Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 692

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


27
Глава 1. Боевая подготовка
26
Справочник командира тив развития организационных форм и технического оснащения войск,
а также опыта подготовки армий иностранных государств.
Основными задачами боевой подготовки являются:
— поддержание высокой постоянной боевой готовности подразделе- ний и частей к выполнению боевых задач (задач по предназначению);
— привитие офицерам, прапорщикам, сержантам (старшинам) твер- дых профессиональных знаний и умений, развитие у них командирских качеств, педагогических навыков по обучению и воспитанию подчинен- ных, а также навыков по управлению экипажами, расчетами, подразделе- ниями, частями, соединениями и огнем при выполнении поставленных задач и их дальнейшее совершенствование;
— подготовка военнослужащих к самостоятельному и в составе эки- пажей, расчетов, подразделений выполнению своих должностных и спе- циальных обязанностей в ходе выполнения боевых (специальных) за- дач и умелому применению штатного вооружения и военной техники по боевому предназначению;
— слаживание экипажей, расчетов, подразделений, частей и соединений,
совершенствование их полевой выучки; освоение новых образцов воору- жения и военной техники, привитие личному составу знаний и навыков в проведении их технического обслуживания и поддержании в готовности к боевому применению, выполнении требований безопасности;
— подготовка частей и подразделений к участию в вооруженных кон- фликтах и действиям в составе объединенных (разноведомственных)
группировок по поддержанию (восстановлению) мира и безопасности;
— проверка в ходе обучения существующих уставных положений по организации и ведению боя, выработка новых способов боевого приме- нения войск;
— слаживание органов управления (штабов) подразделений и частей,
обучение их умению управлять войсками в различных условиях обста- новки и выполнять мероприятия, обеспечивающие живучесть органов управления (штабов);
— обучение военнослужащих строгому и точному выполнению тре- бований законов и общевоинских уставов Вооруженных Сил Российс- кой Федерации; воспитание у личного состава высоких морально-бое- вых качеств, чувства ответственности за защиту Отечества, бдительнос- ти, дисциплинированности, исполнительности, войскового товарищества;
— выработка у личного состава высокой психологической устойчиво- сти, смелости и решительности, физической выносливости и ловкости,
смекалки, умения преодолевать трудности общевойскового боя, способ- ности переносить физические и психологические нагрузки в сложных условиях обстановки;
— обучение военнослужащих выполнению норм международного гу- манитарного права и правил поведения при ведении войны (в ходе во- оруженных конфликтов);
— обеспечение подготовки резервов; разработка средств и приемов совершенствования методических систем обучения и воспитания, от- дельных методов с учетом специфики войск, особенностей подготовки военных специалистов различного профиля;
— дальнейшая разработка и конкретизация содержания обучения и воспитания в соответствии с происходящими изменениями в жизни общества и его Вооруженных Сил, с учетом совершенствования воору- жения и военной техники, способов боевых действий, необходимости постоянного повышения боевой готовности.
— задачу стрельбы (подавить, уничтожить, разрушить, осветить, зады- мить);
— характер и местоположение (номер) цели;
— сроки выполнения огневой задачи.
При корректировании огня — характер и местоположение (номер)
цели, величину отклонения по дальности и направлению.
Целеуказание экипажам вертолетов (самолетов) осуществляется че- рез авиационных наводчиков, а непосредственное целеуказание — по распоряжению старшего командира обозначением места цели огнем из стрелкового оружия и вооружения боевых машин трассирующими пу- лями (снарядами). Задача на обозначение места цели ставится так же,
как огневая задача с указанием времени открытия огня.
В случае резкого изменения обстановки командир батальона (роты)
обязан принимать по своей инициативе новое решение в пределах об- щего замысла старшего командира и при первой возможности доложить об обстановке и принятом решении непосредственному начальнику.
В докладе указываются: степень выполнения поставленной задачи;
положение, характер действий и состояние штатных и приданных под- разделений; сведения о противнике, действующем перед фронтом и на флангах батальона (роты); принятое решение по сложившейся обста- новке (если оно принималось) и другие вопросы. Кроме того, в докладе могут содержаться просьбы к старшему командиру по поддержке дей- ствий батальона (роты). О выполнении задач в соответствии с ранее утвержденным решением доклад может осуществляться установленным сигналом.
