Файл: Итархитектура и итстратегия Тема 1 Актуальность проблематики связана с.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 562
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Наиболее существенные области изменения роли ИТ для бизнеса
Изменение целей и результатов применения ИТ
Бизнес-стратегия и информационные технологии
Взаимосвязи бизнес-стратегии, архитектуры ИТ и ИТ-стратегии
От стратегии к Портфелю приложений
Портфель инвестиций в информационные системы
Обобщенные источники преимуществ различных типов приложений
Стратегии достижения успешных бизнес-результатов
Пример использования анализа ключевых факторов для идентификации портфеля приложений
Классификация информационных технологий
1. По назначению и характеру использования
Обеспечивающие информационные технологии
Они могут базироваться на совершенно разных платформах.
Примеры обеспечивающих информационных технологий
Функциональные информационные технологии
Они функционируют в заданной технической среде.
Примеры функциональных информационных технологий
Связь между обеспечивающими и функциональными ИТ
2.По пользовательскому интерфейсу
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием.
Они обеспечивают взаимодействие многих пользователей.
3. По способу организации сетевого взаимодействия
В качестве объектов могут выступать пользователи, клиенты, документы, базы данных и т.д.
Используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект».
Сравнение функционально ориентированных ИТ и объектно ориентированных ИТ
5. По степени охвата задач управления
6. По участию технических средств в диалоге с пользователем
Кроме сбора и обработки информации выполняются следующие функции:
Иерархические информационные технологии содержат три уровня:
Компании и организации могут отличаться по своим размерам и объемам бизнеса на несколько порядков.
Для оценки используется величина расходов на ИТ, приведенная к масштабу бизнеса предприятия.
Распределение между различными статьями расходов на информационные технологии
Средняя доля капитальных затрат на ИТ по отношению к суммарным капитальным затратам
Типы затрат на информационные технологии:
Соотношение обязательных затрат и бюджета развития ИТ
Законы развития информационных технологий
Влияние законов Гилдера, Меткалфа и Мура на продукты, процессы и услуги
Модель планирования развития ИТ в организации
Модель магического квадранта Gartner
Архитектура предприятия обеспечивает:
Условия вложения средств в разработку архитектуры
Архитектура предприятия: основные определения
Определение термина «Предприятие»
Границы применения архитектурных подходов
Цели организации и информационные технологии
Элементы архитектуры предприятия
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Эволюция организационных принципов
Синхронизация потребностей бизнеса и возможностей ИТ
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Пользователи архитектуры предприятия
Определение Всемирной Организации Корпоративной Архитектуры (GEAO)
(GEAO – Global Enterprise Architecture Organization).
Контекст и уровни абстракции архитектуры
Концепции, соответствующие различным элементам и уровням абстракции архитектуры
Представления (домены) и перспективы (уровни абстракции) описания архитектуры
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Концептуальный уровень (решение)
Моделируется физическая структура реализации системы.
Архитектура предприятия и управление ИТ-портфелем
Интеграция ключевых процессов управления информационными технологиями предприятия
Архитектура, ИТ-активы и ИТ-проекты
Неверные представления об архитектуре:
Элементы архитектуры предприятия. Бизнес-архитектура. Архитектура информации
Области, входящие в понятие Архитектуры предприятия
Модель для описания стратегии и архитектуры информационных технологий
Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия
Процедуры – это инструкции, описывающие, как выполняются политики и стандарты.
Политики, стандарты и процедуры
Используется следующая иерархия отношений между политиками, стандартами и процедурами.
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Эволюция организационных принципов
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Включает в себя следующие аспекты:
Основные модели и инструменты описания Бизнес-архитектуры
Модели бывают различных типов:
После создания моделей на их основе можно выполнять различные методы анализа:
Показатели эффективности являются важной составляющей Бизнес-архитектуры.
