Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 731
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении, доводит- ся до сведения заявителя со ссылкой на законодательство и с указани- ем мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования при- нятого решения.
В ФСБ России работа командиров по рассмотрению и разрешению обращений военнослужащих регулируется Инструкцией о порядке рас- смотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах феде- ральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России
«Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений,
181
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
180
Справочник командира
Ответ автору обращения, проживающему за границей, направляется в установленном порядке с учетом имеющихся договоров и соглашений.
Доклад результатов рассмотрения обращений, взятых на контроль в
Управлении делами ФСБ России, осуществляется, как правило, через отдел писем Управления делами ФСБ России.
На документах, связанных с рассмотрением обращений, после приня- тия решения и их исполнения должны быть надпись «В дело» с указа- нием номера дела по номенклатуре и подпись должностного лица, при- нявшего это решение.
Во внутренних войсках МВД России работа командиров по рассмотре- нию и разрешению обращений военнослужащих регулируется Инструк- цией по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России,
утвержденной приказом МВД России «Об организации делопроизвод- ства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России» от 1 марта 1999 г. № 150.
Остановимся на специфике, которая характерна для порядка рассмот- рения заявлений и жалоб военнослужащих внутренних войск МВД
России.
Контроль выполнения вышеуказанного приказа возложен на замести- телей министра внутренних дел Российской Федерации по направлени- ям служебной деятельности курируемых подразделений.
Ответственность за организацию работы с обращениями граждан, ка- чество и своевременность их рассмотрения и разрешения возлагается на руководство МВД России, начальников подразделений МВД России.
Все поступающие обращения граждан, а также документы, связанные с их рассмотрением, принимаются и обрабатываются сотрудниками сек- ретариатов.
При этом проводится:
— проверка (при необходимости) поступившей корреспонденции на предмет безопасности вложения;
— определение правильности адресования корреспонденции;
— вскрытие конвертов писем и проверка наличия указанных прило- жений, документов, других материалов;
— возвращение ошибочно присланных (не по адресу) писем.
Все поступившие в МВД России (его структурные подразделения)
рапорты военнослужащих внутренних войск должны быть зарегистри- рованы в отделе писем Аппарата министра внутренних дел Российской
Федерации и секретариатах подразделений МВД России в день их по- ступления.
Обращения граждан, в которых не указана или неразборчиво написа- на фамилия и которые не содержат данных о месте жительства заяви- теля (либо о его работе или учебе), признаются анонимными. Как пра- вило, они не регистрируются и подлежат уничтожению. В исключитель- ных случаях анонимные обращения, содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, без регистрации направляются в соответствующие подразделения МВД России для ис- пользования в оперативных целях.
По каждому обращению не позднее чем в 5-дневный срок должно быть вынесено одно из следующих решений:
— о принятии жалобы или заявления к своему производству или не рассмотрении его (анонимные);
ния об обстоятельствах личной жизни (службы, работы, учебы и т. п.)
авторов обращений и связанных с ними лиц.
Не подлежит также разглашению посторонним лицам информация о факте обращения гражданина в органы безопасности и о результатах рассмотрения обращения.
Обращения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступ- ления в ФСБ России (орган безопасности).
Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рас- сматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступле- ния в орган безопасности.
Решения по обращениям военнослужащих и членов их семей прини- маются:
— в подразделениях ФСБ России, учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях ФСБ России, в территориальных органах безопасности,
в органах безопасности в войсках — безотлагательно, но не позднее
7 дней со дня поступления;
— в Федеральной службе безопасности Российской Федерации —
в срок до 15 дней со дня поступления.
Началом срока рассмотрения обращений, поступивших в ФСБ России,
считается день их регистрации в Управлении делами ФСБ России, а обращений, поступивших непосредственно в другие органы безопаснос- ти — день их регистрации в соответствующих секретариатах. Оконча- нием срока рассмотрения считается дата направления письменного от- вета или устного сообщения автору с изложением принятого решения по обращению.
В тех случаях, когда для рассмотрения и разрешения обращения необ- ходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, сроки могут быть в порядке ис- ключения продлены: по обращениям граждан — не более чем на 1 ме- сяц, а по обращениям военнослужащих и членов их семей — не более чем на 15 дней.
Продление срока рассмотрения обращения производится начальни- ком органа безопасности или его заместителем по мотивированному рапорту исполнителя. О продлении срока рассмотрения обращения со- общается его автору.
Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же лица и по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем сообщалось автору, начальником органа безопасности может быть принято решение о прекращении в дальнейшем проверок по таким обращениям, при этом автору направля- ется ответ о рассмотрении каждого обращения.
В случае выявления в указанных обращениях новых (дополнитель- ных) обстоятельств, по ним проводятся проверки в установленном по- рядке.
Ответ автору обращения готовится на бланке органа безопасности без указания воинского звания должностного лица, подписавшего ответ,
и направляется за регистрационным номером обращения.
Ответ на коллективное обращение направляется на имя первого под- писавшего его лица (если в письме не оговорено конкретное лицо) или в отдельных случаях — каждому из подписавших такое обращение.
