Файл: Итархитектура и итстратегия Тема 1 Актуальность проблематики связана с.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 555
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Наиболее существенные области изменения роли ИТ для бизнеса
Изменение целей и результатов применения ИТ
Бизнес-стратегия и информационные технологии
Взаимосвязи бизнес-стратегии, архитектуры ИТ и ИТ-стратегии
От стратегии к Портфелю приложений
Портфель инвестиций в информационные системы
Обобщенные источники преимуществ различных типов приложений
Стратегии достижения успешных бизнес-результатов
Пример использования анализа ключевых факторов для идентификации портфеля приложений
Классификация информационных технологий
1. По назначению и характеру использования
Обеспечивающие информационные технологии
Они могут базироваться на совершенно разных платформах.
Примеры обеспечивающих информационных технологий
Функциональные информационные технологии
Они функционируют в заданной технической среде.
Примеры функциональных информационных технологий
Связь между обеспечивающими и функциональными ИТ
2.По пользовательскому интерфейсу
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием.
Они обеспечивают взаимодействие многих пользователей.
3. По способу организации сетевого взаимодействия
В качестве объектов могут выступать пользователи, клиенты, документы, базы данных и т.д.
Используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект».
Сравнение функционально ориентированных ИТ и объектно ориентированных ИТ
5. По степени охвата задач управления
6. По участию технических средств в диалоге с пользователем
Кроме сбора и обработки информации выполняются следующие функции:
Иерархические информационные технологии содержат три уровня:
Компании и организации могут отличаться по своим размерам и объемам бизнеса на несколько порядков.
Для оценки используется величина расходов на ИТ, приведенная к масштабу бизнеса предприятия.
Распределение между различными статьями расходов на информационные технологии
Средняя доля капитальных затрат на ИТ по отношению к суммарным капитальным затратам
Типы затрат на информационные технологии:
Соотношение обязательных затрат и бюджета развития ИТ
Законы развития информационных технологий
Влияние законов Гилдера, Меткалфа и Мура на продукты, процессы и услуги
Модель планирования развития ИТ в организации
Модель магического квадранта Gartner
Архитектура предприятия обеспечивает:
Условия вложения средств в разработку архитектуры
Архитектура предприятия: основные определения
Определение термина «Предприятие»
Границы применения архитектурных подходов
Цели организации и информационные технологии
Элементы архитектуры предприятия
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Эволюция организационных принципов
Синхронизация потребностей бизнеса и возможностей ИТ
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Пользователи архитектуры предприятия
Определение Всемирной Организации Корпоративной Архитектуры (GEAO)
(GEAO – Global Enterprise Architecture Organization).
Контекст и уровни абстракции архитектуры
Концепции, соответствующие различным элементам и уровням абстракции архитектуры
Представления (домены) и перспективы (уровни абстракции) описания архитектуры
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Концептуальный уровень (решение)
Моделируется физическая структура реализации системы.
Архитектура предприятия и управление ИТ-портфелем
Интеграция ключевых процессов управления информационными технологиями предприятия
Архитектура, ИТ-активы и ИТ-проекты
Неверные представления об архитектуре:
Элементы архитектуры предприятия. Бизнес-архитектура. Архитектура информации
Области, входящие в понятие Архитектуры предприятия
Модель для описания стратегии и архитектуры информационных технологий
Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия
Процедуры – это инструкции, описывающие, как выполняются политики и стандарты.
Политики, стандарты и процедуры
Используется следующая иерархия отношений между политиками, стандартами и процедурами.
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Эволюция организационных принципов
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Включает в себя следующие аспекты:
Основные модели и инструменты описания Бизнес-архитектуры
Модели бывают различных типов:
После создания моделей на их основе можно выполнять различные методы анализа:
Показатели эффективности являются важной составляющей Бизнес-архитектуры.