§ 2. Организация боевой подготовки в части,
подразделении и анализ ее результатов
Боевая подготовка — это один из основных видов подготовки Во- оруженных Сил Российской Федерации, представляющий собой целе- направленный, организованный процесс воинского обучения и воспита- ния личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений,
воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначени- ем. Боевая подготовка является основным содержанием повседневной деятельности командиров, органов управления (штабов) и войск. Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потреб- ностями государства в качественно подготовленных военнослужащих,
подразделениях, частях и соединениях, способных успешно выполнять возложенные на них задачи.
Целью боевой подготовки является обеспечение постоянной боевой готовности войск, достижение, поддержание и совершенствование тре- буемого уровня военно-профессиональной подготовки личного состава,
его физической выносливости, слаженности экипажей, расчетов, подраз- делений, частей и их органов управления (штабов) для выполнения бо- евых и других задач в соответствии с их предназначением.
Направленность боевой подготовки определяется исходя из принци- пиальных положений Военной доктрины Российской Федерации, Основ
(Концепции) государственной политики Российской Федерации по стро- ительству и подготовке Вооруженных Сил с учетом тенденций разви- тия военного искусства. Она строится на строго научной основе с ис- пользованием опыта войн, вооруженных конфликтов и учений, перспек-


29
Глава 1. Боевая подготовка
28
Справочник командира всестороннее обеспечение боевой подготовки. При этом центром бое- вой подготовки является рота (батарея).
В. Методическое направление боевой подготовки означает последо- вательное формирование у обучаемых знаний, умений и навыков. При этом знания передаются (сообщаются) в форме лекций, бесед, рассказов,
показов кино-, видеофильмов и практических действий войск. Умения формируются в ходе тренажей, тренировок, стрельб, выполнения упраж- нений по вождению. Навыки формируются преимущественно в тех фор- мах обучения, где основным методом является практическая работа.
Это прежде всего относится к тактическим и тактико-специальным уче- ниям и занятиям. Таким образом, рассказ, показ, тренировка, упражнение,
практическая работа выступают методической основой реализации прин- ципа «от простого — к сложному».
При организации и проведении мероприятий боевой подготовки со- блюдаются следующие принципы:
— научность обучения;
— коллективный и индивидуальный подход к обучению;
— сознательность, активность и самостоятельность обучаемых;
— единство обучения и воинского воспитания.
Высокий уровень боевой подготовки достигается:
— знанием командирами (начальниками) реального состояния выуч- ки войск;
— своевременной и конкретной постановкой задач;
— качественным и целенаправленным планированием мероприятий боевой подготовки;
— непрерывным, гибким и оперативным руководством боевой учебой,
личным участием командиров (начальников) в планировании мероприя- тий боевой подготовки и обучении подчиненных;
— строгим выполнением распорядка дня, планов и расписаний заня- тий, исключением срывов и переносов занятий, отрыва личного состава от боевой учебы;
— своевременной подготовкой и всесторонним обеспечением заня- тий, правильным выбором форм и методов обучения, использованием рекомендаций военной педагогики и психологии;
— прикладным характером и практической направленностью обуче- ния военнослужащих;
— эффективным использованием учебной материально-технической базы, ее развитием, совершенствованием и поддержанием в исправном состоянии;
— умелой организацией и проведением методической работы в воин- ских частях, постоянным поиском новых форм и методов обучения воен- нослужащих, совершенствованием методического мастерства руководи- телей занятий, обобщением и распространением передового опыта обу- чения военнослужащих;
— целенаправленной и непрерывной воспитательной работой и уме- лой организацией состязательности при проведении занятий; постоян- ным контролем за ходом подготовки подразделений и эффективной ра- ботой органов управления (штабов) по оказанию помощи подчинен- ным; анализом достигнутых результатов и своевременным подведением итогов с каждой категорией обучаемых;
К боевой подготовке предъявляются следующие основные требования:
— достижение требуемого результата (уровня) обученности, т. е. чет- кое определение командирами (начальниками) целей и задач боевой подготовки и обеспечение требуемых результатов обученности военно- служащих, войск и органов управления (штабов) на всех этапах их под- готовки;
— согласованность в подготовке всех категорий обучаемых. Это озна- чает согласование подготовки военнослужащих, войск и органов управ- ления (штабов) по целям, задачам, содержанию обучения, месту и време- ни проведения мероприятий, обеспечение совместной подготовки родов войск и специальных войск;
— рациональное использование учебной материально-технической базы боевой подготовки и экономичность проведения мероприятий боевой подготовки, т. е. эксплуатация учебных объектов боевой подготовки с максимальной нагрузкой, равномерная их загрузка в течение учебного года (периода обучения), своевременное их обслуживание и совершен- ствование, всестороннее экономическое обоснование целесообразности и необходимости проведения мероприятий боевой подготовки на объек- тах учебной материально-технической базы;
— внедрение в процесс боевой подготовки передовых, научно обосно- ванных методик обучения, представляющих собой активное и целеустрем- ленное применение новых эффективных форм, методов и средств обуче- ния, постоянное совершенствование методики боевой подготовки.