Если ответ автору сообщается в устной форме, то составляется справ- ка, в которой указывается, кто, когда и в какой форме дал ответ, а также излагается его содержание.
183
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
182
Справочник командира по обращению решений; своевременность его разрешения и направле- ния ответа заявителю и некоторые иные вопросы.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следу- ющие выводы:
1. Под работой командиров (начальников) по рассмотрению и разре- шению предложений (заявлений, жалоб) понимают комплекс мер, осу- ществляемых командирами (начальниками) по рассмотрению и разре- шению поступивших в их адрес обращений (предложений, жалоб, заяв- лений) в целях реализации требований нормативных правовых актов
Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, других органов ис- полнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
2. Общий порядок работы командиров (начальников) по рассмотре- нию и разрешению предложений, жалоб и заявлений граждан во всех органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена во- енная служба, регулируется правовыми нормами гл. 5 ДУ ВС РФ.
3. Специфика, характерная для различных государственных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служ- ба, учитывается в ведомственных инструкциях, регулирующих порядок работы командиров (начальников) по рассмотрению и разрешению пред- ложений, жалоб и заявлений граждан.
4. Обращение (предложение, заявление, жалоба), поступившее на рас- смотрение командиру (начальнику), считается разрешенным, если он рассмотрел все поставленные в обращении вопросы, принял по ним не- обходимые меры, дал исчерпывающие ответы обратившемуся.
§ 6. Деятельность командиров в сфере охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов
При обеспечении экологической безопасности воинской части основ- ными организационно-правовыми мероприятиями (разд. XII Наставле- ния по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от
31 января 2001 г. № 10) являются:
а) планирование и организация обеспечения экологической безопас- ности воинской части;
б) наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мо- ниторинг), контроль, нормирование и паспортизация военных объектов воинской части;
в) восстановление окружающей среды в процессе повседневной дея- тельности воинской части, после проведения учений и специальных ра- бот, аварий и катастроф;
г) обеспечение экологической безопасности вооружения, военной тех- ники и военных объектов воинской части;
д) природоохранная деятельность, лицензирование и рациональное при- родопользование;
е) обеспечение защиты интересов воинской части при предъявлении исков за причинение вреда окружающей среде.
Планирование мероприятий по обеспечению экологической безопас- ности осуществляется командиром воинской части совместно с пред- ставителями экологических служб и оформляется в виде плана обеспе-
— о передаче обращения на разрешение в подчиненный или другой орган внутренних дел;
— о направлении по принадлежности в другое подразделение МВД
России либо соответствующий орган государственной власти, если под- нятые в нем вопросы не входят в компетенцию внутренних войск.
В тех случаях, когда в обращении наряду с вопросами, относящимися к компетенции внутренних войск, поставлены вопросы, требующие раз- решения в других органах государственной власти, рассматривающее его должностное лицо обязано не позднее чем в 5-дневный срок напра- вить в соответствующий орган государственной власти копию этого письма или необходимые выписки из него.
О пересылке материалов обращения в другой орган государственной власти заявитель в обязательном порядке извещается письменно.
Разрешение обращений (принятие по ним конкретных решений) осу- ществляется руководителями подразделений МВД России. При разре- шении обращений могут истребоваться необходимые материалы, орга- низовываться командировки с выездом на место, проводиться консуль- тации и экспертизы, привлекаться другие военнослужащие внутренних войск, специалисты, представители общественных организаций.
Срок разрешения обращений исчисляется со дня их поступления (ре- гистрации) в Аппарат министра внутренних дел Российской Федерации,
секретариат подразделения МВД России по день направления заявите- лям отчета на их обращения. В случае если окончание срока разреше- ния обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все постав- ленные в них вопросы, приняты необходимые меры по устранению нару- шений законности, заявителю дан письменный ответ.
По результатам проверки сведений, изложенных в обращении, состав- ляется мотивированное заключение. Оно подписывается должностным лицом, проводившим проверку, а также командованием внутренних войск
МВД России.
После принятия и фактического исполнения решения по обращению последнее вместе с материалами проверок, перепиской возвращается непосредственным исполнителем в секретариат соответствующего под- разделения МВД России с надписью «В дело» и подписью должностно- го лица, принявшего данное решение.
Для получения объективной информации о состоянии работы с обра- щениями граждан, обнаружения и фиксации в ней нарушений и недо- статков Аппаратом министра внутренних дел Российской Федерации,
руководителями подразделений МВД России организуется контроль за своевременным и полным рассмотрением и разрешением поступающих предложений, заявлений и жалоб.
Функцией контроля наделяется специальная создаваемая в подразде- лениях МВД России комиссия по работе с письменными обращениями,
предназначенная для подготовки управленческих решений, направлен- ных на совершенствование этой работы, устранение причин и условий,
порождающих жалобы. Ее задачи, состав и порядок работы определяют- ся в приказе соответствующего руководителя.
