Файл: Итархитектура и итстратегия Тема 1 Актуальность проблематики связана с.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 539
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Наиболее существенные области изменения роли ИТ для бизнеса
Изменение целей и результатов применения ИТ
Бизнес-стратегия и информационные технологии
Взаимосвязи бизнес-стратегии, архитектуры ИТ и ИТ-стратегии
От стратегии к Портфелю приложений
Портфель инвестиций в информационные системы
Обобщенные источники преимуществ различных типов приложений
Стратегии достижения успешных бизнес-результатов
Пример использования анализа ключевых факторов для идентификации портфеля приложений
Классификация информационных технологий
1. По назначению и характеру использования
Обеспечивающие информационные технологии
Они могут базироваться на совершенно разных платформах.
Примеры обеспечивающих информационных технологий
Функциональные информационные технологии
Они функционируют в заданной технической среде.
Примеры функциональных информационных технологий
Связь между обеспечивающими и функциональными ИТ
2.По пользовательскому интерфейсу
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием.
Они обеспечивают взаимодействие многих пользователей.
3. По способу организации сетевого взаимодействия
В качестве объектов могут выступать пользователи, клиенты, документы, базы данных и т.д.
Используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект».
Сравнение функционально ориентированных ИТ и объектно ориентированных ИТ
5. По степени охвата задач управления
6. По участию технических средств в диалоге с пользователем
Кроме сбора и обработки информации выполняются следующие функции:
Иерархические информационные технологии содержат три уровня:
Компании и организации могут отличаться по своим размерам и объемам бизнеса на несколько порядков.
Для оценки используется величина расходов на ИТ, приведенная к масштабу бизнеса предприятия.
Распределение между различными статьями расходов на информационные технологии
Средняя доля капитальных затрат на ИТ по отношению к суммарным капитальным затратам
Типы затрат на информационные технологии:
Соотношение обязательных затрат и бюджета развития ИТ
Законы развития информационных технологий
Влияние законов Гилдера, Меткалфа и Мура на продукты, процессы и услуги
Модель планирования развития ИТ в организации
Модель магического квадранта Gartner
Архитектура предприятия обеспечивает:
Условия вложения средств в разработку архитектуры
Архитектура предприятия: основные определения
Определение термина «Предприятие»
Границы применения архитектурных подходов
Цели организации и информационные технологии
Элементы архитектуры предприятия
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Эволюция организационных принципов
Синхронизация потребностей бизнеса и возможностей ИТ
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Пользователи архитектуры предприятия
Определение Всемирной Организации Корпоративной Архитектуры (GEAO)
(GEAO – Global Enterprise Architecture Organization).
Контекст и уровни абстракции архитектуры
Концепции, соответствующие различным элементам и уровням абстракции архитектуры
Представления (домены) и перспективы (уровни абстракции) описания архитектуры
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Концептуальный уровень (решение)
Моделируется физическая структура реализации системы.
Архитектура предприятия и управление ИТ-портфелем
Интеграция ключевых процессов управления информационными технологиями предприятия
Архитектура, ИТ-активы и ИТ-проекты
Неверные представления об архитектуре:
Элементы архитектуры предприятия. Бизнес-архитектура. Архитектура информации
Области, входящие в понятие Архитектуры предприятия
Модель для описания стратегии и архитектуры информационных технологий
Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия
Процедуры – это инструкции, описывающие, как выполняются политики и стандарты.
Политики, стандарты и процедуры
Используется следующая иерархия отношений между политиками, стандартами и процедурами.
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Эволюция организационных принципов
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Включает в себя следующие аспекты:
Основные модели и инструменты описания Бизнес-архитектуры
Модели бывают различных типов:
После создания моделей на их основе можно выполнять различные методы анализа:
Показатели эффективности являются важной составляющей Бизнес-архитектуры.
