Файл: Итархитектура и итстратегия Тема 1 Актуальность проблематики связана с.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 544
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Наиболее существенные области изменения роли ИТ для бизнеса
Изменение целей и результатов применения ИТ
Бизнес-стратегия и информационные технологии
Взаимосвязи бизнес-стратегии, архитектуры ИТ и ИТ-стратегии
От стратегии к Портфелю приложений
Портфель инвестиций в информационные системы
Обобщенные источники преимуществ различных типов приложений
Стратегии достижения успешных бизнес-результатов
Пример использования анализа ключевых факторов для идентификации портфеля приложений
Классификация информационных технологий
1. По назначению и характеру использования
Обеспечивающие информационные технологии
Они могут базироваться на совершенно разных платформах.
Примеры обеспечивающих информационных технологий
Функциональные информационные технологии
Они функционируют в заданной технической среде.
Примеры функциональных информационных технологий
Связь между обеспечивающими и функциональными ИТ
2.По пользовательскому интерфейсу
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием.
Они обеспечивают взаимодействие многих пользователей.
3. По способу организации сетевого взаимодействия
В качестве объектов могут выступать пользователи, клиенты, документы, базы данных и т.д.
Используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект».
Сравнение функционально ориентированных ИТ и объектно ориентированных ИТ
5. По степени охвата задач управления
6. По участию технических средств в диалоге с пользователем
Кроме сбора и обработки информации выполняются следующие функции:
Иерархические информационные технологии содержат три уровня:
Компании и организации могут отличаться по своим размерам и объемам бизнеса на несколько порядков.
Для оценки используется величина расходов на ИТ, приведенная к масштабу бизнеса предприятия.
Распределение между различными статьями расходов на информационные технологии
Средняя доля капитальных затрат на ИТ по отношению к суммарным капитальным затратам
Типы затрат на информационные технологии:
Соотношение обязательных затрат и бюджета развития ИТ
Законы развития информационных технологий
Влияние законов Гилдера, Меткалфа и Мура на продукты, процессы и услуги
Модель планирования развития ИТ в организации
Модель магического квадранта Gartner
Архитектура предприятия обеспечивает:
Условия вложения средств в разработку архитектуры
Архитектура предприятия: основные определения
Определение термина «Предприятие»
Границы применения архитектурных подходов
Цели организации и информационные технологии
Элементы архитектуры предприятия
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Эволюция организационных принципов
Синхронизация потребностей бизнеса и возможностей ИТ
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Пользователи архитектуры предприятия
Определение Всемирной Организации Корпоративной Архитектуры (GEAO)
(GEAO – Global Enterprise Architecture Organization).
Контекст и уровни абстракции архитектуры
Концепции, соответствующие различным элементам и уровням абстракции архитектуры
Представления (домены) и перспективы (уровни абстракции) описания архитектуры
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Концептуальный уровень (решение)
Моделируется физическая структура реализации системы.
Архитектура предприятия и управление ИТ-портфелем
Интеграция ключевых процессов управления информационными технологиями предприятия
Архитектура, ИТ-активы и ИТ-проекты
Неверные представления об архитектуре:
Элементы архитектуры предприятия. Бизнес-архитектура. Архитектура информации
Области, входящие в понятие Архитектуры предприятия
Модель для описания стратегии и архитектуры информационных технологий
Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия
Процедуры – это инструкции, описывающие, как выполняются политики и стандарты.
Политики, стандарты и процедуры
Используется следующая иерархия отношений между политиками, стандартами и процедурами.
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Эволюция организационных принципов
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Включает в себя следующие аспекты:
Основные модели и инструменты описания Бизнес-архитектуры
Модели бывают различных типов:
После создания моделей на их основе можно выполнять различные методы анализа:
Показатели эффективности являются важной составляющей Бизнес-архитектуры.