Пример потоков данных на предприятии
Архитектура информации должна включает в себя следующие процессы управления информацией:
Общая Архитектура информации (данных)
Основные модели и инструменты описания Архитектуры информации
Результатами процесса разработки Архитектуры информации являются:
Управление федеративными данными
Видение принципов управления федеративными данными
Принципы интеграции через управление федеративными данными
Основные элементы архитектуры приложений
Две области Архитектуры приложений предприятия
Портфель прикладных систем предприятия
Контекст управления портфелем прикладных систем
Оценка портфеля прикладных систем по критериям «бизнес-ценность» и «техническое состояние»
Техническое состояние оценивается по ряду характеристик, включая
Категории оценки прикладных систем
Можно выделить три класса приложений в соответствии со следующими категориями:
Анализ ценности портфеля приложений на основе категоризации
Портфель ИТ и цели инвестиций в различные активы
Классификации приложений по роли в организации
Концепция «Архитектурного стиля»
Классификации приложений по архитектурному стилю
Анализ приложений с учетом архитектурного стиля
Для технологической архитектуры иногда используются термины:
Назначение технологической архитектуры
Обеспечение надежных ИТ-сервисов, предоставляемых в рамках всего предприятия в целом.
Различные уровни размещения инфраструктуры
Пример предприятия с несколькими бизнес-подразделениями и разнообразным портфелем технологий:
Категоризация META Group выделяет два различных типа областей (доменов) технологической архитектуры:
Примеры базовых доменов технологической архитектуры
Примерами базовых доменов технологической архитектуры являются:
Примеры прикладных доменов технологической архитектуры
Примерами прикладных доменов технологической архитектуры являются:
Категоризация технологий и сервисов Gartner
Gartner называет в технологической архитектуре шесть архитектурных компонент (сервисов):
Пример областей, категорий, стандартов и спецификаций технической справочной модели TRM FEAF
Взаимосвязи между функциональными и операционными требованиями к системам
Оценка состояния технологической инфраструктуры
Охват и функциональные возможности инфраструктуры
Рассмотрим вариант матрицы, которая использует эти два критерия.
Основными характеристиками адаптивной системы являются:
Основные идеи адаптивной инфраструктуры
Инфраструктура реального времени
Пример адаптивной инфраструктуры
Несколько комментариев к предыдущему слайду:
Можно выделять два класса стандартов – «технологические» и «рамочные».
Структура активностей стандарта ISO 15288
Помимо обязательных элементов, профиль может определять некоторые требования как факультативные.
Профили можно условно разделить на два класса:
Шаблон – решение проблемы в контексте
Использование архитектурных шаблонов
Методика описания архитектуры Gartner выделяет шаблоны в качестве отдельного «слоя» архитектуры.
Шаблон показывает взаимодействие компонент системы между собой
Важность шаблонов для архитектуры предприятия
Пример инфраструктурного шаблона
От традиционной архитектуры – к архитектуре, использующей инфраструктурные шаблоны
Сервис-ориентированная архитектура
Ссылочная модель сервис-ориентированной Архитектуры предприятия
Разработка Архитектуры предприятия
Общий контекст разработки Архитектуры предприятия
Можно указать следующие методики:
Методики являются инструментом для создания широкого спектра различных архитектур.
Собственно модель представляется в виде таблицы, имеющей пять строк и шесть столбцов
На каждом из этих уровней рассматривают одни и те же категории вопросов:
Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом
Фактически, данная строка определяет контекст всех последующих строк.
Основные характеристики модели Захмана
Модель Extended Enterprise Architecture Framework (E2AF)
Модель описания ИТ-архитектуры Gartner
Модель Gartner сформулирована в виде четырех связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровней:
Уровни модели архитектуры Gartner
Архитектура ИТ в бизнес-контексте
Аналитическая работа и компоненты Архитектуры предприятия
Структура описания доменов технологической архитектуры
Технологическая модель предприятия
Процесс разработки архитектуры включает следующие фазы:
Набор шаблонов IT Architecture Toolkit разработан американской ассоциацией CIO.
Структурная схема этой методики включает в себя пять уровней:
Области (домены) являются логическими блоками технологической архитектуры. Список доменов:
Например, в домен Управление системами входят, в том числе, следующие дисциплины:
Например, дисциплина «Управление Данными» может включать в себя такие Технологические Области, как:
Для описания конкретного решения используются три типа шаблонов:
Модель «4+1» представления Архитектуры
Модель «The 4+1 View Model of Architecture» была предложена Филиппом Кручтеном в 1995 году.