Пример потоков данных на предприятии
Архитектура информации должна включает в себя следующие процессы управления информацией:
Общая Архитектура информации (данных)
Основные модели и инструменты описания Архитектуры информации
Результатами процесса разработки Архитектуры информации являются:
Управление федеративными данными
Видение принципов управления федеративными данными
Принципы интеграции через управление федеративными данными
Основные элементы архитектуры приложений
Две области Архитектуры приложений предприятия
Портфель прикладных систем предприятия
Контекст управления портфелем прикладных систем
Оценка портфеля прикладных систем по критериям «бизнес-ценность» и «техническое состояние»
Техническое состояние оценивается по ряду характеристик, включая
Категории оценки прикладных систем
Можно выделить три класса приложений в соответствии со следующими категориями:
Анализ ценности портфеля приложений на основе категоризации
Портфель ИТ и цели инвестиций в различные активы
Классификации приложений по роли в организации
Концепция «Архитектурного стиля»
Классификации приложений по архитектурному стилю
Анализ приложений с учетом архитектурного стиля
Для технологической архитектуры иногда используются термины:
Назначение технологической архитектуры
Обеспечение надежных ИТ-сервисов, предоставляемых в рамках всего предприятия в целом.
Различные уровни размещения инфраструктуры
Пример предприятия с несколькими бизнес-подразделениями и разнообразным портфелем технологий:
Категоризация META Group выделяет два различных типа областей (доменов) технологической архитектуры:
Примеры базовых доменов технологической архитектуры
Примерами базовых доменов технологической архитектуры являются:
Примеры прикладных доменов технологической архитектуры
Примерами прикладных доменов технологической архитектуры являются:
Категоризация технологий и сервисов Gartner
Gartner называет в технологической архитектуре шесть архитектурных компонент (сервисов):
Пример областей, категорий, стандартов и спецификаций технической справочной модели TRM FEAF
Взаимосвязи между функциональными и операционными требованиями к системам
Оценка состояния технологической инфраструктуры
Охват и функциональные возможности инфраструктуры
Рассмотрим вариант матрицы, которая использует эти два критерия.
Основными характеристиками адаптивной системы являются:
Основные идеи адаптивной инфраструктуры
Инфраструктура реального времени
Пример адаптивной инфраструктуры
Несколько комментариев к предыдущему слайду:
Можно выделять два класса стандартов – «технологические» и «рамочные».
Структура активностей стандарта ISO 15288
Помимо обязательных элементов, профиль может определять некоторые требования как факультативные.
Профили можно условно разделить на два класса:
Шаблон – решение проблемы в контексте
Использование архитектурных шаблонов
Методика описания архитектуры Gartner выделяет шаблоны в качестве отдельного «слоя» архитектуры.
Шаблон показывает взаимодействие компонент системы между собой
Важность шаблонов для архитектуры предприятия
Пример инфраструктурного шаблона
От традиционной архитектуры – к архитектуре, использующей инфраструктурные шаблоны
Сервис-ориентированная архитектура
Ссылочная модель сервис-ориентированной Архитектуры предприятия
Разработка Архитектуры предприятия
Общий контекст разработки Архитектуры предприятия
Можно указать следующие методики:
Методики являются инструментом для создания широкого спектра различных архитектур.
Собственно модель представляется в виде таблицы, имеющей пять строк и шесть столбцов
На каждом из этих уровней рассматривают одни и те же категории вопросов:
Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом
Фактически, данная строка определяет контекст всех последующих строк.
Основные характеристики модели Захмана
Модель Extended Enterprise Architecture Framework (E2AF)
Модель описания ИТ-архитектуры Gartner
Модель Gartner сформулирована в виде четырех связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровней:
Уровни модели архитектуры Gartner
Архитектура ИТ в бизнес-контексте
Аналитическая работа и компоненты Архитектуры предприятия
Структура описания доменов технологической архитектуры
Технологическая модель предприятия
Процесс разработки архитектуры включает следующие фазы:
Набор шаблонов IT Architecture Toolkit разработан американской ассоциацией CIO.
