Файл: Право и религия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законодательство Российской Федерации позволило частично восстановить роль религии в общественной жизни страны. Укрепляется взаимодействие государства с традиционными для нашей страны религиями в решении многих социальных проблем, в том числе для борьбы с преступностью и наркоманией, сокращения числа беспризорников, содержания и воспитания детей-сирот, совершенствования образования и духовного воспитания молодежи, социального вспомоществования неимущим1.

Реализуются крупные государственно-конфессиональные программы по сохранению исторического наследия, охране памятников истории и культуры, восстановлению православных храмов и монастырей, исламских мечетей, молитвенных домов других вероисповеданий.

Итак, в настоящее время религия влияет не только на мировоззрение, но и на весь образ жизни значительной части населения страны. В этих условиях принципиально важное значение имеет выработка концепции взаимоотношений религиозных организаций и государства в разных сферах общественной жизни, основанных на уважении по отношению к взглядам и чувствам верующих. Вместе с этим, процесс развития отношений религиозных организаций со светскими, включая прессу, органы культуры, образования, органы местного самоуправления, наталкивается на определенные трудности. Это выражается в том, что до сих пор не удалось сформировать нормальные правовые и в то же время социально ответственные отношения светских институтов к многообразию потребностей верующих и отражающих их запросы и интересы объединений.

В России Русская православная церковь выполняет значимые публичные функции, что отнюдь не умаляет принципа ее отделения от государства. К таковым следует отнести: реализацию основного права человека - свободы вероисповедания; информационную функцию, воспитательную функцию. Кроме того, Церковь выступает как серьезный благотворитель, который выполняет функцию призрения (по отношению к несовершеннолетним, бездомным, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию). Право на создание религиозной организации не перечеркивает обязанности государства сохранять историческую память и способствовать нравственному развитию российского народа. Но и это, в свою очередь, не должно приводить к превращению Русской православной церкви в политическую структуру. От этого никто не получит преимуществ: ни государство, ни общество в целом, ни граждане России. Необходимо серьезно задуматься о строительстве новой модели государственно-церковных отношений, способной найти адекватный ответ тем современным вызовам, которые все резче проявляются в эпоху глобализирующейся нестабильности.


В рамках данного параграфа хотелось бы еще отметить влияние и значение религии в жизни современного человека.

Так, существуют факты исцеления людей благодаря вере, но есть и случаи, когда религиозные люди отвергали себе во вред научные факты, уповая на спасение высшими силами.

Учеными доказано: религия действует на мозг человека как к примеру любовь. Религиозные и духовные переживания могут быть полезны, они активируют те же системы вознаграждения в мозге, что и любимая музыка, нахождение рядом с любимым человеком.

Однако существуют и отрицательные черты религии, такие как: торможение интеллектуального развития индивида, пламенная вера способна привести к жестокости и бесчеловечности, религия как психоактивный наркотик, с помощью которого можно манипулировать человеком.

Влияние религии проявляется в том, что каждый человек имеет свой индивидуальный угол зрения на тот или иной круг явлений, что центром, вокруг которого вращается религиозная жизнь, является забота человека о своей личной участи. Из этого можно сделать вывод: религия придает людям новую прелесть и очарование, она порождает уверенность в спасении и наполняет человека силами и любовью.

В современном обществе религия перестала занимать господствующее положение, это незамедлительно отразилось на общем состоянии духовной культуры людей, роли религии в формировании духовных ценностей молодежи.

«Религиозному возрождению способствует рост национального самосознания народов страны, который сопровождается активным обращением граждан к истории, древним традициям, к религиозным ценностям традиционных для народов религий, воспринимаемые массовым сознанием как неотъемлемая часть национального достояния»1.

Существует несколько причин падения роли религии:

1) к ХХ веку наука стала занимать главенствующее положение и усиливать свое влияние в обществе, в том числе, оказывая влияние на мировоззрение людей. Научная картина мира значительно отличается от религиозной, ведь наука до середины ХХ века изучала только материальные вещи, не рассматривая духовные, социальную сущность человека. Наука использовала государственную систему образования для распространения своих идей, вследствие чего авторитет религии у молодого поколения в современных условиях достаточно невысок.