Пример потоков данных на предприятии
Архитектура информации должна включает в себя следующие процессы управления информацией:
Общая Архитектура информации (данных)
Основные модели и инструменты описания Архитектуры информации
Результатами процесса разработки Архитектуры информации являются:
Управление федеративными данными
Видение принципов управления федеративными данными
Принципы интеграции через управление федеративными данными
Основные элементы архитектуры приложений
Две области Архитектуры приложений предприятия
Портфель прикладных систем предприятия
Контекст управления портфелем прикладных систем
Оценка портфеля прикладных систем по критериям «бизнес-ценность» и «техническое состояние»
Техническое состояние оценивается по ряду характеристик, включая
Категории оценки прикладных систем
Можно выделить три класса приложений в соответствии со следующими категориями:
Анализ ценности портфеля приложений на основе категоризации
Портфель ИТ и цели инвестиций в различные активы
Классификации приложений по роли в организации
Концепция «Архитектурного стиля»
Классификации приложений по архитектурному стилю
Анализ приложений с учетом архитектурного стиля
Для технологической архитектуры иногда используются термины:
Назначение технологической архитектуры
Обеспечение надежных ИТ-сервисов, предоставляемых в рамках всего предприятия в целом.
Различные уровни размещения инфраструктуры
Пример предприятия с несколькими бизнес-подразделениями и разнообразным портфелем технологий:
Категоризация META Group выделяет два различных типа областей (доменов) технологической архитектуры:
Примеры базовых доменов технологической архитектуры
Примерами базовых доменов технологической архитектуры являются:
Примеры прикладных доменов технологической архитектуры
Примерами прикладных доменов технологической архитектуры являются:
Категоризация технологий и сервисов Gartner
Gartner называет в технологической архитектуре шесть архитектурных компонент (сервисов):
Пример областей, категорий, стандартов и спецификаций технической справочной модели TRM FEAF
Взаимосвязи между функциональными и операционными требованиями к системам
Оценка состояния технологической инфраструктуры
Охват и функциональные возможности инфраструктуры
Рассмотрим вариант матрицы, которая использует эти два критерия.
Основными характеристиками адаптивной системы являются:
Основные идеи адаптивной инфраструктуры
Инфраструктура реального времени
Пример адаптивной инфраструктуры
Несколько комментариев к предыдущему слайду:
Можно выделять два класса стандартов – «технологические» и «рамочные».
Структура активностей стандарта ISO 15288
Помимо обязательных элементов, профиль может определять некоторые требования как факультативные.
Профили можно условно разделить на два класса:
Шаблон – решение проблемы в контексте
Использование архитектурных шаблонов
Методика описания архитектуры Gartner выделяет шаблоны в качестве отдельного «слоя» архитектуры.
Шаблон показывает взаимодействие компонент системы между собой
Важность шаблонов для архитектуры предприятия
Пример инфраструктурного шаблона
От традиционной архитектуры – к архитектуре, использующей инфраструктурные шаблоны
Сервис-ориентированная архитектура
Ссылочная модель сервис-ориентированной Архитектуры предприятия
Разработка Архитектуры предприятия
Общий контекст разработки Архитектуры предприятия
Можно указать следующие методики:
Методики являются инструментом для создания широкого спектра различных архитектур.
Собственно модель представляется в виде таблицы, имеющей пять строк и шесть столбцов
На каждом из этих уровней рассматривают одни и те же категории вопросов:
Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом
Фактически, данная строка определяет контекст всех последующих строк.
Основные характеристики модели Захмана
Модель Extended Enterprise Architecture Framework (E2AF)
Модель описания ИТ-архитектуры Gartner
Модель Gartner сформулирована в виде четырех связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровней:
Уровни модели архитектуры Gartner
Архитектура ИТ в бизнес-контексте
Аналитическая работа и компоненты Архитектуры предприятия
Структура описания доменов технологической архитектуры
Технологическая модель предприятия
Процесс разработки архитектуры включает следующие фазы:
Набор шаблонов IT Architecture Toolkit разработан американской ассоциацией CIO.