Структурная схема этой методики включает в себя пять уровней:
Области (домены) являются логическими блоками технологической архитектуры. Список доменов:
Например, в домен Управление системами входят, в том числе, следующие дисциплины:
Например, дисциплина «Управление Данными» может включать в себя такие Технологические Области, как:
Для описания конкретного решения используются три типа шаблонов:
Модель «4+1» представления Архитектуры
Модель «The 4+1 View Model of Architecture» была предложена Филиппом Кручтеном в 1995 году.
Четырьмя основными представлениями в этой методике являются следующие:
Она была разработана английской консалтинговой компанией Systems Advisers Ltd.
SAM можно рассматривать как некоторую надстройку над моделью архитектуры предприятия Захмана.
Можно выделить три категории сфер:
Они отвечают на четыре основных вопроса:
Взаимодействие MSF и MOF для удовлетворения запросов бизнеса
Различные перспективы архитектуры системы и используемые модели
Архитектурные перспективы, шаблоны и методики Microsoft
Концепции и шаблоны по построению архитектуры приложений
Три основных представления, используемые в DoDAF
Ни одна из известных методик не имеет доминирующего положения в плане своего использования.
Документы находятся в публичном доступе, что также является положительным аспектом
Создание Архитектуры предприятия
Первоочередными задачами такого проекта являются:
Проект работы включает решение следующих задач:
Список высокоуровневых документов может включать:
Основные элементы архитектурного процесса
Семь шагов архитектурного процесса
Методика EAP планирования Архитектуры предприятия
Методика EAP является инструментом планирования, а не детального проектирования архитектуры.
Отличительными характеристиками этого подхода к планированию архитектуры являются следующие:
Схема процесса разработки архитектуры и стратегии ИТ
Общая схема процесса разработки архитектуры
Архитектура задает цели для отдельных проектов и инициатив, но важна и обратная связь.
Подходы в разработке Архитектуры предприятия
Основные задачи при разработке Архитектуры предприятия
Можно выделить следующие моменты:
Обоснование необходимости проекта
Другим полезным показателем может быть «Возврат на возможность» (Return on opportunity).
Оптимальный состав команды, по мнению META, должен включать специалистов со следующими ролями:
Определение границ архитектуры
Формирование структур и процессов управления и контроля
Важными документами, которые будут использоваться в качестве основы, являются:
Управление и контроль архитектурного процесса
Функция управления и контроля включает два аспекта:
Элементы управления и контроля Архитектуры на различных этапах ИТ-проектов
Организационные структуры, связанные с управлением и контролем Архитектуры
Организация работы над Архитектурой
Постоянная работа над Архитектурой с организационной точки зрения ведется как бы на трех уровнях:
Она описывает описаны два основных процесса:
Цели проверки на соответствие Архитектуре
Текущие затраты на сопровождение Архитектуры
Gap-анализ (анализ несоответствий)
Процесс анализа на несоответствия включает следующие шаги:
Категории несоответствий в gap-анализе
Методика включает в себя пять стадий или уровней развития процессов, связанных с качеством:
Модель Кросби в отношении Архитектуры
Предлагаемая модель относит зрелость Архитектуры предприятия к одному из пяти уровней:
Характеристики уровней организационной зрелости
Принцип «достаточно хорошей» Архитектуры
Для реализации этого подхода рекомендуется следовать следующим трем рекомендациям:
Стратегическое окно возможностей для «достаточно хорошей» Архитектуры
Источники информации для систем разработки Архитектуры предприятия
Принципы работы систем поддержки процесса разработки Архитектуры
Три класса приложений
Можно выделить три класса приложений в соответствии со следующими категориями:
- базовые транзакционные (или вспомогательные, обеспечивающие, обслуживающие – utility);
- информационные (дающие преимущества);
- инновационные (стратегические).
