Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Контексты власти. Лидер).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примеры власти возникает в результате особых личных качеств лидера, благодаря которым он отличается и уважается, восхищается, хочет быть похожим на него. Такая власть генерируется влиянием через харизму. Правда, бывает и так, что сотрудники считают своего руководителя или коллегу харизматичным человеком, но не хотят брать с него пример.

Появляясь в обществе, развиваясь вместе с обществом, правительство укрепляет собственную стабильность, упорядоченность и постоянство на основе корпоративной этики, определяемой основателем, генеральным директором. Эта корпоративная этика не противоречит трудовому кодексу и конституции прав человека.

Несмотря на то, что человек ежедневно сталкивается с социальной властью, важным аспектом является также экономическая и политическая власть.

Важно помнить, что обладание властью всегда влечет за собой ответственность. Давая инструкции подчиненным, побуждая их действовать определенным образом, лицо, обладающее властью, берет на себя ответственность за результат работы, а также за безопасность работников, их моральный дух и т. Д. При применении власти человек должен помнить что он будет нести различные виды ответственности: моральную, материальную, административную, уголовную.

Контексты власти. Лидер

Подумайте о лидере, которого вы знаете, который полагался на свою способность дисциплинировать или вознаграждать людей, чтобы сделать что-то. Затем напомните себе о лидере, который был известным экспертом в своей области, или о том, кем вы действительно восхищались за его честность.

Как вы себя чувствовали, работая на этих лидеров, и кто из них получил от вас лучшее? То, как лидер ведет себя по отношению к вам и насколько эффективно вы работаете в результате, может зависеть от источника ее силы. И ее власть не должна исходить от ее официального статуса или титула.

Социальные психологи Джон Френч и Бертрам Рэйвен изучали это явление более полувека назад. Несмотря на свой возраст, их исследования все еще могут помочь нам понять, почему некоторые лидеры влияют на нас, насколько мы готовы принять их власть, и – если вы лидер – как вы можете развивать новые основы власти, чтобы получить лучшее от своего народа.

Лидер (от англ. leader – «ведущий, руководитель»), Ушаков слово «Лидер» – определяет, как лицо, идущее, стоящее первым.[4]


В этом определении источники и формы власти лидера не указаны намеренно, причины, по которым группа признает право решать и контролировать. Лидер часто продвигается снизу, в основном спонтанно, и принимается последователями. Сфера влияния лидера может выходить за рамки административных рамок формальной организации. Есть понятия «формальный лидер» - менеджер, который имеет официальные управленческие полномочия и проявляет лидерские качества, а «неформальный лидер» - это сотрудник организации, который не наделен властью, но демонстрирует лидерское поведение по отношению к своим коллегам в Работа.

Для описания процессов лидерства в организации, как правило, не используются такие термины, как «начальник и подчиненные» или «менеджер и сотрудники». Чаще говорят о «лидере и его последователях». Очевидно, что настоящие лидеры используют такие формы влияния на своих последователей, как пример харизмы и экспертного влияния, не прибегая к принуждению для достижения целей организации.

Существуют различные формулировки определения лидерства[5]:

1) лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, и носителем такой власти выступает не большинство, но один человек или небольшая группа лиц – «лидерство-власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами»[6] (Ж. Блондель);

2) лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Общество есть сложная, иерархически организованная система социальных статусов и соответствующих им социальных ролей. Социальный статус руководителя предполагает и даже, требует выполнения социальной роли в манере лидера; лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» (Л. Даунтон);

3) Лидерство оказывает влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не кем-либо, но при соблюдении следующих условий: а) постоянство влияния не является одноразовым кратковременным влиянием; б) широта влияния - воздействие осуществляется на всех членов труппы; c) четкий приоритет влияния, отношения между лидером и последователями асимметричны, односторонняя ориентация лидера на членов группы, d) руководитель организации полагается не на прямое применение силы, а на авторитет или признание легитимности руководства. Диктатор, который держит группу под контролем, не может считаться лидером. Не все исследователи согласны с этим (Блондель допускает использование системы принуждения);


4) лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

5) лидерство есть неформальное явление, это символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. Роль лидера возникает стихийно, ее нет в штатных расписаниях, лидерство – феномен психологический, тогда как руководство – социальный.

Лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

Столяренко Л. Д. в своей книге «Психология. Учебник для ВУЗов выделяет следующих типов лидера[7]:

1) бытовой тип лидерства (и школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);

3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, общественного лидера и политического лидера. У первых всегда есть возможность продвигаться к лидерам другого типа.

Лидер управления - это особый тип социального лидера, который характеризуется определенными социально-психологическими и профессиональными качествами. Это авторитетный член команды, имеющий юридические или фактические полномочия в группе или организации.

Лидер не имеет абсолютной власти как таковой, и его влияние ограничено контекстом власти. Чтобы понять контекст власти, прежде всего необходимо понять, какой стиль лидерства имеет лидер.

