Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 715
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— начальники военных образовательных учреждений высшего про- фессионального образования
— командиры воинских частей, начальники (руководители) органи- заций Вооруженных Сил Российской Федерации, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, имею- щие в непосредственном подчинении кадровые органы.
Как уже говорилось выше, правом назначения военнослужащих на воинские должности должностные лица пользуются в пределах своей компетенции. При этом они пользуются таким правом только в отноше- нии военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении. Вышесто- ящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на
341
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
340
Справочник командира и Военно-Морского Флота, введенным в действие приказом министра обороны СССР от 14 апреля 1989 г. № 135 (с последующими изменени- ями), обучение на курсах и факультетах переподготовки и повышения квалификации офицеров является одним из основных видов обучения офицеров, генералов и адмиралов.
К курсам относятся: Высшие академические курсы при Военной ака- демии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,
факультеты переподготовки и повышения квалификации военных ака- демий, академические, высшие офицерские курсы, высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота, высшие центральные, цен- тральные офицерские и офицерские курсы.
Персональный отбор кандидатов для направления на курсы проводит- ся командирами воинских частей на основании полученных расчетов отбора кандидатов с учетом предложений постоянно действующих ат- тестационных комиссий.
Деятельность курсов по подготовке младших офицеров, в частности,
регламентирована:
— приказом министра обороны Российской Федерации «О курсах по подготовке младших офицеров Сухопутных войск» от 17 марта 2003 г.
№ 85;
— приказами министра обороны СССР «Об организации при Воен- ном институте физической культуры курсов инструкторов по спорту высшей квалификации» от 27 мая 1981 г. № 144; «Об организации подготовки младших офицеров Железнодорожных войск на 9-х Цент- ральных офицерских курсах Железнодорожных войск» от 29 сентября
1989 г. № 358.
Обучение в школах прапорщиков осуществляется на основании По- ложения о школах прапорщиков (мичманов), утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 452.
Зачисление военнослужащих на курсы подготовки младших офице- ров осуществляется приказами заместителя министра обороны Россий- ской Федерации, начальника службы Министерства обороны Российс- кой Федерации, главнокомандующего видом Вооруженных Сил Россий- ской Федерации, командующего родом войск Вооруженных Сил Россий- ской Федерации, а в школы, осуществляющие подготовку по военно- учетным специальностям прапорщиков (мичманов), — приказами на- чальников этих школ.
Изменение ВУС может происходить также при реализации военно- служащими, проходящими военную службу по контракту, права на обра- зование, предусмотренного ст. 19 Федерального закона «О статусе во- еннослужащих».
Военнослужащие, получившие подготовку по военно-учетной специ- альности в РОСТО или образовательных учреждениях начального про- фессионального и среднего профессионального образования, в учебных воинских частях и на практической работе, назначаются на воинские должности в соответствии с полученной подготовкой.
Военнослужащие, окончившие военно-учебные заведения, адъюнктуру,
военную докторантуру, назначаются на воинские должности, подлежа- щие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные соответствующим перечнем воинских должностей.
иных нормативных правовых актов Российской Федерации примени- тельно к исполнению соответствующих должностных обязанностей);
5) по профессиональной подготовке, стажу и опыту работы по специ- альности;
6) по физической подготовленности;
7) иные требования, предусмотренные законодательством Российской
Федерации.
Требования, предъявляемые к воинской должности, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем феде- рального органа исполнительной власти, в котором Федеральным зако- ном «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена воен- ная служба.
Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспе- чивать их использование по основной или однопрофильной военно-учет- ной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятель- ности.
Под военно-учетной специальностью (ВУС) понимается категория воинского учета, обозначающая военную специальность военнослужа- щего (гражданина, пребывающего в запасе) и его принадлежность к виду Вооруженных Сил Российской Федерации, роду войск (сил) или службе. ВУС имеет действительное наименование и номер (цифровое обозначение).
Под основной военно-учетной специальностью понимается та военно- учетная специальность, на которую аттестован гражданин (военнослу- жащий) по результатам обучения в образовательном учреждении про- фессионального образования.
Родственность (однопрофильность) соответствующей военно-учетной специальности имеющемуся высшему или среднему профессионально- му образованию определяется в соответствии с Ведомостью допускае- мой замены по военно-учетным специальностям при комплектовании воинских должностей, замещаемых офицерами, по мобилизационному плану и в военное время (без дополнительной подготовки и с последу- ющей подготовкой), введенной в действие приказом министра обороны
Российской Федерации от 12 апреля 1998 г., Ведомостью допускаемой замены по военно-учетным специальностям и штатным воинским долж- ностям солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов
(без дополнительной подготовки и с последующей подготовкой (пере- подготовкой) на учебных сборах с изменением военно-учетной специ- альности), введенной в действие приказом министра обороны Российс- кой Федерации от 8 января 1994 г.
