Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 730

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

189
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
188
Справочник командира тельной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это решение аннулируется в случаях выбросов, сбросов загрязняющих ве- ществ, размещения отходов сверх установленных допустимых лимитов,
отсутствия или истечения срока действия оформленного в надлежащем порядке разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размеще- ние отходов, а также при невыполнении мероприятий по охране окружаю- щей среды в сроки, согласованные с территориальными природоохранны- ми органами. В этом случае плата за загрязнение окружающей среды с воинской части взимается на общих основаниях.
Действующее природоохранительное законодательство предусматри- вает возможность корректировки размеров платежей природопользова- телей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий (т. е. возможность зачета затрат на выполнение конкрет- ных природоохранных мероприятий в общих платежах природопользо- вателя). Корректировку размеров платежей воинской части с учетом освоения ею средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнитель- ной власти субъектов Российской Федерации с участием территориаль- ных специально уполномоченных государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей среды. Предложения по кор- ректировке подготавливает воинская часть на основе планируемых при- родоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориаль- ными природоохранными органами.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия следует осу- ществлять: в воинской части, находящейся на бюджетном финансирова- нии, — за счет источников, по которым содержатся соответствующие объекты, загрязняющие окружающую среду, производящие отходы или оказывающие другие вредные воздействия; на хозрасчетных предприя- тиях и в организациях — за счет себестоимости продукции (работ, услуг),
а за сверх предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих ве- ществ, размещение отходов и уровни вредного воздействия — за счет прибыли.
Сроки перечисления платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов устанавливают- ся территориальными специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
По истечении этих сроков суммы платежей взыскиваются в бесспор- ном порядке. Внесение такой платы не освобождает воинскую часть от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рационально- му использованию природных ресурсов. В случаях когда воинская часть причиняет вред окружающей среде в результате экологического право- нарушения, такой вред возмещается добровольно или по решению суда,
помимо внесения установленной платы за ее загрязнение.
Восстановление окружающей среды — это доведение запасов и ка- чества природных ресурсов до уровня, предшествующего их истощению в результате хозяйственной и иной деятельности. Основные мероприя- тия по восстановлению окружающей среды включают:
— оценку ущерба окружающей среде, нанесенного в ходе деятельнос- ти воинской части;
— определение объема восстановительных работ и согласование его
(в случае необходимости) со специально уполномоченными государствен- ными органами в области охраны окружающей среды;
ми (в том числе другими воинскими частями), имеющими лицензию на осуществление такой деятельности, на договорной основе.
При установлении временно согласованных нормативов объемов вы- бросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду указыва- ются этапы и сроки достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов. Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения (как на территории воинской части, так и за ее предела- ми), предельные размеры выделяемой площади (объемов или массы) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показате- ли, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей среды и условия жизни личного состава и населения в районе дислокации воинской части. В соответ- ствии с установленными нормативами воинской части — природополь- зователю выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, использование (изъятие) природных ре- сурсов, размещение отходов.
В случае отсутствия у воинской части оформленного в установлен- ном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, раз- мещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и оплачивается с применением установленного повыша- ющего коэффициента. Размер платы за загрязнение окружающей среды определяется исходя из двух видов базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов,
другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов,
другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов
(временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы установлены по каждому ингредиенту за- грязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов и бассейнов рек установлены коэффициенты экологической ситуации к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности тер- риторий, значимость природных и социально-культурных объектов и т. д.
К базовым нормативам платы ежегодно устанавливается предельный коэффициент индексации. Ставки платы по загрязняющим веществам определяются умножением базовых нормативов платы за соответству- ющие загрязняющие вещества на установленные коэффициенты.
Воинские части Министерства обороны Российской Федерации (кро- ме хозрасчетных), финансируемые из государственного бюджета, могут освобождаться от платы за загрязнение окружающей среды при соблю- дении ими установленных допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов. Для решения во- проса об освобождении от платы за загрязнение окружающей среды воинская часть — природопользователь подготавливает предложения,
обоснования и расчеты, подтверждающие соблюдение установленных допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, ли- митов размещения отходов, которые направляются на рассмотрение в территориальный специально уполномоченный государственный орган
Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В случае согласия территориального органа на освобождение воинс- кой части от платы данное решение утверждается органами исполни-


