Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 727

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 5. Работа командиров по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений
В настоящем параграфе анализируется работа командиров по рас- смотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений военнослу- жащих, гражданского персонала воинских частей и учреждений, а также членов их семей. Следует отметить, что жалоба, заявление и предложе- ние по своей сути являются разными видами обращений вышеуказан- ных граждан к командирам (начальникам) и иным должностным лицам военного управления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане, в том числе военнослужащие, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государствен- ные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции
Российской Федерации).
Под рассмотрением и разрешением заявлений, предложений и жалоб военнослужащих, гражданского персонала воинских частей и учрежде- ний, а также членов их семей понимаются такие действия командиров
(начальников), должностных лиц органов военного управления, в резуль- тате выполнения которых рассмотрены все поставленные в обращени- ях вопросы, по ним приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы.
В соответствии с п. 1 Наставления по правовой работе в Вооружен- ных Силах Российской Федерации органы военного управления, коман- диры (начальники) являются субъектами правовой работы. При этом под правовой работой понимают комплекс мер, осуществляемый ее субъектами, в том числе по реализации требований нормативных право- вых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, укреп- лению правопорядка, защите прав и законных интересов военнослужа- щих Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом вышеуказанный комплекс мер в соответствии с п. 3 Настав- ления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федера- ции включает в себя меры, осуществляемые органами военного управле- ния, командирами (начальниками), в том числе при рассмотрении заяв- лений, предложений и жалоб военнослужащих, гражданского персонала воинских частей и учреждений, а также членов их семей.
Правовой основой работы командиров (начальников) по рассмотре- нию и разрешению обращений военнослужащих являются: Конститу- ция Российской Федерации; Федеральный закон «О статусе военнослу- жащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ; Закон Российской Федерации

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и сво- боды граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-I; Дисциплинарный устав
Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав внутренней службы

175
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
174
Справочник командира
Заявления и жалобы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации, других граждан разрешаются в срок до 1 месяца,
а не требующие дополнительного изучения и проверки — не более
15 дней со дня их поступления в воинскую часть, обязанную разрешать вопросы по существу. При необходимости проведения специальной про- верки, истребования дополнительных материалов и принятия других мер сроки разрешения могут быть, в порядке исключения, продлены коман- диром (начальником) или его заместителем, но не более чем на месяц, о чем сообщается заявителю.
Предложения гражданского персонала, членов семей военнослужащих и других граждан разрешаются в срок до одного месяца, за исключени- ем тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
Предложения (заявления, жалобы) считаются разрешенными, если рас- смотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходи- мые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законода- тельству.
Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заяв- лении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его,
со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отка- за, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Командиры (начальники) обязаны систематически контролировать в подчиненных воинских частях и учреждениях состояние работы с обра- щениями, принимать меры по устранению причин и условий, порождаю- щих нарушения прав и охраняемых законом интересов военнослужа- щих и других граждан.
Командиры воинских частей и начальники учреждений обязаны не реже 1 раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб и принятию по ним решений, для чего назначается комиссия. О результатах провер- ки составляется акт.
В ходе проверки устанавливаются правильность учета обращений в книге предложений, заявлений и жалоб, своевременность их рассмотре- ния и разрешения, вскрываются причины, вызывающие жалобы, и осо- бенно повторные.
Командир воинской части, начальник учреждения обязаны ежемесячно проверять по книге предложений, заявлений и жалоб своевременность и правильность выполнения принятых решений. Книга предложений,
заявлений и жалоб должна быть пронумерована, прошнурована, скреп- лена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.
Для анализа и обобщения вопросов, содержащихся в письмах, по окон- чании года составляется аналитическая справка, которая после доклада командиру (начальнику) должна быть подшита в дело.
После разрешения предложения, заявления и жалобы военнослужа- щих и других граждан, копии ответов по ним и документы, связанные с их разрешением (в необходимых случаях и конверты), а также докумен- ты по личному приему формируются в отдельные дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел в воинской части (учреждении). До- кументы в этих делах располагаются в хронологическом порядке. Каж- дое обращение и все документы по его разрешению составляют в деле самостоятельную группу.
Командир воинской части обязан проводить не реже 2 раз в месяц личный прием военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского пер-
Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих),
в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.
На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственно лицу, производящему опрос. Воен- нослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут подавать жалобы в письменном виде непосредственно на имя команди- ра (начальника), проводившего опрос.
Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и дру- гими гражданами, подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же,
как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу),
привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
Командир (начальник) несет личную ответственность за своевремен- ное рассмотрение предложения (заявления, жалобы) и принятие мер.
Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение
(заявление, жалобу) в 3-дневный срок; если предложение (заявление,
жалоба) будет признано правильным — немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); принимать меры по выявлению причин, вызываю- щих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положе- ния дел в подразделениях.
Командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу),
не имеющий достаточных прав для выполнения предложения или удов- летворения просьбы подавшего предложение (заявление, жалобу),
не позднее чем в 5-дневный срок направляет предложение (заявление,
жалобу) по команде в установленном порядке.
В случаях когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего,
другого гражданина не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рас- смотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное офор- мление для передачи его по команде или в соответствующее учрежде- ние (военное образовательное учреждение профессионального образо- вания), предложение (заявление, жалоба) немедленно возвращается во- еннослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.
Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении предложения (заяв- ления, жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется заявитель.
Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, а также заявле- ния и жалобы членов их семей разрешаются:
— в воинских частях — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
— в управлениях военных округов, флотов, Министерстве обороны
Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня поступления.
В случаях когда для разрешения предложения, заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополни- тельных материалов и принятие других мер, сроки разрешения обраще- ний могут быть, в порядке исключения, продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом заявителю.