При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая пере- подготовка.
Переподготовка осуществляется на курсах и факультетах переподго- товки и повышения квалификации офицерского состава, а также на кур- сах по подготовке младших офицеров и в школах, осуществляющих под- готовку по военно-учетным специальностям прапорщиков (мичманов), в школах техников, учебных воинских частях, подразделениях, на курсах, в учебных отрядах и учебных центрах.
В соответствии с Положением о курсах и факультетах переподготов- ки и повышения квалификации офицерского состава Советской Армии
343
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
342
Справочник командира организации прохождения военной службы офицерами и прапорщика- ми (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В п. 8 данной Инструкции определено, что представление подписыва- ется непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше и направля- ется по команде через кадровые органы для принятия решения соответ- ствующими должностными лицами.
Вместе с представлением направляются следующие документы:
— копия аттестационного листа (при назначении на воинскую долж- ность в порядке плановой замены);
— личное дело и другие документы (если необходимость их представ- ления установлена вышестоящим кадровым органом);
— рапорт военнослужащего о согласии с назначением — в случае назначения на высшую воинскую должность или на низшую воинскую должность (в связи с организационно-штатными мероприятиями, по се- мейным обстоятельствам, по состоянию здоровья в соответствии с за- ключением военно-врачебной комиссии либо по личной просьбе воен- нослужащего).
В случае представления военнослужащего (с его согласия либо в по- рядке дисциплинарного взыскания) к назначению на низшую воинскую должность, которая входит в полномочия по назначению нижестоящего командира (начальника), соответствующий командир (начальник), пользу- ющийся правом назначения на воинскую должность, которую замещает военнослужащий, издает приказ об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и назначении его на низшую воинс- кую должность или об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение командира (началь- ника), имеющего право назначать военнослужащего на эту воинскую должность.
Конкретное содержание мероприятий по назначению военнослужа- щих на должности зависит от ряда факторов, таких как: состав военно- служащих, назначаемых на воинскую должность; способ прохождения ими военной службы; наличие полномочий у командира для назначе- ния военнослужащего на должность; характеристика должности по от- ношению к ранее занимаемой военнослужащим воинской должности;
требования к отдельным воинским должностям; особенности назначе- ния, определяемые характером воинской должности, и др.
С учетом вышеизложенного военнослужащие могут быть назначены:
на высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низ- шую воинскую должность.
Назначение военнослужащих на высшие воинские должности.
Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотрен- ных штатом воинских званий — более высокий месячный оклад в соот- ветствии с занимаемой воинской должностью.
Посредством назначения военнослужащего на высшую воинскую дол- жность реализуется его интерес в продвижении по службе. Именно поэтому в законодательстве для назначения военнослужащих на дан- ные должности предпочтение отдается инициативе военнослужащих.
При невозможности назначения на указанные воинские должности такие военнослужащие могут быть назначены на иные воинские долж- ности, но не ниже ранее занимаемых.
На воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матроса- ми, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами,
назначаются военнослужащие соответствующего состава. При невоз- можности назначения на указанные воинские должности военнослужа- щих соответствующего состава на них могут быть назначены военно- служащие нижестоящего состава в порядке, определяемом руководите- лем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмо- трена военная служба.
В приложении к приказу министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 г. № 410 установлено, что военнослужащие из со- става прапорщиков (мичманов) могут быть назначены на воинские дол- жности, подлежащие замещению младшими офицерами. Указанное на- значение на воинские должности осуществляется при невозможности назначения военнослужащих соответствующего состава с учетом уров- ня профессиональной подготовки, психологических качеств и при усло- вии, что у прапорщиков (мичманов) не будет в подчинении военнослу- жащих из состава офицеров.
Военнослужащие из состава солдат, матросов, сержантов и старшин могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению прапорщиками (мичманами). Указанное назначение осуществляется не позднее чем через 6 месяцев военной службы при невозможности на- значения на воинские должности военнослужащих соответствующе- го состава с учетом уровня профессиональной подготовки, психологи- ческих качеств и при условии, что у солдат, матросов, сержантов и стар- шин не будет в подчинении военнослужащих старше их по воинскому званию.
Следующее требование касается оформления назначения военнослу- жащих на должности. В соответствии с Положением о порядке прохож- дения военной службы назначение на воинские должности военнослу- жащих (за исключением высших офицеров) производится приказом по личному составу (по строевой части).