191
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
190
Справочник командира зование; выполнение требований действующего законодательства в об- ласти рационального природопользования; строительство, реконструк- ция военных объектов воинской части с учетом разработки и внедре- ния ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий; сбор и переработка всех видов отходов, образующихся в ходе деятельности воинской части.
Комплексное природопользование — это такое использование при- родно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация
(добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность воин- ской части оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую среду.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдает- ся воинской части специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды с указанием: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. Такая лицензия (разрешение) являет- ся одним из оснований для заключения договора на комплексное приро- допользование между отдельной воинской частью и исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.
Порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование раз- рабатывается и утверждается исполнительными органами власти субъек- тов Российской Федерации. Выдача лицензий производится специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Воинская часть обязана получить лицензию на комплексное природо- пользование в рамках лимитов, условий, требований и других ограниче- ний, указанных в данной лицензии. Сохраняется порядок получения разрешений, дающих право на пользование отдельными видами природ- ных ресурсов, на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружаю- щую среду и размещение отходов, установленные законодательством
Российской Федерации, решениями органов власти субъектов Российс- кой Федерации. В лицензии на комплексное природопользование ука- зываются с учетом требований законодательства о сохранении сведе- ний, составляющих государственную тайну:
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   71

— данные о воинской части, получившей лицензию;
— данные о целевом назначении работ, связанных с природопользова- нием;
— границы территории (земельного участка), предоставляемой для ведения работ, связанных с природопользованием;
— перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования;
— перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов;
— уровни загрязнения компонентов природной среды до начала хо- зяйственной деятельности и предельные уровни загрязнения компонен- тов природной среды;
— план природоохранных мероприятий;
— особые экологические требования, при которых допускается хозяй- ственная деятельность;
— рекультивацию земель, реабилитацию лесов, восстановление ланд- шафтов и составляющих их элементов.
Руководство работами по восстановлению окружающей среды и от- ветственность за их выполнение возлагаются на командира воинской части.
Экологическая безопасность вооружения, военной техники (ВВТ)
и военных объектов — свойство вооружения, военной техники и воен- ных объектов обеспечивать предотвращение (снижение) вредного воз- действия вооружения, военной техники и военных объектов на окружа- ющую среду и человека на всех стадиях жизненного цикла, исключая их боевое применение, при установленном состоянии организационно-тех- нических мероприятий по обеспечению экологической безопасности
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Реализация требований экологической безопасности ВВТ осуществля- ется следующими методами: выполнением комплекса организационно-тех- нических мероприятий; планированием оптимальных режимов эксплуа- тации ВВТ; подготовкой и воспитанием личного состава и персонала
Вооруженных Сил Российской Федерации в области военной экологии;
обоснованием выбора районов расположения и эксплуатации ВВТ, орга- низацией мониторинга в этих районах, проведением паспортизации во- енных объектов и сертификации ВВТ; профилактикой чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий; определением первоочеред- ных экологических проблем, связанных с деятельностью Вооруженных

Сил Российской Федерации, и их приоритетным разрешением; своевре- менной утилизацией (уничтожением) устаревших и аварийных образ- цов ВВТ и военных объектов.
Природоохранная деятельность представляет собой систему государ- ственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармонич- ного взаимодействия общества и природы на основе сохранения, вос- производства и рационального использования природных ресурсов, улуч- шение качества окружающей среды. Природоохранная деятельность в воинской части проводится на всех этапах боевой подготовки и повседнев- ной деятельности с учетом конкретных условий дислокации (базирова- ния) и во взаимодействии с государственными природоохранными орга- нами.
К основным мероприятиям природоохранной деятельности относятся:
— разработка и реализация комплекса организационно-технических мероприятий по охране окружающей среды, животного и растительного мира;
— разработка и согласование с государственными природоохранны- ми органами нормативов природопользования;
— строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация природоохран- ных сооружений и установок на военных объектах;
— сбор, удаление (переработка и утилизация) и уничтожение всех видов отходов военной деятельности.
Рациональное природопользование — это комплексное, экономичес- ки эффективное использование природных ресурсов в сочетании с тре- бованиями охраны и учета потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов в целях недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здо- ровья человека. К основным мероприятиям рационального природополь- зования относятся: получение лицензии на комплексное природополь-

