Файл: Право и религия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Волгоградская академия

Кафедра теории и истории права и государства

Курсовая работа

по теории государства и права

тема: «Право и религия»

Выполнил: обучающийся 1 курса

факультета подготовки

экспертов криминалистики и оперативных сотрудников полиции (123 группа)

рядовой полиции

Шичкин Денис Васильевич

Научный руководитель:

майор полиции, преподаватель, к.ю.н. Яловенко Т.В.

Волгоград

2018

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Историко-теоретический аспект взаимодействия правовых и религиозных норм 5

3. Сущность и сферы взаимоотношений права и религии 11

4.Особенности взаимоотношения права и религии в России 14

Заключение 23

Список используемых источников 26

Введение



Актуальность темы исследования. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Отношение государства к религии, церкви отражается понятием «светское государство». Главным регулирующим началом в области религиозной деятельности остается церковное право, как корпоративное право отдельных конфессий.

В научно-правовой литературе можно найти немало работ, посвященных взаимоотношениям права и религии, где светское государство рассматривается с различных сторон, приводятся его определения, называются сущностные признаки, цели и функции. Тем не менее относительно природы светского государства нет общепринятого мнения.

В ст. 14 Конституции РФ 1993 г.1 провозглашается, что Российская Федерация - светское государство. Вместе с тем для правильного понимания провозглашенных положений, а также для осуществления законодательных и организационно-практических мер государственной политики в данной сфере необходимо разработать четкие идейно-теоретические основания светского государства.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что право на свободу совести и религиозных убеждений, являясь одним из базовых прав человека. Сегодня российское общество невозможно однозначно идентифицировать по религиозному признаку и отнести его, допустим, к странам христианской цивилизации. Российское общество только начинает жить в условиях свободы совести, а потому неизбежны недопонимания и в отношении самого этого понятия, и в отношении принципов его правового регулирования.


22 ноября 2013 г. депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации прошлого созыва Елена Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции слова о православии как основе национальной и культурной самобытности России1. Естественно, что в такой многонациональной и многоконфессиональной стране как Российская Федерация такое заявление неминуемо порождает острую дискуссию.

Объектом настоящей работы выступает право и религия.

Предметом настоящей работы выступает теоретико-правовые особенности взаимоотношений права и религии.

Цель данной работы заключается в исследовании сущности и содержания взаимоотношений права и религии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. провести историко-правовой анализ взаимоотношений права и религии;

  2. охарактеризовать сущность и сферы взаимоотношений права и религии;

  3. показать особенности взаимоотношений права и религии в России.

Данная работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка используемых источников.

1. Историко-теоретический аспект взаимодействия правовых и религиозных норм



Современная теория права претерпевает существенные изменения, обусловленные реконструкцией общества и государства. Теорией права накоплен внушительный объем правового знания, требующий понимания, осмысления и освоения, причем не только учеными-исследователями, но и другими участниками реальной правовой жизни.

Право действует как универсальная и единственная система правил поведения, обязательных для всех членов общества, тогда как другие социальные нормы носят ограниченный характер по сфере своего воздействия и распространения. Важно отметить, что общеобязательное значение в обществе правовых начал поведения подкреплено и оформлено официальным законодательным актом государства, а фактическая обязательность социальных норм для тех, на кого они распространяются, вырабатывается временем и общественной практикой либо устанавливается решениями обособленных социальных групп.

В самом общем виде социальное назначение права выражается в том, что право выступает в качестве регулятора общественных отношений, т.е. право призвано регулировать, упорядочивать отношения, которые возникают в самых различных сферах общественной жизни между людьми.

Балашов А.И. определяет право как систему общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих обусловленную экономическими, духовными и

другими условиями жизни волю общества, охраняемую от нарушений возможностью государственного принуждения, и являющуюся государственным регулятором общественных отношений.1

А.В. Малько привел следующее определение «право – это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.1

Основными подходами к сущности право можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договоров.

Значительную актуальность в последнее время стал проявлять вопрос о месте и роли религиозных норм в системе современного правового регулирования. В развитии цивилизационных процессов в мире религиозные догмы и предписания играли и продолжают нередко играть роль государственно созидающего фактора, становясь как неофициальной, так зачастую и официальной нормативной системой отдельных государственных образований и целых географических районов, связывая между собой многие народы и страны, заставляя право исходить из приоритета религиозных канонов.

По сути, большинство древних государств возникали и существовали под знаком пиетета перед предписаниями, освященными именем Бога. Первоначальные нормы права определялись религиозными установлениями, детально регламентировавшими общественную жизнь и предписывавшими «богоугодное» поведение людей.

Религия – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения. Во все времена она могла успокоить человека, дать ему ответы на интересующие его вопросы, указать направление и помочь не сбиться с пути2.

Нынешние связи права и религии в государственно-организованных обществах неоднозначны и зависят от сложившихся между ними отношений, определяемых во многом характером государственно-политического режима, формой правления и историческими традициями. Современной истории известны факты формирования новых государств и их нормативных систем на религиозной основе. Примером тому может быть, в частности, разделение Британской Индии в 1947 г. на исламское государство Пакистан и собственно Индию, где основной религией населения уже свыше 2000 лет остается индуизм. А в начале 90-х годов ушедшего столетия мир стал свидетелем распада Югославии на государства по религиозному признаку, в которых преобладало соответственно католическое, мусульманское или православное население. В 2002 г. добился независимости от Индонезии Восточный Тимор, население которого более 400 лет было под властью католической Португалии и восприняло христианство в отличие от мусульманского вероисповедания остальных индонезийцев.


Религиозные нормы обладают немалым потенциалом регулирования некоторых сфер общественных отношений. Существенным фактором в данном случае является конкретизация начал дозволенного и запрещенного в некоторых религиозных учениях, а также деление человеческих действий на разрешенные, рекомендательные, порицаемые, обязательные1.

Таким образом, религиозные нормы существуют в обществе не как чужеродное ему тело. Связь между религией и обществом не следует рассматривать как взаимодействие двух самостоятельных величин; религия - часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, так прочно она вплетена в ткань социальных отношений.

Нормы религии есть не что иное, как определенные идеи, которые сами по себе могут служить мощным двигателем развития человечества. Более того, они часто находят свое воплощение в нормах права, относясь к нему как должное к сущему.

Долгое время сфера права рассматривалась как исключительно сфера рационального. В то же время исследования последнего времени показывают обратное. В частности, И.А. Исаев пишет, что «иррациональные элементы укоренены в самом существе и структуре права, идее права, норме и правоприменении... Миф, мистика и магия - основные символические формы, в которых право зарождается и от которых, несмотря на последующую его рационализацию, оно так и не в силах отказаться»1.

В.Н. Синюков также полагает, что «кроме «материи» права есть еще и его «дух», «аура», «символы» и «образы», которые не менее императивны и реальны, чем правоотношения и акты применения, и которые либо вообще не существовали для нашего материалистического правоведения, либо выводились за рамки собственной юридической проблематики»2.

На протяжении многих тысячелетий именно религия оказывала определяющее воздействие на формирование мировоззрения человека, определяя глубинный смысл его поступков, формируя их повседневную мотивацию. Религия служила оправданием права, освящением его, придавала праву необходимую сакральность. По этому поводу Г.Дж. Берман пишет, что «без сакральности принуждение не будет эффективно, поскольку органы принуждения сами будут коррумпированы. Эта сакральность и есть религиозное измерение права»3.

Соблюдение правовых норм требует наличия не только властного принуждения, угрозы санкции, но и осознания духовно-нравственного значения этих норм. И не случайно веками нормы права освящались либо божественной волей (законы Ману, Библия, Коран и т.д.), либо их соответствием принятому в обществе пониманию справедливости и высших ценностей (римское право). По мнению Д. Ллойда, с которым вполне можно согласиться, идея справедливости является важнейшей составной частью идеи права, более того, идея права всегда ассоциируется с идеей справедливости
1.

Религиозные верования усиливают и правовые чувства людей: чувства прав и обязанностей, чувство равенства, отрицание беззакония во всех его проявлениях. «Рассуждая о праве исключительно с точки зрения его эффективности, то есть не обращая достаточно внимания на религиозные аспекты права, мы тем самым лишаем его способности вершить справедливость и, возможно, даже лишаем его будущего»2, - полагает Г.Дж. Берман.

Это представляется верным и для России. «Религиозность русского народа отражала не только представления о целостности мироздания, но и закладывала основы тождественности этических норм и правил, усваиваемых каждым последующим поколением. Тем самым христианская этика напрямую соотносилась с нормами обычного права, повышала их действенность за счет наполнения мистическим содержанием, а следовательно, выполняла функции контроля и коррекции поведенческой практики»3.

Историко-правовые исследования свидетельствуют о том, что в основе правовых норм лежат нормы религиозные. В законах Ману как одном из древнейших источников нормы права настолько тесно переплетены с религиозными нормами, что порой их невозможно отделить друг от друга. Все правовые обязанности объясняются с религиозных позиций и имеют религиозное содержание. Именно религия определила и социальную структуру индийского общества, во многом сохраняющуюся до наших дней. Мусульманское право (шариат) имеет своим основным источником Коран и Сунну, которые исходят от Аллаха и пророка Мохаммеда. В итоге и материальное, и процессуальное право мусульманских государств обладает религиозным происхождением. В основе многих норм, определяющих сущность правовой системы современного Израиля, лежат положения иудаизма. Право христианских государств, несмотря на то что сегодня нередко имеет подчеркнуто светский характер, также вытекает из библейских норм и заповедей: не убий, не укради и т.д. Как писал А.А. Любищев, «идеи справедливости и милосердия, проповедываемые лучшими представителями христианства, постепенно вошли в кровь и плоть прогрессивного человечества и были источником великих реформаторских идей, но постепенно утратилось сознание о генетической связи этих идей с христианством, и даже возникло мнение о совершенной независимости этих идей от христианства»1. И потому вполне можно согласиться с мнением, что «колоссальным ресурсом, порождающим закон, является область священного и религиозного»2.

Светский характер присущ многим государствам. Различными способами происходит его закрепление в национальном законодательстве, в конституциях. При существующем неоднозначном месте религии в обществах некоторые расхождения есть и в понимании светскости как правовой категории, которая определяет отношения власти с религиозными объединениями, а также с гражданами относительно вопросам вероисповедания.