Структурная схема этой методики включает в себя пять уровней:
Области (домены) являются логическими блоками технологической архитектуры. Список доменов:
Например, в домен Управление системами входят, в том числе, следующие дисциплины:
Например, дисциплина «Управление Данными» может включать в себя такие Технологические Области, как:
Для описания конкретного решения используются три типа шаблонов:
Модель «4+1» представления Архитектуры
Модель «The 4+1 View Model of Architecture» была предложена Филиппом Кручтеном в 1995 году.
Четырьмя основными представлениями в этой методике являются следующие:
Она была разработана английской консалтинговой компанией Systems Advisers Ltd.
SAM можно рассматривать как некоторую надстройку над моделью архитектуры предприятия Захмана.
Можно выделить три категории сфер:
Они отвечают на четыре основных вопроса:
Взаимодействие MSF и MOF для удовлетворения запросов бизнеса
Различные перспективы архитектуры системы и используемые модели
Архитектурные перспективы, шаблоны и методики Microsoft
Концепции и шаблоны по построению архитектуры приложений
Три основных представления, используемые в DoDAF
Ни одна из известных методик не имеет доминирующего положения в плане своего использования.
Документы находятся в публичном доступе, что также является положительным аспектом
Создание Архитектуры предприятия
Первоочередными задачами такого проекта являются:
Проект работы включает решение следующих задач:
Список высокоуровневых документов может включать:
Основные элементы архитектурного процесса
Семь шагов архитектурного процесса
Методика EAP планирования Архитектуры предприятия
Методика EAP является инструментом планирования, а не детального проектирования архитектуры.
Отличительными характеристиками этого подхода к планированию архитектуры являются следующие:
Схема процесса разработки архитектуры и стратегии ИТ
Общая схема процесса разработки архитектуры
Архитектура задает цели для отдельных проектов и инициатив, но важна и обратная связь.
Подходы в разработке Архитектуры предприятия
Основные задачи при разработке Архитектуры предприятия
Можно выделить следующие моменты:
Обоснование необходимости проекта
Другим полезным показателем может быть «Возврат на возможность» (Return on opportunity).
Оптимальный состав команды, по мнению META, должен включать специалистов со следующими ролями:
Определение границ архитектуры
Формирование структур и процессов управления и контроля
Важными документами, которые будут использоваться в качестве основы, являются:
Управление и контроль архитектурного процесса
Функция управления и контроля включает два аспекта:
Элементы управления и контроля Архитектуры на различных этапах ИТ-проектов
Организационные структуры, связанные с управлением и контролем Архитектуры
Организация работы над Архитектурой
Постоянная работа над Архитектурой с организационной точки зрения ведется как бы на трех уровнях:
Она описывает описаны два основных процесса:
Цели проверки на соответствие Архитектуре
Текущие затраты на сопровождение Архитектуры
Gap-анализ (анализ несоответствий)
Процесс анализа на несоответствия включает следующие шаги:
Категории несоответствий в gap-анализе
Методика включает в себя пять стадий или уровней развития процессов, связанных с качеством:
Модель Кросби в отношении Архитектуры
Предлагаемая модель относит зрелость Архитектуры предприятия к одному из пяти уровней:
Характеристики уровней организационной зрелости
Принцип «достаточно хорошей» Архитектуры
Для реализации этого подхода рекомендуется следовать следующим трем рекомендациям:
Стратегическое окно возможностей для «достаточно хорошей» Архитектуры
Источники информации для систем разработки Архитектуры предприятия
Принципы работы систем поддержки процесса разработки Архитектуры
Руководящие принципы
- Соответствие стандартам и правилам будет контролироваться.
- Архитектура будет неотъемлемой частью всего процесса управления ИТ на предприятии.
- Технологическая архитектура будет контролироваться на уровне предприятия в целом.
- Команда проекта разработки архитектуры, выполняющая основную работу, не является собственником этого процесса и результатов. Результаты разработки формируются в виде рекомендаций, подлежащих утверждению высшим руководством организации для придания определенной значимости и легитимности.