Четырьмя основными представлениями в этой методике являются следующие:
Она была разработана английской консалтинговой компанией Systems Advisers Ltd.
SAM можно рассматривать как некоторую надстройку над моделью архитектуры предприятия Захмана.
Можно выделить три категории сфер:
Они отвечают на четыре основных вопроса:
Взаимодействие MSF и MOF для удовлетворения запросов бизнеса
Различные перспективы архитектуры системы и используемые модели
Архитектурные перспективы, шаблоны и методики Microsoft
Концепции и шаблоны по построению архитектуры приложений
Три основных представления, используемые в DoDAF
Ни одна из известных методик не имеет доминирующего положения в плане своего использования.
Документы находятся в публичном доступе, что также является положительным аспектом
Создание Архитектуры предприятия
Первоочередными задачами такого проекта являются:
Проект работы включает решение следующих задач:
Список высокоуровневых документов может включать:
Основные элементы архитектурного процесса
Семь шагов архитектурного процесса
Методика EAP планирования Архитектуры предприятия
Методика EAP является инструментом планирования, а не детального проектирования архитектуры.
Отличительными характеристиками этого подхода к планированию архитектуры являются следующие:
Схема процесса разработки архитектуры и стратегии ИТ
Общая схема процесса разработки архитектуры
Архитектура задает цели для отдельных проектов и инициатив, но важна и обратная связь.
Подходы в разработке Архитектуры предприятия
Основные задачи при разработке Архитектуры предприятия
Можно выделить следующие моменты:
Обоснование необходимости проекта
Другим полезным показателем может быть «Возврат на возможность» (Return on opportunity).
Оптимальный состав команды, по мнению META, должен включать специалистов со следующими ролями:
Определение границ архитектуры
Формирование структур и процессов управления и контроля
Важными документами, которые будут использоваться в качестве основы, являются:
Управление и контроль архитектурного процесса
Функция управления и контроля включает два аспекта:
Элементы управления и контроля Архитектуры на различных этапах ИТ-проектов
Организационные структуры, связанные с управлением и контролем Архитектуры
Организация работы над Архитектурой
Постоянная работа над Архитектурой с организационной точки зрения ведется как бы на трех уровнях:
Она описывает описаны два основных процесса:
Цели проверки на соответствие Архитектуре
Текущие затраты на сопровождение Архитектуры
Gap-анализ (анализ несоответствий)
Процесс анализа на несоответствия включает следующие шаги:
Категории несоответствий в gap-анализе
Методика включает в себя пять стадий или уровней развития процессов, связанных с качеством:
Модель Кросби в отношении Архитектуры
Предлагаемая модель относит зрелость Архитектуры предприятия к одному из пяти уровней:
Характеристики уровней организационной зрелости
Принцип «достаточно хорошей» Архитектуры
Для реализации этого подхода рекомендуется следовать следующим трем рекомендациям:
Стратегическое окно возможностей для «достаточно хорошей» Архитектуры
Источники информации для систем разработки Архитектуры предприятия
Принципы работы систем поддержки процесса разработки Архитектуры
Иерархические информационные технологии содержат три уровня:
- Уровень управления работой оборудования и технологическими процессами;
- Уровень оперативного управления ходом производственного процесса;
- Уровень планирования работ.
Спасибо за внимание!
ИТ-бюджет
Тема 2
Расходы на ИТ
Компании и организации могут отличаться по своим размерам и объемам бизнеса на несколько порядков.
Для оценки используется величина расходов на ИТ, приведенная к масштабу бизнеса предприятия.
Чаще всего это величина годовых расходов на ИТ, выраженная в процентах от годового дохода (или бюджета для государственных структур).
В составе суммарных затрат на ИТ обычно выделяют операционные затраты на ИТ и капитальные ИТ-затраты.
Распределение между различными статьями расходов на информационные технологии
Средняя доля капитальных затрат на ИТ по отношению к суммарным капитальным затратам
Типы затрат на информационные технологии:
- Обязательные затраты – это затраты, которые организация просто обязана производить для того, чтобы обеспечить функционирование текущей ИТ-инфраструктуры и приложений, выполнять их обслуживание, а также обеспечивать текущие операции.