Анализ ценности портфеля приложений на основе категоризации
Портфель ИТ и цели инвестиций в различные активы
Ожидаемый финансовый эффект
Для базовых транзакционных (обеспечивающих) приложений основной эффект – это, сокращение эксплуатационных и накладных расходов.
Для приложений второго класса – информационных (дающих преимущества для бизнеса) – основной эффект непосредственно связан с результативностью бизнеса.
Для стратегических (инновационных) приложений наибольший эффект на первой стадии может быть связан с нефинансовыми результатами, такими как изменение имиджа или опережение конкурентов.
Классификации приложений по роли в организации
- Критически важное для предприятия в целом (mission-critical). Приложение чрезвычайно важно для осуществления всей миссии компанииэ
- Критически важное для бизнеса (business-critical). Приложение важно для поддержки отдельного направления бизнеса или обеспечивающего бизнес-процесса.
- Вспомогательное (utility). Некритичное приложение, решающее частную, вспомогательную задачу.
- Средства офисной автоматизации (office productivity).
Концепция «Архитектурного стиля»
Различные бизнес-процессы требуют разную по характеру среду информационных технологий, отличающуюся производительностью, надежностью и т.д.
Архитектурный стиль – это совокупность корпоративных технологий и операционных сред, ориентированных на обслуживание определенного класса бизнес-процессов.
Классификации приложений по архитектурному стилю
- Приложения, обслуживающие большое количество транзакций (Transaction Processing).
- Операции в реальном времени (Real-Time Operations).
- Аналитические приложения, бизнес-аналитика, поддержка принятия решений (Analytical and Business Intelligence).
- Приложения поддержки совместной работы (Collaborative).
- Корпоративные и обслуживающие (Utility) приложения.
Анализ приложений с учетом архитектурного стиля
- Какие из этих пяти категорий приложений играют существенную роль в обеспечении общего успеха деятельности организации?
- Обеспечивает ли архитектура ИТ организации соответствующее оптимальное сочетание цены и производительности для обслуживания приложений, наиболее критичных с точки зрения успеха деятельности организации ?
Выводы
Подход будет состоять в определении ключевых для организации бизнес-процессов и разработке соответствующих архитектурных стилей.
При этом неразумно использовать один «архитектурный стиль» (набор технологий и решений) для всех типов процессов и приложений.
Спасибо за внимание!
Технологическая архитектура
Тема 7
Терминалогия
Для технологической архитектуры иногда используются термины:
- платформы;
- инфраструктура;
- системная архитектура;
- ИТ-архитектура.
Назначение технологической архитектуры
Обеспечение надежных ИТ-сервисов, предоставляемых в рамках всего предприятия в целом.
Технологическая архитектура определяет набор принципов и стандартов (индустриальных стандартов; стандартов, связанных с продуктами; конфигураций), которые обеспечивают руководства в отношении выбора и использования таких технологий как аппаратные платформы, операционные системы, системы управления базами данных, средства разработки, языки программированияРазличные уровни размещения инфраструктуры
Пример предприятия с несколькими бизнес-подразделениями и разнообразным портфелем технологий:
- некоторые из технологий координируются и эксплуатируются централизованно,
- другие – на уровне отдельных подразделений.
ИТ-сервисы, которые требуются для предприятия в целом, обеспечиваются комбинацией общекорпоративной и публичной инфраструктуры.
Инфраструктура уровня подразделения ориентирована на более специфические потребности соответствующих подразделений.
Категоризация META Group выделяет два различных типа областей (доменов) технологической архитектуры:
- базовые (технологии, которые используются практически каждой информационной системой);
- прикладные (более специфические с точки зрения использования бизнесом).
Примеры базовых доменов технологической архитектуры
Примерами базовых доменов технологической архитектуры являются:
- сети;
- аппаратное обеспечение;
- операционные системы;
- системы хранения;
- программное обеспечение промежуточного слоя (middleware);
- системы управления базами данных;
- технологии системного управления ИТ-ресурсами в распределенной среде;
- архитектура безопасности.
