Файл: Речевое развитие детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе - для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.


Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему содержанию вопросы разделяются на:

• основные (требующие констатации (репродуктивные, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда)

• вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, какдействия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Игровые приемы (практические) могут быть словесными (образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого) инаглядными (показ иллюстративного материала (картинки, игрушки, движения или действия, также показ положения органов артикуляции при произнесения звуков).

Вывод. Приёмы, предлагаемые методикой, направлены на:

- накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;

- воспитание культуры поведения детей;

- развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.
3. Практическое задание

Тема: Пересказ сказки "Почтовая улитка"

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить со сказкой "Почтовая улитка";

- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на графические схемы;

- закреплять представления детей об особенностях сказки, ее отличиях от рассказа.

2. Развивающие:

- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение,

понимать его смысл, умение отвечать на поставленные вопросы;

- развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;

- развивать монологическую речь;

- совершенствовать связную речь.

3. Воспитательные:

- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;

- воспитывать ценностное отношение к литературе.

Предварительная работа: чтение сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций с изображением растительного и животного мира, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры.

Словарная работа: травоядная, влаголюбивая, почтальон, сотрудники озадачились, ценный конверт, ответственный работник.

Методы и приемы:

1) Игровые: игровая мотивация, физкультминутка.

2) Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения.

3) Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок.

4) Практические: работа с опорными схемами.

Оборудование: слайд-шоу, иллюстрации к сказке, графические схемы к сказке, доска.

Ход образовательной деятельности

1. Орг. момент.

Воспитатель:

- Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

- У меня тоже сегодня хорошее и радостное настроение.

Игра приветствие

Нежные, добрые девочки!

Сильные, смелые мальчики!

Встанем в круг и за руки все возьмемся,

И радостно друг другу улыбнемся!

Воспитатель:

- Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает. А теперь садимся за столы.

2. Мотивационно – ориентировочный этап.

Воспитатель:

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительный мир животных. Где нам предстоит открыть самые интересные тайны жизни животных, их самые необычные особенности и узнать много нового. И сегодня мы будем говорить….

А о ком, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

В домике всегда своем,

Даже в гости ходит в нем...

Рожки есть, а не бодает,

Кто к ладошке прилипает? (Улитка)

Воспитатель: Ребята сейчас я вам расскажу немного об улитке, а вы меня внимательно послушайте.


- Улитка - травоядная. Что это значит? Травоядная – это значит, питается травой и другими растениями и овощами.

- На языке улитки, как на напильнике, расположены сотни маленьких зубов, ими улитка срезает и перемалывает пищу.

-Улитка влаголюбива - это значит, влагу любит. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мхе. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, питаться выходит ночью. Наиболее активна улитка ночью или после дождя.

- Улитка движется очень медленно. Попробуем все вместе сказать такие слова: «Улитка, проползи немножко на своей ножке!»

(Дети произносят хором эти слова).

Ребята, пока мы говорим эти слова, улитка успевает проползти вот такое расстояние. (Показ отрезка длиной 1,5 см).
- У улитки не просто рожки, а одна пара рожек, одна пара усиков. Усики -маленькие, улитка ими нюхает. А рожки - большие - это глаза. И рожки и усики улиток очень чувствительны: если они случайно касаются какого - либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь.

- Вот сколько всего мы узнали про жизнь улитки.

3. Поисковый этап

Воспитатель:

- А сейчас ребята, я хочу прочитать вам одну интересную сказку, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак….

Чтение сказки «Почтовая улитка».

Больше всего на свете улитка хотела быть почтальоном. «Как же это замечательно, - думала она, - разносить хорошие новости и доставлять ценные посылки! Быть почтальоном – самая интересная, самая важная и самая радостная работа!»

Но в почтальоны улитку не брали. Вы, наверное, уже догадались, почему: ползала она о-о-очень медленно.

- Как же ты будешь разносить новости? – посмеялись над малышкой на почте.

- Улиток в почтальоны не берут. Пока ты доберешься до адресата, новости устареют! Это же будут уже не новости, а «старости» какие то! Кому они будут нужны?

«Эх, - вздыхала улитка, - и почему я не родилась зайцем или голубем? Тогда бы никто не смеялся, сразу бы приняли! Вот бы мне стать такой быстрой, как они!» И она решила тренироваться, чтобы стать быстрее. Каждое утро малышка просыпалась затемно и выходила на пробежку. К рассвету она была уже на беговой дорожке. А к обеду проползала целых два метра! Потом два метра и ещё немножечко…. Но, увы, сколько бы она ни старалась, она оставалась чуть быстрой, но все же улиткой. И по-прежнему не годилась для работы на почте.


- Брось ты эту затею! – кричал заяц, поправляя на бегу сумку, набитую письмами и журналами.

- Только зря время теряешь. Даже самая быстрая в мире улитка не сможет работать почтальоном!

Улитка понимала, что он прав, только отказаться от мечты все равно не могла. Но однажды на почту попало письмо с особой пометкой. «Дорогой почтальон, - было написано на конверте, - пожалуйста, будьте бережны с этим письмом: оно полно нежных чувств и может повредиться».

Сотрудники почты озадачились. Кому же доверить доставку такого ценного конверта? Вдруг заяц помнет нежные чувства? Или они испортятся от тряски?

- Улитка! – вдруг вспомнила сорока.

- Вот кто сможет справиться с такой задачей! Правда, она не сможет доставить нежные чувства быстро, зато они прибудут в целости и сохранности! И все согласились, что так будет лучше. Улитка очень старалась! И, конечно же, она справилась!

Теперь малышка работает на почте и очень счастлива. Когда нужно доставить что-нибудь очень бережно и аккуратно, это доверяют улитке.

И все очень гордятся тем, что у них есть такой ответственный работник! (материал из простора интернета)

Работа по содержанию.

Воспитатель:

- Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).

- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Отвечаем полным предложением.

- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)

- Кем хотела быть улитка? (Ответы детей)

- Почему ей нравилась профессия почтальон? (Ответы детей)

- Почему сотрудники почты не брали на работу улитку? (Ответы детей)

- Какие усилия прилагала улитка, чтоб стать быстрой? (Ответы детей)

- Что советовал заяц улитке? (Ответы детей)

- Что произошло дальше? (Ответы детей)

- Что значит «сотрудники озадачились»? (Ответы детей)

Воспитатель дает определение выражения.

- «Озадачились», значит попасть в трудное положение, затруднение с ответом.

- Что предложила сорока? (Ответы детей)

- Что значит «ответственный работник»?

Воспитатель дает определение выражения.

- «Ответственный работник», значит выполняющий работу аккуратно, на отлично.

Воспитатель:

- А сейчас я вам предлагаю сделать физкультминутку.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали.

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

Повторное чтение сказки.