Файл: Цена земли сущность и факторы, определяющие ее динамику.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другими словами, рентой можно было бы пренебречь, и это не оказало бы никакого воздействия на производственный потенциал экономики. По этой причине экономисты считают ренту излишком, то есть платой, которая не является необходимой в том смысле, что она не обеспечивает наличие земли в экономике. Это своеобразный налог, который все общество платит собственникам земли, покупая продукцию сельскохозяйственного производства.
Понятие земельной ренты как излишка привело к движению за единый налог на землю и даже национализации земли. Но это не получило широкой поддержки, по следующим причинам:
1) Без частной собственности ухудшается использование земли. Если отказаться от частной собственности на землю, то подрывается сам принцип частной собственности, то есть принцип рационального распределения ресурсов.
2) Плодородие почвы обычно улучшают путем производственной деятельности и в этом случае экономическую ренту трудно отделить от вложений в усовершенствование капитала. Практически трудно определить какую часть дохода фактически составляет рента, а какую – предпринимательские усилия.
3) Можно также утверждать, что и другие группы населения получают «незаработанные доходы». Например, дивиденды на акции, доходы по банковским счетам и т.д.
4) Собственники земли меняются и, возможно, выгоду от возрастания земельной ренты получит прежний собственник. Вряд ли справедливо взимать налог с нынешних владельцев, которые уплатили конкурентную рыночную цену.
5) Текущий уровень государственных расходов таков, что одного налога на землю не хватит, его нельзя рассматривать как единственный налог.
В условиях рыночной экономики земля покупается и продается. Как определяется цена земли?
Цена земельного участка, по сути, представляет капитализированную ренту – ренту, превращенную в капитал. По-другому, цена земельного участка есть сегодняшняя суммарная ценность всех будущих арендных платежей, которые земельный участок способен принести. В качестве среднего уровня прибыльности выступает ссудный процент. Поэтому цена земельного участка есть сумма денег, которая, будучи положена в банк, приносит доход равный ренте:
Размер арендной платы
Цена земли = x 100 %.
Величина ссудного процента
Из этой формулы видно, что цена земли будет расти если увеличивается размер ренты и падать, если повышается норма процента. На практике цена земли зависит от множества факторов, среди которых можно выделить растущий спрос на нее для несельскохозяйственных целей, инфляцию и т.д.
До сих пор мы исходили из предположения, что у каждого участка земли одинаковое качество. Но это не так. Размер ренты зависит от качества земельного участка. Это означает, что производительность земли как фактора производства будет различной в зависимости от ее плодородия, а также местоположения (близость к рынку сбыта сельскохозяйственной продукции).
Образование дифференциальной земельной ренты, обусловленной качественной неоднородностью земли, можно легко проследить на уже представленном ранее графике, но немного с другой точки зрения.
Предположим, что производится только один сельскохозяйственный продукт, скажем, зерно на четырех участках земли разного качества, причем размер каждого участка фиксирован и равен OS. При сочетании с равными величинами капитала, труда и других взаимосвязанных ресурсов производительность или, более точно, предельная производительность в денежном выражении каждого участка земли отражена кривыми спроса D1, D2, D3, D4. Участок земли № 1 – наименее производителен, а участок № 4 – наиболее производителен. Из-за ограниченности и фиксированности земельных участков кривая их предложения SТSТ (а за одно и предельных издержек – SТSТ = MRC) имеет вертикальный вид. Соответствующая экономическая рента с участков № 1, № 2, № 3 будет в точках пересечения спроса и предложения, в которых предельная производительность равна предельным издержкам. При этом разница в ренте отражает качественную неоднородность трех участков земли. Качество земли на участке № 1 настолько низкое, что для фермера было бы невыгодно вводить его полностью в оборот.
Итак, дифференциальная рента – это доход, полученный в результате использования ресурсов (с неэластичным предложением) более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов по плодородию и местоположению.
Дифференциальная рента образуется не только в сельском хозяйстве, но и в добывающей промышленности и строительстве. В добывающей промышленности она, как и в землевладении, порождается различиями в уровне производительности труда и величине стоимости продукта. Эти различия обусловлены неодинаковым богатством залежей полезных ископаемых, неравенством других природных условий для шахт, рудников, нефтяных скважин и др. Поскольку цены на продукты добывающей промышленности устанавливаются по худшим условиям ее производства, то на лучших участках земли, где полезные ископаемые добываются с меньшими издержками, образуется разностный доход, который присваивается собственником земли в форме дифференциальной ренты. Земельные собственники получают дифференциальную ренту также за участки земли, на которых строятся здания и сооружения. Ее величина во многом зависит от местоположения сооружаемого объекта.