Примеры прикладных доменов технологической архитектуры
Примерами прикладных доменов технологической архитектуры являются:
- системы коллективной работы;
- электронной почты;
- управления потоками работ (workflow);
- Интранет;
- Интернет-приложения;
- системы электронной коммерции;
- архитектура хранилищ данных;
- специализированное аппаратное обеспечение (персональные цифровые помощники, сканеры штрих-кодов и т.д.).
Категоризация технологий и сервисов Gartner
Gartner называет в технологической архитектуре шесть архитектурных компонент (сервисов):
- Сервисы данных.
- Прикладные сервисы.
- Программное обеспечение промежуточного слоя (middleware).
- Вычислительная инфраструктура.
- Сетевые сервисы.
- Сервисы безопасности.
Пример областей, категорий, стандартов и спецификаций технической справочной модели TRM FEAF
Взаимосвязи функциональных и операционных требований с архитектурой приложений и технологической архитектурой
Взаимосвязи между функциональными и операционными требованиями к системам
Функциональные требования обеспечиваются архитектурой приложений, операционные требования обеспечиваются технологической архитектурой.
Если приложение спроектировано так, что оно не использует преимуществ технологической архитектуры, оно все равно будет функционировать плохо, и его будет сложно внедрять и сопровождать.
Есть существенная взаимосвязь между архитектурой приложений и технологической архитектурой: хорошая технологическая архитектура должна быть построена с учетом поддержки прикладных систем, играющих важную роль в работе организации.Оценка состояния технологической инфраструктуры
Для оценки состояния технологической инфраструктуры предприятия можно использовать подход, предложенный Питером Кином, основанный на использовании двух критериев:
- Функциональные возможности по выполнению бизнес-активностей.
- Охват: физические места расположения и группы людей, которые инфраструктура способна объединить, начиная от отдельного подразделения и до уровня отдельного сотрудника, где бы он ни находился.
Охват и функциональные возможности инфраструктуры
Рассмотрим вариант матрицы, которая использует эти два критерия.
Точка "A" на рисунке означает возможность обеспечить, например, прием заказа и его обработку, включая информацию о складе, планах производства, выставление счетов во всех соответствующих системах и подразделениях независимо от местоположения.Точка "B" соответствует ограниченным функциональным возможностям и широте охвата инфраструктуры, которая обеспечивает возможности по пересылке электронных сообщений в рамках отдельных подразделений.
Адаптивная система
Основными характеристиками адаптивной системы являются:
- самоконфигурирование – организация системы в соответствии с требованиями;
- самозащита – предотвращение сбоев в системе в результате нарушения работы компонент системы и потери целостности данных;
- самовосстановление – диагностика неисправностей, локализация ошибок и устранение их последствий;
- самооптимизация – наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов без вмешательства оператора.
Основные идеи адаптивной инфраструктуры
- все ИТ-ресурсы являются общими и разделяемыми;
- выделение ресурсов конкретным приложениям производится автоматически в соответствии с требованиями бизнеса;
- качество обслуживания является предсказуемым и стабильным, несмотря на непредсказуемый спрос на ресурсы.
Инфраструктура реального времени
Пример адаптивной инфраструктуры
Несколько комментариев к предыдущему слайду:
- элементарными "строительными блоками" являются отдельные ресурсы – серверы и отдельные процессоры, виртуальные устройства хранения данных, сетевое оборудование, программные серверы приложений и СУБД;
- обеспечение требований бизнеса производится в рамках модели предоставления сервисов. Каждый сервис реализуется на основе нужной комбинации программных и аппаратных ресурсов;
- специальная "интеллектуальная" компонента системы – управляющий модуль (IT governor) на основе мониторинга отвечает за переконфигурирование виртуальных серверов, запуск серверов приложений, управление пулами однородных устройств, изменение приоритетов выполняемых приложений.