Пример потоков данных на предприятии
Архитектура информации должна включает в себя следующие процессы управления информацией:
Общая Архитектура информации (данных)
Основные модели и инструменты описания Архитектуры информации
Результатами процесса разработки Архитектуры информации являются:
Управление федеративными данными
Видение принципов управления федеративными данными
Принципы интеграции через управление федеративными данными
Основные элементы архитектуры приложений
Две области Архитектуры приложений предприятия
Портфель прикладных систем предприятия
Контекст управления портфелем прикладных систем
Оценка портфеля прикладных систем по критериям «бизнес-ценность» и «техническое состояние»
Техническое состояние оценивается по ряду характеристик, включая
Категории оценки прикладных систем
Можно выделить три класса приложений в соответствии со следующими категориями:
Анализ ценности портфеля приложений на основе категоризации
Портфель ИТ и цели инвестиций в различные активы
Классификации приложений по роли в организации
Концепция «Архитектурного стиля»
Классификации приложений по архитектурному стилю
Анализ приложений с учетом архитектурного стиля
Для технологической архитектуры иногда используются термины:
Назначение технологической архитектуры
Обеспечение надежных ИТ-сервисов, предоставляемых в рамках всего предприятия в целом.
Различные уровни размещения инфраструктуры
Пример предприятия с несколькими бизнес-подразделениями и разнообразным портфелем технологий:
Категоризация META Group выделяет два различных типа областей (доменов) технологической архитектуры:
Примеры базовых доменов технологической архитектуры
Примерами базовых доменов технологической архитектуры являются:
Примеры прикладных доменов технологической архитектуры
Примерами прикладных доменов технологической архитектуры являются:
Категоризация технологий и сервисов Gartner
Gartner называет в технологической архитектуре шесть архитектурных компонент (сервисов):
Пример областей, категорий, стандартов и спецификаций технической справочной модели TRM FEAF
Взаимосвязи между функциональными и операционными требованиями к системам
Оценка состояния технологической инфраструктуры
Охват и функциональные возможности инфраструктуры
Рассмотрим вариант матрицы, которая использует эти два критерия.
Основными характеристиками адаптивной системы являются:
Основные идеи адаптивной инфраструктуры
Инфраструктура реального времени
Пример адаптивной инфраструктуры
Несколько комментариев к предыдущему слайду:
Можно выделять два класса стандартов – «технологические» и «рамочные».
Структура активностей стандарта ISO 15288
Помимо обязательных элементов, профиль может определять некоторые требования как факультативные.
Профили можно условно разделить на два класса:
Шаблон – решение проблемы в контексте
Использование архитектурных шаблонов
Методика описания архитектуры Gartner выделяет шаблоны в качестве отдельного «слоя» архитектуры.
Шаблон показывает взаимодействие компонент системы между собой
Важность шаблонов для архитектуры предприятия
Пример инфраструктурного шаблона
От традиционной архитектуры – к архитектуре, использующей инфраструктурные шаблоны
Сервис-ориентированная архитектура
Ссылочная модель сервис-ориентированной Архитектуры предприятия
Разработка Архитектуры предприятия
Общий контекст разработки Архитектуры предприятия
Можно указать следующие методики:
Методики являются инструментом для создания широкого спектра различных архитектур.
Собственно модель представляется в виде таблицы, имеющей пять строк и шесть столбцов
На каждом из этих уровней рассматривают одни и те же категории вопросов:
Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом
Фактически, данная строка определяет контекст всех последующих строк.
Основные характеристики модели Захмана
Модель Extended Enterprise Architecture Framework (E2AF)
Модель описания ИТ-архитектуры Gartner
Модель Gartner сформулирована в виде четырех связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровней:
Уровни модели архитектуры Gartner
Архитектура ИТ в бизнес-контексте
Аналитическая работа и компоненты Архитектуры предприятия
Структура описания доменов технологической архитектуры
Технологическая модель предприятия
Процесс разработки архитектуры включает следующие фазы:
Набор шаблонов IT Architecture Toolkit разработан американской ассоциацией CIO.
Структурная схема этой методики включает в себя пять уровней:
Области (домены) являются логическими блоками технологической архитектуры. Список доменов:
Например, в домен Управление системами входят, в том числе, следующие дисциплины:
Например, дисциплина «Управление Данными» может включать в себя такие Технологические Области, как:
Для описания конкретного решения используются три типа шаблонов:
Модель «4+1» представления Архитектуры
Модель «The 4+1 View Model of Architecture» была предложена Филиппом Кручтеном в 1995 году.
Четырьмя основными представлениями в этой методике являются следующие:
Она была разработана английской консалтинговой компанией Systems Advisers Ltd.
SAM можно рассматривать как некоторую надстройку над моделью архитектуры предприятия Захмана.
Можно выделить три категории сфер:
Они отвечают на четыре основных вопроса:
Взаимодействие MSF и MOF для удовлетворения запросов бизнеса
Различные перспективы архитектуры системы и используемые модели
Архитектурные перспективы, шаблоны и методики Microsoft
Концепции и шаблоны по построению архитектуры приложений
Три основных представления, используемые в DoDAF
Ни одна из известных методик не имеет доминирующего положения в плане своего использования.