При рассмотрении дифференциальной ренты выяснилось, что на худших землях она не образуется. Однако землевладелец и эти земли сдает в аренду, т.к. получает за это абсолютную ренту. Причиной ее образования является монополия частной собственности на землю. [3; С. 229].
ГЛАВА 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЦЕНЫ ЗЕМЛИ В РОССИИ
2.1 Специфика функционирования рынка земли в РФ
Рынок земли в России формировался постепенно, чему способствовали многочисленные законы и нормативные акты. Прежде всего, следует помнить о самых важных законах и правилах. Первая - Конституция Российской Федерации, которая предоставляет собственнику земельного участка право свободно распоряжаться им, если это не наносит ущерба окружающей среде и не ущемляет интересы других лиц. Под этим понимается возможность заключения сделок, предусмотренных законодательством государства. [1].
Земельная реформа занимает центральное место в трансформации аграрных отношений. Его внедрение в России до недавнего времени осуществлялось без четкой научной концепции и связано с неоправданными экономическими затратами, социальной напряженностью, формальными изменениями во владении, пользовании и распоряжении землей. Правовая основа земельной реформы, адекватная рыночным принципам, отраженная в длительной работе над Земельным кодексом, еще не полностью сформирована [8].
С самого начала развития аграрной реформы концепция земельной реформы вызывала некоторые разногласия. Различия сводились к земельному вопросу, особенно к частному обороту рынка недвижимости, структуре землепользования и, соответственно, общей аграрной структуре, роли и месту в ее функционировании и других форм частной собственности на землю. В то же время на втором плане оставалась необходимость последовательного формирования новой системы земельных отношений с региональной точки зрения переходного периода. Проведению целенаправленной реформы земельных отношений препятствует теоретическая путаница в вопросах собственности на землю, которая до сих пор скрыта завершенной аграрной реформой.
Таким образом, в 1990 году началось формирование частной собственности, которая стала основой российской аграрной политики в последующие несколько лет. В начале реформы наблюдалось сильное давление на существующую систему колхозно-совхозных земельных отношений. Система выдержала этот натиск и начала адаптироваться, изменив внешнюю оболочку, но сохранив внутреннее устройство. Это было особенно характерно для периода 1992-1994 гг. В последующие годы сельское хозяйство и его компонент земельной реформы стали заложниками общего экономического кризиса, который стал препятствием для проведения аграрной реформы в стране.
Можно выделить пять переходных целевых приоритетов в реформировании системы земельных отношений в аграрном секторе России (таблица 1).
1 | Переход от монополии государственной собственности на сельскохозяйственные земли к сочетанию с частной и общинной собственностью, что открывает возможности для развития различных форм сельскохозяйственного производства. |
2 | Социально-ориентированное первичное распределение земли в ходе приватизации государственной земли путем установления норм бесплатной передачи земли работникам сельского хозяйства, пенсионерам и работникам социальной сферы села. |
3 | Введение платного землепользования, связанного с экономической эксплуатацией функции земли как неотъемлемой части национального богатства страны. |
4 | Развитие рыночного и нерыночного оборота земли, что должно способствовать достаточной концентрации сельскохозяйственных земель в руках эффективных собственников и повышению эффективности их использования в сельском хозяйстве. |
5 | Ужесточение экологических требований к использованию сельскохозяйственных земель и государственного контроля за соблюдением земельного законодательства. |
Таблица 1. Задачи в реформировании системы земельных отношений в России
Для реализации этих задач необходимо было создать правовые, организационные и экономические механизмы и определить переходный период для проведения реформ в России в целом и в ее регионах. Однако в стране, которая 70 лет жила только в государственной форме, существовало неоднозначное ускоренное решение вопроса собственности на землю.
Переходное состояние объективно предполагало, что земельная реформа должна основываться на постепенном и последовательном изменении сложившейся системы землевладения, исключая социальную напряженность или риск экологических катастроф. Несмотря на непоследовательность и дороговизну земельных реформ в процессе их реализации, были достигнуты некоторые положительные результаты. Наиболее важным из них является формирование новой, достаточно устойчивой рыночной структуры землевладения и землепользования в аграрном секторе экономики и в сельской местности страны.