Предметом контроля являются сроки и полнота рассмотрения постав- ленных в обращении вопросов; объективность и тщательность провер- ки изложенных в нем сведений; обоснованность и законность принятых
185
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
184
Справочник командира ности Вооруженных Сил Российской Федерации и в специально упол- номоченный государственный орган в области охраны окружающей среды,
должностные лица которого проводили государственный экологичес- кий контроль.
При проведении государственного экологического контроля на воен- ных объектах проверяются:
— выполнение требований природоохранительного законодательства,
нормативных правовых актов, приказов и директив министра обороны
Российской Федерации, других нормативных и руководящих докумен- тов по обеспечению экологической безопасности войск (сил);
— организация природоохранной деятельности (планирование, уста- новление обязанностей и прав должностных лиц воинской части, созда- ние комиссии по предупреждению отрицательного воздействия на окру- жающую среду, контроль исполнения, взаимодействие служб, ведение экологической отчетности);
— организация экологического воспитания и обучения военнослужа- щих, экологические знания личного состава воинской части и реализа- ция их в служебной деятельности;
— планирование снижения экологического ущерба от загрязнения окружающей среды в результате деятельности воинской части, выра- ботка предложений для принятия решений по защите вооружения, воен- ной техники и личного состава воинской части в условиях неблагоприят- ной экологической обстановки;
— наличие утвержденных в установленном порядке нормативов выбро- сов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, размещения отхо- дов, лицензирование использования природных ресурсов;
— правильность технической эксплуатации, ведения строительства,
реконструкции и ремонта объектов и устройств природоохранного на- значения, использования выделенных на эти цели материальных средств и ассигнований;
— внедрение ресурсосберегающих и снижающих вредные экологи- ческие воздействия технологических процессов и оборудования;
— эффективность использования табельных средств контроля за со- стоянием окружающей среды в месте дислокации воинской части;
— своевременное и качественное представление в соответствии с табелем срочных донесений сведений об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
— соблюдение воинской частью порядка пользования лесным фондом,
норм и правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства и охраны от пожаров лесов, закрепленных за Министерством обороны Российской
Федерации;
— использование воинской частью земельных участков в целях, для которых они предоставлены, проведение противоэрозионных мероприя- тий, рекультивации нарушенных земель, ликвидации неорганизованных свалок;
— принятие мер по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (очистка и восстановление территорий базирования и учебно-бое- вой деятельности воинской части и др.);
— устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок.
Командир и другие должностные лица проверяемой воинской части обязаны оказывать содействие в проведении экологического контроля,
представлять документацию и давать объяснения по вопросам охраны чения экологической безопасности воинской части. Этот план включа- ет: организационно-плановые мероприятия, меры по экологическому вос- питанию и обучению личного состава, эксплуатационные мероприятия,
нормативное обеспечение, правовые мероприятия, финансовое обеспече- ние экологической безопасности. В качестве приложения к плану по результатам инвентаризации экологически опасных объектов оформля- ется и ежегодно уточняется карта-схема их размещения. К карте-схеме прилагается пояснительная записка.
Наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мони- торинг) включает своевременное обнаружение в природных средах (ат- мосферном воздухе, почве, воде) изменений, свидетельствующих о нару- шениях в окружающей среде под влиянием природных процессов и ан- тропогенных факторов, получение первоначальной экологической ин- формации о масштабах загрязнения окружающей среды по прямым и косвенным признакам, сообщение первичной информации об обнару- женных нарушениях экологических систем соответствующим должнос- тным лицам.
Государственный экологический контроль на объектах Вооруженных
Сил Российской Федерации осуществляется должностными лицами специально уполномоченных государственных органов в области охра- ны окружающей среды в соответствии с планом осуществления госу- дарственного экологического контроля.
Уполномоченные должностные лица, осуществляющие государствен- ный экологический контроль, допускаются: на особорежимные и особо важные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации — по спис- кам, утверждаемым начальником Генерального штаба Вооруженных Сил
Российской Федерации — первым заместителем министра обороны
Российской Федерации; на режимные и нережимные объекты Воору- женных Сил Российской Федерации — по спискам, утверждаемым на- чальниками главных штабов видов Вооруженных Сил Российской Фе- дерации, начальниками штабов военных округов, флотов, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны Российс- кой Федерации по подчиненности.
Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, должны иметь при себе следующие документы: выписку из плана проведения проверки данной воинской части соответствующим спе- циально уполномоченным органом; предписание на проведение проверки;
план проведения проверки; документы, удостоверяющие личность; доку- менты, подтверждающие возможность ознакомления со сведениями, со- ставляющими государственную тайну (допуск по установленной форме).
При проведении государственного экологического контроля уполно- моченные должностные лица должны действовать в строгом соответ- ствии со своими должностными полномочиями. Любые действия, выхо- дящие за рамки полномочий должностного лица, считаются неправомер- ными. В ходе проведения проверки уполномоченным должностным ли- цам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отно- шение к вопросам охраны окружающей среды и рационального исполь- зования природных ресурсов.
По результатам проведения государственного экологического контро- ля составляется акт в 4 экземплярах, один из которых хранится в воин- ской части, остальные направляются по одному экземпляру вышестоя- щему командованию, в Управление начальника экологической безопас-
187
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
186
Справочник командира
— направить в органы военной прокуратуры материалы о привлече- нии лиц, совершивших экологические преступления, к уголовной ответ- ственности.
