Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 720
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков (мичма- нов) запаса.
Определение соответствия кандидатов, отбираемых в воинс- ких частях и военных комиссариатах, требованиям, предъявля-
317
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
316
Справочник командира
— принятие решения о допуске оформляемого лица к сведениям, со- ставляющим государственную тайну.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Провероч- ные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В зависимости от степеней секретности сведений, составляющих го- сударственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:
— первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
— вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секрет- ным сведениям;
— третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
В соответствии с п. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне прове- рочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются ФСБ России и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыск- ную деятельность.
Допуск граждан по третьей форме, за некоторыми исключениями, опре- деленными в п. 26 указанной Инструкции, осуществляется руководите- лем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.
Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотрен- ных ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Основаниями для отказа в допуске к государственной тайне согласно указанной статье могут являться:
— признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспо- собным или совершившим рецидив преступлений, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления,
наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
— наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со- гласно перечню, утвержденному приказом Министерства здравоохране- ния Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 83;
— постоянное проживание его самого и (или) его близких родствен- ников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
— выявление в результате проверочных мероприятий действий офор- мляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
— уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.
Перечнем медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, уста- новлено, что к медицинским противопоказаниям для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
относятся:
1) хронические и затяжные расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, принимается аттеста- ционной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, пре- дусмотренных подп. «б» — «д» п. 5 и п. 15 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы:
а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации;
б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также, если это лицо не вправе в соответствии с данным
Законом заключать контракт;
в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и на- значении наказания, ведении в отношении его дознания, предваритель- ного следствия или передаче уголовного дела в суд;
г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за со- вершение преступления;
д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;
е) при признании его по результатам медицинского освидетельствова- ния ограниченно годным к военной службе, временно не годным к воен- ной службе или не годным к военной службе;
ж) при отнесении его по результатам профессионального психологи- ческого отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;
з) при признании его не соответствующим требованиям для поступа- ющих на военную службу по контракту по уровню образования, профес- сиональной или физической подготовки.
Оформление допуска к сведениям, составляющим государствен- ную тайну. Оформление допуска кандидатов (за исключением иностран- ных граждан) к сведениям, составляющим государственную тайну, осу- ществляется в случае необходимости, как правило, в связи с предстоя- щим исполнением должностей, связанных с использованием таких све- дений. Допуск кандидатов для прохождения военной службы по кон- тракту осуществляется в добровольном порядке.
Процедура оформления допуска относится к мероприятиям, непосред- ственно связанным с отбором кандидатов на военную службу, и в соот- ветствии с п. 5 ст. 6 Положения о порядке прохождения военной служ- бы проводится до заключения контракта.
Оформление допуска к государственной тайне производится в соот- ветствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граж- дан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной по- становлением Правительства Российской Федерации от 28 октября
1995 г. № 1050.
Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск лиц к государственной тайне предусматривает:
— принятие на себя обязательств перед государством по нераспростра- нению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
— согласие на частичные временные ограничения их прав в соответ- ствии со ст. 24 указанного Закона;
— письменное согласие на проведение в отношении их полномочны- ми органами проверочных мероприятий;
— определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, пре- дусмотренных указанным Законом;
— ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
319
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
318
Справочник командира
В законодательстве обособляются такие контракты, как: первый кон- тракт, новый контракт, контракт сверх предельного возраста, контракт,
заключаемый в учебных заведениях
44
Особенности заключения указанных контрактов отражают правоот- ношения (права и обязанности) должностных лиц и кандидатов по за- ключению контракта, определению в рамках, установленных законода- тельством, его условий, проверке соответствия военнослужащих уста- новленным требованиям, отказу в заключении контракта. Наиболее ярко особенности того или иного контракта объективируются на этапе, непо- средственно предшествующем его заключению.
Заключение первого контракта. Первый контракт может быть за- ключен с гражданином, ранее не проходившим в Российской Федерации военную службу по контракту (п. 2 ст. 34 Федерального закона «О во- инской обязанности и военной службе»).
К лицам, с которыми может быть заключен первый контракт, относятся:
а) граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 40 лет:
— пребывающие в запасе;
— мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государ- ственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) него- сударственные образовательные учреждения высшего профессиональ- ного образования;
— женского пола, не пребывающие в запасе;
— другие граждане в соответствии с нормативными правовыми акта- ми Президента Российской Федерации;
б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослу- жившие не менее 6 месяцев;
в) граждане, не состоящие на военной службе (прошедшие военную службу по призыву), а также проходящие военную службу по призыву,
при зачислении в военно-учебные заведения;
г) граждане, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие ста- тус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
д) граждане, не состоящие на военной службе, при зачислении в военно- медицинский институт при медицинском образовательном учреждении высшего профессионального образования;
е) иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
Процедура заключения первого контракта имеет особенности органи- зационного характера, так как в большинстве случаев заключению пер- вого контракта предшествуют рассмотренные выше мероприятия по отбору кандидатов для приема на военную службу и заключению кон- трактов.