193
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
192
Справочник командира
Лицензия на комплексное природопользование может пересматривать- ся в случаях: ухудшения окружающей среды по причинам, не завися- щим от воинской части; изменения режима природопользования, профи- ля деятельности воинской части, смены технологии; изменения действу- ющих нормативов природопользования; истечения срока действия ли- цензии.
Аннулирование лицензии на комплексное природопользование произ- водится специально уполномоченным органом в случаях: решения во- инской части прекратить дальнейшее природопользование; расформи- рования воинской части; грубых нарушений условий природопользова- ния, указанных в лицензии, или ухудшения состояния окружающей сре- ды по вине воинской части. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование ведет к расторжению договора на комплексное природопользование либо к пересмотру иных документов, дающих пра- во на пользование отдельными природными ресурсами и объектами и воздействие на окружающую среду.
К воинской части, обязанной получить лицензию на комплексное при- родопользование, но осуществляющей природопользование без лицен- зии, органы государственного контроля вправе применять предусмот- ренные действующим законодательством санкции.
§ 7. Деятельность командования по организации обеспечения военнослужащих всеми видами довольствия
В соответствии со ст. 72 УВС ВС РФ командир в мирное и военное время отвечает за техническое, материальное, медицинское, финансовое,
социально-правовое и бытовое обеспечение.
Денежное довольствие
Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием в со- ответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужа- щих» определяется Министерством обороны Российской Федерации и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в кото- рых законом предусматривается военная служба, т. е. приказами руко- водителей таких министерств и ведомств.
Основными документами, действующими в настоящее время по данно- му вопросу в Вооруженных Силах Российской Федерации, являются
Положение о денежном довольствии военнослужащих Советской Ар- мии и Военно-Морского Флота, введенное в действие приказом мини- стра обороны СССР от 14 августа 1978 г. № 075, и Положение о финан- совом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского
Флота, введенное в действие приказом министра обороны СССР от
30 марта 1973 г. № 80.
По общему правилу денежное довольствие военнослужащим выпла- чивается по месту штатной службы. Конкретные дни месяца, в которые военнослужащим должно быть выплачено денежное довольствие, в на- стоящее время нормативно не установлены. Таким образом, исходя из того, что денежное довольствие выплачивается ежемесячно, следует вывод,
что военнослужащий должен обеспечиваться денежным довольствием в течение текущего месяца. Однако командир не лишен права своим
— сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений;
— ответственность за несоблюдение воинской частью требований и условий, содержащихся в данной лицензии.
Воинская часть, обязанная получить лицензию на комплексное приро- допользование, обращается в соответствующий специально уполномо- ченный государственный орган Российской Федерации в области охра- ны окружающей среды с письменной заявкой, к которой прилагаются лицензия на право пользования отдельными природными ресурсами, на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, на размещение отходов и эко- логический паспорт. Специально уполномоченный орган, получивший все необходимые документы, организует рассмотрение заявки и прини- мает одно из следующих решений: о выдаче лицензии на комплексное природопользование; об отказе в выдаче лицензии на комплексное при- родопользование; о проведении экологической экспертизы фактичес- ких показателей деятельности воинской части, по результатам которой выдаются требования для уточнения и согласования условий природо- пользования, включая набор показателей и перечень необходимых орга- нов управления и контроля для корректировки лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.
На основе согласованных условий природопользования специально уполномоченный орган выдает воинской части лицензию на комплекс- ное природопользование. Выдача лицензий на комплексное природо- пользование для действующих воинских частей осуществляется не позд- нее чем в 2-месячный срок со дня подачи заявки.
Вновь создаваемые, передислоцируемые, расформировывающиеся во- инские части, в том числе воинские части, создающие новые объекты,
связанные с природопользованием, или реконструирующие уже имею- щиеся объекты, обязанные получить лицензию на комплексное приро- допользование, обращаются в соответствующий специально уполномо- ченный орган с письменной заявкой и прилагаемым к ней заключением государственной экологической экспертизы, в котором указываются намечаемое (оставляемое) место расположения воинской части или объекта, вид природопользования, потребности в природных ресурсах,
возможное воздействие на окружающую среду.
На основании положительного заключения государственной экологи- ческой экспертизы специально уполномоченный орган в 2-недельный срок со дня получения заявки выдает лицензию на комплексное приро- допользование. Требования, лимиты и другие ограничения по условиям природопользования, содержащиеся в лицензии на комплексное приро- допользование для названных воинских частей, указываются отдельно для периода строительства и для периода эксплуатации.
Лицензия на комплексное природопользование действует в течение установленного в ней срока, но не более 5 лет. Решение о продлении срока лицензии принимается органами, выдавшими лицензию, на осно- вании письменного заявления воинской части, поданного не позднее
1 месяца до истечения срока действия лицензии. Решение об отказе в выдаче лицензии должно направляться заявителю в письменной форме с указанием причины отказа.
Лицензия на комплексное природопользование хранится в воинской части. Копии лицензии находятся в органе, выдавшем лицензию, и в органе исполнительной власти района (города), на территории которого осуществляется природопользование.