Предписания и постановления должностных лиц специально уполно- моченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, изданные ими в пределах своих полномочий,
являются обязательными для исполнения всеми организациями и уч- реждениями, включая воинские части.
Воинская часть имеет право на обжалование незаконного решения уполномоченного должностного лица (органа), проводившего государ- ственный экологический контроль. Для этого командир воинской части должен в течение 10 дней с момента вручения ему акта проверки (про- токола об экологическом правонарушении) направить жалобу в орган,
являющийся вышестоящим по отношению к органу, проводившему про- верку, или в суд.
Экологический паспорт воинской части (военного объекта) пред- ставляет собой нормативно-технический документ, содержащий данные,
полученные в результате экологической паспортизации, и включающий сведения по использованию воинской частью (военным объектом) при- родных ресурсов (первичных, вторичных и др.) и влиянию на окружаю- щую среду, согласованный и утвержденный в установленном порядке.
Экологический паспорт воинской части (военного объекта) должен со- держать обязательный для всех объектов состав общей информации, а также информацию, специфичную для данного объекта.
Экологическая паспортизация воинской части (военного объекта)
предусматривает: получение объективной информации о состоянии окру- жающей среды, негативном воздействии на нее военной деятельности,
обеспечении экологической безопасности воинской части и местного населения в районах дислокации и боевой подготовки; принятие реше- ний по управлению качеством окружающей среды на военных объек- тах; установление размеров платы за загрязнение окружающей среды,
размещение отходов. Ответственность за организацию экологической паспортизации воинской части (военного объекта) возлагается на ко- мандира воинской части (начальника военного объекта).
Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия взимается: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, раз- мещение отходов, другие виды вредного воздействия как в пределах допустимых нормативов, так и в пределах установленных лимитов (вре- менно согласованных нормативов).
Нормативы природопользования и вредного воздействия на окружаю- щую среду устанавливаются конкретным природопользователям, вклю- чая воинские части, специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов или органами санитарно-эпиде- миологического надзора в соответствии с их компетенцией.
Проекты нормативов природопользования (экологический паспорт объекта, лимиты размещения отходов) разрабатываются как самими воинскими частями — природопользователями самостоятельно в соот- ветствии с требованиями, установленными специально уполномоченны- ми государственными органами Российской Федерации в области охра- ны окружающей среды, с последующим утверждением (согласованием)
разработанных проектов в этих органах, так и сторонними организация- окружающей среды и рационального использования природных ресур- сов.
При выявлении экологического правонарушения в ходе проведения проверки должностное лицо, осуществляющее государственный эколо- гический контроль, составляет протокол об экологическом правонару- шении или делает соответствующую запись в акте проверки.
Командиру воинской части следует обеспечить участие своих пред- ставителей (должностных лиц экологической службы) при составле- нии акта проверки (протокола об экологическом правонарушении). При составлении акта проверки (протокола об экологическом правонаруше- нии) представителям воинской части необходимо обратить особое вни- мание на соблюдение всех формальных требований, а также проконтро- лировать закрепление в нем вопросов, относящихся к установлению факта экологического правонарушения:
— в чем выразился вред, причиненный окружающей среде (уменьше- ние природного ресурса, ухудшение его качества, сверхнормативное пре- вышение предельно допустимых показателей содержания вредных ве- ществ в средах и т. д.), при этом необходимо проверить время после- дней аттестации измерительных приборов, которыми пользуются лица,
осуществляющие государственный экологический контроль, правильность измерений, отбора проб, соблюдение сохранности отобранных проб, про- ведение анализов в соответствии с утвержденными методиками, доку- ментальное закрепление результатов проведенных исследований;
— определены ли источники загрязнения окружающей среды и уста- новлена ли их принадлежность к воинской части. Если источники загряз- нения не находятся в ведении воинской части, то применение к воинс- кой части каких-либо санкций за загрязнение окружающей среды не- правомерно;
— установлен ли момент причинения вреда окружающей среде, по- скольку дата и время составления акта проверки (протокола об эколо- гическом правонарушении) не являются моментом причинения вреда окружающей среде (т. е. совершения самого правонарушения). Пра- вильное определение момента совершения правонарушения и отраже- ние его в акте проверки (протоколе об экологическом правонарушении)
является основанием для применения соответствующих норм права для расчета размеров причиненного ущерба и установления пределов от- ветственности и впоследствии способствует снятию или значительно- му уменьшению исковых требований.
На основании акта проверки (протокола об экологическом правона- рушении) должностное лицо государственного экологического контро- ля в пределах прав, определенных его должностными инструкциями, имеет право совершить следующие действия:
— выдать предписание об устранении экологического правонаруше- ния;
— вынести постановление о возмещении вреда, причиненного окру- жающей среде;
— дать предписание об ограничении (приостановлении, прекращении)
хозяйственной и иной деятельности;
— дать предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности;
— направить руководству воинской части (или вышестоящему орга- ну) представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю;
В ФСБ России работа командиров по рассмотрению и разрешению обращений военнослужащих регулируется Инструкцией о порядке рас- смотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах феде- ральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России
«Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений,
181
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
180
Справочник командира
Ответ автору обращения, проживающему за границей, направляется в установленном порядке с учетом имеющихся договоров и соглашений.