Элементы управления и контроля Архитектуры на различных этапах ИТ-проектов
Организационные структуры, связанные с управлением и контролем Архитектуры
Организация работы над Архитектурой
Постоянная работа над Архитектурой с организационной точки зрения ведется как бы на трех уровнях:
- стратегический уровень, на котором принимаются общие решения, касающиеся принципов использования архитектуры, основных направлений ее развития, достижения соглашений в организации о целесообразности этих усилий;
- уровень внесения существенных изменений в архитектуру;
- повседневная работа над созданием документов и моделей, описывающих архитектуру, информирование подразделений организации, обучение, демонстрация и т.д.
Модель Giga Group
Модель Giga Group
Она обеспечивает классификацию архитектурных решений в соответствии со стратегическим позиционированием каждого решения.
- Ядро архитектуры (центральная зона) – это те архитектурные решения, технологии, стандарты, которые в данный момент времени приняты организацией в качестве стратегических.
- Запретная зона (внешняя зона) определяет список технологий, продуктов, средств разработки, которые не должны использоваться внутри организации, ее департаментами, ни в каких проектах.
- Область обсуждаемых возможностей (средняя зона) находится между ядром архитектуры и запретной зоной.
Модель TOGAF
Она описывает описаны два основных процесса:
- формализованную проверку проекта на соответствие Архитектуре;
- оценку влияния Архитектуры на проекты.
Модель TOGAF
Цели проверки на соответствие Архитектуре
- уменьшение проектных рисков за счет идентификации ошибок и «узких мест» в Архитектуре разрабатываемой системы;
- использование преимуществ известных методов лучшей практики, существующих архитектурных прототипов или технологических инноваций;
- оценка технического уровня и степени готовности разрабатываемой системы для независимой оценки и доклада руководству;
- идентификация областей, где сама Архитектура (профили стандартов) может требовать модернизации.
Текущие затраты на сопровождение Архитектуры
- обеспечение поддержки Архитектуры со стороны сотрудников ИТ-службы и бизнес-подразделений;
- создание, документирование и публикация информации об Архитектуре;
- проведение анализа и контроль соответствия архитектурных решений отдельных проектов;
- обучение и оценка результатов;
- подготовка планов технологического развития, связанных с новыми технологиями.
Gap-анализ (анализ несоответствий)
Этот анализ является критически важным с точки зрения определения ключевых шагов и необходимых изменений в направлении целевой Архитектуры.
Необходимо категоризировать идентифицированные несоответствия и собрать вместе бизнес-требования, технологические потребности, требования к информации и приложениям – для того, чтобы начать решение соответствующих проблем.При этом несоответствия могут быть связаны с вопросами культуры организации, структурными проблемами, функциональными или же процедурными вопросами.
Процесс анализа на несоответствия включает следующие шаги:
- идентификация различий между существующей и целевой архитектурой;
- составление списка идентифицированных несоответствий с разбивкой по категориям и составление списка требуемых изменений;
- идентификация уже имеющихся возможностей ИТ-систем, которые могут быть использованы для удовлетворения идентифицированных проблемных мест, и обновление списка несоответствий с учетом этого фактора;
- группировка идентифицированных несоответствий по типу их влияния на деятельность предприятия.
Категории несоответствий в gap-анализе
Структурные | Функциональные | Культурные | Процедурные | |
Бизнес-аспекты | ||||
Информация | ||||
Технологии | ||||
Приложения | ||||
Организационные аспекты | ||||
Другие категории |
- Под структурными несоответствиями понимаются несоответствия между существующим и целевым состоянием, связанные с вопросами инфраструктуры.
- Функциональные несоответствия связаны с возможностями систем по поддержке новых бизнес-процессов, которые необходимы для реализации новых бизнес-стратегий.
- Культурные несоответствия – это несоответствия между сегодняшним состоянием ИТ-департамента организации и требующимися навыками, компетенциями и структурами, которые необходимы для решения проблем.