При организации и проведении мероприятий боевой подготовки не- укоснительно соблюдаются следующие ее принципы:
— соответствие направленности обучения и воспитания государствен- ной идеологии, положениям Военной доктрины Российской Федерации;
— обеспечение постоянной боевой готовности подразделений и час- тей к выполнению боевых задач по предназначению, независимо от про- должительности их подготовки;
— учить войска (силы) тому, что необходимо на войне;
— каждый командир (начальник) обучает своих подчиненных;
— наглядность и максимальное приближение обучения к обстановке реальных боевых действий; систематичность и последовательность обу- чения, т. е. обучение «от простого — к сложному». Этот принцип в практике войск осуществляется по трем направлениям: структурному,
организационному и методическому.
А. Структурное направление предполагает построение боевой подго- товки «от солдата», т. е. первым этапом обучения должна быть индиви- дуальная подготовка. После чего последовательно осуществляется сла- живание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей, батальо- нов, дивизионов), полков. Приступать к слаживанию более крупного воинского формирования следует только после полного завершения слаживания подразделений, входящих в его состав.
Б. Организационное направление предполагает четкое разделение функций должностных лиц и органов управления различных уровней по организации и руководству боевой подготовкой. Командиры отделе- ний (расчетов, экипажей), командиры взводов и рот являются непосред- ственными руководителями боевой подготовки. Командиры батальонов
(дивизионов) являются организаторами боевой подготовки. На полко- вое звено управления также возлагается методическое руководство и


31
Глава 1. Боевая подготовка
30
Справочник командира лений (воинских формирований) с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных)
задач по предназначению.
Подготовка органов управления (штабов) проводится в целях обес- печения их готовности к планированию боевых действий, подготовке войск и управлению ими в любых условиях обстановки, а также реше- ния вопросов взаимодействия и всестороннего обеспечения. Эта подго- товка включает: индивидуальную подготовку офицеров и прапорщиков органа управления (штаба); подготовку подразделений обеспечения органа управления (штаба); слаживание групп боевого управления и органа управления (штаба) в целом.
Система боевой подготовки — это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и единство, функ- ционирующая в интересах обучения и воинского воспитания военно- служащих, слаживания органов управления и войск для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с их предназна- чением.
Элементами системы боевой подготовки являются:
— центральные органы Министерства обороны Российской Федера- ции, определяющие цели, задачи, структуру и основное содержание бое- вой подготовки;
— органы военного управления (видов, родов войск, военных округов,
объединений, соединений), непосредственно осуществляющие управле- ние боевой подготовкой, проведением ее мероприятий и ее всесторон- ним обеспечением;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71

— экипажи, расчеты, подразделения, части, соединения и их органы управления (штабы), с которыми проводится обучение;
— организация обучения;
— предметы обучения, т. е. совокупность задач, приемов, нормативов,
выполнению которых обучаются военнослужащие, подразделения, части,
соединения и их органы управления;
— формы и методы обучения военнослужащих, слаживания подразде- лений, частей, соединений и их органов управления;
— учебная материально-техническая база боевой подготовки;
— материальное, тыловое, финансовое, техническое обеспечение меро- приятий боевой подготовки.