Доклад результатов рассмотрения обращений, взятых на контроль в
Управлении делами ФСБ России, осуществляется, как правило, через отдел писем Управления делами ФСБ России.
На документах, связанных с рассмотрением обращений, после приня- тия решения и их исполнения должны быть надпись «В дело» с указа- нием номера дела по номенклатуре и подпись должностного лица, при- нявшего это решение.
Во внутренних войсках МВД России работа командиров по рассмотре- нию и разрешению обращений военнослужащих регулируется Инструк- цией по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России,
утвержденной приказом МВД России «Об организации делопроизвод- ства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России» от 1 марта 1999 г. № 150.
Остановимся на специфике, которая характерна для порядка рассмот- рения заявлений и жалоб военнослужащих внутренних войск МВД
России.
Контроль выполнения вышеуказанного приказа возложен на замести- телей министра внутренних дел Российской Федерации по направлени- ям служебной деятельности курируемых подразделений.
Ответственность за организацию работы с обращениями граждан, ка- чество и своевременность их рассмотрения и разрешения возлагается на руководство МВД России, начальников подразделений МВД России.
Все поступающие обращения граждан, а также документы, связанные с их рассмотрением, принимаются и обрабатываются сотрудниками сек- ретариатов.
При этом проводится:
— проверка (при необходимости) поступившей корреспонденции на предмет безопасности вложения;
— определение правильности адресования корреспонденции;
— вскрытие конвертов писем и проверка наличия указанных прило- жений, документов, других материалов;
— возвращение ошибочно присланных (не по адресу) писем.
Все поступившие в МВД России (его структурные подразделения)
рапорты военнослужащих внутренних войск должны быть зарегистри- рованы в отделе писем Аппарата министра внутренних дел Российской
Федерации и секретариатах подразделений МВД России в день их по- ступления.
Обращения граждан, в которых не указана или неразборчиво написа- на фамилия и которые не содержат данных о месте жительства заяви- теля (либо о его работе или учебе), признаются анонимными. Как пра- вило, они не регистрируются и подлежат уничтожению. В исключитель- ных случаях анонимные обращения, содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, без регистрации направляются в соответствующие подразделения МВД России для ис- пользования в оперативных целях.
По каждому обращению не позднее чем в 5-дневный срок должно быть вынесено одно из следующих решений:
— о принятии жалобы или заявления к своему производству или не рассмотрении его (анонимные);
ния об обстоятельствах личной жизни (службы, работы, учебы и т. п.)
авторов обращений и связанных с ними лиц.
Не подлежит также разглашению посторонним лицам информация о факте обращения гражданина в органы безопасности и о результатах рассмотрения обращения.
Обращения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступ- ления в ФСБ России (орган безопасности).
Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рас- сматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступле- ния в орган безопасности.
Решения по обращениям военнослужащих и членов их семей прини- маются:
— в подразделениях ФСБ России, учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях ФСБ России, в территориальных органах безопасности,
в органах безопасности в войсках — безотлагательно, но не позднее
7 дней со дня поступления;
— в Федеральной службе безопасности Российской Федерации —
в срок до 15 дней со дня поступления.
Началом срока рассмотрения обращений, поступивших в ФСБ России,
считается день их регистрации в Управлении делами ФСБ России, а обращений, поступивших непосредственно в другие органы безопаснос- ти — день их регистрации в соответствующих секретариатах. Оконча- нием срока рассмотрения считается дата направления письменного от- вета или устного сообщения автору с изложением принятого решения по обращению.
В тех случаях, когда для рассмотрения и разрешения обращения необ- ходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, сроки могут быть в порядке ис- ключения продлены: по обращениям граждан — не более чем на 1 ме- сяц, а по обращениям военнослужащих и членов их семей — не более чем на 15 дней.
Продление срока рассмотрения обращения производится начальни- ком органа безопасности или его заместителем по мотивированному рапорту исполнителя. О продлении срока рассмотрения обращения со- общается его автору.
Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же лица и по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем сообщалось автору, начальником органа безопасности может быть принято решение о прекращении в дальнейшем проверок по таким обращениям, при этом автору направля- ется ответ о рассмотрении каждого обращения.
В случае выявления в указанных обращениях новых (дополнитель- ных) обстоятельств, по ним проводятся проверки в установленном по- рядке.
Ответ автору обращения готовится на бланке органа безопасности без указания воинского звания должностного лица, подписавшего ответ,
и направляется за регистрационным номером обращения.
Ответ на коллективное обращение направляется на имя первого под- писавшего его лица (если в письме не оговорено конкретное лицо) или в отдельных случаях — каждому из подписавших такое обращение.