- Процедурные несоответствия – это несоответствия между существующими и желаемыми методами управления, стратегиями сорсинга, процессами эксплуатации ИТ-сервисов и организационными процедурами.
Важность Архитектуры ИТ
«Повышение способности к взаимодействию» компонент информационных систем предприятия рассматривается как главное преимущество Архитектуры, которое актуально для всех сотрудников организации.
В более общем плане, информационные системы в целом приобретают расширенные способности к взаимодействию с системами поставщиков и клиентов, что, в свою очередь, способствует развитию взаимосвязей предприятия.Спасибо за внимание!
Оценка зрелости архитектуры
Тема 12
Методика Кросби
В основе моделей оценки зрелости тех или иных процессов лежит новаторская работа Филиппа Кросби (Philip Crosby) «Quality is Free» (дословно, "Качество – это бесплатно") 1979 года.
Эти идеи легли в основу концепции и теории Тотального управления качеством TQM (Total Quality Management), созданной В. Деммингом, Дж. Мураном и Ф. Кросби
Методика Кросби
Методика включает в себя пять стадий или уровней развития процессов, связанных с качеством:
- неопределенность;
- пробуждение;
- осведомленность или обучение;
- мудрость;
- определенность.
Модель Кросби в отношении Архитектуры
Предлагаемая модель относит зрелость Архитектуры предприятия к одному из пяти уровней:
- Уровень_1'>Уровень 1. Начальный.
- Уровень 2. Повторяемый.
- Уровень 3. Определенный или регламентируемый.
- Уровень 4. Управляемый.
- Уровень 5. Оптимизирующий.
Характеристики уровней организационной зрелости
| |
Уровень | Основные характеристики |
1. Начальный | Спонтанные информационные связи. Хаотичность, непоследовательность |
2. Повторяемый | Базовые процессы. Повторяемые операции |
3. Определенный | Стандартизация процессов. Интеграция, наличие процедур |
4. Управляемый | Контроль качества. Использование обратной связи |
5. Оптимизирующий | Постоянное развитие. Самоадаптация системы |
Принцип «достаточно хорошей» Архитектуры
Для реализации этого подхода рекомендуется следовать следующим трем рекомендациям:
- Быть гибким и разграничивать уровни Архитектуры. Гибкость может, в частности, достигаться за счет разделения Архитектуры на предметные области (Бизнес-архитектура, Архитектура прикладных систем и т.д.).
- Концентрация на наиболее важных частях Архитектуры. Используйте правило 80/20 при определении того, над какими частями Архитектуры работать. Концентрируйтесь на вопросах, которые действительно важны для организации.
- Создавайте Архитектуру, которая может развиваться итеративно. Основной предпосылкой должно быть то, что Архитектура будет достаточно часто изменяться.
Стратегическое окно возможностей для «достаточно хорошей» Архитектуры
Источники информации для систем разработки Архитектуры предприятия
Принципы работы систем поддержки процесса разработки Архитектуры
Спасибо за внимание!
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Архитектура предприятия
( бизнес-архитектура ,Модели)
Проф. Крепков ИГОРЬ Михайлович
.
.
НИУ
Понятие модели
НИУ
- Модель представляет искусственный, созданный человеком объект любой природы (умозрительный или материально реализованный), который замещает или воспроизводит исследуемый объект
- Модель - упрощенный, приближенный образ, который отражает наиболее существенные (с точки зрения цели моделирования) свойства оригинала
- Соответствие модели оригиналу называется адекватностью модели.
- Адекватность включает требования полноты и точности (правильности). Требования должны выполняться в той мере, которая достаточна для достижения цели
Языки описания моделей
Языки описания моделей: аналитические, численные, логические, теоретико-множественные, лингвистические, графические
Графические модели (схемы, диаграммы, графики, чертежи) – наглядны
Нотация — система условных обозначений (знаков) и правил их использования, принятая в конкретной методологии