После отбора и непосредственно перед заключением первых контрак- тов следует процедура выработки предложений о целесообразности за- ключения контрактов с кандидатами, которая возлагается на аттестаци- онную комиссию воинской части (ст. 46 Руководства по комплектова- нию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами,
сержантами и старшинами). Следует отметить, что аналогичная проце- дура проводится и при заключении нового контракта с гражданами, со- стоящими в запасе.
_________________________________________________
44
Контракт, заключаемый в учебных заведениях, в настоящем издании не рас- сматривается, поэтому остановимся на трех вышеперечисленных видах контракта.
2) психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ:
— синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств;
— синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.
При наличии указанных медицинских противопоказаний допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не производится.
Мероприятия по заключению контракта
Контракт о прохождении военной службы является особым, имеющим административно-правовую природу, соглашением между Министерством обороны Российской Федерации и гражданином (иностранным гражда- нином), которым закрепляются добровольное поступление этого граж- данина (иностранного гражданина) на военную службу, срок прохожде- ния военной службы, установленные в законодательстве взаимные пра- ва и обязанности его участников в сфере обороны и безопасности госу- дарства.
Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить воен- ную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других вой- сках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодатель- ными и иными нормативными правовыми актами Российской Федера- ции, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюде- ние его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющи- ми статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Содержание условий контракта отражается в Типовой форме кон- тракта о прохождении военной службы, которая определена в Положе- нии о порядке прохождения военной службы.
При заключении контракта о прохождении военной службы стороны
(гражданин и должностное лицо) не могут изменить императивно уста- новленных условий, закрепленных в Типовой форме контракта о про- хождении военной службы, за исключением тех условий, установление которых прямо предусмотрено законодательством. Например, граждане и военнослужащие в пределах, установленных Федеральным законом
«О воинской обязанности и военной службе» могут определять срок контракта. Право внесения в пп. 2 и 3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы конкретных прав и обязанностей воен- нослужащих, предусмотренных законодательством Российской Федера- ции и обусловленных особенностями их военной службы, предоставлено только руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (п. 6 ст. 4 Положения о поряд- ке прохождения военной службы; примечание к Типовой форме кон- тракта о прохождении военной службы).
Содержание мероприятий по заключению контракта о прохождении военной службы и виды контрактов зависят от различных условий и факторов, которые учтены законодательством. Виды контрактов в числе прочих особенностей имеют и особенности в заключении.
321
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
320
Справочник командира профессиональной и физической подготовки и рассмотрения их канди- датур аттестационной комиссией воинской части в целях решения во- проса о заключении с ними контракта.
Копия решения указанной комиссии должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение 3 дней со дня принятия решения.
Еще одной особенностью заключения первых контрактов является отсутствие альтернативы для сторон контракта в определении сроков службы по первому контракту, за исключением некоторых случаев, о которых будет сказано ниже. Сроки первых контрактов регламентиру- ются ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Первый контракт о прохождении военной службы заключается:
а) с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую дол- жность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата,
матроса, сержанта, старшины, — на 3 года;
б) с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское зва- ние солдата, матроса, сержанта, старшины, — на 5 лет;
в) с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую дол- жность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщи- ка, мичмана или офицера, — на 5 лет;
г) с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном уч- реждении профессионального образования, — на время обучения в ука- занном образовательном учреждении и 5 лет военной службы после его окончания.
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на мень- ший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит 3 года или 5 лет в соответ- ствии с подп. «а» и «б» п. 3 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и изъя- вившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бед- ствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстанов- ление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению меж- дународного мира и безопасности, не ранее чем за 1 месяц до истечения срока военной службы может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок от 6 месяцев до 1 года.
Контракт о прохождении военной службы может заключаться с воен- нослужащим на меньший срок — до наступления предельного возраста пребывания его на военной службе.
С гражданином, состоящим в запасе и изъявившим желание посту- пить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоя- тельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение ме- роприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционно- го порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятель- ности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, контракт о прохождении военной службы может быть заключен на срок от 6 месяцев до 1 года.
В рамках отдельного заседания аттестационной комиссии предложе- ния о целесообразности вырабатываются только в отношении граждан поступающих на военную службу по контракту. В отношении военно- служащих предложения о целесообразности аттестационной комисси- ей вырабатываются при принятии решения об определении соответ- ствия кандидатов требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.
Аттестационная комиссия части формирует предложения о целесооб- разности приема на военную службу по контракту на основании ре- зультатов рассмотрения личных дел кандидатов для приема на военную службу по контракту, поступивших из военных комиссариатов, а также граждан, подавших заявление непосредственно в воинскую часть. Выра- ботка предложений осуществляется применительно к требованиям к конкретным воинским должностям (ВУС) с учетом результатов соци- ально-психологического изучения, психологического и психофизиологи- ческого обследования кандидатов, заключения об их профессиональной пригодности, содержащегося в картах профессионального психологичес- кого отбора.
При принятии решения о целесообразности приема гражданина на военную службу по контракту командир воинской части уведомляет об этом соответствующего военного комиссара.
С получением от командиров воинских частей уведомлений о готов- ности принять кандидатов на военную службу по контракту военные комиссары районов вызывают граждан в военные комиссариаты и вру- чают им предписания, отношения руководителям организаций для офор- мления увольнения и расчета, воинские перевозочные документы (де- нежные средства для оплаты проезда от места жительства до воинский части) и суточные за время нахождения в пути следования.
Гражданам женского пола, впервые поступающим на военную службу по контракту, военные билеты специалист по отбору кандидатов на во- енную службу по контракту выписывает на основании уведомлений командиров воинских частей о готовности принять их на военную службу по контракту. Указанное уведомление является основанием для выдачи военного билета, оно вшивается в дело по учету и выдаче бланков стро- гой отчетности.
Граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола. Перечень таких должно- стей устанавливается руководителями федеральных органов исполни- тельной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В Вооруженных Силах Российской Федерации Перечень должностей,
замещаемых военнослужащими женского пола, введен в действие при- казом министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 1994 г.
Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в ко- торых разрешено прохождение военной службы военнослужащими женского пола, утвержден приказом министра обороны Российской
Федерации от 16 октября 1998 г. № 461. К ним относятся воинские части и учреждения, содержащиеся на самостоятельных штатах.
По прибытии в воинскую часть кандидаты, при необходимости, по ре- шению командира могут быть направлены для прохождения медицинс- кого освидетельствования, проведения с ними мероприятий по профес- сионально-психологическому отбору, проверки уровня их образования,
323
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
322
Справочник командира в) с гражданином, не состоящим на военной службе (прошедшим во- енную службу по призыву), а также с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, поступающими в военно-учебное заведе- ние, — в день зачисления в указанное учебное заведение;
г) с гражданином, не состоящим на военной службе, при зачислении в военно-медицинский институт — в день зачисления в указанный инсти- тут.
Основаниями для отказа кандидату в заключении с ним первого кон- тракта являются:
а) отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях
Государственной противопожарной службы вакантных воинских долж- ностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
б) решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
в) решение комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии канди- дата требованиям, установленным для поступающих на военную служ- бу по контракту.
Первый контракт не может быть заключен с гражданином (военно- служащим) при наличии оснований, указанных в пп. 5 и 15 ст. 5 Поло- жения о порядке прохождения военной службы.
Решение об отказе в заключении первого контракта оформляется в письменной форме, подписывается соответствующим командиром (на- чальником), скрепляется гербовой печатью воинской части и выдается под расписку гражданину (военнослужащему), которому отказано в за- ключении контракта, по его просьбе.
В решении указываются основания отказа в заключении контракта, а также дата и номер соответствующего решения комиссии военного ко- миссариата по отбору кандидатов (аттестационной комиссии воинской части).
В случае отказа кандидату в приеме на военную службу по контракту или отказа самого кандидата от заключения контракта в его личном деле производится запись: «Не принят на военную службу по контрак- ту... (указываются причины отказа)» или «От заключения контракта в войсковой части № __ отказался». Запись заверяется подписью коман- дира воинской части и скрепляется оттиском гербовой печати воинской части, а личное дело возвращается в военный комиссариат, направив- ший данного кандидата.
Кандидатам, с которыми не заключен контракт о прохождении воен- ной службы, в воинских частях выдаются воинские перевозочные доку- менты для проезда к месту воинского учета (месту жительства) и су- точные деньги на время нахождения в пути следования. Воинские пере- возочные документы и суточные деньги выдаются гражданину только один раз при первой попытке поступления на военную службу по кон- тракту.
Заключение нового контракта. Новый контракт заключается в основном при продолжении военнослужащим военной службы по кон- тракту. Он может быть заключен:
а) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;
Командир воинской части обязан лично провести беседу с каждым кандидатом и принять решение о заключении с ним контракта и назна- чении на воинскую должность.
Контракт подписывается кандидатом, поступающим на военную служ- бу по контракту, и командиром воинской части от имени Министерства обороны Российской Федерации.
Первый контракт от имени Министерства обороны Российской Феде- рации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмо- трена военная служба) подписывают:
а) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность,
для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офице- ра, — руководитель федерального органа исполнительной власти, в ко- тором предусмотрена военная служба, на основании решения Президен- та Российской Федерации;
б) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность,
назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, —
соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федераль- ного органа исполнительной власти;
в) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность,
для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика
(мичмана) до полковника, капитана 1 ранга включительно, за исключе- нием лиц, указанных в предыдущем абзаце, — соответствующее должно- стное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на ука- занные воинские должности;
г) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность,
для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса,
сержанта или старшины, — командир воинской части;
д) при заключении контракта с поступающим в военно-учебное заве- дение или обучающимся в нем — начальник военно-учебного заведе- ния;
е) при заключении контракта с поступающим в военно-медицинский институт — начальник указанного института.
Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера, обучающийся в военно-учебном заведении Министерства обороны Российской Феде- рации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмо- трена военная служба) и предназначенный после его окончания для прохождения военной службы в ином федеральном органе исполни- тельной власти, в котором предусмотрена военная служба, заключает контракт по месту обучения. При этом в контракте указывается обя- занность военнослужащего после окончания военно-учебного заведе- ния проходить военную службу в федеральном органе исполнительной власти, в который он предназначен.
Первый контракт подписывается указанными выше должностными лицами:
а) с гражданином, поступающим на военную службу по контракту, —
в день зачисления на военную службу;
б) с военнослужащим, обучающимся в военно-учебном заведении, —
по достижении им возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения и до окончания второго курса обучения;
325
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
324
Справочник командира
Новый контракт от имени Министерства обороны Российской Федера- ции (иного федерального органа исполнительной власти) подписывают:
а) при заключении нового контракта с военнослужащим, которого назначать на воинскую должность не требуется:
— с военнослужащим, который непосредственно подчинен руководи- телю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмо- трена военная служба, — руководитель федерального органа исполни- тельной власти, в котором предусмотрена военная служба;
— с военнослужащим, проходящим военную службу на иной воинс- кой должности, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше, которое является для военнослужащего бли- жайшим прямым начальником;
б) при заключении нового контракта с военнослужащим (граждани- ном), которого требуется назначить на воинскую должность:
— с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офицера, — руководитель феде- рального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена воен- ная служба, на основании решения Президента Российской Федерации;
— с назначаемым на воинскую должность, назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной вла- сти, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее дол- жностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федерального органа испол- нительной власти;
— с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковни- ка, капитана 1 ранга включительно, за исключением лиц, указанных в предыдущем абзаце, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, кото- рое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности;
— с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старши- ны, — командир воинской части.
Командир (начальник), который вправе заключать контракт с военно- служащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действую- щего контракта.
Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого закан- чивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт дол- жностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта. В соответствии со ст. 6 Ин- струкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Феде- рации военнослужащему рапорт для заключения нового контракта ре- комендуется подавать не позднее чем за 4 месяца до истечения срока текущего контракта.
Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке.
Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответ- ствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.
Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового кон- б) с военнослужащим, переведенным из федерального органа испол- нительной власти в Министерство обороны Российской Федерации;
в) с военнослужащим, переведенным из другого государства в Мини- стерство обороны Российской Федерации в соответствии с междуна- родными договорами Российской Федерации;
г) с военнослужащим, которому была приостановлена военная служба в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О воинской обязаннос- ти и военной службе»;
д) с гражданином, ранее проходившим в Российской Федерации воен- ную службу по контракту;
е) с гражданином, ранее проходившим военную службу по контракту,
при прекращении оснований для приостановления военной службы;
ж) с гражданином, освобожденным от должности руководителя феде- рального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена воен- ная служба.
С гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, новый контракт может быть заключен, если он не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступаю- щих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований,
предусмотренных п. 10 ст. 8 Положения о порядке прохождения воен- ной службы.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и жела- ющий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следу- ющих случаях:
а) при окончании срока предыдущего контракта;
б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;
в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, воен- ной докторантуры;
г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в феде- ральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена воен- ная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа испол- нительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой.
Новый контракт может быть заключен на следующие сроки:
а) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
(с гражданином, проходившим военную службу по контракту), — на 3
года, 5 лет, 10 лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе;
б) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру или военную док- торантуру (с гражданином, проходившим военную службу по контракту,
при зачислении в военно-учебное заведение) — на время обучения в указанном учебном заведении, в адъюнктуре или военной докторантуре и на 5 лет военной службы после их окончания;
в) с гражданином, проходившим военную службу по контракту, пребы- вающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий,
выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях, — на срок от 6 месяцев до 1 года.
Определение соответствия кандидатов, отбираемых в воинс- ких частях и военных комиссариатах, требованиям, предъявля-
317
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
316
Справочник командира
— принятие решения о допуске оформляемого лица к сведениям, со- ставляющим государственную тайну.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Провероч- ные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В зависимости от степеней секретности сведений, составляющих го- сударственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:
— первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
— вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секрет- ным сведениям;
— третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
В соответствии с п. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне прове- рочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются ФСБ России и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыск- ную деятельность.
Допуск граждан по третьей форме, за некоторыми исключениями, опре- деленными в п. 26 указанной Инструкции, осуществляется руководите- лем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.
Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотрен- ных ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Основаниями для отказа в допуске к государственной тайне согласно указанной статье могут являться:
— признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспо- собным или совершившим рецидив преступлений, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления,
наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
— наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со- гласно перечню, утвержденному приказом Министерства здравоохране- ния Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 83;
— постоянное проживание его самого и (или) его близких родствен- ников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
— выявление в результате проверочных мероприятий действий офор- мляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
— уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.
Перечнем медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, уста- новлено, что к медицинским противопоказаниям для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
относятся:
1) хронические и затяжные расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, принимается аттеста- ционной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, пре- дусмотренных подп. «б» — «д» п. 5 и п. 15 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы:
а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации;
б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также, если это лицо не вправе в соответствии с данным
Законом заключать контракт;
в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и на- значении наказания, ведении в отношении его дознания, предваритель- ного следствия или передаче уголовного дела в суд;
г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за со- вершение преступления;
д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;
е) при признании его по результатам медицинского освидетельствова- ния ограниченно годным к военной службе, временно не годным к воен- ной службе или не годным к военной службе;
ж) при отнесении его по результатам профессионального психологи- ческого отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;
з) при признании его не соответствующим требованиям для поступа- ющих на военную службу по контракту по уровню образования, профес- сиональной или физической подготовки.
Оформление допуска к сведениям, составляющим государствен- ную тайну. Оформление допуска кандидатов (за исключением иностран- ных граждан) к сведениям, составляющим государственную тайну, осу- ществляется в случае необходимости, как правило, в связи с предстоя- щим исполнением должностей, связанных с использованием таких све- дений. Допуск кандидатов для прохождения военной службы по кон- тракту осуществляется в добровольном порядке.
Процедура оформления допуска относится к мероприятиям, непосред- ственно связанным с отбором кандидатов на военную службу, и в соот- ветствии с п. 5 ст. 6 Положения о порядке прохождения военной служ- бы проводится до заключения контракта.
Оформление допуска к государственной тайне производится в соот- ветствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граж- дан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной по- становлением Правительства Российской Федерации от 28 октября
1995 г. № 1050.
Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск лиц к государственной тайне предусматривает:
— принятие на себя обязательств перед государством по нераспростра- нению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
— согласие на частичные временные ограничения их прав в соответ- ствии со ст. 24 указанного Закона;
— письменное согласие на проведение в отношении их полномочны- ми органами проверочных мероприятий;
— определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, пре- дусмотренных указанным Законом;
— ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
319
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
318
Справочник командира
В законодательстве обособляются такие контракты, как: первый кон- тракт, новый контракт, контракт сверх предельного возраста, контракт,
заключаемый в учебных заведениях
44
Особенности заключения указанных контрактов отражают правоот- ношения (права и обязанности) должностных лиц и кандидатов по за- ключению контракта, определению в рамках, установленных законода- тельством, его условий, проверке соответствия военнослужащих уста- новленным требованиям, отказу в заключении контракта. Наиболее ярко особенности того или иного контракта объективируются на этапе, непо- средственно предшествующем его заключению.
Заключение первого контракта. Первый контракт может быть за- ключен с гражданином, ранее не проходившим в Российской Федерации военную службу по контракту (п. 2 ст. 34 Федерального закона «О во- инской обязанности и военной службе»).
К лицам, с которыми может быть заключен первый контракт, относятся:
а) граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 40 лет:
— пребывающие в запасе;
— мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государ- ственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) него- сударственные образовательные учреждения высшего профессиональ- ного образования;
— женского пола, не пребывающие в запасе;
— другие граждане в соответствии с нормативными правовыми акта- ми Президента Российской Федерации;
б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослу- жившие не менее 6 месяцев;
в) граждане, не состоящие на военной службе (прошедшие военную службу по призыву), а также проходящие военную службу по призыву,
при зачислении в военно-учебные заведения;
г) граждане, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие ста- тус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
д) граждане, не состоящие на военной службе, при зачислении в военно- медицинский институт при медицинском образовательном учреждении высшего профессионального образования;
е) иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
Процедура заключения первого контракта имеет особенности органи- зационного характера, так как в большинстве случаев заключению пер- вого контракта предшествуют рассмотренные выше мероприятия по отбору кандидатов для приема на военную службу и заключению кон- трактов.
После отбора и непосредственно перед заключением первых контрак- тов следует процедура выработки предложений о целесообразности за- ключения контрактов с кандидатами, которая возлагается на аттестаци- онную комиссию воинской части (ст. 46 Руководства по комплектова- нию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами,
сержантами и старшинами). Следует отметить, что аналогичная проце- дура проводится и при заключении нового контракта с гражданами, со- стоящими в запасе.
_________________________________________________
44
Контракт, заключаемый в учебных заведениях, в настоящем издании не рас- сматривается, поэтому остановимся на трех вышеперечисленных видах контракта.
2) психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ:
— синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств;
— синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.
При наличии указанных медицинских противопоказаний допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не производится.
Мероприятия по заключению контракта
Контракт о прохождении военной службы является особым, имеющим административно-правовую природу, соглашением между Министерством обороны Российской Федерации и гражданином (иностранным гражда- нином), которым закрепляются добровольное поступление этого граж- данина (иностранного гражданина) на военную службу, срок прохожде- ния военной службы, установленные в законодательстве взаимные пра- ва и обязанности его участников в сфере обороны и безопасности госу- дарства.
Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить воен- ную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других вой- сках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодатель- ными и иными нормативными правовыми актами Российской Федера- ции, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюде- ние его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющи- ми статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Содержание условий контракта отражается в Типовой форме кон- тракта о прохождении военной службы, которая определена в Положе- нии о порядке прохождения военной службы.
При заключении контракта о прохождении военной службы стороны
(гражданин и должностное лицо) не могут изменить императивно уста- новленных условий, закрепленных в Типовой форме контракта о про- хождении военной службы, за исключением тех условий, установление которых прямо предусмотрено законодательством. Например, граждане и военнослужащие в пределах, установленных Федеральным законом
«О воинской обязанности и военной службе» могут определять срок контракта. Право внесения в пп. 2 и 3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы конкретных прав и обязанностей воен- нослужащих, предусмотренных законодательством Российской Федера- ции и обусловленных особенностями их военной службы, предоставлено только руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (п. 6 ст. 4 Положения о поряд- ке прохождения военной службы; примечание к Типовой форме кон- тракта о прохождении военной службы).
Содержание мероприятий по заключению контракта о прохождении военной службы и виды контрактов зависят от различных условий и факторов, которые учтены законодательством. Виды контрактов в числе прочих особенностей имеют и особенности в заключении.
321
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
320
Справочник командира профессиональной и физической подготовки и рассмотрения их канди- датур аттестационной комиссией воинской части в целях решения во- проса о заключении с ними контракта.
Копия решения указанной комиссии должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение 3 дней со дня принятия решения.
Еще одной особенностью заключения первых контрактов является отсутствие альтернативы для сторон контракта в определении сроков службы по первому контракту, за исключением некоторых случаев, о которых будет сказано ниже. Сроки первых контрактов регламентиру- ются ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Первый контракт о прохождении военной службы заключается:
а) с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую дол- жность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата,
матроса, сержанта, старшины, — на 3 года;
б) с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское зва- ние солдата, матроса, сержанта, старшины, — на 5 лет;
в) с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую дол- жность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщи- ка, мичмана или офицера, — на 5 лет;
г) с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном уч- реждении профессионального образования, — на время обучения в ука- занном образовательном учреждении и 5 лет военной службы после его окончания.
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на мень- ший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит 3 года или 5 лет в соответ- ствии с подп. «а» и «б» п. 3 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и изъя- вившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бед- ствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстанов- ление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению меж- дународного мира и безопасности, не ранее чем за 1 месяц до истечения срока военной службы может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок от 6 месяцев до 1 года.
Контракт о прохождении военной службы может заключаться с воен- нослужащим на меньший срок — до наступления предельного возраста пребывания его на военной службе.
С гражданином, состоящим в запасе и изъявившим желание посту- пить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоя- тельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение ме- роприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционно- го порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятель- ности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, контракт о прохождении военной службы может быть заключен на срок от 6 месяцев до 1 года.
В рамках отдельного заседания аттестационной комиссии предложе- ния о целесообразности вырабатываются только в отношении граждан поступающих на военную службу по контракту. В отношении военно- служащих предложения о целесообразности аттестационной комисси- ей вырабатываются при принятии решения об определении соответ- ствия кандидатов требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.
Аттестационная комиссия части формирует предложения о целесооб- разности приема на военную службу по контракту на основании ре- зультатов рассмотрения личных дел кандидатов для приема на военную службу по контракту, поступивших из военных комиссариатов, а также граждан, подавших заявление непосредственно в воинскую часть. Выра- ботка предложений осуществляется применительно к требованиям к конкретным воинским должностям (ВУС) с учетом результатов соци- ально-психологического изучения, психологического и психофизиологи- ческого обследования кандидатов, заключения об их профессиональной пригодности, содержащегося в картах профессионального психологичес- кого отбора.
При принятии решения о целесообразности приема гражданина на военную службу по контракту командир воинской части уведомляет об этом соответствующего военного комиссара.
С получением от командиров воинских частей уведомлений о готов- ности принять кандидатов на военную службу по контракту военные комиссары районов вызывают граждан в военные комиссариаты и вру- чают им предписания, отношения руководителям организаций для офор- мления увольнения и расчета, воинские перевозочные документы (де- нежные средства для оплаты проезда от места жительства до воинский части) и суточные за время нахождения в пути следования.
Гражданам женского пола, впервые поступающим на военную службу по контракту, военные билеты специалист по отбору кандидатов на во- енную службу по контракту выписывает на основании уведомлений командиров воинских частей о готовности принять их на военную службу по контракту. Указанное уведомление является основанием для выдачи военного билета, оно вшивается в дело по учету и выдаче бланков стро- гой отчетности.
Граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола. Перечень таких должно- стей устанавливается руководителями федеральных органов исполни- тельной власти, в которых предусмотрена военная служба.
1 ... 46 47 48 49 50 51 52 53 ... 71
В Вооруженных Силах Российской Федерации Перечень должностей,
замещаемых военнослужащими женского пола, введен в действие при- казом министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 1994 г.
Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в ко- торых разрешено прохождение военной службы военнослужащими женского пола, утвержден приказом министра обороны Российской
Федерации от 16 октября 1998 г. № 461. К ним относятся воинские части и учреждения, содержащиеся на самостоятельных штатах.
По прибытии в воинскую часть кандидаты, при необходимости, по ре- шению командира могут быть направлены для прохождения медицинс- кого освидетельствования, проведения с ними мероприятий по профес- сионально-психологическому отбору, проверки уровня их образования,
323
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
322
Справочник командира в) с гражданином, не состоящим на военной службе (прошедшим во- енную службу по призыву), а также с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, поступающими в военно-учебное заведе- ние, — в день зачисления в указанное учебное заведение;
г) с гражданином, не состоящим на военной службе, при зачислении в военно-медицинский институт — в день зачисления в указанный инсти- тут.
Основаниями для отказа кандидату в заключении с ним первого кон- тракта являются:
а) отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях
Государственной противопожарной службы вакантных воинских долж- ностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
б) решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
в) решение комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии канди- дата требованиям, установленным для поступающих на военную служ- бу по контракту.
Первый контракт не может быть заключен с гражданином (военно- служащим) при наличии оснований, указанных в пп. 5 и 15 ст. 5 Поло- жения о порядке прохождения военной службы.
Решение об отказе в заключении первого контракта оформляется в письменной форме, подписывается соответствующим командиром (на- чальником), скрепляется гербовой печатью воинской части и выдается под расписку гражданину (военнослужащему), которому отказано в за- ключении контракта, по его просьбе.
В решении указываются основания отказа в заключении контракта, а также дата и номер соответствующего решения комиссии военного ко- миссариата по отбору кандидатов (аттестационной комиссии воинской части).
В случае отказа кандидату в приеме на военную службу по контракту или отказа самого кандидата от заключения контракта в его личном деле производится запись: «Не принят на военную службу по контрак- ту... (указываются причины отказа)» или «От заключения контракта в войсковой части № __ отказался». Запись заверяется подписью коман- дира воинской части и скрепляется оттиском гербовой печати воинской части, а личное дело возвращается в военный комиссариат, направив- ший данного кандидата.
Кандидатам, с которыми не заключен контракт о прохождении воен- ной службы, в воинских частях выдаются воинские перевозочные доку- менты для проезда к месту воинского учета (месту жительства) и су- точные деньги на время нахождения в пути следования. Воинские пере- возочные документы и суточные деньги выдаются гражданину только один раз при первой попытке поступления на военную службу по кон- тракту.
Заключение нового контракта. Новый контракт заключается в основном при продолжении военнослужащим военной службы по кон- тракту. Он может быть заключен:
а) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;
Командир воинской части обязан лично провести беседу с каждым кандидатом и принять решение о заключении с ним контракта и назна- чении на воинскую должность.
Контракт подписывается кандидатом, поступающим на военную служ- бу по контракту, и командиром воинской части от имени Министерства обороны Российской Федерации.