Если ответ автору сообщается в устной форме, то составляется справ- ка, в которой указывается, кто, когда и в какой форме дал ответ, а также излагается его содержание.
183
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
182
Справочник командира по обращению решений; своевременность его разрешения и направле- ния ответа заявителю и некоторые иные вопросы.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следу- ющие выводы:
1. Под работой командиров (начальников) по рассмотрению и разре- шению предложений (заявлений, жалоб) понимают комплекс мер, осу- ществляемых командирами (начальниками) по рассмотрению и разре- шению поступивших в их адрес обращений (предложений, жалоб, заяв- лений) в целях реализации требований нормативных правовых актов
Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, других органов ис- полнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
2. Общий порядок работы командиров (начальников) по рассмотре- нию и разрешению предложений, жалоб и заявлений граждан во всех органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена во- енная служба, регулируется правовыми нормами гл. 5 ДУ ВС РФ.
3. Специфика, характерная для различных государственных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служ- ба, учитывается в ведомственных инструкциях, регулирующих порядок работы командиров (начальников) по рассмотрению и разрешению пред- ложений, жалоб и заявлений граждан.
4. Обращение (предложение, заявление, жалоба), поступившее на рас- смотрение командиру (начальнику), считается разрешенным, если он рассмотрел все поставленные в обращении вопросы, принял по ним не- обходимые меры, дал исчерпывающие ответы обратившемуся.
§ 6. Деятельность командиров в сфере охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов
При обеспечении экологической безопасности воинской части основ- ными организационно-правовыми мероприятиями (разд. XII Наставле- ния по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от
31 января 2001 г. № 10) являются:
а) планирование и организация обеспечения экологической безопас- ности воинской части;
б) наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мо- ниторинг), контроль, нормирование и паспортизация военных объектов воинской части;
в) восстановление окружающей среды в процессе повседневной дея- тельности воинской части, после проведения учений и специальных ра- бот, аварий и катастроф;
г) обеспечение экологической безопасности вооружения, военной тех- ники и военных объектов воинской части;
д) природоохранная деятельность, лицензирование и рациональное при- родопользование;
е) обеспечение защиты интересов воинской части при предъявлении исков за причинение вреда окружающей среде.
Планирование мероприятий по обеспечению экологической безопас- ности осуществляется командиром воинской части совместно с пред- ставителями экологических служб и оформляется в виде плана обеспе-
— о передаче обращения на разрешение в подчиненный или другой орган внутренних дел;
— о направлении по принадлежности в другое подразделение МВД
России либо соответствующий орган государственной власти, если под- нятые в нем вопросы не входят в компетенцию внутренних войск.
В тех случаях, когда в обращении наряду с вопросами, относящимися к компетенции внутренних войск, поставлены вопросы, требующие раз- решения в других органах государственной власти, рассматривающее его должностное лицо обязано не позднее чем в 5-дневный срок напра- вить в соответствующий орган государственной власти копию этого письма или необходимые выписки из него.
О пересылке материалов обращения в другой орган государственной власти заявитель в обязательном порядке извещается письменно.
Разрешение обращений (принятие по ним конкретных решений) осу- ществляется руководителями подразделений МВД России. При разре- шении обращений могут истребоваться необходимые материалы, орга- низовываться командировки с выездом на место, проводиться консуль- тации и экспертизы, привлекаться другие военнослужащие внутренних войск, специалисты, представители общественных организаций.
Срок разрешения обращений исчисляется со дня их поступления (ре- гистрации) в Аппарат министра внутренних дел Российской Федерации,
секретариат подразделения МВД России по день направления заявите- лям отчета на их обращения. В случае если окончание срока разреше- ния обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все постав- ленные в них вопросы, приняты необходимые меры по устранению нару- шений законности, заявителю дан письменный ответ.
По результатам проверки сведений, изложенных в обращении, состав- ляется мотивированное заключение. Оно подписывается должностным лицом, проводившим проверку, а также командованием внутренних войск
МВД России.
После принятия и фактического исполнения решения по обращению последнее вместе с материалами проверок, перепиской возвращается непосредственным исполнителем в секретариат соответствующего под- разделения МВД России с надписью «В дело» и подписью должностно- го лица, принявшего данное решение.
Для получения объективной информации о состоянии работы с обра- щениями граждан, обнаружения и фиксации в ней нарушений и недо- статков Аппаратом министра внутренних дел Российской Федерации,
руководителями подразделений МВД России организуется контроль за своевременным и полным рассмотрением и разрешением поступающих предложений, заявлений и жалоб.
Функцией контроля наделяется специальная создаваемая в подразде- лениях МВД России комиссия по работе с письменными обращениями,
предназначенная для подготовки управленческих решений, направлен- ных на совершенствование этой работы, устранение причин и условий,
порождающих жалобы. Ее задачи, состав и порядок работы определяют- ся в приказе соответствующего руководителя.
Предметом контроля являются сроки и полнота рассмотрения постав- ленных в обращении вопросов; объективность и тщательность провер- ки изложенных в нем сведений; обоснованность и законность принятых
185
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
184
Справочник командира ности Вооруженных Сил Российской Федерации и в специально упол- номоченный государственный орган в области охраны окружающей среды,
должностные лица которого проводили государственный экологичес- кий контроль.