2) религия в ХХI веке остро столкнулась с проблемой глобализации. Религии начали вести борьбу за привлечение людей на свою сторону. Такая борьба существует практически везде, она проводится с помощью средств массовой информации, пропаганды, государственных ресурсов.



Провозглашение приоритета материальных ценностей над духовным, распространение средствами массовой информации фальшивых идеалов, сбивающих с толку молодежь, приводят к духовному кризису общества, который нуждается в поиске способов его преодоления.

Считаем, что именно религия может помочь молодому поколению сориентироваться в обществе, показав ему ценностные ориентиры и формируя его духовность.

В современном мире достаточно часто проводятся социологические опросы и тестирования. Например, в Керчи был проведен опрос среди молодёжи, верующей в Бога и посещавшей воскресную школу и теми молодыми людьми, которые редко посещают церковь. Было опрошено 50 человек в возрасте от 17 до 25 лет1. Как отмечает, Савенко А.Д. в процессе анкетирования было выявлено, что верующие молодые люди негативно относятся к употреблению спиртных напитков, курению, алкоголю. Они формируют свои духовные ценности, опираясь на нравственные предпосылки. А молодёжь, которая редко посещает церковь или вовсе не верит в Бога, не особо пытается исключить из своего образа жизни вредные привычки, не видя в этом никакой опасности2.

В итоге, следует отметить, что религия способствует формированию мировоззрения личности, влияет на ее об раз жизни и образ мыслей, будучи источником духовных ценностей и этических норм.

Религия формирует и развивает духовные ценности молодежи в современном обществе, которые включают в себя патриотизм как любовь к собственному народу, стремление к равенству и справедливости, принципы толерантности, уважения друг друга, любви к ближнему, взаимного доверия, необходимость соблюдать нравственные, моральные, этические и другие нормы.

Заключение



Итак, обобщение материала, изложенного в данной работе, позволяет сделать вывод, что проблема разграничения правовых и религиозных норм в современных условиях не разрешена. Сопоставление норм права и религиозных норм показывает, что между ними имеется больше сходств, чем различий. Правовые и религиозные нормы часто развиваются параллельно, взаимозависимо, перетекая из одного в другое. И те, и другие освящены властным авторитетом: божественным, церковным, государственным. Государство нередко защищает религиозные нормы, а церковь оправдывает нормы существующего права. Субъект права в конечном итоге сам решает, какая норма - правовая или религиозная - является для него более значимой, какая норма приобретает силу внешнего авторитета, переходящего во внутренние поведенческие установки.


В России после распада СССР и смены политического курса начался процесс восстановления Русской православной церковью утраченных в советский период позиций. Сегодня Церковь вновь стала влиятельной общественной силой, а также важным структурным элементом формирующегося гражданского общества. В связи с этим достаточно остро возникают вопросы правового регулирования свободы совести, свободы вероисповедания, хозяйственно-экономической деятельности религиозных объединений. Поднимается и вопрос об имплементации норм канонического права в современную правовую систему России.

Ни одно из вероучений в светском государстве предпочтительным или официальным не признается; религиозные каноны и религиозные объединения влиять не могут на деятельность государственных органов и их представителей, на государственный строй в целом. Государство, в свою очередь, не ставит препоны свободы вероисповедания и свободы совести, в деятельность религиозных объединений, действующих в рамках закона, не вмешивается.

Основными характеристиками светского государства являются: отсутствие государственной религии, отделение от государства всех религиозных организаций, нейтральное отношение государства ко всем религиозным объединениям, неучастие религиозных организаций в политической жизни, гарантированность и реализация свободы совести как верующим, так и атеистам, равенство религиозных организаций, верующих и неверующих перед законом, отсутствие дискриминации в зависимости от отношения к религии.