Общий порядок назначения военнослужащих на воинские должности включает в себя следующие мероприятия:
— определение необходимости в назначении военнослужащего на воинскую должность (согласие военнослужащего на назначение на дол- жность, обращение военнослужащего, приговор суда, резолюция коман- дира о подготовке документов к назначению, ходатайства нижестоящих командиров (начальников) и т. д.);
— рассмотрение соответствия военнослужащего требованиям, предъяв- ляемым к воинской должности (коллегиальное или единоличное);
— принятие решения соответствующим командиром;
— издание приказа о назначении военнослужащего на должность;
— исполнение приказа о назначении военнослужащего на должность.
При недостаточности полномочий командира по назначению военно- служащего на должность представление этого военнослужащего направ- ляется по команде командиру, наделенному такими полномочиями.
Оформление представлений на назначение офицеров, прапорщиков и мичманов осуществляется в порядке, определяемом Инструкцией по
345
Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
344
Справочник командира нослужащих, наиболее подходящих для исполнения вакантной должно- сти. Конкурсный отбор осуществляется в случае определения конкур- сного порядка отбора военнослужащих на вакантную должность соот- ветствующим командиром (начальником), а также в случаях, прямо уста- новленных в нормативных правовых актах. На конкурсной основе заме- щаются следующие должности:
— должности преподавательского и научного состава вузов, научно- исследовательских организаций и испытательных полигонов (Инструк- ция по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей про- фессорско-преподавательского состава и научных работников в воен- ных вузах, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации,
утвержденная приказом министра обороны Российской Федерации от 6
1 ... 50 51 52 53 54 55 56 57 ... 71
мая 2000 г. № 230);
— должности адъюнктов, докторантов (п. 69 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской
Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Фе- дерации от 15 июля 1999 г. № 310;
— должности курсантов, слушателей (Положение об условиях и по- рядке приема в военные образовательные учреждения высшего профес- сионального образования Министерства обороны Российской Федера- ции, утвержденное приказом министра обороны Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 345).
Универсального акта о порядке проведения конкурсов на замещение воинских должностей нет. Каждый из указанных нормативных право- вых актов содержит определенный порядок отбора военнослужащих на соответствующие должности.
На основе анализа указанных нормативных правовых актов, а также актов, регламентирующих конкурсный порядок замещения должностей государственной службы, выработаны основные этапы проведения кон- курса:
1) решение командира (начальника) на проведение конкурса — пла- нового (ежегодного) или по представлению кадрового органа. О своем решении он объявляет установленным порядком;
2) доведение по подчиненности информации о проведении конкурса до кандидатов (как правило, за строго определенное время до начала конкурса путем объявления, информационного листка и т. п.);
3) подача рапортов военнослужащими с изъявлением их желания на участие в объявленном конкурсе;
4) первичная проверка соответствия кандидатов установленным для участия в конкурсе требованиям. Извещение кандидатов об их допуске к конкурсу (отказе);
5) направление кандидатов к месту проведения конкурса;
6) выборы по конкурсу проводятся на заседаниях ученых советов вузов (факультетов) и НИО, экзаменационных, приемных или аттестаци- онных комиссий и т. п. путем голосования по результатам принятых установленным порядком экзаменов, собеседования с кандидатами, оценки характеризующего материала и т. д. При этом конкурс должен прово- диться на принципах открытости и гласности;
7) оформление результатов конкурса установленным порядком (про- токолом и т. п.);
В соответствии с п. 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:
а) в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходя- щего военную службу по контракту, — с его согласия);
б) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).
Преимущественное право при назначении на высшую воинскую дол- жность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на та- кую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинс- кую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с п. 9 Инструкции по организации прохождения воен- ной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных
Силах Российской Федерации военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответству- ющей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность. При этом он представляет соответствующему командиру (начальнику) рапорт с хо- датайством о рассмотрении его кандидатуры, копию последнего аттеста- ционного листа с отзывом и копию служебной карточки. Аттестацион- ная комиссия воинской части, рассмотрев кандидатуру военнослужаще- го, дает заключение о соответствии (несоответствии) аттестуемого во- еннослужащего занимаемой воинской должности, а также мнение о выдвижении военнослужащего на высшую воинскую должность в по- рядке продвижения по службе
В соответствии с Руководством по комплектованию Вооруженных Сил
Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшина- ми назначение солдат, матросов, сержантов и старшин на высшие воин- ские должности производится в зависимости от их соответствия этим воинским должностям и наличия вакантных воинских должностей.
Преимущественным правом назначения на высшие воинские должно- сти пользуются военнослужащие, проходящие военную службу по при- зыву, имеющие классную квалификацию, являющиеся отличниками бое- вой подготовки и не имеющие дисциплинарных взысканий.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, на выс- шие воинские должности назначаются по рекомендации аттестацион- ной комиссии воинской части и по личному их согласию.
Как следует из вышеприведенных требований правовых актов, при назначении военнослужащих на высшую должность в первую очередь учитывается их соответствие требованиям высшей воинской должнос- ти, а также отношение к военной службе.