При проведении государственного экологического контроля на воен- ных объектах проверяются:
— выполнение требований природоохранительного законодательства,
нормативных правовых актов, приказов и директив министра обороны
Российской Федерации, других нормативных и руководящих докумен- тов по обеспечению экологической безопасности войск (сил);
— организация природоохранной деятельности (планирование, уста- новление обязанностей и прав должностных лиц воинской части, созда- ние комиссии по предупреждению отрицательного воздействия на окру- жающую среду, контроль исполнения, взаимодействие служб, ведение экологической отчетности);
— организация экологического воспитания и обучения военнослужа- щих, экологические знания личного состава воинской части и реализа- ция их в служебной деятельности;
— планирование снижения экологического ущерба от загрязнения окружающей среды в результате деятельности воинской части, выра- ботка предложений для принятия решений по защите вооружения, воен- ной техники и личного состава воинской части в условиях неблагоприят- ной экологической обстановки;
— наличие утвержденных в установленном порядке нормативов выбро- сов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, размещения отхо- дов, лицензирование использования природных ресурсов;
— правильность технической эксплуатации, ведения строительства,
реконструкции и ремонта объектов и устройств природоохранного на- значения, использования выделенных на эти цели материальных средств и ассигнований;
— внедрение ресурсосберегающих и снижающих вредные экологи- ческие воздействия технологических процессов и оборудования;
— эффективность использования табельных средств контроля за со- стоянием окружающей среды в месте дислокации воинской части;
— своевременное и качественное представление в соответствии с табелем срочных донесений сведений об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
— соблюдение воинской частью порядка пользования лесным фондом,
норм и правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства и охраны от пожаров лесов, закрепленных за Министерством обороны Российской
Федерации;
— использование воинской частью земельных участков в целях, для которых они предоставлены, проведение противоэрозионных мероприя- тий, рекультивации нарушенных земель, ликвидации неорганизованных свалок;
— принятие мер по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (очистка и восстановление территорий базирования и учебно-бое- вой деятельности воинской части и др.);
— устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок.
Командир и другие должностные лица проверяемой воинской части обязаны оказывать содействие в проведении экологического контроля,
представлять документацию и давать объяснения по вопросам охраны чения экологической безопасности воинской части. Этот план включа- ет: организационно-плановые мероприятия, меры по экологическому вос- питанию и обучению личного состава, эксплуатационные мероприятия,
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 71
нормативное обеспечение, правовые мероприятия, финансовое обеспече- ние экологической безопасности. В качестве приложения к плану по результатам инвентаризации экологически опасных объектов оформля- ется и ежегодно уточняется карта-схема их размещения. К карте-схеме прилагается пояснительная записка.
Наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мони- торинг) включает своевременное обнаружение в природных средах (ат- мосферном воздухе, почве, воде) изменений, свидетельствующих о нару- шениях в окружающей среде под влиянием природных процессов и ан- тропогенных факторов, получение первоначальной экологической ин- формации о масштабах загрязнения окружающей среды по прямым и косвенным признакам, сообщение первичной информации об обнару- женных нарушениях экологических систем соответствующим должнос- тным лицам.
Государственный экологический контроль на объектах Вооруженных
Сил Российской Федерации осуществляется должностными лицами специально уполномоченных государственных органов в области охра- ны окружающей среды в соответствии с планом осуществления госу- дарственного экологического контроля.
Уполномоченные должностные лица, осуществляющие государствен- ный экологический контроль, допускаются: на особорежимные и особо важные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации — по спис- кам, утверждаемым начальником Генерального штаба Вооруженных Сил
Российской Федерации — первым заместителем министра обороны
Российской Федерации; на режимные и нережимные объекты Воору- женных Сил Российской Федерации — по спискам, утверждаемым на- чальниками главных штабов видов Вооруженных Сил Российской Фе- дерации, начальниками штабов военных округов, флотов, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны Российс- кой Федерации по подчиненности.
Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, должны иметь при себе следующие документы: выписку из плана проведения проверки данной воинской части соответствующим спе- циально уполномоченным органом; предписание на проведение проверки;
план проведения проверки; документы, удостоверяющие личность; доку- менты, подтверждающие возможность ознакомления со сведениями, со- ставляющими государственную тайну (допуск по установленной форме).
При проведении государственного экологического контроля уполно- моченные должностные лица должны действовать в строгом соответ- ствии со своими должностными полномочиями. Любые действия, выхо- дящие за рамки полномочий должностного лица, считаются неправомер- ными. В ходе проведения проверки уполномоченным должностным ли- цам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отно- шение к вопросам охраны окружающей среды и рационального исполь- зования природных ресурсов.
По результатам проведения государственного экологического контро- ля составляется акт в 4 экземплярах, один из которых хранится в воин- ской части, остальные направляются по одному экземпляру вышестоя- щему командованию, в Управление начальника экологической безопас-
187
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
186
Справочник командира
— направить в органы военной прокуратуры материалы о привлече- нии лиц, совершивших экологические преступления, к уголовной ответ- ственности.