Остается нерешенной научно-практическая задача, связанная с поиском оптимальных моделей государственно-церковного взаимодействия и, как важной стороны данного вопроса, соотношения канонического и государственного права.

Современная ситуация, когда развитие цивилизации потребления с присущими ей либеральными правовыми принципами зашло в тупик, когда в мире при молчаливом одобрении западных демократий наблюдается ренессанс нацизма, когда стремительно нарастает террористическая угроза, свидетельствует о том, что право не справляется с ролью универсального регулятора общественных отношений. Возникает вопрос о необходимости дополнения правовых норм иными, неправовыми, регуляторами, одними из которых могли бы выступать религиозные нормы.

В России не может быть речи о превосходстве или умалении значения какого-либо мировоззрения или о дискриминации граждан по религиозному признаку. Все религиозные объединения находятся в равном положении. Ни одна религия не может обладать официальным или государственным статусом и получать от государства материальную и финансовую поддержку. Устанавливается равноправие граждан независимо от принадлежности к религиозным объединениям и отношения к религии.



Список используемых источников



Нормативные правовые акты:

        1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

        2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1997. 1 октября.


Научная и учебная литература:

  1. Агафонова А.А. Развитие концепции светского характера государства в проектах Конституции Российской Федерации (Конституционной комиссии и Конституционного совещания) // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 48-52.

  2. Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильев В.И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», ИД «Юриспруденция», 2013. 368 с.

  3. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 464 с.

  4. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 2008. 364 с.

  5. Доминго Р. Право на религиозную и нравственную свободу? // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 3 (106). С. 11-13.

  6. Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1999. 22 апреля.

  7. Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве: монография. М.: Проспект, 2012. 146 с.

  8. Исаева А.А. Внедрение «двухуровневой системы» религиозных объединений в России: анализ и оценка // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 6. С. 106-110.

  9. Катин В.И. Церковь и власть в России: новые явления во взаимоотношениях // История государства и права. 2013. № 11. С. 13-16.

  10. Ллойд Д. Идея права. М.: Книгодел, 2009. 196 с.

  11. Любищев А.А. Расцвет и упадок цивилизации. СПб.: Алетейя, 2008. 408 с.

  12. Меньшикова Н.С. Государство и Русская Православная Церковь: формирование новой модели партнерских взаимоотношений // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 16-21.

  13. Мордовцева Т.В. Свобода совести в светском государстве: теоретико-правовой анализ злоупотреблений // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. № 1. С. 49-53.

  14. Никитина Е.Е. Свобода совести: теория и практика ограничений прав в Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 76-81.

  15. Омарова З.А. Религия и государство: конституционно-правовые основы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 5. С. 50-53.

  16. Пашенцев Д.А. Взаимодействие правовых и религиозных норм: историко-теоретический аспект // История государства и права. 2015. № 17. С. 33-36.

  17. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. 228 с.

  18. Романовская О.В. Светское государство и Русская православная церковь // Гражданин и право. 2013. № 5. С. 61-65.

  19. Савенко А.Д. Роль религии в формировании духовных ценностей современной молодежи // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 9. С. 66-69.

  20. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М.: Норма, 2010. 188 с.

  21. Смотр-конкурс научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского государственного технического университета. Тезисы докладов. В 2-х частях / отв. ред. А.В. Навроцкий. – Том. Часть 1. Направления 1-9. 2017. 262 с.

  22. Сухова О.А. Десять мифов крестьянского сознания: очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX - начало XX века) по материалам Среднего Поволжья. М.: РОССПЭН, 2008. 679 с.

  23. Сюкияйнен Л.Р. Современные религиозные концепции прав человека: сопоставление теологического и юридического подходов // Право. 2012. № 3. С. 7-12.

  24. Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. 4 е изд. стер. М.: КНОРУС, 2012. 400 с.

  25. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: В 2-х т. Том 2 / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2011. 742 с.

  26. Черникова В.Е., Волова Л.А. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности. Пятигорск, 2005. 166 с.