Первый контракт от имени Министерства обороны Российской Феде- рации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмо- трена военная служба) подписывают:
а) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность,
для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офице- ра, — руководитель федерального органа исполнительной власти, в ко- тором предусмотрена военная служба, на основании решения Президен- та Российской Федерации;
б) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность,
назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, —
соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федераль- ного органа исполнительной власти;
в) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность,
для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика
(мичмана) до полковника, капитана 1 ранга включительно, за исключе- нием лиц, указанных в предыдущем абзаце, — соответствующее должно- стное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на ука- занные воинские должности;
г) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность,
для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса,
сержанта или старшины, — командир воинской части;
д) при заключении контракта с поступающим в военно-учебное заве- дение или обучающимся в нем — начальник военно-учебного заведе- ния;
е) при заключении контракта с поступающим в военно-медицинский институт — начальник указанного института.
Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера, обучающийся в военно-учебном заведении Министерства обороны Российской Феде- рации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмо- трена военная служба) и предназначенный после его окончания для прохождения военной службы в ином федеральном органе исполни- тельной власти, в котором предусмотрена военная служба, заключает контракт по месту обучения. При этом в контракте указывается обя- занность военнослужащего после окончания военно-учебного заведе- ния проходить военную службу в федеральном органе исполнительной власти, в который он предназначен.
Первый контракт подписывается указанными выше должностными лицами:
а) с гражданином, поступающим на военную службу по контракту, —
в день зачисления на военную службу;
б) с военнослужащим, обучающимся в военно-учебном заведении, —
по достижении им возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения и до окончания второго курса обучения;
325
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
324
Справочник командира
Новый контракт от имени Министерства обороны Российской Федера- ции (иного федерального органа исполнительной власти) подписывают:
а) при заключении нового контракта с военнослужащим, которого назначать на воинскую должность не требуется:
— с военнослужащим, который непосредственно подчинен руководи- телю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмо- трена военная служба, — руководитель федерального органа исполни- тельной власти, в котором предусмотрена военная служба;
— с военнослужащим, проходящим военную службу на иной воинс- кой должности, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше, которое является для военнослужащего бли- жайшим прямым начальником;
б) при заключении нового контракта с военнослужащим (граждани- ном), которого требуется назначить на воинскую должность:
— с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офицера, — руководитель феде- рального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена воен- ная служба, на основании решения Президента Российской Федерации;
— с назначаемым на воинскую должность, назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной вла- сти, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее дол- жностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федерального органа испол- нительной власти;
— с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковни- ка, капитана 1 ранга включительно, за исключением лиц, указанных в предыдущем абзаце, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, кото- рое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности;
— с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старши- ны, — командир воинской части.
Командир (начальник), который вправе заключать контракт с военно- служащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действую- щего контракта.
Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого закан- чивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт дол- жностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта. В соответствии со ст. 6 Ин- струкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Феде- рации военнослужащему рапорт для заключения нового контракта ре- комендуется подавать не позднее чем за 4 месяца до истечения срока текущего контракта.
Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке.
Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответ- ствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.
Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового кон- б) с военнослужащим, переведенным из федерального органа испол- нительной власти в Министерство обороны Российской Федерации;
в) с военнослужащим, переведенным из другого государства в Мини- стерство обороны Российской Федерации в соответствии с междуна- родными договорами Российской Федерации;
г) с военнослужащим, которому была приостановлена военная служба в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О воинской обязаннос- ти и военной службе»;
д) с гражданином, ранее проходившим в Российской Федерации воен- ную службу по контракту;
е) с гражданином, ранее проходившим военную службу по контракту,
при прекращении оснований для приостановления военной службы;
ж) с гражданином, освобожденным от должности руководителя феде- рального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена воен- ная служба.
С гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, новый контракт может быть заключен, если он не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступаю- щих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований,
предусмотренных п. 10 ст. 8 Положения о порядке прохождения воен- ной службы.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и жела- ющий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следу- ющих случаях:
а) при окончании срока предыдущего контракта;
б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;
в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, воен- ной докторантуры;
г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в феде- ральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена воен- ная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа испол- нительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой.
Новый контракт может быть заключен на следующие сроки:
а) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
(с гражданином, проходившим военную службу по контракту), — на 3
года, 5 лет, 10 лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе;
б) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру или военную док- торантуру (с гражданином, проходившим военную службу по контракту,
при зачислении в военно-учебное заведение) — на время обучения в указанном учебном заведении, в адъюнктуре или военной докторантуре и на 5 лет военной службы после их окончания;
в) с гражданином, проходившим военную службу по контракту, пребы- вающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий,
выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях, — на срок от 6 месяцев до 1 года.