Предписания и постановления должностных лиц специально уполно- моченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, изданные ими в пределах своих полномочий,
являются обязательными для исполнения всеми организациями и уч- реждениями, включая воинские части.
Воинская часть имеет право на обжалование незаконного решения уполномоченного должностного лица (органа), проводившего государ- ственный экологический контроль. Для этого командир воинской части должен в течение 10 дней с момента вручения ему акта проверки (про- токола об экологическом правонарушении) направить жалобу в орган,
являющийся вышестоящим по отношению к органу, проводившему про- верку, или в суд.
Экологический паспорт воинской части (военного объекта) пред- ставляет собой нормативно-технический документ, содержащий данные,
полученные в результате экологической паспортизации, и включающий сведения по использованию воинской частью (военным объектом) при- родных ресурсов (первичных, вторичных и др.) и влиянию на окружаю- щую среду, согласованный и утвержденный в установленном порядке.
Экологический паспорт воинской части (военного объекта) должен со- держать обязательный для всех объектов состав общей информации, а также информацию, специфичную для данного объекта.
Экологическая паспортизация воинской части (военного объекта)
предусматривает: получение объективной информации о состоянии окру- жающей среды, негативном воздействии на нее военной деятельности,
обеспечении экологической безопасности воинской части и местного населения в районах дислокации и боевой подготовки; принятие реше- ний по управлению качеством окружающей среды на военных объек- тах; установление размеров платы за загрязнение окружающей среды,
размещение отходов. Ответственность за организацию экологической паспортизации воинской части (военного объекта) возлагается на ко- мандира воинской части (начальника военного объекта).
Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия взимается: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, раз- мещение отходов, другие виды вредного воздействия как в пределах допустимых нормативов, так и в пределах установленных лимитов (вре- менно согласованных нормативов).
Нормативы природопользования и вредного воздействия на окружаю- щую среду устанавливаются конкретным природопользователям, вклю- чая воинские части, специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов или органами санитарно-эпиде- миологического надзора в соответствии с их компетенцией.
Проекты нормативов природопользования (экологический паспорт объекта, лимиты размещения отходов) разрабатываются как самими воинскими частями — природопользователями самостоятельно в соот- ветствии с требованиями, установленными специально уполномоченны- ми государственными органами Российской Федерации в области охра- ны окружающей среды, с последующим утверждением (согласованием)
разработанных проектов в этих органах, так и сторонними организация- окружающей среды и рационального использования природных ресур- сов.
При выявлении экологического правонарушения в ходе проведения проверки должностное лицо, осуществляющее государственный эколо- гический контроль, составляет протокол об экологическом правонару- шении или делает соответствующую запись в акте проверки.
Командиру воинской части следует обеспечить участие своих пред- ставителей (должностных лиц экологической службы) при составле- нии акта проверки (протокола об экологическом правонарушении). При составлении акта проверки (протокола об экологическом правонаруше- нии) представителям воинской части необходимо обратить особое вни- мание на соблюдение всех формальных требований, а также проконтро- лировать закрепление в нем вопросов, относящихся к установлению факта экологического правонарушения:
— в чем выразился вред, причиненный окружающей среде (уменьше- ние природного ресурса, ухудшение его качества, сверхнормативное пре- вышение предельно допустимых показателей содержания вредных ве- ществ в средах и т. д.), при этом необходимо проверить время после- дней аттестации измерительных приборов, которыми пользуются лица,
осуществляющие государственный экологический контроль, правильность измерений, отбора проб, соблюдение сохранности отобранных проб, про- ведение анализов в соответствии с утвержденными методиками, доку- ментальное закрепление результатов проведенных исследований;
— определены ли источники загрязнения окружающей среды и уста- новлена ли их принадлежность к воинской части. Если источники загряз- нения не находятся в ведении воинской части, то применение к воинс- кой части каких-либо санкций за загрязнение окружающей среды не- правомерно;
— установлен ли момент причинения вреда окружающей среде, по- скольку дата и время составления акта проверки (протокола об эколо- гическом правонарушении) не являются моментом причинения вреда окружающей среде (т. е. совершения самого правонарушения). Пра- вильное определение момента совершения правонарушения и отраже- ние его в акте проверки (протоколе об экологическом правонарушении)
является основанием для применения соответствующих норм права для расчета размеров причиненного ущерба и установления пределов от- ветственности и впоследствии способствует снятию или значительно- му уменьшению исковых требований.
На основании акта проверки (протокола об экологическом правона- рушении) должностное лицо государственного экологического контро- ля в пределах прав, определенных его должностными инструкциями, имеет право совершить следующие действия:
— выдать предписание об устранении экологического правонаруше- ния;
— вынести постановление о возмещении вреда, причиненного окру- жающей среде;
— дать предписание об ограничении (приостановлении, прекращении)
хозяйственной и иной деятельности;
— дать предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности;
— направить руководству воинской части (или вышестоящему орга- ну) представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю;