) знак соответствия при обязательной сертификации;

2) знак соответствия при добровольной сертификации;

3) знак соответствия системы сертификации системе качества ИСО;

4) знак соответствия требованиям государственных стандартов в системе ГОСТ Р.

16

Что означает приведенный знак?

1) знак соответствия при обязательной сертификации;

2) знак соответствия при добровольной сертификации;

3) знак соответствия требованиям государственных стандартов ГОСТ Р;

4) знак соответствия при обязательной сертификации республики Беларусь;

5) знак соответствия при обязательной сертификации республики Украина.

17

Для улучшения экологической обстановки жилых помещений рекомендуется воздух в комнатах периодически:

  1. насыщать положительными ионами;

  2. дозировать;

  3. насыщать отрицательными ионами;

  4. дезактивировать.

18

Охраняемые территории, где не разрешена хозяйственная деятельность, но допускается организованный отдых, лов рыбы по лицензиям и др., называются:

1) заповедниками; 2) охотхозяйствами;

3) национальными парками; 4) памятниками природы.



19

Укажите верные утверждения:

  1. окружающая природная среда - биологическая основа жизни человека, и для поддержания ее благоприятного состояния требуются значительные финансовые средства;

  2. для поддержания благоприятных свойств окружающей среды никаких финансовых средств не требуется. Природа способна самостоятельно за счет естественных процессов самовосстанавливаться.

20

Природный ресурс (объект) безопасен, если количество загрязняющих веществ в нем:

  1. превышает предельно допустимые концентрации (ПДК);

  2. равно ПДК;

  3. меньше ПДК.

21

Укажите верные утверждения:

  1. сточные воды предприятий пищевой и кожевенной промышленности, бытовые и промышленные свалки, кладбища, канализационная сеть, поля орошения являются основным источником биологического загрязнения;

  2. одним из важнейших микронутриентов является железо, различные формы недостаточности которого (предлатентный дефицит железа, латентный дефицит железа, железодефицитная анемия), по обобщенным данным, среди отдельных групп населения выявляется в 2-60% случаев;

  3. величины предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и предельно допустимые выбросы (сбросы) этих веществ в окружающую среду не взаимосвязаны между собой.

22

Показатели экологического благополучия – это:

  1. состояние окружающей среды, т.е. качество воздуха, вод, территорий, лесов;

  2. продуктивность и разнообразие обитающих видов живой природы;

  3. состояние окружающей среды, т.е. качество воздуха, вод, территорий, лесов и продуктивность и разнообразие обитающих видов живой природы.

23

Отрицательное воздействие электромагнитных полей на человека и на те или иные компоненты экосистем:

  1. прямо пропорционально мощности поля;

  2. прямо пропорционально времени облучения;

  3. прямо пропорционально мощности поля и времени облучения.

24

Неблагоприятное воздействие электромагнитного поля, создаваемого ЛЭП, проявляется уже при напряжении:

  1. 500 в/м; 2) 1000 в/м; 3) 3000 в/м; 4) 5000 в/м.

25

Медико – биологическое негативное воздействие электромагнитных излучений возрастает:

  1. с повышением частоты, т.е. уменьшением длины волн;

  2. с понижением частоты, т.е. увеличением длины волн;

  3. оказывает негативное воздействие независимо от длины волн.




26

Что означает приведенный знак?

  1. знак соответствия при обязательной сертификации;

  2. знак соответствия требованиям государственных стандартов ГОСТ Р;

  3. знак соответствия при обязательной сертификации республики Беларусь;

  4. знак соответствия при обязательной сертификации республики Украина;

  5. обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.




27

Назовите предельно допустимую дозу нитратного азота, которую можно употребить человеку в течение дня?

1) 50 мг; 2) 250 мг; 3) 325 мг; 4) 500 и свыше мг.

28

Особую опасность для здоровья человека представляют микотоксины — продукты жизнедеятельности грибов, поражающие сельскохозяйственные растения и продукты хранения. Они могут накапливаться в зерне, овощах, плодах, мясе, рыбе, молоке, продуктах их переработки. Микотоксины по токсичности сравнимы:

  1. с ядом змей;

  2. с ботулиновым и стафилококковым токсинами;

  3. с ядом змей, ботулиновым и стафилококковым токсинами.