Все элементы системы боевой подготовки взаимосвязанны и органично взаимодействуют с другими системами подготовки и обеспечения Во- оруженных Сил Российской Федерации.
Важнейшим условием эффективности функционирования системы боевой подготовки является умелое и грамотное применение форм и методов обучения различных категорий военнослужащих, учет особен- ностей функционирования воинских коллективов.
Форма обучения представляет собой организационную сторону учебно- воспитательного процесса. Она зависит от цели, состава обучаемых и определяет структуру занятия, место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности руководителя, его помощника и обучаемых, использование элементов учебной материально- технической базы, учебной и боевой техники. Формы обучения подраз- деляются на общие и специфические.
Общие формы обучения можно классифицировать по следующим при- знакам:
— всесторонним материально-техническим обеспечением боевой под- готовки, полным доведением установленных норм довольствия до воен- нослужащих.
Боевая подготовка включает: одиночную (индивидуальную) подготов- ку военнослужащих; подготовку (слаживание) подразделений (воинс- ких формирований), частей и соединений; подготовку (слаживание) ор- ганов управления (штабов).
Одиночная подготовка — обучение сержантов и солдат после их прибытия в подразделение (учебное подразделение). Цель одиночной подготовки — дать военнослужащим знания, привить умения и навыки
(освоить военно-учетные специальности), необходимые для выполнения обязанностей в бою, при обращении с оружием, военной техникой и несении повседневной службы. Одиночная подготовка сержантов и сол- дат, в том числе проходящих военную службу по контракту и военно- служащих женского пола, включает в себя:

— первоначальную (общевойсковую) подготовку военнослужащих, в том числе поступивших на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат;
— приобретение знаний, умений и навыков по занимаемой должности
(военно-учетной специальности);
— изучение основ обучения и воспитания личного состава, выработку командирских качеств у сержантов; допуск сержантов и солдат к само- стоятельной работе на технике, несению боевого дежурства (дежурства)
в составе смен расчетов;
— подготовку и сдачу зачетов на присвоение (подтверждение) клас- сной квалификации, освоение смежной специальности; подготовку к действиям в составе дежурных смен, расчетов, команд, подразделений
(воинских формирований).
Индивидуальная подготовка — поддержание и совершенствование в ходе слаживания экипажей, расчетов, подразделений (воинских фор- мирований) знаний, умений, профессиональных навыков и качеств офи- церов, прапорщиков, сержантов и солдат, необходимых им для выполне- ния должностных и специальных обязанностей в соответствии с зани- маемой должностью. Цель индивидуальной подготовки военнослужа- щих — полное и качественное освоение ими программ обучения, долж- ностных и специальных обязанностей по занимаемой должности, дости- жение высшей квалификации.
Индивидуальная подготовка осуществляется:
— офицеров, прапорщиков, сержантов — в системе командирской под- готовки, в ходе плановых занятий и тренировок при вооружении (ору- жии), на боевой и специальной технике, тренажерах и других объектах учебной материально-технической базы;
— солдат — в ходе плановых занятий и тренировок по предметам обучения в объеме общевоенной подготовки и подготовки по воинской специальности.
Подготовка экипажей, расчетов, подразделений (воинских фор- мирований) и воинских частей проводится в целях обеспечения их постоянной готовности к ведению боевых действий в любых условиях обстановки согласно боевому предназначению. Она проводится в ходе их последовательного слаживания (боевого слаживания) в условиях,
максимально приближенных к боевым.
Слаживание — это обучение военнослужащих согласованным дей- ствиям в составе дежурных смен, экипажей, расчетов, команд, подразде-

33
Глава 1. Боевая подготовка
32
Справочник командира
— показ (демонстрация);
— упражнение;
— практическая работа (в поле, в парках);
— самостоятельная подготовка.
Указанные методы обучения являются общими. Они применяются при обучении военнослужащих всех видов Вооруженных Сил Российс- кой Федерации, родов войск и специальных войск. Специфика деятель- ности и подготовка военнослужащих различных категорий и специаль- ностей, подразделений, частей, соединений, органов управления (штабов)
обусловливают применение в практике боевой подготовки и специаль- ных методов обучения. Они взаимосвязанны с общими методами, кото- рые составляют основу соответствующих методик овладения той или иной военной специальностью.