177
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
176
Справочник командира стерства обороны Российской Федерации, дача им справок правового характера, при необходимости принятие мер по восстановлению их на- рушенных прав;
— организация приема посетителей министром обороны Российской
Федерации и другими руководящими должностными лицами, осуществ- ляющими от имени министра обороны Российской Федерации прием в дни и часы согласно графику, утверждаемому министром обороны Рос- сийской Федерации, и осуществление контроля за своевременным и полным исполнением принятых на личном приеме решений;
— подготовка ответов на обращения, адресованные министру оборо- ны Российской Федерации, содержание которых не вызывает необходи- мости направления их в другие органы военного управления и органи- зации;
— организация делопроизводства по письменным обращениям, адре- сованным министру обороны Российской Федерации, и подготовка при- ема посетителей;
— организация и проведение работы «выездных приемных» в войсках
(силах) в соответствии с планом, утверждаемым министром обороны
Российской Федерации.
Военнослужащий вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.
Командиры воинских частей и соединений обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению заявлений, жалоб и принятию решений по заявлениям и жалобам, для чего назначается комиссия. О результатах проверки со- ставляется акт.
Все заявления и жалобы в день их поступления заносятся в книгу предложений, заявлений и жалоб, которая должна вестись и храниться в каждой воинской части.
Жалобы, заявляемые на опросе военнослужащих во время инспекти- рования (проверки), в книгу предложений, заявлений и жалоб не зано- сятся.
В книге предложений, заявлений и жалоб делается запись решения,
которое последовало по каждому заявлению, жалобе.
Книга предложений, заявлений и жалоб представляется для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: ко- мандиру воинской части — ежемесячно, инспектирующим (проверяю- щим) — по их требованию.
Книга предложений, заявлений и жалоб должна быть пронумерована,
прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.
В целях совершенствования организации работы по рассмотрению обращений граждан в государственных органах исполнительной власти,
в которых законом предусмотрена военная служба, были изданы соот- ветствующие инструкции, учитывающие присущую им специфику.
В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Инструк- ция о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российс- кой Федерации, утвержденная приказом министра обороны Российской
Федерации от 29 декабря 2000 г. № 615.
На начальника Главного управления воспитательной работы Воору- женных Сил Российской Федерации возложена обязанность по разъяс- нению применения вышеназванной Инструкции.
сонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других граждан по служебным и личным вопросам. В исключительных случаях проведе- ние приема указанных лиц может поручаться другому должностному лицу, правомочному решать затрагиваемые вопросы.
Прием должен проводиться в установленные приказом правомочного командира (начальника) и доведенные до военнослужащих, гражданско- го персонала дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случа- ях — в вечерние часы, по месту службы (работы) и жительства. Посе- тители, прибывшие из других населенных пунктов, должны приниматься и в дни, не отведенные для приема. Место приема при возможности отводится в помещениях, для входа в которые не требуется пропусков.
Прием посетителей регистрируется в книге учета посетителей по форме,
приведенной в приложении к ст. 23 Инструкции о работе с обращения- ми граждан в Российской Федерации, введенной в действие приказом министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 615.
Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской
Федерации оказывают необходимую юридическую помощь командирам и начальникам при разрешении ими конкретных правовых вопросов,
возникающих в ходе рассмотрения и разрешения предложений, заявле- ний, жалоб, приема посетителей.
Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 октября
2004 г. № 280 утверждено Положение о Приемной Министра обороны
Российской Федерации.
На Приемную Министра обороны Российской Федерации возлагаются:
— рассмотрение обращений, адресованных министру обороны Рос- сийской Федерации;
— прием военнослужащих, членов их семей и других граждан, обра- щающихся в Приемную по вопросам, разрешение которых находится в компетенции Министерства обороны Российской Федерации;
— анализ обращений, адресованных министру обороны Российской
Федерации, поступивших в Приемную, их обобщение, подготовка докла- дов министру обороны Российской Федерации и аналитических спра- вок (информации) руководящим должностным лицам органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, отражение в ана- литических справках предложений по совершенствованию работы с об- ращениями, адресованными министру обороны Российской Федерации;
— представление в необходимых случаях поступивших обращений,
адресованных министру обороны Российской Федерации, на решение министра обороны Российской Федерации и осуществление контроля за своевременным и полным выполнением его поручений по этим обра- щениям;
— представление и направление обращений, адресованных министру обороны Российской Федерации (в зависимости от характера затраги- ваемых в них вопросов), руководящим должностным лицам для рассмот- рения, разрешения и ответа авторам этих обращений, уведомление об этом заявителей, осуществление контроля за своевременным и полным разрешением этих обращений;
— направление обращений, адресованных министру обороны Россий- ской Федерации, содержащих вопросы, не входящие в компетенцию
Министерства обороны Российской Федерации, по принадлежности и уведомление об этом заявителей;
— консультирование военнослужащих, членов их семей и других граж- дан по вопросам, разрешение которых находится в компетенции Мини-


