Файл: Реферат по теме Формирование финансовой грамотности на уроках математики в 56 классах.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
Кафедра математики, информатики и цифровых образовательных технологий
РЕФЕРАТ
по теме:
«Формирование финансовой грамотности на уроках математики в 5-6 классах»
Выполнила:
студентка 4 курса
направление подготовки 44.03.05
Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки),
профили «Математика» и
«Информатика»
группы ПИ4
Пилипенко Мария Александровна
Проверил:
профессор кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий, кандидат технических наук
Тоискин Владимир Сергеевич
Дата защиты
«_____»__________2023 г.
Оценка «_____________»
Ставрополь, 2023
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ…………………………………….
-
Сущность понятия «финансовая грамотность» -
Математические основы финансовой грамотности в 5-6 классах
Глава 2. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ…………………………………………………………………
2.1 Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках математики посредством решения математических задач …………………………………….
2.2 Методика формирования финансовой грамотности на уроках математики для обучающихся 5 классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы выявились серьезные недоработки школьного образования в экономическом воспитании школьников. Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат. Именно экономическим невежеством населения объясняются многие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются заемщики, взявшие так называемые микрокредиты или участвующие в финансовых пирамидах. Массовое неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить. Все это делает актуальным введение в программы различных школьных предметов задачи формирования экономической грамотности, как важного элемента воспитания подрастающего поколения. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.
Так, в курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров. Школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе и делать покупки в магазинах. В 5 классе закрепляется и развивается умение пользоваться денежными знаками, применяя формулы стоимости покупки, оценивать достаточность имеющейся суммы денег, вычислять причитающуюся сдачу, решать простые задачи на проценты и банковские проценты, встречаться с повышением и понижением цен на товары, рассчитывать налоги, выбирать оптимальный набор товаров и услуг, принимать участие в расчетах семейного бюджета.
Актуальность формирования финансовой грамотности современных школьников обусловлена тем, что они уже с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений: самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Все это требует определенных компетенций, а, значит, делает актуальным введение в программы различных школьных предметов задачи формирования основ финансовой грамотности как важного элемента воспитания подрастающего поколения. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность.
Целью проекта является изучение формирования у обучающихся 5-6 классов на уроках математики основ финансовой грамотности.
1.1 Сущность понятия «финансовая грамотность»
Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостояния людей.
К ним относятся:
1) Принятие решений о тратах и сбережениях;
2) Выбор соответствующих инструментов для работы с финансами;
3) Планирование бюджета;
4) Накопление средств на бедующие цели, например, получение образования или обеспечение жизни в зрелом возрасте
Данное понятие выходит за рамки политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных отношений. Исследование грамотности в финансовой сфере при поддержке фонда MERRILL LYNSH FOUNDATION обнаружило, что только 48% учащихся выпускных классов могут правильно ответить на вопросы по финансовой грамотности. Чтобы в полной мере участвовать в мировой экономике, люди должны иметь доступ к финансовым услугам и самое важное понимать, как ими пользоваться на базовом и продвинутом уровнях. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. Люди, обладающие «здравым финансовым смыслом», принимают решения, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, внести вклад в экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы.
Как обстоит дело с обучением финансовой грамотности в образовательных учреждениях и домашних условиях?
В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование. Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами.
Что можно предпринять для решения проблемы?
Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.
Вопросами повышения финансовой грамотности и экономической культуры занимались и занимаются такие педагоги, как Е.Е. Парамонова, А.А. Нуртдинова, В.А. Кузьменко, А.А. Горчинская, Г.А. Бордовский,
Г.Э. Королёва и др.
Финансовая грамотность обучающегося — это знание и понимание финансовых концепций и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность применять такое знание и понимание для того, чтобы принимать эффективные решения в целом ряде финансовых контекстов для улучшения финансового благосостояния человека и общества и для обеспечения участия в экономической жизни [18].
В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?
Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы [2]. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни [5].
В ситуации экономической неопределенности важно помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.
1.2 Математические основы финансовой грамотности в 5-6 классах
Международные исследования уровня образования показали, что учащиеся хуже всего справляются с задачами, в которых требуется матемизировать предложенную жизненную ситуацию. Одной из главных причин отсутствия соответствующих умений является тот факт, что, как правило, учащихся знакомят с математическими фактами, алгоритмами и на наборе задач отрабатывают умения в применении изложенной темы. Но учащиеся зачастую не представляют, в какой области науки можно применить полученные знания.
Отсюда возникает представление о математике как сложно и жизненно неприменимой науке, пропадает мотивация к изучению предмета. Умениям применять математические знания для решения жизненных проблем необходимо обучать целенаправленно.
Для формирования финансовой грамотности в 5-6 классах необходимо, чтобы школьник свободно оперировал следующими математическими понятиями:
• Процент, нахождение процента от числа и наоборот
• Среднее арифметическое чисел
• Действия с дробями (нахождение целого по его части, сложение, вычитание, умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей
• Решение задач с помощью уравнений
• Решение задач с помощью пропорций (прямая и обратная пропорции)
• Понятие о положительных и отрицательных числах и действия с ними
• Решение задач связанные с вычислением площади и объема фигуры
• Координатная плоскость, графики, диаграммы
Рассмотрим какие сферы экономики возможно затронуть на уроке математики и каким теоретическим материалом в рамках рассматриваемой сферы научится оперировать ученик. Ниже представлена таблица с одним из вариантов интеграции тем математики и экономики и как следствием полученными обучающимися компетенциями и умениями.
Табл.1 Вариант интеграции тем математики и экономики
Изучаемая тема математики | Тема в экономической науке | Теоретический минимум | Умения | Компетенции |
Проценты, действия с десятичными дробями диаграммы, графики | Валютные операции, кредитование, спрос и предложение, Семейный бюджет | Валюта, валютный курс, конвертация, валютная биржа, девальвация | Перевести одну валюту в другую; находить информацию о валютах в разных государствах находить информацию об изменениях курсов валют | Оцени-вать необхо-димост ь наличия сбережений в валюте в зависимости от экономическо й ситуации в стране |
Среднее арифметичес кое | Кредиты и вклады, Депозиты и | Вклады, ставка кредитования, кредит, банк, | Научиться рассчитывать банковский | Оценивать необходимост ь |
Положитель ные и отрицательн ые числа Проценты, пропорции | расчет процентного дохода | страхование, ипотека | процент и сумму выплат по вкладам, издержки, доход, прибыль. | использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем иметь навыки финансовой и технологическ ой безопасности при пользовании деньгами |
Решение задач с помощью уравнений Действия с дробями Положитель ные отрицательн ые числа | Финансовый план Семейный и государственны й бюджет Экономические ресурсы | Доход, прибыль, заработная плата, налог, аренда, дефицит, профицит, бюджет | Рассчитыват ь расходы Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи Решать задачи по избеганию дефицита бюджета; замечать в жизни возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений | Готовность участвовать в обсуждении очередности и размеров семейных расходов, анализировать структуру личных затрат |
Решение задач связанные с вычислением площади и | Финансовая эффективность | Экономия, затраты | Уметь анализироват ь информацию , применять её для | Определение и оценка вариантов экономическо |