29

В концентрации всего тысячной доли миллиграмма на килограмм продукта афлатоксины (продукты жизнедеятельности гриба аспергиллы) способны вызвать у человека и животных:

  1. злокачественные новообразования;

  2. нарушения иммунитета;

  3. нарушения кроветворения;

  4. а в больших концентрациях – к значительному сокращению жизни.

30

Вибрационные поля оказывают вредное воздействие на, здоровье населения в диапазоне частот:

1) от 1 до 100 Гц; 2) от 0,5 до 1 Гц;

3) вибрационные поля в диапазонах указанных пунктах 1 и 2 не оказывают вредное воздействие на здоровье населения.


Основная литература:

  1. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юрист.2002. – 258 с.

  2. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002 года. 12 января.

  3. ФЗ РФ от 27 декабря 2002 года № 164-ФЗ «О техническом регулировании».

  4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Учебник для вузов. – Ростов н / Д. Феникс. 2003. – 576 с.


Дополнительная литература:

  1. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с.104 - 116.

  2. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов / Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; / Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – с. 42-54.

  3. Медицинская экология. Под ред. А.А.Королева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 192 с.

  4. Охрана окружающей среды: Бюллетень – М.: Госстатистика, 2004.

Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 92-ФЗ О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"

9. Постановление Правительства РФ от 28 января 1997 г. N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий"
10. Государственная программ РФ « Охрана окружающей среды»
11. Инструкция о радиологическом контроле качества кормов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 1 декабря 1994 г. N 13-7-2/216)

12. Приказ Минсельхоза РФ от 20 июня 2003 г. N 894 "Об утверждении Правил по охране труда при выполнении сельскохозяйственных работ в условиях радиоактивного загрязнения территории".

13. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 696 «О знаке обращения на рынке».

14. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству расфасованной в емкости питьевой воды. Контроль качества. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4. 1116-02.

15. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2 / 2.4.1340-03.

16. О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения. Постановления Главного государственного врача РФ / Российская газета 24 сентября 2003 года.



ТЕМА 5. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДА ОБИТАНИЯ *
Задачи занятия: углубить знания студентов: об адаптации организмов к различным условиям жизни (в различных средах и географических зонах); о токсичных веществах; хроническом отравлении; радиационном загрязнении, лучевой болезни; о вредном влиянии загрязнения на здоровье человека; о необходимости изучения и учета индивидуальных адаптивных возможностей человека.
Методические указания к теме практического занятия

I. Внеаудиторная работа студентов

1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: биоэтика, валеология, экология человека, медицинская экология, агросистема, антропоэкосистема, соцэкосистема, биохимическая провинция, геопатогенная зона, биоаккумуляция, здоровье человека, депопуляция, адаптация человека, радиационное загрязнение, лучевая болезнь, токсичные вещества, металлы тяжелые, ксенобиотики, мутагены, тератогены, синергизм, генофонд, генная инженерия, продукты генной инженерии, генное оружие, геноцид, дегенерация, скрининг, пандемия, ионизация воздуха, факторы риска, биотерроризм, коэффициент корреляции.

2. Используя данные приложений 1-16 , рис. 5.1, 5.2, 5.3 и таб. 5.1, сделайте выводы о:

- изменении динамики коэффициента рождаемости городского и сельского населения;

- изменении численности населения;

- состоянии здоровья граждан (мужчин, женщин, детей) РФ;

- причинах смертности;

- динамике продолжительности жизни и расходам на медицину в России и США, ожидаемой продолжительности жизни в России и странах Северной и Западной Европы;

ладенческой смертности, средней продолжительность жизни.

Увяжите эти выводы с экономикой (валовой национальный продукт) стран государств мира.

Графически отобразите динамику общей заболеваемости населения и заболеваемости такими болезнями, как туберкулез, сифилис, ВИЧ, злокачественные образования. Сопоставьте эти данные с динамикой использования спиртных напитков, табака (приложение 17). Выскажите свои суждения о корреляционных связях между применением табака , спиртного и заболеваниями.

3. Используя данные рис. 5.1, 5.2, приложения 15,17 спрогнозируйте, рост числа каких заболеваний возможен в связи с увеличением потребления сигарет, загрязнения окружающей среды в РФ.

Сформулируйте ваши предложения, направленные на снижения социально обусловленных этих и других болезней.