179
Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
178
Справочник командира заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасно- сти» от 4 декабря 2000 г. № 613.
Контроль соблюдения в органах безопасности требований законода- тельных и иных нормативных правовых актов по работе с обращениями граждан возложен на Управление делами ФСБ России.
Остановимся подробнее на специфических особенностях, связанных с рассмотрением заявлений и жалоб в ФСБ России.
Начальники и другие должностные лица при рассмотрении обраще- ний обязаны:
— своевременно и всесторонне разбираться в существе обращения, в случае необходимости истребовать необходимые документы, направлять сотрудников на места для проверки указанных в обращении фактов,
принимать другие меры в целях объективного рассмотрения поступив- ших обращений;
— принимать в пределах компетенции законные и обоснованные ре- шения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное ис- полнение этих решений;
— сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям, мо- тивировать случаи отказа в удовлетворении просьб и разъяснять поря- док их обжалования.
Решения по обращениям, рассмотренным в установленном порядке,
не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного рас- пространения, за исключением случаев, предусмотренных законодатель- ством Российской Федерации.
Обращения военнослужащих органов безопасности, пострадавших при выполнении воинского долга, а также обращения членов семей военно- служащих, погибших при выполнении воинского долга, незамедлительно докладываются начальникам органов безопасности и рассматриваются ими или их заместителями.
Обращения с пометкой «Лично», «Только лично» или «Конфиденци- ально» рассматриваются теми начальниками, которым они адресованы,
или другими сотрудниками по их поручению.
В целях своевременного обнаружения и обезвреживания взрывчатых,
ядовитых и других опасных вложений, возможно имеющихся в почто- вых отправлениях, проводится их внешний осмотр. В случае обнаруже- ния закладки или возникновения подозрения о ее наличии всякая даль- нейшая работа с ними немедленно прекращается и вызывается специа- лист оперативно-технического подразделения. Одновременно с вызо- вом специалиста должны быть приняты меры безопасности с обяза- тельной изоляцией почтового отправления.
Прием посылок (крупногабаритных бандеролей) с обращениями воз- можен только после специальной проверки их содержимого сотрудни- ками оперативно-технических подразделений. В случае невозможности проведения проверки такие почтовые отправления не принимаются.
При получении обращений, содержащих угрозы совершения террори- стических действий и иных преступлений, принимаются меры для со- хранения возможно имеющихся на них следов, которые могут быть ис- пользованы при проведении оперативно-розыскных мероприятий и след- ственных действий.
Сотрудникам органов безопасности, принимающим участие в работе с обращениями, запрещается разглашать ставшие им известными сведе-
Остановимся подробнее на специфических положениях Инструкции о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   71

Федерации, уточняющих общие нормы ДУ ВС РФ.
Повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный действующим законодательством срок разрешения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
Заявления и жалобы одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рас- смотрения в один и тот же орган военного управления, повторными не считаются и учитываются как первичные.
Командир (начальник) несет личную ответственность за своевремен- ное рассмотрение обращений и принятие мер. Он обязан:
— обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффек- тивного рассмотрения обращений в подчиненных органах военного управ- ления;
— принимать и в пределах предоставленных ему прав в установлен- ные сроки разрешать обращения заявителей;
— внимательно разбираться в существе обращения, при необходимо- сти истребовать документы для правильного разрешения просьбы зая- вителя, направлять должностных лиц на места для проверки и прини- мать другие меры по объективному, полному и всестороннему рассмот- рению обращения;
— принимать законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
— рассмотреть полученное обращение в 3-дневный срок и, если заяв- ление (жалоба) будет признана правильным, немедленно принять меры к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу);
— принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее ис- пользовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях;
— сообщать заявителям о решениях, принятых по их обращениям, а в случаях, когда просьбы заявителей не основываются на действующем законодательстве, давать подробные разъяснения правового разреше- ния рассматриваемых вопросов;
— предоставлять по команде полную и объективную информацию о состоянии работы с обращениями граждан в вышестоящие органы во- енного управления и должностным лицам, осуществляющим проверку этой работы.
Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставлен- ные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и дан исчерпы- вающий ответ в соответствии с действующим законодательством.