Есть также два типа лидерства:

• формальный

• неформальный

С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к двум основным. Во-первых, он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения. Например, доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы, такие как агрессивность, обособленность, стяжательство и пр.

Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, неформальный лидер мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Мотивацию лидер осуществляет, высказывая взглядом, жестом или словом свою оценку действий члена группы. К лидеру добровольно и не всегда полностью осознанно присоединяется большинство членов группы, одобряя или порицая своего товарища.


Административные приказы, выговоры, беседы, проработки начальства и лекции часто оказывают более слабое действие на поведение члена группы, чем один жест порицания неформального лидера или молчаливое выражение группового неодобрения.

Выделяют два полярных типа лидерства – инструментальный и эмоциональный.

Инструментальный (деловой) лидер – член группы, берущий на себя инициативу в решении проблемной ситуации, в соответствии с групповыми целями и обладающий соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.

Эмоциональный лидер - это член группы, который берет на себя функцию контроля группового настроения (выразительные функции) в проблемных ситуациях. Иногда положение эмоционального лидера называют эпицентром эмоционального контакта.

В положительном смысле эмоциональный лидер стремится предотвращать и разрешать конфликты, сглаживать и ослаблять эмоциональное напряжение, возникающее среди членов группы в проблемных ситуациях, и тем самым вносить вклад в достижение целей группы и повышать эффективность групповых действий.

В негативном плане эмоциональный лидер под влиянием неудач и трудностей может стать зачинщиком паники, недовольства, истерических реакций, асоциального поведения группы.

Между этими двумя полярными типами неформальных лидеров распределены все остальные.

Хотя большинство из них предполагают, что есть только три стиля лидерства формальных лидеров, такие как:

самодержавный, демократический и либеральный. Но Ицхак Адизес, один из мировых экспертов по повышению производительности организаций за счет изменений, имеет совершенно уникальную точку зрения на модель лидерства. Он считает, что основополагающую задачу менеджера в организации можно выразить следующим требованием: «Сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе». Для решения этой задачи менеджеру необходимо обладать многочисленными, порой взаимоисключающими качествами и уметь эффективно выполнять четыре функции PEAI:

1.  P – Производство результатов.

2.  A – Администрирование (управление).

3.  E – Предпринимательство (видение перспективы).

4.  I – Интеграция (объединение).

Лидером, по мнению И. Адизеса, можно назвать только такого человека, который успешно выполняет две-три и более функций, причем одной из них обязательно должна быть интеграция (I) – умение объединять людей. При этом прочие функции также должны выполняться удовлетворительно: PAeI, PaEI, pAEI, PaeI, pAeI, pаEI[8].


Контексты и стиль власти распространяются в зависимости от форм власти:

Отталкиваясь от формулы И. Адизеса, можно сказать следующее, что лидер – это человек не просто владеющий какими – либо качествами. Лидер – это человек который удовлетворяя потребности окружающих удовлетворяет свои цели и потребности.

Справедливо было бы сделать вывод, что человек может иметь возможность влиять, развиваться и помогать, не обязательно будучи лидером команды. Во многих ситуациях можно оказывать влияние, не будучи во власти. Люди с властью могут влиять на следование и в некоторой степени контролировать действия других. Если вы наблюдаете за группой людей, работающих вместе, вы сможете определить, кто является лидером группы.

Власть - это способность человека контролировать деятельность других людей. Лидерство - это способность вдохновлять людей добровольно следовать вашим указаниям и управлять завершением проекта без применения какой-либо силы. Традиционно считалось, что власть происходит от лидерства. Однако во многих случаях власть ведет к лидерству. Однако эти два понятия взаимосвязаны и могут стать источником путаницы между разными людьми, которые не до конца понимают различия. Лидерство зависит от власти; хороший лидер - это тот, кто имеет какую-то форму власти.

Власть в широком смысле определяется как способность человека осуществлять некоторую форму контроля над другим человеком. Существует четкая связь между властью и влиянием. Различные определения власти рассматривают его как причинно-следственную эффективность, которая может быть либо заметным изменением в мире, либо психологическим давлением, которое дает людям повод выбрать одну альтернативу над другой. В детстве ваши родители оказывали значительное влияние на ваши действия, и вы часто пытались подражать их предпочтительному поведению, чтобы доставить им удовольствие. В школе то же самое относится и к учителям, они могут легко заставить вас сделать одно, а не другое. В этих двух случаях и родители, и учителя получили власть, которая дала им влияние на вас.

Сила мотивации - это то, что приобретается благодаря способности наградить последователей или дать какую-то форму выгоды. Принудительная власть - это способность к исполнению наказаний или санкций. Законная власть - это власть, полученная из официальной власти в организации или на выборах. Референтная власть основана исключительно на следующих лицах. Экспертная сила приобретается из своего опыта, знания специализированных навыков. Интегративная власть - это то, что происходит от способности объединять людей.