Документы находятся в публичном доступе, что также является положительным аспектом
Создание Архитектуры предприятия
Первоочередными задачами такого проекта являются:
Проект работы включает решение следующих задач:
Список высокоуровневых документов может включать:
Основные элементы архитектурного процесса
Семь шагов архитектурного процесса
Методика EAP планирования Архитектуры предприятия
Методика EAP является инструментом планирования, а не детального проектирования архитектуры.
Отличительными характеристиками этого подхода к планированию архитектуры являются следующие:
Схема процесса разработки архитектуры и стратегии ИТ
Общая схема процесса разработки архитектуры
Архитектура задает цели для отдельных проектов и инициатив, но важна и обратная связь.
Подходы в разработке Архитектуры предприятия
Основные задачи при разработке Архитектуры предприятия
Можно выделить следующие моменты:
Обоснование необходимости проекта
Другим полезным показателем может быть «Возврат на возможность» (Return on opportunity).
Оптимальный состав команды, по мнению META, должен включать специалистов со следующими ролями:
Определение границ архитектуры
Формирование структур и процессов управления и контроля
Важными документами, которые будут использоваться в качестве основы, являются:
Управление и контроль архитектурного процесса
Функция управления и контроля включает два аспекта:
Элементы управления и контроля Архитектуры на различных этапах ИТ-проектов
Организационные структуры, связанные с управлением и контролем Архитектуры
Организация работы над Архитектурой
Постоянная работа над Архитектурой с организационной точки зрения ведется как бы на трех уровнях:
Она описывает описаны два основных процесса:
Цели проверки на соответствие Архитектуре
Текущие затраты на сопровождение Архитектуры
Gap-анализ (анализ несоответствий)
Процесс анализа на несоответствия включает следующие шаги:
Категории несоответствий в gap-анализе
Методика включает в себя пять стадий или уровней развития процессов, связанных с качеством:
Модель Кросби в отношении Архитектуры
Предлагаемая модель относит зрелость Архитектуры предприятия к одному из пяти уровней:
Характеристики уровней организационной зрелости
Принцип «достаточно хорошей» Архитектуры
Для реализации этого подхода рекомендуется следовать следующим трем рекомендациям:
Стратегическое окно возможностей для «достаточно хорошей» Архитектуры
Источники информации для систем разработки Архитектуры предприятия
Принципы работы систем поддержки процесса разработки Архитектуры
ИТ-архитектура и ИТ-стратегия
Тема 1
Актуальность проблематики
связана с:
- происходящими изменениями в самом бизнесе и индустриальном обществе;
- изменением роли информационных технологий в бизнесе и обществе;
- изменением корпоративной культуры и стиля управления в бизнесе;
- а также с объективным увеличением ИТ-бюджетов компаний.
Наиболее существенные области изменения роли ИТ для бизнеса
Эволюция роли ИТ
Изменение целей и результатов применения ИТ
Бизнес-стратегия и информационные технологии
Бизнес-стратегия должна идентифицировать направления развития бизнеса (основной области деятельности) организации и причины движения в данном направлении.
Архитектура ИТ должна идентифицировать те информационные системы, которые требуются для поддержки бизнес-стратегии.
ИТ-стратегия должна показывать, как эти системы могут быть реализованы в организации и какие технологии нужны для этого.
Взаимосвязи бизнес-стратегии, архитектуры ИТ и ИТ-стратегии
От стратегии к Портфелю приложений
Портфель инвестиций в информационные системы
Обобщенные источники преимуществ различных типов приложений
Стратегии достижения успешных бизнес-результатов
Операционная эффективность означает, например, отлаженные процессы работы с поставщиками, эффективное управление складскими запасами и пр.
Стратегия поддержания тесных отношений с клиентами предполагает получение глубоких знаний о заказчиках и эффективное использование этих знаний для построения долгосрочных отношений, которые выгодны для организации.Лидерство в продуктах и услугах предполагает вывод на рынок каких-либо уникальных продуктов, либо продуктов, обладающих высокими качественными характеристиками.
Пример использования анализа ключевых факторов для идентификации портфеля приложений
Классификация информационных технологий
- По назначению и характеру использования;
- По пользовательскому интерфейсу;
- По способу организации сетевого взаимодействия;
- По принципу построения;
- По степени охвата задач управления;
- По участию ТС в диалоге с пользователем;
- По способу управления производственной технологией.