195
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
194
Справочник командира
Начальник финансовой службы воинской части при исключении военнослужащих с денежного довольствия обязан удовлетворить их положенным денежным довольствием и о выплаченных суммах произ- вести в их денежных аттестатах записи установленного образца. Воен- нослужащим, проходящим военную службу по призыву, и курсантам военно-учебных заведений в этих случаях выдается денежный аттес- тат. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, уволь- няемым в запас, денежные аттестаты не выдаются.
Действующим законодательством предусмотрена возможность допол- нительных выплат военнослужащим, а также возможность удержания из их денежного довольствия определенных денежных сумм, прямо пре- дусмотренных нормативными правовыми актами, при наступлении опре- деленных юридических фактов.
Ответственность за правильность и своевременность удержаний из денежного довольствия возлагается на командира воинской части и начальника финансовой службы.
Выплата денежного довольствия ранее установленных сроков может производиться военнослужащим:
— направляемым в служебную командировку и убывающим в отпуск,
если они ко дню выплаты денежного довольствия за очередной месяц не могут возвратиться в воинскую часть;
— в случае передислокации воинской части, если срок выплаты де- нежного довольствия наступит в пути следования в пункт новой дисло- кации;
— переводимым в другую воинскую часть, если они прибудут в эту часть после 20-го числа месяца, за который выплачивается денежное довольствие, и в других случаях.
Единовременные добавочные виды денежного довольствия выплачи- ваются по возникновении права на их получение, а выплата ежемесяч- ных добавочных видов денежного довольствия производится одновре- менно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.
Вознаграждение за работу сверх установленного служебного време- ни, а также в дни отдыха и в праздничные дни военнослужащим не выплачивается.
Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему право- вому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, и денежное довольствие им выплачивается на общих основаниях по нормам и в порядке, установленным для офицеров,
проходящих службу по контракту, кроме особо оговоренных случаев
(например, выплата единовременного пособия при увольнении с воен- ной службы и др.).
Продовольственное обеспечение
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военно- служащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществ- ляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством
Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством оборо- ны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнитель- ной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм:
— организация питания по месту военной службы — для военнослу- жащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных катего- приказом установить конкретные дни выплаты денежного довольствия военнослужащим части.
Выплата денежного довольствия военнослужащим воинской части производится по раздаточным ведомостям, в которых должности воен- нослужащих, в том числе вакантные, записываются в той же последова- тельности, в какой они указаны в штате или штатном расписании части.
Основанием для составления раздаточных ведомостей служат:
а) утвержденный в установленном порядке штат воинской части;
б) нормы денежного довольствия, установленные Правительством Рос- сийской Федерации и приказами министра обороны Российской Феде- рации;
в) приказы и другие документы о назначении на должности и прохож- дении службы личным составом;
г) денежные аттестаты зачисляемых на денежное довольствие воен- нослужащих, выданные по месту прежней службы военнослужащих.
По отдельным раздаточным ведомостям производится выплата денеж- ного довольствия, не полученного военнослужащими в установленные сроки, а также убывающим в отпуск, служебные командировки, к новому месту службы или увольняемым с военной службы.
В том случае, если денежное довольствие выплачивается не за пол- ный месяц, либо производится выплата по перерасчету, либо выплачива- ются единовременные добавочные виды денежного довольствия, в тек- сте раздаточной ведомости или на обороте ее начальником финансово- го довольствия составляется подробный расчет исчисленной к выплате суммы с приложением документов, послуживших основанием для вы- платы (выписка из приказа, справки о прохождении службы и семейном положении военнослужащего и пр.). Расчет подписывается начальни- ком финансовой службы воинской части.
Сводная ведомость подписывается начальником финансовой службы и утверждается командиром воинской части.
Военнослужащие расписываются в раздаточных ведомостях в полу- чении денежного довольствия чернилами или шариковой ручкой.
Выплата причитающегося военнослужащему денежного довольствия другому лицу допускается только по надлежаще оформленной доверен- ности или его законным наследникам. При этом получатель, кроме пред- ставления доверенности или документа о наследовании, обязан распи- саться в получении денег в раздаточной ведомости.
При утрате денежного аттестата умершего военнослужащего вопрос о выплате денежного довольствия его законным наследникам решается в каждом конкретном случае начальником довольствующего финансо- вого органа.
Зачисление на денежное довольствие военнослужащих, прибывающих в воинскую часть, и исключение с денежного довольствия военнослужа- щих при переводе и временном убытии из воинской части (на курсы, в военно-лечебное учреждение, в отпуск по болезни и т. п.), а также при увольнении с военной службы оформляется приказом командира воин- ской части.
Прибывших к новому месту службы военнослужащих зачисляют на денежное довольствие на основании денежных аттестатов, с одновре- менной регистрацией зачисляемых на денежное довольствие военно- служащих в книге регистрации.