- Затраты, связанные с развитием – это часть ИТ-бюджета, которая может быть инвестирована в развитие функциональных возможностей систем, замену существующих систем на новые, обновление инфраструктуры и в улучшение деятельности ИТ-службы.
Соотношение обязательных затрат и бюджета развития ИТ
Законы развития информационных технологий
Закон Гилдера, который утверждает, что рост пропускной способности сетей в целом, как минимум, в три раза превышает вычислительную мощность компьютеров.
Закон Меткалфа, утверждающий, что ценность или значение сетевой структуры экспоненциально возрастает с ростом числа подключений к сети.
Закон Мура об удвоении плотности размещения транзисторов на кристалле и, как следствие, удвоении вычислительной мощности каждые 18 месяцев.
Влияние законов Гилдера, Меткалфа и Мура на продукты, процессы и услуги
Модель планирования развития ИТ в организации
Модель предназначена для сравнения отдельных компаний в целом как поставщиков продуктов в некоторой конкретной категории.
Позиционирование компании определяется ее потенциалом в целом с учетом реализуемой бизнес-модели в конкретной области, организации поддержки, функциональности продукта или услуги, а также применяемой технологии.Модель магического квадранта Gartner
Архитектура предприятия обеспечивает:
- принятие решений и управление в условиях принципиальной сложности организации бизнеса и информационных технологий;
- план развития и изменений;
- процесс расстановки приоритетов при формировании бюджетов;
- поддержку разработки новых систем.
Условия вложения средств в разработку архитектуры
Спасибо за внимание!
Архитектура предприятия: основные определения
Тема 3
Определение термина «Предприятие»
Под термином «Предприятие» имеется в виду формальное объединение, не обязательно связанное с коммерческой деятельностью.
Это может быть и государственная организация, и общественное, в том числе неформальное, объединение участников, связанных общей целью.
Более общее определение:
Предприятие - это комплексная система культурных, технологических и процессных компонент, организованных для достижения целей организации.
Границы применения архитектурных подходов
Можно применять архитектурные подходы к целому предприятию, подразделению или даже к отдельной прикладной системе. Границы рассмотрения определяются в зависимости от конкретной задачи.
Архитектура предприятия является одним из инструментов организационных изменений и всего предприятия в целом с использованием ИТ, и особенно той части организации, которая отвечает за информационные технологии.Цели организации и информационные технологии
Элементы архитектуры предприятия
Бизнес-архитектура
Бизнес-модели описывают стратегию организации, структуры управления, требования, ограничения и правила, а также основные бизнес-процессы, включая взаимосвязи и зависимости между ними.
Бизнес-архитектура описывает на уровне предприятия в целом то, как реализуются основные функции организации, включая организационные и функциональные структуры, роли и ответственности
Архитектура информации
Архитектура информации определяет ключевые активы, связанные со структурированной и неструктурированной информацией, требующейся для бизнеса, включая расположение, время, типы файлов и баз данных и других информационных хранилищ.Архитектура прикладных систем описывает те системы, которые обеспечивают необходимый функционал для реализации логики бизнес-процессов организации.
Технологическая архитектура
Архитектура предприятия определяет общую структуру и функции систем (бизнес и ИТ) в рамках всей организации в целом.
Архитектура уровня отдельных проектов определяет структуру и функции систем (бизнес и ИТ) на уровне проектов и программ.
Архитектура прикладных систем определяет структуру и функции приложений, которые разрабатываются с целью обеспечения требуемой функциональности.
Архитектура предприятия
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Архитектуру предприятия
Эволюция организационных принципов
Синхронизация потребностей бизнеса и возможностей ИТ
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Спасибо за внимание!
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Тема 4
Пользователи архитектуры предприятия
- профессионалы в области создания информационных систем, которые вовлечены в соответствующие корпоративные проекты создания важных для предприятия приложений;
- системные архитекторы, которые отвечают за создание архитектуры отдельных информационных систем;
- бизнес-аналитики, которые ведут процесс проектирования организационных структур и бизнес-процессов;
- руководители, заинтересованные в систематическом, структурированном анализе проблем и возможностей, которые открываются перед бизнесом.