1. По назначению и характеру использования
- Обеспечивающие ИТ – могут использоваться как инструменты в различных предметных областях для решения специализированных задач.
- Функциональные ИТ – реализуют типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области.
Обеспечивающие информационные технологии
Это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач.
Они могут базироваться на совершенно разных платформах.
Примеры обеспечивающих информационных технологий
- Технологии текстовой обработки;
- Мультимедиа- технологии;
- Технологии работы с базами данных;
- Технологии распознавания символов;
- Телекоммуникационные технологии;
- Технологии искусственного интеллекта и др.
Функциональные информационные технологии
Они образуют готовый программный продукт (или часть его), предназначенный для автоматизации задач в определенной предметной области.
Они функционируют в заданной технической среде.
Примеры функциональных информационных технологий
- Офисные технологии;
- Финансовые технологии;
- Информационные технологии в образовании;
- Информационные технологии автоматического проектирования и др.
Связь между обеспечивающими и функциональными ИТ
обеспечивающая информационная технология | Применение текстового редактора и табличного процессора для ведения бухгалтерского учета | функциональная информационная технология |
текстовый редактор; табличный процессор | технология бухгалтерского учета |
Интерфейс – совокупность правил организации взаимодействия устройств или программ между собой или с пользователем и средств, реализующих это взаимодействие.
Пользовательский интерфейс – комплекс средств и правил, организующих взаимодействие пользователя с устройствами или программами.
2.По пользовательскому интерфейсу
- Пакетные ИТ –не требуют вмешательства пользователя;
- Диалоговые ИТ – активное участие пользователя;
- Сетевые ИТ – использование специальных средств связи.
Пакетные ИТ
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
- алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
- имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых храниться на магнитных носителях;
- расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
- большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;
- регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.
Диалоговые ИТ
Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием.
- Он предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией).
Сетевые ИТ
Они обеспечивают взаимодействие многих пользователей.
Есть возможность использования данных, накопленных на рабочих местах других пользователей, а также возможность совместного решения одной задачи несколькими пользователями.
Вычислительная сеть – это совокупность компьютеров и сетевого оборудования, объединенных с помощью каналов связи в единую информационную систему.
3. По способу организации сетевого взаимодействия
- Технологии на базе локальных вычислительных сетей;
- Технологии на базе многоуровневых сетей;
- Технологии на базе распределенных сетей;
4. По принципу построения
- Функционально ориентированные ИТ – деятельность специалистов предметной области разбивается на множество иерархически подчиненных функций;
- Объектно ориентированные ИТ – информационная система проектируется в виде совокупности классов и объектов предметной области.
Объектно ориентированные ИТ
В качестве объектов могут выступать пользователи, клиенты, документы, базы данных и т.д.
Используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект».
Сравнение функционально ориентированных ИТ и объектно ориентированных ИТ
Функционально ориентированная технология | Объектно ориентированная технология | |
Рассматриваемая задача | Учет товаров на складе | |
Представление системы | В виде функций:
контроль; | В форме классов объектов:
|
Принцип построения | Разрабатываются технологии для каждой функции и определяются процессы передачи информации от одной функции к другой | Определяются состав и структура каждого класса объектов и процессы информационного взаимодействия этих классов друг с другом |
5. По степени охвата задач управления
- Технологии обработки данных;
- Технологии управления;
- Технологии автоматизации офиса;
- Технологии поддержки принятия решений;
- Технологии экспертных систем.
6. По участию технических средств в диалоге с пользователем
- Информационно-справочные (пассивные) технологии – поставляют информацию по соответствующему запросу;
- Информационно-советующие (активные) технологии – сами выдают абоненту предназначенную для него информацию.
Кроме сбора и обработки информации выполняются следующие функции:
- Определение рационального технологического режима функционирования по отдельным технологическим параметрам процесса;
- Определение управляющих воздействий по всем или отдельным управляемым параметрам процесса.
- Децентрализованные – совокупность независимых технологий ;
- Централизованные – реализация всех процессов управления в едином органе управления;
- Централизованные рассредоточенные – для реализации функции управления каждый локальный орган вступает в процесс информационного взаимодействия с другими органами управления;
- Иерархические – построены по принципу разделения функций управления на несколько взаимосвязанных уровней.