Каждой форме и методу обучения и воспитания соответствуют раз- личные виды занятий. Они зависят от предмета обучения, целевых уста- новок, учебных вопросов, категории обучаемых, учебно-методического обеспечения и материального обеспечения. Выбор формы и метода обу- чения зависит от уровня подготовки личного состава, темы и цели заня- тия, наличия и состояния учебной материально-технической базы.
Специфические формы обучения связаны со спецификой деятельнос- ти и подготовки военнослужащих различных категорий и специальнос- тей, подразделений и обусловливают применение в практике боевой подготовки специальных методов обучения.
Организация боевой подготовки представляет собой целенаправлен- ную деятельность командиров (начальников) и органов управления (шта- бов), направленную на построение процесса обучения подчиненных войск и их органов управления, а также на подготовку мероприятий боевой подготовки.
Боевая подготовка организуется на основе требований:
— законов Российской Федерации;
— указов Президента Российской Федерации, касающихся вопросов военного строительства и функционирования Вооруженных Сил;
— постановлений и распоряжений Правительства Российской Феде- рации, определяющих (уточняющих) отдельные вопросы деятельности
Вооруженных Сил;
— приказов и директив министра обороны Российской Федерации,
касающихся вопросов подготовки Вооруженных Сил и выполнения ими задач по предназначению;
— общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
— боевых уставов и наставлений;
— организационно-методических указаний по подготовке войск в учеб- ном году, положений, руководств, инструкций, программ и курсов подго- товки различных категорий военнослужащих, подразделений, в которых определяются задачи по боевой подготовке и требования к ней, органи- зация и содержание боевой подготовки, а также вопросы ее всесторон- него обеспечения;
— приказов по боевой подготовке главнокомандующих видами (рода- ми) войск, командующих войсками военных округов, командующих (ко- мандиров) объединений (соединений, частей); приказов и инструкций по проведению инспекторских, итоговых проверок и контрольных заня- тий; сборников нормативов по боевой подготовке.
а) по направленности подготовки — на теоретическую и практичес- кую;
б) по организации обучаемых — на коллективную, групповую, индиви- дуальную;
в) по месту проведения — на классную и полевую;
г) по месту в служебном процессе — на учебно-плановую, служебно- плановую, внеслужебную.
Учебно-плановые формы обучения характерны для теоретических,
практических и тренировочных занятий, боевых стрельб и пусков ракет,
учений, военных игр, проводимых в ходе плановых занятий. Служебно- плановые формы обучения реализуются в парково-хозяйственные (пар- ковые) дни и дни регламентных работ, при проведении плановых инст- руктажей по технике безопасности, специальных инструктажей и сове- щаний. Внеслужебные (внеурочные) — при организации занятий в тех- нических кружках, на конференциях, различного рода состязаниях, кон- курсах и т. п.
Основными формами обучения являются:
— лекция;
— семинар;
— беседа (рассказ-беседа);
— классно-групповое занятие;
— самостоятельная подготовка;
— показное занятие;
— инструктаж (инструктивное занятие);
— тренировка (тренаж);
— штабная тренировка;
— командно-штабная тренировка;
— тактическая летучка;
— групповое упражнение;
— тактико-строевое занятие;
— проигрыш (ситуационный проигрыш) действий;
— тактическое (тактико-специальное) занятие;
— инструкторско-методическое занятие;
— комплексная подготовка;
— комплексное занятие;
— полевой выход;
— командно-штабное учение;
— тактическое (тактико-специальное) учение;
— учебно-боевой пуск;
— контрольное занятие (зачетное занятие);
— состязание (конкурс).
Каждая форма проведения занятий предусматривает один или несколь- ко методов обучения. Методы обучения — это приемы и способы, с помощью которых достигаются передача и усвоение знаний, формирова- ние навыков и умений, выработка высоких морально-боевых качеств личного состава, обеспечивается слаживание (боевое слаживание) эки- пажей, расчетов, подразделений, воинских частей и их органов управле- ния (штабов).
В боевой подготовке в различном сочетании используются следую- щие методы обучения:
— устное изложение учебного материала;
— обсуждение изучаемого материала;