Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Сущность и сферы взаимоотношений права и религии
Проблема разграничения правовых и религиозных норм в современных условиях не разрешена. Сопоставление норм права и религиозных норм показывает, что между ними имеется больше сходств, чем различий. Правовые и религиозные нормы часто развиваются параллельно, взаимозависимо, перетекая из одного в другое. И те и другие освящены властным авторитетом: божественным, церковным, государственным. Государство нередко защищает религиозные нормы, а церковь оправдывает нормы существующего права. Субъект права в конечном итоге сам решает, какая норма - правовая или религиозная - является для него более значимой, какая норма приобретает силу внешнего авторитета, переходящего во внутренние поведенческие установки.
Роль религии как социального феномена невозможно оценить однозначно. Религиозность может быть фактором укрепления духовности и проявления жестокости, стимулировать сплочение и интеграцию единоверцев и разобщение представителей различных конфессий. Усилить позитивный потенциал значимости религии в обществе и смягчить ее негативные аспекты исторически был призван принцип светского государства, осуществивший «приватизацию» религии1: в соответствии с данным принципом, с одной стороны, религия и свобода совести не могут быть запрещены, а с другой - религия не должна быть элементом политического курса государства, оставаясь вопросом свободного личного выбора каждого индивида. Однако данный принцип, преисполненный огромного гуманистического потенциала, в истории и современности утверждался и утверждается непросто.
Цель провозглашения светского характера государства заключалась в установлении «уз солидарности», консенсуса представителей различных мировоззрений и убеждений1 с тем, чтобы, во-первых, никто не был вынужден жить вопреки своим убеждениям под угрозой неблагоприятных последствий, а во-вторых, уменьшился конфликтный потенциал межрелигиозных отношений. Тем самым принцип светского государства был призван внести и внес значительный вклад в обеспечение и развитие как свободы личности, так и социальной стабильности и безопасности населения поликонфессиональных государств.
В последние годы религия занимает все более важное место в общественной жизни, что обращает внимание каждого государства на необходимость определять свою позицию по отношению к ней. Однако, как правило, устанавливаемые принципы взаимодействия публичной власти с религией и ее организованными структурами не остаются статичными и постоянно корректируются на уровне конституционных положений, отраслевого законодательства и судебной практики2.
С позиций современной философии права право и религия имеют целый ряд сфер, где они пересекаются. К таким сферам относятся: религиозная легализация норм государственного законодательства, его сакрализация; сосуществование религиозной и светской правовых систем в рамках одного государства; государственно-правовое регулирование свободы совести, свободы вероисповедания и статуса религиозных объединений3. Сюда можно добавить также взаимодействие церковных и светских судов, упоминавшуюся выше религиозную природу некоторых источников права, существующие религиозные обряды в ряде государств и т.д. В то же время невозможно говорить о полном тождестве правовых и религиозных норм, в связи с чем логично поставить вопрос о критериях их разграничения.
Действительно, есть ли четкие и понятные критерии разграничения правовых и религиозных норм? Пожалуй, проще всего решать этот вопрос в рамках нормативизма. Если понимать под правом нормы, вырабатываемые и санкционируемые государством и защищаемые силой государственного принуждения, то именно такое государственное принуждение будет отличать правовые нормы от всех иных социальных норм, включая религиозные. Однако и этот критерий не работает в полной мере в теократических государствах, где высшая власть, одновременно являясь и высшим религиозным авторитетом, одинаково карает за преступления против права и религии.
Если смотреть на право шире, чем предлагают сторонники нормативизма, то критериев для отделения его от религии становится еще меньше. Если рассматривать право в социологическом ключе, как правоотношение или норму в действии, можно отметить, что религиозные нормы порой действуют гораздо более эффективно. Если стоять на позициях юридического либертаризма и понимать право как формальное равенство, то разве не такое равенство предлагает своим адептам христианство, особенно в его первоначальном варианте? Если трактовать право с естественно-правовых позиций и обращать внимание главным образом на его содержание, мы убедимся, что именно содержание и будет объединять, а не отличать правовые и религиозные нормы. С позиций психологической теории, рассматривая право, как норму, которую субъект признает для себя обязательной, мы тоже сталкиваемся с ситуацией, когда для многих именно религиозные нормы будут, по
внутреннему убеждению, выступать в качестве более обязательных по сравнению с нормами правовыми.
Признаки нормы права, обычно выделяемые в правовой литературе, далеко не всегда позволяют провести разграничение между правовыми и религиозными нормами. Рассмотрим наиболее характерные из них.
1. Общий, неперсонифицированный характер. Этот признак вполне применим и для религиозной нормы.
2. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы, но то же можно сказать и о религиозных нормах.
3. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, а при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Но в некоторых правопорядках государственное принуждение защищает и религиозные нормы.
4. Формальная определенность: нормы права содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права. Многие религиозные нормы, в свою очередь, также содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения своих адресатов и находят формальное закрепление в соответствующих религиозных источниках.
5. Системность; но религиозные нормы также представляют собой систему.
По своим функциям, то есть по направлениям воздействия на общественные отношения, нормы права и религиозные нормы сложно отличить друг от друга. Во многих случаях эти функции практически совпадают, а потому и не могут служить надежным и однозначным критерием разграничения.
-
Особенности взаимоотношения права и религии в России
В Российской Федерации сложилась иная, нежели в советское время, тенденция, вызванная тем, что, во-первых, новые конституционные нормы формировались под воздействием международно-правовых стандартов, во-вторых, в конце XX в. во всем мире начался рост религиозности, сопровождающийся постепенным становлением нового «типа» верующего - человека, обладающего высоким уровнем образования, рефлексии, но остро нуждающегося в нравственных ориентирах в бесконечных информационных потоках1.
В Конституции РФ провозглашается, что наша страна является светским государством. Подобная характеристика изначально была предусмотрена в начале 90-х годов прошлого столетия при работе над проектом Конституции. Патриарх Алексий II в письме Президенту России предлагал особо выделить Русскую православную церковь, что «обозначило бы исторический приоритет нашей Церкви и ее современное значение для России». Данная позиция была отвергнута. Основной аргумент строился на многоконфессиональности России и необходимости предоставления иным конфессиям равных возможностей
1.
В результате в ст. 28 Конституции РФ, было закреплено, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию индивидуально или совместно с другими или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». То есть приоритетная защита прав и свобод граждан привела к том у, что свобода совести была закреплена в ряду других прав и свобод. Впервые в истории российского конституционного права принцип светского государства был провозглашен одной из основ конституционного строя (ст. 14). Трактовка светского государства в целом сохранила сложившуюся в дореволюционный и советский период традицию определять светскость через отделение религиозных организаций от государства.
В оценке указанных конституционных норм существуют разные мнения. Одни утверждают, что религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность органов государства и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы государственной деятельности2.
Другие доказывают, что понятие светскости государства не должно подвергаться столь широкому толкованию, исключающему взаимодействие между религией и государством1.
В России принцип светскости государства проводится в нормах Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»2. Несмотря на то что именно православие стало основой русской государственности, оно упоминается в преамбуле Закона, где Федеральное Собрание РФ признает «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Кстати, в заключении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации»3 даже эта фраза подвергается критике.
Современные исследователи отмечают, что «противоречия, неясность стратегических целей религиозной политики в государстве приводят к правовым злоупотреблениям свободы совести и вероисповеданий»4.
В решении вопроса о пределах толкования ст. 14 Конституции РФ следует учитывать, что религия является частью не только культурного наследия, но и современного общественного сознания. И в этом качестве она не может не оказывать влияния на деятельность государственных органов, на содержание принимаемых ими решений, на практику их применения.
В Российской Федерации после 70-летних гонений идет постепенный процесс возрождения традиционных для нашей страны религий - христианства, ислама, иудейства и буддизма. Его правовой формат установлен Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Этот Закон, в частности, устанавливает право каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или отказываться от исповедания какой-либо религии, свободно выбирать и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ограничение этого права допускается федеральным законом только в той мере, которая необходима в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства1.
Закон содержит ряд других важных гарантий защиты свободы совести и вероисповедания: равенство перед законом представителей разных конфессий, недопустимость оскорбления религиозных чувств, запрещение публичных мероприятий, размещения текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.
Развивая положения Конституции РФ о светской государственности, Закон устанавливает, что государство не может вмешиваться в определение гражданином своей религиозной принадлежности либо в религиозное воспитание детей. Оно не должно возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти или местного самоуправления либо вторгаться в законную деятельность религиозных объединений. Оно, как отмечает Е.Е. Никитина, «обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях»2.
В целях обеспечения светского характера государства рассматриваемый Закон запрещает сопровождать деятельность государственных органов и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями (ч. 4 ст. 4); гарантирует право религиозных объединений осуществлять свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой (абз. 1 ч. 5 ст. 4).
Кроме того, устанавливается, что религиозные организации не должны выполнять функций государственных органов и учреждений и органов местного самоуправления. Закон допускает безвозмездное предоставление религиозным организациям культовых зданий и сооружений для проведения религиозных обрядов и позволяет им проводить религиозные обряды в помещениях лечебно-профилактических и больничных учреждений, образовательных организаций, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.